Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЯА&





озно-теократическому настроению, — приблизил к себе церковь римско-католическую. Император предложил убежище в России папе римскому1, приютил изгнанный из ряда европейских стран орден иезуитов и даже принял сан Великого магистра Мальтий­ского ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Изначально названный духовный орден возник в Иерусалиме (1048), дабы давать приют и врачебную помощь богомольцам, являвшимся в Святую землю. Российский монарх стал членом католического ордена, в числе основных задач которого была деятельная благотворительность, а потому отнюдь не случайно краткий срок его правления — четы­ре года, четыре месяца и четыре дня — отмечен судьбоносным решением, кардинально и позитивно изменившим отношение Российского государства к инвалидам. Важные шаги на пути ста­новления отечественной системы государственного призрения со­вершены монархом, которого многие современники считали бе­зумцем2.

Первый шаг на пути деятельной благотворительности Павел сделал в юном возрасте. В девять лет цесаревич заболел столь тя­жело, что Екатерина II сомневалась, выживет ли он. По преданию, Павлу порекомендовали дать обет построить в случае выздоровле­ния лечебное заведение. Обет был дан и исполнен. 11 июня 1763 г. Сенат обнародовал указ: «Просил Ее Императорское Величество любезный Ее Императорского Величества сын, цесаревич и вели­кий князь Павел Петрович, чтобы Ее Императорское Величество позволили ему в Москве под его именем учредить свободную больницу» [7, с. 8]. Так, благодаря павловскому обету в Москве неподалеку от Даниловского монастыря появилась больница для гражданского населения на 25 коек (1763).

Вступая в Мальтийский орден госпитальеров, Павел принима­ет новый обет — развивать в стране систему медицинских учреж­дений и также исполняет его. В 1797 г. самодержец повелевает со­здать во всех (за исключением столичных) губерниях врачебные управы, введя в них инспекторов «для лучшего наблюдения над аптеками и госпиталями». Правда, истинные мотивы указа далеки от филантропических идеалов ордена. Создавалась врачебная управа главным образом для освидетельствования рекрутов. Упра-

1 «Современное положение дел в Италии, угрожающее принять с каж­
дым днем все большие и большие размеры и увеличивающиеся опасения
святого отца (папы Пия VII), чтобы новое вторжение французов в пределы
Церковной области не заставило его искать себе безопасное убежище в дру­
гой стране, побуждает меня предложить его святейшеству, если бы он уви­
дел необходимость покинуть Италию, поселиться в моих католических вла­
дениях. Я предлагаю предоставить св. отцу все то, чего он мог бы при этом
лишиться...» [Из письма Павла I королю обеих Сицилии Фердинанду IV]
[34, с. 335].

2 «С ранних лет Павел отличался странностями, свидетельствовавшими
о его не вполне нормальных умственных способностях. Вспышки бурного
гнева чередовались с подавленностью душевной. Павел бывал подвержен
галлюцинациям; временами на него нападала беспричинная тоска» [40,
с. 528].



ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ


ве в подчинение передавался немногочисленный губернский меди­цинский персонал («оператор»-хирург, уездные лекари, повиваль­ные бабки), а также аптеки и казенные больницы [12].

К сожалению, совершенствование лечебной службы престоло­наследник начал с ликвидации Приказов общественного призрения, введенных указом Екатерины II. Их по прихоти нового монарха сменили Камеральные департаменты и врачебные управы, а в сто­лицах — медицинские коллегии. Характер изменений со всей оче­видностью раскрывает текст указа по Москве (1798): «Приказ об­щественного призрения со всеми находящимися при оном чинами, заведениями городского правления с тем, чтобы и впредь принадле­жащие здешнему Приказу общественного призрения суммы отсы­лались в Камеральный городского правления департамент для упо­требления их на такие же человеколюбивые предметы, на кои оныя и в Приказе назначались» [7, с. 38]. Учреждения, штаты, источники и размеры финансирования, как и благотворительные цели город­ской системы призрения, частично сохранялись, менялось название и подчинение по принадлежности. Чиновников рассадили по-ново­му, дело осталось на прежнем месте.

Руководство переименованной службой Павел I возложил на супругу — Марию Федоровну и на ее (императрицы Марии) кан­целярию. Имя Марии Федоровны принцесса Софья-Доротея-Ав­густа-Луиза Вюртембергская (1759—1828) получила при принятии православия и вступлении в брак с цесаревичем Павлом Петрови­чем (1776). Судьба распорядилась так, что мать десятерых детей, в том числе императоров Александра I и Николая I, станет заступ­ницей тысяч обездоленных россиян. Указом от 12 ноября 1796 г. Павел I повелел императрице «начальствовать над воспитатель­ным обществом благородных девиц», несколько позже назначил «главной начальницей воспитательных детских домов Петербурга и Москвы» (Указ от 2 мая 1797 г.). Со временем в ведение канцелярии, кото­рую вскоре переименуют в Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ), перейдут лечебницы, сумас­шедшие дома, приюты и богадельни, словом, все существовавшие на тот мо­мент благотворительные учреждения.

Через полтора столетия — в начале XX в. — о личной благотворительности императрицы и ее трудах во главе не­обычного ведомства журнал «Женское образование» будет писать, не скрывая глубокого уважения и восхищения по­движницей.

Императрица Мария Федоровна

«В ряду знаменитых женщин, появ­лявшихся во всемирной истории, немно­го найдется таких, которые, как Мария Феодоровна, запечатлили свое имя в па­мяти потомства СТОЛЬ светлой, благо-


107


творной и широкой человеколюбивой деятельностью. Мария Фео-доровна посвящала себя филантропии по действительной, внутренней горячей потребности творить добро людям, как можно больше добра, в особенности тем, кто нуждается в помощи и мило­сердии. В одну из торжественных минут она сама заметила в нази­дание своим подчиненным, что благотворительность тогда только может приносить истинную пользу, когда проистекает из сердца, исполненного любви. Она была чужда всякого властолюбия. Высо­кое положение, власть и возможность распоряжаться большими средствами служили ей только для развития своей благотворитель­ной миссии, для возможно большего распространения действий основанных ею человеколюбивых учреждений. В ней была гуманная способность сердцем угадывать положение каждого, чем-нибудь несчастливого и неудовлетворенного лица, и как бы само по себе лицо это ни было незначительно и ничтожно, как бы ни были малы и мелочны с высшей точки зрения его нужды, лишения и страдания, Мария Феодоровна с неизменно теплым участием, просто и иск­ренно входила в непосредственные сношения с подобными лицами, делая все, чтобы доставить им утешение. Венцом благотворитель­ности Марии Феодоровны и главным поприщем всей ее деятельно­сти была учебно-воспитательная система... «учреждений императ­рицы Марии». Сюда входили приюты и дома призрения для детей и учебно-воспитательные заведения, преимущественно женские. Предметом главнейшей, самой неусыпной заботливости императри­цы был Воспитательный дом, доведенный ею до огромных размеров и ее щедростью поставленный в возможность, не оскудевая, тратить сотни тысяч рублей на призрение и воспитание тысяч брошенных де­тей. <...> Мария Феодоровна относилась с особой нежностью и за­ботливостью к больным детям. <...> Вид всякого страдания и немо­щи возбуждал в ней с особенной силой чувство любви и потребность благотворить. Благодаря этой впечатлительной отзывчивости импе­ратрицы положено было основание одного из прекраснейших ее че­ловеколюбивых учреждений — училища глухонемых. <...>

Она присутствовала нередко при трудных, невыносимых для многих операциях ради того, чтобы облегчить страдания подвергав­шихся им и утешить их. Некоторые больные соглашались на опера­цию только под условием, чтобы императрица при этом присутство­вала, и она охотно выполняла их желания. <...> В обхождении со всеми окружающими она была всегда ровною, внимательною и ми­лою. Гнев и раздражение были ей недоступны, и не было человека, который бы имел когда-нибудь причину сетовать на нее и жаловать­ся» [37, с. 379—381].

Итак, волею Павла I продолжалось строительство отечест­венной системы государственного призрения: был создан орган управления системой учебно-воспитательных, благотво­рительных и лечебных учреждений, впоследствии полу­чивший название «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ); открыты внесословные больницы; воз­никли медицинские коллегии и врачебные управы.

Неоценим вклад в дело развития в России светской деятель­ной благотворительности вдовствующей императрицы Марии Федоровны, чей подвиг па посту главы ВУИМ служил примером



филантропии, исходящей из внутренней потребности творить доб­ро тем, кто нуждается в помощи и милосердии. Словом и делом на протяжении всей своей жизни Мария Федоровна дока­зывала подданным, что благотворительность может приносить истинную пользу, если движется искренним чувством милосердия, сострадания, любви к людям.

нЕВ Александр I, воспитанный «по законам разума и в принципе добродетели», приглашает в Россию Валентина Гаюи

Сменив на престоле убитого отца, Александр Павлович1 не на­рушил династических традиций и тотчас отменил распоряжения своего предшественника.

В детские годы юного наследника его наставникам повелева­лось2 «запрещать и не допускать до того, чтобы их высочества учи­нили вред себе или жизнь имеющему, следовательно, бить, бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали и брани­ли человека или тварь или какой вред или боль причиняли. Не допу­скать их высочеств до того, чтобы мучили и убивали невинных жи­вотных, как то птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное или портили что умышленно, но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои и даже до цветов в горшках, поливая оные. <...> Отделять от воспитания разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие поро­ки. <...> Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, доб­рожелательности ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всякому, в добронравии непрерывном, в чистосер­дечии и благородном сердце» [2, с. 390].

Воспитанный на западный манер «по законам разума и в принципе добродетели», молодой император с первых дней цар­ствования взял курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются политические заключенные, и в их числе те, кто оказался заточен в монастыри и сумасшедшие дома. Вновь обре­тают гражданские права те, кто прежде по суду был поражен

Александр I (1777—1825)— император с 1801 г. Сын императора Павла I. Взошел на престол в результате дворцового переворота. Провел ряд либера­льных преобразований, в частности создал Непременный совет (1801), впо­следствии преобразованный в Государственный совет (1810), а также систе­му министерств (1802-1811), подписал указ «О вольных хлебопашцах» (1803), отменил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь (1809).

2 «Наставление о воспитании внуков», написанное Екатериной II в 1783 г., являлось своего рода методическим пособием для воспитателей цеса­ревича.




л»*,!:ий-:=;:!;


в них, а таковых по России сыскалось немало. Примерно двенадцати тысячам человек вернули утраченные права и позволили возобновить государствен­ную службу.

Александр I

Восстановлены в прежней силе жало­ванные грамоты дворянству и городам. Запрещены пытки, вводятся ограничения на телесные наказания, открываются гра­ницы, разрешается ввоз иностранных книг. «Александр I был интернациональ­но настроенным человеком и чувствовал, что его главное предназначение — евро­пейская общность наций, что предпочти­тельнее, чем то национальное государст­во, во главе которого ему случилось быть. <...> Будучи самодержцем по рождению, Александр благожелательно относился к конституционным формам правления, которые он ввел в Финляндии и Польше и намеревался постепенно учредить в России» [6, с. 198].

Манифест 1801 г. даровал право собственности на землю отдель­ным лицам всех сословий, исключая крепостных, благодаря чему но­вые социальные группы приобретали полный гражданский статус. Впервые появился департамент, отвечающий за просвещение россиян, — Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук (1802). Империю условно раз­делили на шесть учебных округов, учредили четыре вида учебных заведений: приходские и уездные училища, гимназии, университе­ты. Столица обрела Педагогический институт (1804), вслед за Деритским (1802) открываются Виленский (1803), Харьковский (1805) и Казанский (1805) университеты. Отменяются цензурные постановления и другие ограничения в области просвещения и на­родного образования. Вновь принятый Устав учебных заведений (1804) возложил материальное содержание приходских училищ в городах па местное самоуправление, в казенных селах на самих крестьян, в помещичьих владениях на усмотрение помещика. Под­писывая закон, монарх полагал, что финансовая независимость уч­редителей от государства избавит их от его бюрократической опе­ки, в силу чего органы самоуправления, как за границей, примутся активно открывать учебные заведения1, а либерально настроенные помещики, крестьянские общины или группы граждан поспешат инициировать создание школ, что приведет к всеобщему распро­странению грамотности. В действительности же «отказ государст-



1 На 1800 г. в Российской империи действовало 315 средних учебных за­ведений (около 20 тыс. учащихся, 790 учителей), 3 университета и гимназии, 66 духовных семинарий и школ, 119 солдатских школ, 48 частных пансионов и несколько иных образовательных учреждений. Общее число учебных заве­дений в стране не превышало 550, а учащихся — 62 тысячи [39].



:

':>:■<■■ „.м-;.

С'1~''' &Ч$Й*Й&


ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ


венной казны финансировать народное образование и передача полномочий от­крытия образовательных заведений на местный уровень привели к сокраще­нию числа начальных школ по причине отсутствия средств, да и желания у местных устроителей» [25, с. 202].

В. Гаюи

Александр I, как «интернациональ­но настроенный человек», живо интере­совался западными новациями и, как человек, воспитанный в «благоволении к роду человеческому, доброжелатель­ности ко всем людям», не мог не от­кликнуться на европейские эксперимен­ты в области обучения глухих и слепых детей. Особое внимание государя при­влекал Париж, доверенные лица обстоя­тельно сообщали в Санкт-Петербург обо всех французских новациях и пре­образованиях, в том числе упомянули и

о существовании Королевского училища слепых. Узнав об уникаль­ном учебном заведении, Александр I загорелся желанием как мож­но скорее устроить нечто подобное в Северной Пальмире и при­гласил руководить новым делом непосредственно Гаюи1. Благода­ря великому французу и в России откроются первые училища для глухих и слепых.

Помня о заслугах талантливого тифлопедагога, духовными ро­дителями отечественных специальных учебных заведений все же признаем Александра I и его матушку — вдовствующую государы­ню Марию Федоровну. Волей просвещенного монарха модель специальной школы попала в Россию прежде, чем была воспроизведена в большинстве европейских стран, где по­литические, экономические и социально-культурные предпосылки к ее появлению складывались столетиями. В России, напротив, не имелось достаточных причин для обще­ственного признания целесообразности обучения детей с сенсор­ными нарушениями, однако самодержец, узнав о существовании подобной практики во Франции, заимствует модель специальной школы и, не интересуясь мнением соотечественников, повелевает воспроизвести ее в столице. Непредсказуемый прецедент откры­тия училища для глухих (1806) и училища для слепых (1807) ста­новится фактом отечественной истории. Благодаря единоличному решению самодержца Россия, не накопившая опыта индивидуально­го обучения глухих и слепых, не имеющая частных заведений для этой категории учащихся, одной из первых открывает государст-


1 Гаюи (Найу) Валентин (1745—1822) — французский тифлопедагог. Прибыл в Россию по приглашению Александра I в 1806 г., организовал в Санкт-Петербурге училища для глухонемых (1806) и слепых детей (1807).




ЛА-Л ■

'.я.;Л>.-,- •"'"■ ■•■...•-••■■:.^-

;:..'..'".



венные специальные школы. Петербургское Императорское учи­лище для глухих возникло прежде Королевских институтов Шве­ции и Англии, училище для слепых — в то же время, что и в Гер­мании, Австро-Венгрии, Чехии, но раньше, чем в Голландии и Швеции.

Подробности рождения первых отечественных специальных училищ, как и мытарств Гагой в России, не оставляют сомнений в том, что прецедент объясняется исключительно желанием импе­ратора перенять парижскую новинку, в своем добродеятельном по­рыве царствующие особы заметно оторвались от управляемого ими населения страны.

Приглашение, посланное Александром I выдающемуся тифло­педагогу, утрачено, но сохранилось ответное письмо: «Об основа­нии в Петербурге заведения для полезного занятия слепых, по примеру учрежденных уже во Франции заведений в пользу сих людей, столь несчастных и достойных сожаления» от 20 августа 1803 г. Русский биограф Гагой доктор А. И. Скребицкий убежден, что проект явился реакцией на официальный запрос, сделанный тифло­педагогу от имени самодержца через флигель-адъютанта И. 3. Хитро­во1 [35; с. 12].

Как мы уже знаем, на родине тифлопедагогические устремле­ния Гаюи, успехи его учеников последовательно привлекали вни­мание и получали высокую оценку и поддержку со стороны Людо­вика XVI, Национального собрания, республиканского Конвента, Директории. Расположенный в центре Парижа Институт слепых сумел пережить кровавое и голодное десятилетие французской ре­волюции (1789—1799), но не выстоял под напором Наполеона Бо­напарта. Испытывая острую нужду в деньгах на военные нужды, корсиканец отказывается от финансирования института из казны и предлагает слить его с парижской богадельней для слепых (1801). Попытки Гаюи привлечь деньги на содержание отныне ча­стного учебного заведения оказываются безуспешными, и именно в этот момент оказавшийся в драматической ситуации пионер тифлопедагогики встречается с Н. 3. Хитрово. Парижанин прини­мает приглашение российского просвещенного государя, для него не столь важно, где учить слепых, главное — не бросать неоспори­мо нужное и слепцам, и зрячим дело.

Предполагая пробыть в Петербурге несколько месяцев, Гаюи планирует поездку на 1804 г. и начинает обстоятельно готовиться к визиту, подробно обговаривая условия и детали проекта. За го­дичный, продолжительный по западным меркам, срок пребывания в стране энтузиаст предполагал:

• создать в российской столице аналог парижского Института для слепых, оснастив его всеми необходимыми приспособле­ниями, приборами и материалами;

на примере приглашенного с собой незрячего ученика де­монстрировать россиянам как образовательные возможности

Хитрово Николай Захарович (1779—1827) — флигель-адъютант импе­ратора Павла I, затем Александра I, генерал-майор.


незрячих, так и необходимость их обучения, с тем чтобы за­разить и увлечь идеями тифлопедагогики российские власти и общество;

подготовить себе на смену преемника из русских подданных для последующего руководства институтом; организовать в пригласившей стране, чей император про­явил интерес к образованию слепых, печатание рельеф­ных учебников и книг для незрячих, обеспечить ими учи­лище. Сложную, но вместе с тем выполнимую, по мнению западноев­ропейца, программу А. И. Скребицкий охарактеризовал так: «Не зная страны, в которую его приглашали, Гаюи в простоте сердеч­ной предполагал, что практика его родины осуществима и в Рос­сии! <...> Как горько ему пришлось разочароваться в этом убежде­нии» [35, с. 15].

Трудности подстерегали француза с самого начала русского проекта. Согласование условий и обязательств по переписке хотя и затянулось, но завершилось, казалось бы, весьма успешно. В сентябре 1805 г. пришло известие об одобрении проекта и всех условий Александром I. Более того, император просил Гаюи при­быть безотлагательно, оговорив па случай личной занятости в войсках ответственную кандидатуру, которой поручено будет встретить Гаюи и разрешить все возможные трудности по вопло­щению проекта. «Принять Гаюи и оказать всевозможное содейст­вие в духе заключенных с ним условий» император доверил свое­му статс-секретарю, курирующему народное просвещение, М. Н. Му­равьеву1.

В силу неизвестных нам причин приехать в Россию безотлага­тельно парижанину не удалось, в Петербурге он появится только в сентябре 1806 г., успев к тому времени поспособствовать рожде­нию специальной школы в Пруссии. Прибыв в российскую столи­цу, Гаюи ожидал привычной встречи с пригласившим его монар­хом, дабы согласно установившемуся правилу продемонстрировать императору, двору, влиятельнейшим людям, включая ученых му­жей, образовательные потенции и успехи незрячих на примере своего воспитанника. «Гаюи льстит себя надеждою, что не будет не­достойным монарха увидеть впервые слепого, который не только может исполнять разные ремесленные работы, но и читать, считать, писать, печатать, демонстрировать по картам и т. п.» [35, с. 20]. Встреча не состоялась ни по приезде, ни в последующие один-

1 Муравьев Михаил Никитич (1757—1807) — государственный деятель и писатель. Учился в Московском университете. По приглашению Екатери­ны II преподавал великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. В 1802 г. назначен товарищем министра народного просвещения, в 1803 г. — попечителем Московского университета. Увеличил состав московских про­фессоров как из числа иностранцев, так и из числа питомцев университета; создал при университете ряд обществ, устроил институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и музей натуральной исто­рии; ввел «курсы для публики».

8 Малофеев. Ч. 1 113


С!



..

:Ш?: ^^:;^^


".^"


 

надцать лет пребывания Гаюи в России, монарх и приглашенный им «приехать безотлагательно» французский тифлопедагог так ни­когда и не увидели друг друга.

Почти полгода парижанин не мог начать дело: два месяца иска­ли русского педагога, несколько месяцев — незрячих детей, три месяца министр просвещения граф П. В. Завадовский1 не имел времени ознакомиться с переданными ему бумагами. Пытаясь привлечь к своему делу интерес знати, Гаюи на пару с учеником Фурнье посещал званые вечера в известных столичных особняках, нередко встречая там влиятельных людей, министров, членов Ака­демии наук, но заинтересовать зрителей не сумел. Российская «ци­вилизация» оказалась безразлична к образовательным потенциям и успехам незрячего человека. Участники салонных вечеров, укра­шенных демонстрациями талантов слепого ученика, относились к ним как к развлечению, мало чем отличающемуся от представле­ний искусных магов, фокусников или музыкантов. Выдающиеся педагогические достижения казались зрителям цирковыми трюка­ми, не имеющими отношения к реальной жизни. Приходя в вос­торг от увиденного, представители «цивилизации» не предполага­ли воспроизводить фантастические педагогические опыты в силу их очевидной нецелесообразности. Предложение организовать обучение оказалось даже для столичного просвещенного населе­ния весьма экзотическим и не нашло отклика. Однако не стоит укорять соотечественников в бессердечии, недальновидности или невежестве. Зная историю страны, нелепо ожидать от русского ба­рина, один раз увидевшего пишущего и считающего незрячего француза, попытки наладить обучение собственных крепостных, страдающих недостатком зрения. Слепые дети, безусловно, вызы­вали жалость у любого нашего соотечественника, многие россияне относились к ним участливо и могли поддержать милостыней, од­нако в душе противились мысли отдать слепого в школу.

Личные права и свободы человека на Западе и в России пони­мались по-разному, заметно отличались по уровню развития и степени поддержки населением системы образования, медицин­ской помощи, светского призрения, там личная свобода, граждан­ское право, образование осознавались ценностью уже многими, здесь единицами. В Российском государстве к началу XIX в. не сложились предпосылки, необходимые для на­чала специального обучения глухих и слепых детей.

Институт слепых Гаюи или Воспитательный дом Бецкого, а до того «сироиитательницы» (сиротские дома) Петра I общество вос­принимало привезенными с чужбины чудачествами, противными русской душе, а потому опытные учреждения создавались и суще­ствовали исключительно волей устроителя самодержца и мгновен-

1 Завадовский Петр Васильевич (1739—1812) — граф, русский государст­венный деятель. Первый министр народного просвещения (1802—1810), осу­ществил некоторые либеральные преобразования (введение университетской автономии, учреждение новых университетов, первого в России учебного заве­дения для подготовки учителей — Главного педагогического института и др.).


по хирели, как только интерес последнего к ним ослабевал. Слу­чай Гаюи отнюдь не досадное исключение, а закономерность. К моменту приезда тифлопедагога в Петербург парижские выдум­ки перестали занимать Александра I. Правда, официальной причи­ной задержки открытия специальной школы чиновники искренне называли «отсутствие в России слепых»! Обескураженный неле­пым заявлением парижанин не мог найти правдоподобного объяс­нения происходящему и сделал дипломатичную запись в дневни­ке: «Если в публичных местах «прекрасной столицы России» действительно не видно слепых, то это обусловливается «мудрою политикою», предписывающей помещикам и родителям этих не­счастных держать их при себе, на родине, а если это дети крестьян казенных или сироты, то помещать их в богадельни» [38, с. 24].

Действительно, состоятельные родители из чувства стыда скрывали слепых детей по поместьям; дворовые городских усадеб держать больных детей при себе не имели права; малоимущие столичные горожане либо прятали слепца дома, либо давали ему ь руки нищенскую суму и доверяли Божьему Провидению, прав­да, побираться слепому прошаку приходилось за пределами Санкт-Петербурга. В столице, напомним, с момента ее основания действовало строжайшее предписание «о непропуске нищих», ко­торое исполнялось полицией неукоснительно. Встретить слепца на столичной улице и впрямь оказалось непросто. Не надеясь на по­мощь властей, Гаюи попытался разыскать учеников на церковных папертях, но не преуспел в своих стараниях. Те немногие, кого па­рижанин сумел найти, категорически отказывались «идти в шко­лу», не возымели действия и посулы учителя вознаграждать за уроки. Жившие случайным подаянием попрошайки категорически не хотели зарабатывать учебой. «Нищие за наем взятых ими детей платили по 80 копеек ассигнациями и по рублю в день, а за урод­ливых и по два рубля» [«Чтения Общества истории и древно­стей», 1861, кн. 1]. Попрошайничество на Руси оставалось при­быльнее трудовых заработков. На объявления Гаюи в столичных газетах отозвались лишь два родителя француза, служившие при дворе императора, — огранщик бриллиантов Кинэ и художник-де­коратор Дранже (их сыновья оказались слишком малы для приема и школу), откликов от русских семей не последовало.

Осознав тщету своих усилий, Гаюи пишет 29 ноября 1806 г. министру просвещения П. В. Завадовскому, что, «являясь в Рос­сию, он рассчитывал собрать вокруг себя слепых детей, спасти их от праздности и тунеядства, обучить полезным занятиям и заста­вить благословлять благотворительного монарха, управляющего их родиной, и достойных его министров» [35, с. 23]. Парижанин напоминал министру о его давнем обещании немедленно ознако­миться с методами обучения незрячих. Прокомментировать это напоминание доверим А. И. Скребицкому: «Из последней просьбы мы можем заключить, что русский министр народного просвеще­ния, под непосредственное ведение которого поставлен был при­глашенный императором Гаюи, не удосужился в течение трех ме­сяцев познакомиться хотя бы поверхностно со специальностью

к* 115



человека, которого вся Европа встречала с любопытством, любо­знательностью и желанием поучиться у него» [35, с. 23]. Однако сожаления о пассивности министра образования звучат из уст по­томка, живущего на столетие позже, а главное, исповедующего ценности другого периода. Да и личная «вина» П. В. Завадовского1 минимальна, так как «специфической чертой российской полити­ческой системы, обусловившей определенную направленность са­мих преобразований, являлась зависимость руководителей народ­ным образованием от монархов, их взглядов и политических привязанностей. Тесная связь с троном обусловила и известную инертность мииистров народного просвещения, в том числе и П. В. Завадовского» [39, с. 19]. Тот факт, что министр «не удосужил­ся в течение трех месяцев познакомиться» с предложениями Гаюи, говорит скорее о его чиновничьей прозорливости. Неторопливость сановника служит косвенным доказательством и потери монархом интереса к своей затее, и убежденности министра в том, что обучение слепых не имеет отношения к народному просвещению.

Коллизия со школой для слепых сродни истории открытия Воспитательного дома, когда, «кроме императрицы и Бецкого, едва ли нашелся бы еще десяток лиц по всей России, которые понима­ли бы цель, с какою [он] основывался, и еще менее таких, которые сочувствовали бы этой цели» [23, с. 146]. И по прошествии полу­века трудно оказалось найти «десяток лиц по всей России, кото­рые понимали бы цель», преследуемую настырным парижанином, тем более не находилось «таких, которые сочувствовали бы этой цели».

Официально назначенный в помощь Гаюи господин Бушуев ока­зался горьким пьяницей. Будущий директор, а именно на эту дол­жность намечали Бушуева, по свидетельству парижанина, посещал вверенное ему заведение не чаще двух раз в месяц. Первые полто­ра месяца Гаюи обходился исключительно услугами незрячего вос­питанника Фурнье, затем нашелся волонтер — студент Педагогиче­ского института Галич, вслед за ним пришли французский эмигрант, учитель музыки Луэ, преподаватели ремесел — Цирлейн, Даненберг и Яков Пожарский.

После пяти месяцев пребывания парижанина в России 10 фев­раля 1807 г. небогатая женщина привела к нему на прием слепого сына, проживавшего среди сотни разновозрастных слепцов в сто­личной Смольной богадельне. Попытка Гаюи набрать учеников из системы закрытого призрения, проходивших по другому (не обра­зовательному) ведомству, превратилась в многолетнюю безуспеш­ную бюрократическую волокиту.

Почти год промучается Гаюи, прежде чем император найдет время ознакомиться с его проектом штатного расписания Инсти-

«Министерство Завадовского (1802—1810) составило блестящую эпоху в истории народного просвещения в России; школа, литература и, что еще важнее, уважение к духовному просвещению сделали большие успехи за эти 8 лет» [40, с. 546].


тута слепых. А вот решение Александр I примет незамедлительно: разрешено открыть училище на 15 учебных мест (Гаюи просил на 25), которое передается в ведение попечителя Санкт-Петербург­ского учебного округа Н. Н. Новосильцева1. Одновременно монарх щедро увеличил первоначальную сумму, выделенную на благотво­рительную акцию, добавив к капиталу училища (который, вклю­чая стоимость недвижимости, составлял к марту 1807 г. около 573 000 р.) единовременное пособие в 5185 р. На ежегодное содер­жание училища определили 14 150 р., иными словами, денег на ев­ропейскую диковину государь не пожалел. Увы, деньги являлись важным, но не единственным двигателем образовательного проек­та. Даже при полном финансовом благополучии оказалось невоз­можным преодолеть несоответствие чужеродной модели россий­ским законам, традициям и нравам.

Замысел Гаюи о введении совместного обучения мальчиков и девочек в силу некоторых особенностей официального помощника г-на Бушуева пришлось оставить, и в школу решили принимать мальчиков из бедных и богатых семей. Программы их обучения разнились меж собой, ибо по французским канонам строились со­образно материальному положению учеников: первых учили чте­нию, музыке, ручному труду и книгопечатанию; вторых, сверх на­званного минимума, — письму, истории, географии, поэзии; всем ученикам преподавался Закон Божий. Особого внимания заслужи­вают цели образования незрячих и задачи учреждаемых для них государственных институтов.

Гаюи считал важным:

дать возможность всем слепым учиться, избавив их от тяже­лого и опасного бремени праздности, которая способствует формированию дурных привычек и пороков; объединить незрячих общей работой, полезной и обществу, и им самим;

обеспечить неимущих слепцов заработком взамен жизни по­даянием;

предоставить талантливым слепым из состоятельных семей возможность заниматься интеллектуальным трудом; сделать их максимально независимыми, создать предпосылки для са­мообразования и саморазвития;

вернуть обществу праздные, но здоровые руки поводырей, живущих за счет благотворительности.

Выдвинутые Гаюи основания необходимости создания специаль­ных институтов свидетельствуют о том, что выдающийся тифлопеда-

Новосильцев Николай Николаевич (1761 —1838) — граф, государствен­ный деятель. В 1806—1809 гг. состоял при императоре. Слыл человеком ве­сьма образованным, в частной же жизни добродетелями не отличался. «Был человек ума необыкновенного, обладавший обширными сведениями и заме­чательным даром слова, но властолюбивый, коварный, бездушный и жесто­кий» [38, с. 142].


: ■...,.■■,..■■

гог опередил не только российское, но и западноевропейское время. Проживающие второй период россияне не могли принять аргумен­ты, убедительные для просвещенных парижан или образованных горожан протестантских стран, проживавших на тот момент следу­ющий, третий период эволюции отношения государства и об­щества к людям с физическими и умственными недостатками. Напомним, и во Франции многие замыслы Гаюи не находили понимания и поддержки даже среди образованных современни­ков, европейцы осознают их справедливость лишь в четвертом периоде.

Мало кто в начале XIX в. мог согласиться принять слепых об­разцом для зрячих, а именно эту идею отстаивал Гаюи. Он пола­гал, что результаты в обучении слепого станут убедительным дока­зательством образовательных потенций человека для молодежи, прежде всего той ее части, которую некоторые называли не спо­собной к наукам и ремеслам. Казалось, интеллектуальные успехи слепцов — тех, кого общество признавало исключительно объек­том жалости и милосердного призрения, позволят филантропам направлять свою благотворительность не на призрение, а на орга­низацию рабочих мест для слепых ремесленников. Отстаивая не­обходимость обучения незрячих, Гаюи доказывал государственную выгоду от этого предприятия тем, что за счет создания учебных и рабочих мест станет возможным расширить сферу деятельного призрения.

Россия не вняла страстным призывам парижанина, деятельное призрение не вызывало интереса, а о создании рабочих мест для слепцов и речи быть не могло. Казалось бы, у нас есть все основа­ния вслед за А. И. Скребицким и его единомышленниками подвер­гнуть нелицеприятной критике самодержавие и пассивность рос­сийской бюрократии, но мы не станем делать этого, поскольку видим иной причину случившегося. Стране, едва завершившей первый период эволюции отношения к инвалидам, Гаюи предло­жил ценности и институты еще далекого для нее третьего периода и тем самым обрек свой проект на провал, но сам прецедент по­пытки создать императорскую, т. е. государственную, школу для слепых заслуживает самого пристального внимания.

Прежде невозможный частный проект сам по себе результат либерализации общественной жизни, предпринятой Александ­ром I. Не окажись на российским троне монарха, с ранних лет вос­питываемого венценосной бабушкой-немкой «по законам разума и в принципе добродетели», не приехал бы в Санкт-Петербург Ва­лентин Гаюи и долго еще отечество не задумалось бы о школьном обучении слепых. Провидению было угодно привести к власти человека, выращенного «в общем благоволении к роду человеческо­му, доброжелательности ко всем людям, в ласковом и снисходи­тельном обхождении ко всякому», и вскоре его замыслом Россия встанет на путь деятельной благотворительности, обретет и учили­ще для слепых, и училище для глухих детей. Чрезвычайные труд­ности, сопровождавшие становление этих учреждений, объясняются тем, что европейская модель специального обучения, закономерная



для начала третьего периода эволюции отношения государства и общества к людям с физическими и умственными недостатками, реализовывалась в стране, не завершившей предшествующий пе­риод. Правительство не заботилось о вовлечении глухих и слепых в школьную науку, да что правительство, если даже образованные состоятельные родители подобных детей не видели смысла в их обучении. Модель специальной школы попала в Россию раньше, чем была воспроизведена в ряде европейских стран, где политиче­ские, экономические и социально-культурные предпосылки к ее появлению складывались столетиями.

ДЩСчастливый финал случайной встречи: России открывается императорское училище для глухих детей

Дата начала официального обучения глухих — дня рождения отечественной системы специального образования — 14 октября 1806 г. (по старому стилю). Именно она проставлена на повелении произвести первые опыты обучения глухонемых питомцев из Вос­питательных домов Ведомства императрицы Марии Федоровны, отобрав для того 12 детей, мальчиков и девочек поровну.

Известные нам успешные попытки индивидуального обучения глухих на Западе относятся к XVI в. (Испания, Педро Понсе де Леон), в 1620 г. опубликовано первое наставление по сурдопедаго­гике (Испания, Боннет), через полтора столетия учрежден Париж­ский королевский институт глухих (Франция, 1770). К описывае­мому моменту королевские (государственные) учебные заведения существовали не только во Франции, но и в Саксонии, Австрии, Англии, Чехии, Пруссии, Голландии, Бельгии, Дании, Испании, Венгрии. В России попыток обучения глухих вплоть до распоря­жения вдовствующей императрицы Марии Федоровны не зафик­сировано, по крайней мере, в доступных источниках подобных свидетельств найти не удалось. К моменту воцарения Александра I первая волна открытия школ для глухонемых в Европе уже про­шла, а потому эти учебные заведения, в отличие от Парижского института слепых, не попали в перечень «модных начинаний по­следних сезонов» и, соответственно, не привлекли внимания либе­рального самодержца. Зато монарх узнал о Парижском институте слепых, а узнав (честь и хвала Александру I), решил учредить не­что подобное в собственной столице. Не вина императора, что де­ло изначально пошло не так, как мечталось. Приглашение Гаюи писалось летом 1803 г., но, пока тот собирался, Россия объявила Франции войну, в Петербург же парижанин прибыл непосредст­венно после позорного для России Аустерлица, т. е. совсем не ко времени! Тем не менее Александр I все свои ранее данные обеща-

1 В сражении под Аустерлицем 20 ноября 1805 г. (2 декабря по старому стилю) армия Наполеона I разгромила австро-русские войска.




М


'•'-'*-":.-;т*'х


Ш^МЩЛ





ния исполнил: здание под размещение училища выделили, кварти­ру и денежный оклад приезжему тифлопедагогу дали, все пред­ставляемые им проекты и финансовые сметы государь утверждал. Императора трудно упрекнуть в нежелании помочь Гаюи, беда за­ключалась в другом: чиновники постоянно вмешивались в проект, руководили, вводили в дело «нужных людей», дотошно высчиты­вали целесообразность затрат, не понимая целей расходов, и совер­шенно не интересовались сутью педагогического замысла! К тому же служебное рвение бюрократов всех рангов строго соответство­вало степени монаршего интереса к проекту, и только тот угас, ку­раторы учебного заведения забыли и о школе, и о Гаюи.

Судьба училища для глухонемых сложится не в пример удач­нее, его опекуном надолго станет вдовствующая императрица Ма­рия Федоровна и подчиненное ей ведомство. Петербургское учи­лище превратится в уникальный педагогический оазис, куда на протяжении всех лет его существования чиновникам Министерст­ва просвещения вход будет заказан. Начиналась же история учи­лища как в сказке: «Гуляла царица в саду и встретила глухого мальчика. Сжалилась государыня над несчастным и решила в школу отдать, для чего повелела пригласить из тридевятого цар­ства учителя...» Счастливым глухим мальчиком оказался один из шести детей генерал-майора Е. И. Мсллера1 Александр, глухотой также страдали его брат и сестра.

Лето 1806 г. легендарный Саша Меллер проводил в Павлов­ске в гостях у родной тетки Екатерины Борисовны Ахвердовой, чей муж (генерал-лейтенант Н. И. Ахвердов2) состоял воспитателем великих князей Николая и Михаила Павловичей. Судьбе было угодно, чтобы в придворном парке, окружавшем романтический замок-крепость Бип3, пути глухого подростка и Марии Федоров­ны пересеклись. Хорошо знавшая супругу наставника цесареви­чей императрица сочла возможным вступить с Е. Б. Ахвердовой и ее юным спутником в беседу. Глухонемой мальчик ответить не мог, чем весьма расстроил императрицу, еще более ее опечалил рассказ Е. Б. Ахвердовой о горькой отцовской доле барона Меллера.

1 Меллер-Закомельский Егор Иванович — барон (1767—1830), гене­
рал-лейтенант (1813), генерал-адъютант. В сражении при Аустерлице (1805)
был тяжело ранен и взят в плен. Отличился в сражениях при Тарутине, Ма­
лоярославце, Красном, Березине.

2 Ахвердов Николай Исаевич (1754—1817) — генерал-лейтенант. «Гене­
рал Ахвердов назывался кавалером вдовствующей императрицы Марии Фе­
доровны и был учителем математики великих князей; он жил в Михайлов­
ском замке, занимал весь нижний этаж».

3 Бип — потешная крепость императора Павла I, построенная на месте
старых шведских укреплений (1795—1797). После кончины Павла I замок-
крепость Бип станет использоваться для размещения благотворительных уч­
реждений. Именно там императрица Мария Федоровна в 1807—1810 гг. от­
кроет первое в России учебное заведение для глухих детей. С 1833 г. потеш­
ная крепость станет лазаретом для нижних чинов Кавалерийского полка, а с
1869 г. — городским приходским училищем.



&-С^>р

■.;,.

.....:.,;, ■■.■■, ■.


ОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ПРИЗРЕНИЕ



Потешная крепость Бип в Павловске

Из воспоминаний Александра Меллера: «Приняв положение се­мьи нашей близко к сердцу, со свойственным ей состраданием, [императрица] сказала: «За границею на участь подобных детей давно уже обращено внимание правительства, там для образования их учреждены специальные институты, а у нас, к сожалению, в этом отношении ничего не сделано». <...> Императрица предложила <...> отправить меня вместе с ее братом герцогом Вюртембергским за границу для поступления в институт» [5, с. 72—73].

Искреннее сетование одного из первых лиц империи па отсут­ствие в подвластной стране специальных школ может удивить только западного читателя. Взращенная на протестантской систе­ме ценностей Мария Федоровна, став первой дамой империи, не предполагала навязывать собственную мораль православным под­данным. Сменив страну проживания, она приняла правила поли­тической жизни новой родины и вовсе не предполагала, используя свое высокое положение, инициировать реформы. Супруг Павел I поставил Марию Федоровну во главе благотворительного ведом­ства, случай сделал возможным ее знакомство с глухим мальчи­ком. А вот дальше императрица, убежденная, что каждый ребенок (тем более из знатной семьи) обязан учиться и что выучить грамо­те можно и глухого, начинает действовать по немецким правилам, тем более что и мальчик, строго говоря, рос в лютеранской семье. Мария Федоровна нашла простой и необременительный способ помочь Саше Меллеру, придумав просить своего младшего брата Александра1, благо тот ехал за границу, отвезти несчастного по­дростка в одно из приличных немецких училищ для глухих.

1 Александр-Фридрих Вюртембергский (1771 —1833) — герцог, генерал-лейтенант австрийских войск. По рекомендации А. В. Суворова принят в русскую службу в чине генерал-лейтенанта (1800).



«#>»
I : : |;
<ф$*укм^
 

_,,,;. {.:(•»-• '....................... Щ^"г

'-•■•■--- ■-..::. '^



Случись подобное в западной стране, все бы разрешилось изве­стным образом к общему удовольствию. Ее Императорское Вели­чество исполнила благотворительную миссию в строгом соответст­вии со своим высоким положением и в рамках западной культуры, пополнив перечень королевских благодеяний еще одним человеко­любивым волеизъявлением. До того в силу исключительных об­стоятельств не учившие своего больного ребенка родители-аристо­краты благодаря монаршему жесту милосердия предоставленную возможность тотчас использовали бы, не забыв при этом засвиде­тельствовать глубочайшую признательность государыне. Мальчик же уехал бы в школу, на том бы все и завершилось. Но в россий­ских реалиях подобное (естественное для Запада) развитие собы­тий оказалось невозможным, напротив, мимолетная встреча вызва­ла просто революционные последствия — страна обрела училище

для глухих

Учитывая важность события, расскажем о нем несколько по­дробнее. По сути немецкое, но обрусевшее и чтящее традиции но­вой родины семейство Меллеров не пришло в восторг от предло­жения отправить сына на чужбину, напротив, родители слезно попросили императрицу не забирать у них глухого ребенка. Сжалив­шись, государыня удовлетворила желание матери оставить мальчика в России, но не переменила решения организовать его обучение, найдя оригинальный способ исполнить задуманное. Мария Федо­ровна дает поручение срочно «выписать из заграницы одного из более известных профессоров, чтоб учредить в Петербурге Учили­ще глухонемых», дабы предоставить глухим братьям Меллерам возможность получить образование, не покидая пределов родины. Не располагая точными данными о том, как определялся выбор ад­ресатов, заметим, что француза пригласить не могли — Россия пре­бывала в состоянии войны с Францией, а уже упоминавшийся брат императрицы герцог Вюртембергский военную карьеру соста­вил в австрийской армии и о венских сурдопедагогических дости­жениях вполне мог знать. Во всяком случае, поручение Марии Фе­доровны в российскую столицу прибыл исполнять польский ксендз Зигмунд Анзельм, обладавший опытом практической рабо­ты в Венском институте глухонемых. Во многих современных ис­точниках именно его с легкой руки Саши Меллера1 числят первым



1 В 1901 г. русский врач М. В. Богданов-Березовский опубликовал книгу «Положение глухонемых в России», приведя в ней фрагменты воспомина­ний А. Меллера, глухого выпускника Павловского училища. Сегодня многие авторы, так или иначе касающиеся обстоятельств открытия первого россий­ского училища глухих, опираются на отрывочные детские впечатления как на официальный документ. К сожалению, даже профессиональные публика­ции по истории дефектологии грешат неточностью при перечислении педа­гогов, стоявших у истоков первого российского специального учебного заве­дения. Его научным предтечей являлся Гаюи, по тот факт советские историки сурдопедагогики почему-то не упоминают, отдавая пальму первен­ства Анзельму (Сигмунду). К моменту прибытия польского ксендза в Пав­ловск Мария Федоровна уже получила ряд профессиональных рекоменда­ций от Гаюи.


учителем отечественной школы глухих, однако Саша ошибся! Паль­ма первенства принадлежит великому Валентину Гаюи. Долгое время никому в Петербурге не нужный и уже отчаявшийся тифло­педагог в силу случайной оказии пришелся «ко двору»! Вспомнить о нем высокородную челядь вынудила прихоть государыни от­крыть Училище глухонемых. Так же как предшественникам выпа­ло биться над загадкой долгауза, новой генерации бюрократов пришлось срочно решать задачу создания заведения, о котором ни­кто из них толком не знал. Единственным человеком, способным исполнить традиционное для Руси царское повеление предоста­вить «неведомо что», оказался настырный парижанин, докучавший просьбами об институте слепых. Бывшему волонтеру Парижского института глухих1 судьба определила на короткое время стать кон­сультантом Марии Федоровны и даже в какой-то мере взять на се­бя организацию нового для России дела. «Первоучитель, непоня­тый окружающими, попав во враждебную ему обстановку, отравляющую его существование, старался, — пишет А. И. Скре-бицкий, — и на чужбине быть полезным, как верный долгу настав­ник» [35, с. 707]. Еще до приглашения к императрице тифлопеда­гог занялся индивидуальным обучением глухонемых детей, сохранились упоминания о его занятиях с дочерью генерала Михель-сона и юным Польнером. Не считая себя достаточно компетент­ным в вопросах сурдопедагогики, Гаюи обратился за помощью к Сикару, и тот прислал из Парижа свою последнюю научную пуб­ликацию. Неожиданное поручение императрицы заставит Гаюи во­зобновить переписку.

Проявляя личное участие и милосердие, желая помочь конк­ретным людям, Мария Федоровна, в поле зрения которой удачно оказался талантливый иноземный ученый, не только «милостиво повелела» основать при царской резиденции в Павловске училище «в малом виде и притом как опытное», но и выделила на его устройство деньги из личных средств. Образованная и по-немецки практичная Мария Федоровна не стала обращаться в недавно со­зданное Министерство просвещения, предпочтя воспользоваться опытом лучших западных учебных заведений. Главным очным со­ветником императрицы, как мы знаем, оказался Гаюи, а заочным, по его же рекомендации, ректор Парижского института Роже Си-кар. Опытный сурдопедагог делегирует в Россию для постановки учебного дела должным, т. е. французским, образом своего молодо­го единомышленника — учителя Жоффре. Что касается Анзельма, то тот прошел стажировку не в Парижском, а в Венском институте глухих, а потому являлся сторонником венской методики обуче­ния неслышащих. Здесь необходимо сделать два принципиальных уточнения, одно о сурдопедагогических пристрастиях Анзельма, другое о его проекте.

1 Гаюи присутствовал при первых опытах индивидуального обучения глухонемых, предпринятых Эпе и Сикаром, хорошо знал их методики. До­статочно сказать, что Эпе доверил Гаюи воспитание глухонемого мальчика (1784).



.;-'.-^','.;;1:Ч,.~:г:'1

1 г/

. й-Аеи-.,





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...