Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Quot; ■: ;■ ■■■



Ш^




для соотечественника лицом безжалостной власти, помогали пере­носить тяжелые жизненные испытания. Средневековое незамут­ненное нищелюбие простонародья деформировалось и иссякало, но оно не исчезло окончательно, скорее сжалось и окуклилось, продолжая таиться в душах людей. Вековые ценности нищелюбия и милостыни во спасение оставались в фонде абсолютов и святынь национальной культуры. Они служили русскому человеку опорой в его молчаливом сопротивлении навязываемым ценностям орга­низованной социальной опеки, лишенной, по его мнению, и чувст­ва, и смысла.

В екатерининскую эпоху «просвещенного деспотизма» доступ к образованию получают ранее ущемленные в этом праве сословия и социальные группы. Открываются гарнизонные школы для обу­чения солдатских детей; быстро растет число духовных школ, се­минарий для обучения детей духовенства; организуется женское образование; создаются воспитательные дома для обучения сирот и детей из бедных семей; открываются школы для иноверцев. Пре­кращается преследование раскольников, веротерпимость провоз­глашается как государственная политика. Либеральные инициати­вы по обеспечению доступа к образованию лиц из низших сословий, представителей других, ранее угнетаемых социальных групп не затрагивают детей инвалидов. В национальном сознании убогие не воспринимались людьми второсортными, не вызывали страха как опасные «чужие» и не осмысливались как особо угне­тенная социальная группа.

Динамично меняющееся правовое положение инвалидов, все учащающиеся попытки индивидуального обучения глухих — эти и другие феномены западной жизни, характерные для завершающей фазы второго периода, в России конца XVIII столетия отсутствуют.

Предложенное «цивилизацией» закрытое призрение, организо­ванная благотворительность, неприятие нищенства должны были воплотиться не просто в нормы закона, но в жизненный уклад, культурную норму, однако за столь короткий исторический срок общество не могло воспринять их, тем более что внутриполитиче­ские курсы монархов, сменявших друг друга на российском пре­столе, часто не совпадали.

Придя к власти, Павел I немедленно и почти повсеместно упразднил екатерининские Приказы общественного призрения, за­крыл городские сословные думы, перепоручив управление города­ми военно-полицейским органам. Государственное призрение мо­нарх понимал по-своему, по его воле был создан орган управления системой учебно-воспитательных, благотворительных и лечебных учреждений, впоследствии получивший название «Ведомство уч­реждений императрицы Марии» (ВУИМ), открывались внесос-ловные больницы, возникали медицинские коллегии и врачебные управы.

Во главе ведомства Павел I поставил свою супругу Марию Фе­доровну, доверяя ей попечение общества благородных девиц, вос­питательных домов, лечебниц, сумасшедших домов, приютов и бо­гаделен — всех существовавших на тот момент благотворительных


учреждений. Императрица Мария Федоровна становится подлин­ным подвижником деятельной благотворительности в России. Ее подвиг на посту главы ведомства служил примером филантропии, исходящей из внутренней потребности творить добро для тех, кто нуждается в помощи и милосердии. Огромную власть и возмож­ность распоряжаться большими средствами императрица Мария Федоровна всецело использовала для развития светской благотво­рительности в России в полном согласии с протестантскими цен­ностями, но одновременно она обладала столь близкой русской ду­ше способностью угадывать сердцем положение человека, хоть чем-нибудь несчастливого и неудовлетворенного. Словом и делом на протяжении всей своей жизни Мария Федоровна доказывала подданным, что деятельная благотворительность есть благо для общества, если движется искренним чувством милосердия, состра­дания и любви к людям.

Александр I, заняв российский трон, провозглашает курс на либерализацию общественной жизни. Освобождаются полити­ческие заключенные и в их числе люди, ранее заточенные в мона­стыри и сумасшедшие дома. Самодержец возвращает гражданские права тем, кто прежде по суду был поражен в них, восстанавливает «жалованные грамоты» дворянству и городам. Даровав большой части подданных право собственности на землю (1801), император тем самым увеличил круг россиян, обладающих гражданским ста­тусом.

Александр I создает Министерство народного просвещения (1802), разрешает открытие университетов в Дерпте (1802), Виль­но (1803), Харькове и Казани (1805), педагогического института в Петербурге (1804). Отменяются цензурные постановления и другие ограничения в области просвещения и народного образо­вания.

Благодаря либерализации общественной жизни, ориентации на европейские ценности и новинки возникает идея перенять инозем­ный опыт создания институтов для слепых и глухонемых. Волей просвещенного монарха модель специальной школы попала в Рос­сию до того, как получила распространение даже в тех европей­ских странах, где политические, экономические и социально-куль­турные предпосылки к ее возникновению складывались столе­тиями.

Открытие королевских училищ для глухих и слепых в Европе явилось результатом политических и экономических реформ, се­куляризации общественной жизни, законотворчества в области гражданских и имущественных прав, развития науки (философии, медицины, педагогики), университетской традиции, неуклонного роста числа светских школ, книгопечатания, переосмысления прав людей с сенсорными нарушениями, накопления успешного опыта их индивидуального обучения. И за рубежом опытные специаль­ные институты возникали по воле первого лица государства, но в Европе то был ответ просвещенного монарха на инициативы снизу. Общество (образованная его часть) поднялось до понима­ния необходимости распространить законодательство об образова-


На




/Жг-Ы*!

;,л..&. ь«4«';>в«*к.

:^ - V

гбн- ЛА?' **..,«

--------------------------------------------;:'.Л,




нии на детей-инвалидов. В отличие от европейских венценосных особ Александр I, учреждая первые специальные школы, не мог опереться ни на одну из групп или слоев населения, исключая, возможно, некоторых обрусевших иноземцев да выученных на За­паде дворян. На момент монаршего решения в России не сложи­лись все необходимые социально-культурные предпосылки для развития практики специального обучения, вследствие чего и трудности, сопровождавшие создание образцовых школ для глу­хих и слепых детей, были из ряда вон выходящими.

Условной границей второго и третьего периода эволюции слу­жат прецеденты открытия специальных школ для глухих и слепых детей. Эти события пришлись как в Европе, так и в России на ко­нец XVIII — начало XIX в. Начавшийся на пять веков позже, чем в Европе, второй период завершился в те же хронологические сро­ки, однако отечественная практика специального образования на­чала складываться под влиянием западного опыта при отсутствии необходимых социально-культурных предпосылок.

Продолжайте работу над схемой периодизации эволюции отношения наших соотечественников к детям с отклонениями в развитии, отметив границы второго периода применительно к России и указав все существенные, по вашему мнению, факторы. Сравните и обсудите на семинаре составленные вами схемы. Выбе­рите схему, лучшую по смыслу и по форме.

Почему на Руси отношение власти и населения к убогим совпадало только до Петровских реформ?

Продолжите высказывание «С начала XVIII в. отношение власти и отношение населения к убогим перестают совпадать, по­тому что...». Обсудите предполагаемые причины на семинаре.

Обратитесь к тексту романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. I, гл. XII). Перечитайте разговор героев романа с «божьими людьми» в имении князей Болконских в Лысых Горах. Попытай­тесь найти во второй главе учебника тезис, литературной иллю­страцией которого мог бы служить диалог из романа «Война и мир». Обсудите выбранные тезисы на семинаре.

Почему, с вашей точки зрения, первая попытка переноса за­падных моделей светской благотворительности на отечественную почву завершилась неудачей?

б. Перечитайте поэму А. С. Пушкина «Медный всадник», най­дите строки, которые служили бы иллюстрацией к тексту главы. Обсудите на семинаре, какие тезисы данной главы могут быть под­креплены строками пушкинской поэмы.



7. Составьте таблицу «Развитие системы светского призрения после смерти Петра I». В левой колонке впишите последовательно имена российских императриц, царствовавших в XVIII в., а в пра­вой — их деяния в сфере организации светского призрения.

Выполняя задания к первой главе учебника, вы сделали прогноз ближайших и отдаленных последствий Петровских ре­форм для развития системы светского призрения в России. На се­минаре оцените точность сделанных ранее прогнозов, если они оказались ошибочными, обсудите причины неудач в прогнозирова­нии хода исторических событий.

Как вы считаете, могут ли иметь успех и продолжение госу­дарственные решения в сфере призрения калек и убогих, не поня­тые и не поддержанные населением? Аргументируйте свою точку зрения и запишите.

Согласны ли вы с утверждением о том, что фундамент пе­ремен в деле организации светского призрения в России был зало­жен Екатериной II? Обоснуйте свою точку зрения.

Выберите верное, по вашему мнению, утверждение. «Воз­водя систему организованного призрения, Екатерина II:

сознательно разрушала вслед за Петром вековые традиции

нищелюбия и личного подаяния;

невольно разрушала национальную традицию нищелюбия и

личного подаяния;

не принимала во внимание национальную традицию нище­любия и личного подаяния».

Каковы основания для утверждения о том, что насаждае­мая в России государственная благотворительность не имела ни­чего общего с традицией милости и милостыни?

Почему императрице Марии Федоровне на протяжении десятилетий приходилось доказывать своим подданным, что дея­тельное милосердие или организованная благотворительность есть благо для общества?

Используя материалы учебного пособия и дополнитель­ную литературу, подготовьте реферат на тему «Вклад императри­цы Марии Федоровны в создание системы государственного при­зрения в России». Проведите конкурс на лучший реферат.

. В каком политическом и социокультурном контексте жиз­ни Российской империи возникает идея перенять иноземный опыт создания училищ для слепых и глухонемых?

Как вы думаете, случайным или закономерным был тот факт, что инициатором создания первых в России институтов для слепых и глухих стал император Александр I?

Какое из приведенных ниже утверждений является, по ва­шему мнению, верным:

Только в России первые специальные учебные заведения

возникали по воле монарха.

Только в Европе первые специальные учебные заведения

возникали по воле монарха.

Первые специальные учебные заведения всегда возникают

по воле первого лица государства.



Первые специальные учеоные заведения всегда возникают по воле первого лица государства, но в одних случаях это от­вет обществу, а в других — вызов ему, это и определяет их дальнейшую судьбу.

Составьте таблицу «Социально-культурные предпосылки появления первых специальных школ для слепых и глухих детей в странах Западной Европы и в России». Выявите сходство и раз­личия, обсудите на семинаре.

Зная историю возникновения первых российских специ­альных школ для слепых и глухих детей, попытайтесь спрогнози­ровать их будущее на последующие 30—50 лет. Аргументируйте свой прогноз.

Как вы полагаете, при каких условиях население страны может признать, а государство узаконить цели образования сле­пых детей, сформулированные Валентином Гаюи?

Попытайтесь расширить портретную галерею, представ­ленную во второй главе учебника.

1. Аксаков К. С. Полн. собр. соч. В 2 т. М., 1861. — Т. 1. Сочине­ние историческое.

2. Анисимов Е, В. Женщины на российском престоле / Е. В. Ани-симов.-СПб., 1997.

3. Басова А. Г. История сурдопедагогики / А. Г. Басова, С. Ф. Его­ров. - М., 1984.

4. Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. — СПб.: Лики России, 2003.

5. Богданов-Березовский М. Положение глухонемых в Рос­сии / М. Богданов-Березовский. — СПб., 1901.

6. Вернадский Г. В. Русская история: учебник / ЕВ. Вернадский. — М.: АЕРАФ, 1997.

7. Власов В. П. Обитель милосердия / П. В. Власов. — М.: Мос­ковский рабочий, 1991.

8. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. В 14 т. - М., 1952. - Т. 8.

9. ГуревичВ.А. Немцы в музыкальном Петербурге XVIII в.// Немцы в России: проблемы культурного взаимодействия. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.

10. Гуревич П. С. Философия культуры: пособие для студентов гуманит. вузов / П. С. Еуревич. — М.: Аспект-пресс, 1994.

11. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых де­тей / А. И. Дьячков. — М., 1957.

12. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дорево­люционной России / Н. П. Ерошкин. — М., 1997.

13. Иванов С. А. Византийское юродство / С. А. Иванов. — М., 1994.



14. Исторический опыт социальной работы в России/под ред. Л. В. Бадя. - М., 1994.

15. Кавелин К. Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры / К. Д. Кавелин. — М., 1989.

16. КаннабихЮ.В. История психиатрии / Ю. В. Каннабих; пре-дисл. П. Б. Гаинушкина. — Л.: Госмедиздат, 1929.

17. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее поли­тическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин. — М., 1991.

18. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма / Н. М. Карам­зин. - М., 1982.

19. Карамзин Н.М. История государства Российского//Соч. В 12 т.-СПб., 1982.-Т. 2.

20. КарташовА.В. Очерки по истории русской церкви//Соч. В Зт. -М., 1991.-Т. 2.

21. Ключевский В. О. Курс русской истории//Соч. В 8 т. — М., 1956. - Т. 1.

22. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее глав­нейших деятелей. В 2 кн. / Н. И. Костомаров. — М., 1995. — Кн. 1-2.

23. Кузнецов Н. И. Социальный эксперимент Петра I и формиро­вание науки в России / И. И. Кузнецов // Вопросы филосо­фии. - 1989. - № 3.

24. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1796)/Е.Лихачева.-СПб., 1890.

25. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. / П. Н. Милюков. - 1994. - Т. 1-2.

26. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (XVIII — первая половина XIX в.) / отв. ред. М. Д. Ша-баев.-М., 1973.

27. Платонов С. Ф. Учебник русской истории / С. Ф. Плато­нов. - М., 1913.

28. Политическая история России: хрестоматия. — М., 1995.

29. Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1872.

30. Прыжов И. Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дура­ков и другие труды по русской истории и этногра­фии / И. Г. Прыжов; под ред. Л. Я. Лурье. — Репринт, изд. — М., 1996.

31. Пушкин А. С. Собр. соч. В Ют.-М, 1981. - Т. 1.

32. ПыляевМ.И. Старая Москва / М. И. Пыляев. — М., 1995.

33. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русско­го национального характера / сост. С. К. Иванов. — М., 1996.

34. Россия: хронологический указатель к полному собранию за­конов Российской империи. — М., 1830. — Ч. 1.

35. Русская старина: путеводитель по XVIII веку. — М.; СПб., 1996.

36. Скребицкий А. И. Валентин Гаюи в Петербурге / А. И. Скре-бицкий. - СПб., 1886.

37. Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соч. В 15 кн. -М., 1959.-Кн. 1.




,. ■ "■'■■..'■■',:


:. ■ ■


■"•'.......... ". '.':'



38. Учебник русской истории / сост. К. В. Елпатьевский. 1909.

39. Федорченко В. И. Императорский дом. Выдающиеся сановни­ки. Энциклопедия биографии / В. И. Федорченко. В 2 т.— Красноярск, 2003; Олма-пресс, 2003. — Т. 1—2.

40. Хотеенков В. Ф. Первый министр народного просвещения Российской империи Петр Васильевич Завадовский/ В. Ф. Хотеенков, В. Г. Чернета. — М.: Московский центр валь-дорфской педагогики, 1998.

41. ШмурлоЕ.Ф. История России 1862-1917/Е. Ф. Шмур-ло.-М.: Аграф, 1997.

42. Эйдельман Н. Я. Грань веков: политическая борьба в России, конец XVIII — нач. XIX столетия / Н. Я. Эйдельман// В борьбе за власть. — М., 1988.

43. ЯкобийП. Глухонемые / П. Якобий. — СПб., 1907.

СПб..



Третий период эволюции отношения государства и общества к людям с умственными и физическими недостатками берет свое начало, как мы уже знаем, от прецедента появления в стране спе­циальных учебных заведений, а завершается законодательным оформлением национальной системы специального образования, включающей три типа специальных школ. На протяжении этого периода государство и общество проходят путь от осознания воз­можности обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей к пониманию необходимости организации системы специального образования. Российская империя вступила в третий период не намного позже Франции, Англии и Германии, прецедент открытия в Санкт-Петербурге финансируемых из царской казны училищ для глухих и слепых датируется 1806 и 1807 гг. Напомним, лидер специального обучения — Франция — открыла свои королевские институты в 1789 и 1791гг., Пруссия - в 1788 и 1806 гг., Да­ния — в 1799 и 1811 гг. Сравнив даты появления первых частных и королевских институтов для слепых: Франция (1786), Англия (1791), Бельгия (1793), Австрия (1804), Пруссия (1806), Италия (1807), Чехия (1807), Голландия (1808), Швеция (1809), Швейца-

* Рисунок к главе: Н. П. Богданов-Бельский. Устный счет. В Народной школе С. А. Рачинского. 1895. Фрагмент.





?.. •*.




рия (1809), Дания (1811), Венгрия (1821), мы с гордостью могли бы подумать о приоритете отечественной тифлопедагогики, однако сопоставимыми являются хронологические сроки, но не природа появления первых специальных школ. На Западе возникновение королевских (государственных) институтов стало суммирующим результатом накопленного ранее опыта индивидуального обучения глухих и слепых, признания ценности образования разными соци­альными группами и слоями населения, становления частной и го­родской школы, развития университетской практики. В России же это результат единоличной воли самодержца, задумавшего скопи­ровать парижскую модель и пригласившего в страну Валентина Гаюи.

В западноевропейских странах — лидерах специального образо­вания (Франция, Англия, Германия, Дания) распространение школьного обучения «ненормальных» детей было обусловлено многими причинами, отчасти положениями закона о наследстве, отчасти интенциями протестантизма, отчасти влиянием гумани­стических идей просвещения на умы значительного числа образо­ванных людей разных сословий (от монарха до городского лавоч­ника). Сеть специальных школ ширилась в Европе не только благодаря либерально-демократическим переменам в жизни обще­ства, ее строительство стимулировалось промышленной револю­цией и индустриализацией. Аргументы в пользу специальной шко­лы накапливались по мере роста благосостояния значительной части населения, развития образования и европейской культуры.

В России многие из перечисленных социально-культурных условий (детерминант) долгое время отсутствовали, зачаточное состояние отечественной науки, медицины, университетского и школьного образования на протяжении столетий препятствовало возникновению попыток индивидуального обучения лиц с сенсор­ными нарушениями. Значительная часть родителей детей-инвали­дов, включая привилегированные сословия, не испытывали по­требности в обучении своих чад, поскольку по-прежнему не осознавали ценности и важности образования в жизни человека. Не случайно знакомство россиян с весьма эффективным опытом индивидуального обучения детей с нарушением слуха или зрения за границей не подвигало их к попыткам организации чего-то по­добного у себя на родине.

Переход России в третий период эволюции отношения к детям с физическими и умственными недостатками обеспечили либе­ральные реформы Александра I. Точкой отсчета служат прецеден­ты открытия в столице училищ для глухих (1806) и слепых детей (1807). Завершение же периода связано с законодательным офор­млением в начале 30-х гг. XX столетия отечественной системы спе­циального образования, включающей три типа специальных школ: для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта.

Уникальность третьего периода в нашей стране заключается в том, что на него пришлись три революции, мировая и граждан­ская войны, приведшие к коренному переустройству государства и общества. Предпосылки формирования национальной системы


специального образования начали складываться в государстве од­ного типа (монархическом), тогда как ее окончательное оформле­ние состоялось в государстве другого типа (социалистическом).

Третий период эволюции отношения государства и общества 1С детям с физическими и умственными недостатками соотносится, как мы уже знаем, с этапом становления национальных систем спе­циального образования, и Россия не является исключением. Вместе с тем судьба специальной школы в нашей стране уникальна. После Октябрьской революции 1917 г. основы, на которых она возводилась, рухнут, советская система специального образования станет строить­ся на принципиально ином идеологическом фундаменте. Отношение к детям с отклонениями в развитии, как и философия специального образования, коренным образом изменится, а потому представляется необходимым выделить два исторических отрезка в пространстве третьего периода эволюции — дореволюционный и послереволюци­онный. В силу насованных обстоятельств, несмотря на то что граница между третьим и четвертым периодом в СССР приходится на 30-е гг. XX столетия, рассказ об истории становления отечественной систе­мы специального образования мы прервем на рубеже 1917 г.

Прежде чем перейти к рассмотрению общих закономерностей и уникальных особенностей третьего периода эволюции отноше­ния государства и общества к детям с физическими и умственны­ми недостатками в России, приведем хронологию событий отече­ственной истории, в контексте которых происходят интересующие нас изменения.

Хронологические ориентиры (1801—1917)

1805 г. Открыт университет в Казани.

1801—1825 гг. Годы правления императора Александра I.

1806 г. Основано первое учебное (опытное) училище для вос­питания и обучения глухонемых детей (Павловск).

1807 г. Открыта первая школа для слепых детей (Гатчина).

1808 г. Запрещена торговля крепостными на рынках и ярмарках.

1809 г. Указ об обязательности высшего образования или про­хождения экзамена для получения высших гражданских ад­министративных постов.

1811 г. Основан Императорский Царскосельский лицей — за­крытое учебное заведение для детей дворян.

1815 г. Ббльшая часть герцогства Варшавского по решению Венского конгресса присоединена к России под именем Царства Польского.

1819 г. Открыты университеты в Санкт-Петербурге и Харькове.

1827 г. Открыт университет в Хельсинки.


1828 г. Учреждено IV отделение государственной канцелярии, ведающее благотворительными заведениями и женскими училищами. Принят «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов».

1833 г. Опубликован Свод законов Российской империи (15 томов).

1834 г. Открыт университет в Киеве.

1847 г. Опубликована повесть А. И. Герцена «Доктор Крупов».

1848 г. Создано Попечительство императрицы Марии Федо­ровны о глухонемых (в структуре ВУИМ).

1861 г. Отменено крепостное право (на момент его отмены об­щее число крепостных крестьян составляло более половины населения империи).

1864 г. Учреждено земство (выборные органы местного само­управления). Земства ведали народным образованием и здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек). Земство ликвиди­ровано декретом Советского правительства (1918). Принят новый Устав начальных школ, увеличиваются права местной администрации, церкви и земства в школьных сове­тах; создание начальных школ и управление ими возложено на земство. Судебная реформа вводит равенство всех перед законом.

1864 г. Утверждено новое Положение о гимназиях и прогимна­зиях. Гимназии разделили на классические, дающие право поступать в университет без экзаменов, и реальные, кото­рые готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения.

1865 г. Открыт университет в Одессе.

1868 г. Опубликован роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Открыта военная прогимназия для малоспособных учащихся (Вольск, Саратовская губерния).

1870 г. Реформа городского самоуправления. Организацию образования и здравоохранения в черте города император поручает Городской думе.

1871—1872 гг. Реальные гимназии преобразованы в реаль­ные училища (6-летний цикл обучения) без права последую­щего поступления в университет.

1874 г. Введена всеобщая воинская повинность.

1881 г. Создано Попечительство императрицы Марии Алексан­дровны о слепых (в структуре ВУИМ).


1884 г. Введен контроль над всеми начальными школами, он поручается Священному синоду. Растет число церковно­приходских школ. Вводятся ограничения в высшем женском образовании.

1887 г. Министерство народного просвещения распространяет циркуляр о «кухаркиных детях», ставящий препятствие по­ступлению в гимназию «служанкиным, прачкиным и кухарки­ным детям».

декабрь 1895 — январь 1896 г. В рамках II Съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образова­нию организована Секция «Призрение и обучение слепых, глухонемых и ненормальных детей» (Москва).

1897 г. Перепись населения Российской империи (общая чис­ленность— 129 млн; городское население — 13%, сель­ское — 87%).

1908 г. Принят Закон об обязательном начальном обучении. Предполагалось его поэтапное введение в действие на про­тяжении 10 лет. В 1900 г. в начальных школах обучалось 4 млн детей, в 1914 г. — 7,2 млн детей, в том числе 2,3 млн девочек.

1910 г. Всероссийский Съезд деятелей по воспитанию, обуче­нию и призрению глухонемых (Москва).

1911 г. Общеземский съезд по народному образованию (во­прос о необходимости специальных учреждений для дефек­тивных детей).

1917 г. Октябрьская социалистическая революция.

гути строительства отечественной системы специального образования, или История Опытного училища глухонемых

Первая российская специальная школа возникла по воле вдов­ствующей императрицы Марии Федоровны, матери Александра I, в загородной царской резиденции поблизости от Павловского дворца в октябре 1806 г. Государыня намеревалась организовать обучение глухонемых детей, и тотчас во исполнение ее желания в столице собрали 12 неслышащих отпрысков разного пола и воз­раста. Через три года школу перевели в Санкт-Петербург, придав ей с 1 января 1810 г. статус училища и подчинив Ведомству Санкт-Петербургского Опекунского совета. Тогда же в российскую столицу по рекомендации Сикара прибывает учитель Парижского







Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 537 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...