Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Макс Вебер



- немецкий социолог, философ и историк. Основные сочинения: «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906), «О категориях понимающей социологии» (1913) и др.

Вебер настаивал на том, что социальное и историческое познание (как и естественные науки) должно быть рациональным, свободным от субъективных оценок.

Элементарной единицей социологического анализа Вебер считал социальное действие, предполагающее:

а) индивидуальную осмысленность, субъективную мотивацию

б) «ориентацию на других», придающую социальному действию социальное значение.

Таким образом, реальными субъектами социального действия у Вебера рассматривались индивиды, а не коллективные формы или общественные институты

Типология социального действия, разработанная Вебером, включала:

1. целерациональное действие (когда цели и средства их достижения сознательно избираются индивидом, а критерием их адекватности выступает успех);

2. ценностно-рациональное действие (осмысленное действие, организующееся системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха);

3. аффективное действие (определяемое непосредственными эмоциональными реакциями);

4. традиционное действие (определяемое привычкой).

Типология социального действия Вебера лежит в основе его концепции типов легитимного господства (признаваемое управляемыми индивидами власти). В основе легального типа господства (современные Веберу западные государства) лежит целерациональное действие. Мотивом признания власти служит соображение интереса. Для легального господства характерны развитая бюрократия и климат формально-правового начала.

Харизматический тип господства (харизма есть экстраординарные качества лидера) базируется на аффективном типе социального действия.

Базой традиционного типа господства, характеризующегося верой в священность существующих властных структур и патриархальность внутригосударственных связей, является привычка к определенному поведению.

За последние три-четыре столетия западное общество, по Веберу, идет по пути нарастающей радикальной рационализации своих основных сфер (хозяйственной, политико-правовой, духовной). Универсальное господство рационального начала, полагал Вебер, отличает современное общество от всех существовавших ранее или «традиционных». Разум в трактовке Вебера лишен этического начала, является чисто технической калькуляцией способностей.

При этом Вебер связывает генезис капитализма с европейской Реформацией [см. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, 1904-1905]. Протестантизм, по веберу, заложил основы трудовой этики и рационализма, составляющее ядро новоевропейского типа личности.

Примечание: данный материал подготовлен на основе статьи Всемирной энциклопедии под редакцией А. А. Грицанова [см. Фуре В. Н., 2001, с. 153].

Метод идеальных типов Вебера претендовал на решение задачи снятия альтернативы таких подходов к предмету гуманитарного познания, как историзм и социальный реализм. Вебер требовал синтеза традиционных научных методов с понимающим отношением к специфике гуманитарного знания.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...