Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Герберт Спенсер



- британский философ и социолог, разработавший под влиянием достижений естественных наук концепцию энциклопедического синтеза всех наук на основе эволюционизма, что способствовало формированию новых стандартов научной деятельности в социологии.

Основные труды: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), «Основания социологии» (1876-1896), прочее.

Влияние на Спенсера оказали Дарвин, Смит, Мальтус. Спенсер стоял на принципах индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Любое вмешательство в естественный ход событий (тем более социалистическое планирование), по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Поэтому Спенсер выступал против государственной помощи бедному населению, против государственной заботы о воспитании детей (по крайней мере, за ограничение этих вспомоществлений). Он был против колониализма и всего, что растит и усиливает государственную бюрократию.

Эволюция, по Спенсеру, это интеграция бессвязного и однородного вещества и рассеянного движения в состоянии определенности и разнородности вещества и движения. Иными словами, это структурирование, фундаментальная организация и систематизация. Предел эволюции – равновесие системы. Распад системы есть результат нарушения ее равновесия и переход к новому циклу эволюционного процесса.

Выделяются три вида эволюционного процесса, подчиняющиеся общим законам, при условии, что законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз.

Первый вид – неорганический эволюционный процесс, второй – органический, третий – надорганический. Общество – часть природы, следовательно, такой же естественный, а не искусственный объект, созданный в результате «общественного договора», высшей воли или сознательного творчества групп и личностей.

История есть продукт законов социальной эволюции. А социальные факты суть проявления эволюционных процессов (дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации), приводящих к созданию социальных институтов.

Социальные институты понимаются Спенсером как механизмы самоорганизации совместной жизни людей, превращающие человека из асоциального в социальное существо, способное к коллективным действиям.

Институты возникают в ходе эволюции автоматически как результат роста численности человеческих популяций и согласно общему закону, гласящему, что прирост массы приводит к усложнению структуры и к дифференциации функций.

Какие бывают институты как органы самоорганизации и управления?

Во-первых, выделяются домашние институты (семьи, брака, воспитания).

Во-вторых, обрядовые или церемониальные (устанавливающие обычаи, обряды, этикет).

Далее, политические институты (появление которых вызвано переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами). Война и труд, говорил Спенсер, суть те силы, которые создают государство. Для более первичной и примитивной войны характерно насилие, для более органичного труда внутренне самоограничение и как перспектива – объединение в индустриальное общество. Поэтому у Спенсера выделяется два типа общества: военный и промышленный.

Сильное государство, по Спенсеру, неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы. Спенсер сформулировал закон «равной свободы», по которому каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека. Итак, у Спенсера, свобода ограничивается не государственным преграждением, а свободой другого человека.

Четвертым типом социальных институтов выступают институты церковные, обеспечивающие интеграцию общества.

Пятым, типом являются профессиональные и промышленные институты, возникающие на основе разделения труда.

Теория социальных институтов – это попытка системного исследования общества. Причем, по аналогии с биоорганизациями, у Спенсера деньги уподобляются кровяным частицам, вернее, наоборот, так как Спенсер не, только уподоблял общество организму, но и свою биологию пытался социализировать [Лимаренко А. П., 2001, с. 1011-1012].





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 466 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...