Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
3.Докажите, что мораль, или нравственность, представляет собой
систему отношений личности к различным сторонам действительнос-
ти. В чем состоит сущность нравственного воспитания?
4.Какого человека нужно считать нравственным? Что следует из
этого для организации нравственного воспитания?
5. Раскройте содержание нравственных отношений, которые необходимо формировать у учащихся.
6. Почему нравственное воспитание необходимо понимать как процесс организации деятельности по формированию моральных качеств личности?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979.
Богданова О.С., Черепкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории. М., 1979.
Гавриловен, К.В., Казимирская Н.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Мн., 1988.
Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., 1988.
Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М.,1986.
Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1970. № 7.
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.
Шилова М.И. Изучение нравственности школьников. М., 1982.
Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. М., 1986.
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., 1986.
Глава 21
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
1. Патриотизм и культура межнациональных от
ношений — важнейшие моральные качества человека
и их значение для его личностного развития.
2. Сущность патриотизма и культуры межнаци
ональных отношений, их содержание и внутренняя
структура.
3. Развитие у учащихся потребностно-мотиваци-
онной сферы, связанной с патриотизмом и культу
рой межнациональных отношений.
4. Формирование у учащихся интеллектуально-
эмоционального компонента патриотизма и куль
туры межнациональных отношений.
5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений
по вопросам патриотизма и культуры, межнацио
нальных отношений.
6. Организация практической деятельности уча
щихся по формированию патриотического поведения
и культуры межнациональных отношений.
1. Патриотизм и культура межнациональных отношений — важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития. Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности. Белорусский просветитель Ф.Скорина счи-
* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.
тал, что чувство патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет его любовь к ней, порождает стремление к ее защите1:
Понеже от прирождения звери, ходящие в пустини, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобныя боронять ульев своих,-тако ж и люди, игде зародилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имать.
А.Н.Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины2:
Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Он пламенеет нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия... И если убеж- ден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью... Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества...
Белорусский революционер-демократ Кастусь Калинов-ский (1838-1864) подчеркивал, что патриотизм выступает в качестве могучего морального стимула, побуждающего людей к борьбе за свое национальное освобождение, за утверждение чести и достоинства белорусского народа. Будучи осужденным к смертной казни за руководство восстанием, он с горечью писал3:
Горько покинуть землю родную и тебя, дорогой мой народ. Стонет грудь, болит сердце, но не жаль погибнуть за твою правду.
Видный белорусский просветитель, продолжатель гуманистических традиций Ф.Скорины В.Н.Тяпинский
1 Скарына Ф. Прадмовы i пасляслоу!. Мн., 1969. С. 59.
2 Радищев А.Н. Избр. соч. М., 1952. С. 205-206.
:< Калиновский К: К белорусскому народу: Письма из-под виселицы // Антология педагогической мысли Белорусской ССР. М., 1986. С. 200.
(1540—1604) отмечал, что патриотизм является средством сохранения духовного наследия народа, и призывал к возрождению его славы и национального достоинства. Он сетовал на то, что в его время даже среди некоторой части образованных верхов белорусского народа существовало пренебрежение, порицание и даже отречение от родного языка. Это вызывало у него гнев и возмущение: "Но хотя бы письмена свои... уважали"1.
Русский критик-демократ В.Г.Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества2:
Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством3:
Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.
Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, высту-
1 Цит. по: Антология педагогической мысли Белорусской ССР. С. 75.
2 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1954. Т.4. С. 488-489.
3Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 160.
пают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура. Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis — происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.
Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.
В словаре В.И.Даля значение этого слова трактуется так: "Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник"1. "Патриот,— говорится в другом словаре,— человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины"2.
Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: "Патриотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины"3. В лексическом же значении слово "патриотизм" обозначает "любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу"4.
В данных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
М.1978. Т. 3. С. 24.
2 Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.;
Л., 1959. Т. 9. С. 296.
3 Философский словарь. М., 1986. С. 358.
4 Словарь русского языка: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 33.
очевидно, что эти, отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-моти-вационную сферу личности,, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.
С этой точки зрения патриотизм можно определить как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Не менее сложным является и понятие культуры межнациональных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает "высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение"1.
Культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о воспитании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности. В условиях Республики Беларусь, естественно, школа призвана формировать у учащихся те патриотические черты и свойства, которые должны быть присущи гражданам нашей республики.
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 268.
Однако проблема воспитания у населения, проживающего в Беларуси, патриотических чувств к своему родному краю возникла не сегодня. Многие выразители интересов белорусского народа ставили ее и раньше, когда он не имел своей государственной независимости. И сейчас не потеряли своей злободневности многие высказывания известного белорусского мыслителя Вацлава Ластовского на этот счет1:
Патриотизм - это сердечная любовь к своему родному народу и к своему родному краю. А патриот — это тот человек, который старается помочь своему народу и трудится в этом направлении изо всех сил... Святая повинность каждого белоруса всегда и везде признавать собственную принадлежность к своему народу, заботиться о чести своей нации и тщательно исполнять все, что относится к укреплению и образованию нашего народа. Заботьтесь же о родном крае, исполняйте же свои обязанности перед ним! Старайтесь же, чтобы имя белоруса всегда, у всех народов встречалось с уважением.
Приведенные суждения позволяют более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
Для осуществления воспитательной работы по сформированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса.
1 Jlacmoijcкi В. Што трэба ведать кожнаму беларусу // Настали, газ. 1992. 11 студз.
Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребност-но-мотивационный, интеллектуально-чувственный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?
3. Развитие у учащихся потребностно-мотивацион-ной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений. Как уже отмечалось, важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.
Следовательно, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, то суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители используют самые разнообразные
формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.
В 6-м классе по истории Беларуси изучается тема "Беларуск! народ-этнас". При ее изложении учитель обратил внимание учащихся на происхождение названия "Белая Русь". Оказывается, что вот уже несколько столетий ученые спорят о происхождении этого термина и выдвигают ряд гипотез и предложений. Так, словом "белый" называли часть света — запад. Поэтому некоторые думают, что название "Белая Русь" могло означать "Западную Русь". Но есть и другое мнение. Слово "белый" иногда трактуют как синоним слова свободный. Полоцко-Витебское и Смоленское княжества долгое время сохраняли самостоятельность и не подчинялись ни монголам, ни литовцам. Поэтому эту часть Руси могли называть свободной или Белой Русью. В научной литературе имеются и другие мнения по этому вопросу. Видя, что учащиеся заинтересовались проблемой, учитель предложил им более основательно изучить имеющиеся предположения на этот счет. Для самостоятельной работы он рекомендовал использовать книгу К.Тарасова "Память о легендах" (Мн., 1984) и статью А. Кожедуба "Река воды живой" (Маладосць. 1991. № 12). Так на уроке была создана ситуация, которая вызвала у учащихся потребность в более глубоком осмыслении данного вопроса.
Учительница белорусского языка и литературы одной из гомельских школ подошла к проблеме формирования у учащихся потребностей, связанных с развитием патриотизма, с другой стороны1:
При проведении уроков белорусской литературы она постоянно отмечала, что все белорусские писатели, творчество которых изучается в школе, хорошо знали культуру и быт белорусского народа. В своих произведениях они описывали одежду, обувь, предметы домашнего обихода, обряды белорусского народа, предания, легенды, пословицы и поговорки. Иногда же учительница приносила на урок предметы искусства, созданные людьми: вышитые скатерти, изделия из глины, лозы, бересты, соломки. На уроках внеклассного чтения предлагала детям такой вид
1 Новикова М.Д. Бесценные памятники родного края //Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе /Под ред. М.А.Лазарука. М., 1985. С. 118-126.
работы, как составление сборников фольклора по произведениям писателей. Так, при изучении повестей И.Серкова "Мы с Санькой в тылу врага" и "Мы — ребята живучие" шестиклассники выписывали пословицы и поговорки, присказки и прибаутки, меткие белорусские народные выражения, которые встречались им в речи героини этих повестей бабушки Матрены Евсеевны.
Старшеклассники составляли фольклорные сборники по творчеству Я.Купалы, Я.Коласа, К.Крапивы, П.Панченко, М.Танка. Эту работу учительница продолжала и в этнографическом кружке, на занятиях которого ребята изучали и изготавливали предметы белорусской национальной одежды, изделия из льна, пеньки, бытовые вещи из дерева и т.д. Ездили ребята и на экскурсию в с.Неглюбка Ветков-ского района, которое славится своими "ручн!камГ и резьбой по дереву. Заходили в дома, где их гостеприимно встречали и показывали вышитые скатерти, паневы, сорочки, неглюбские "ручн!ю".
Указанные формы учебной и внеклассной работы служили средством формирования у учащихся потребности более глубоко изучать свой родной край, уважать труд народных умельцев, бережно относиться к обычаям и предметам старины.
Чтобы приобщить школьников к изучению жизни других народов и способствовать формированию у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений, классный руководитель одной из средних школ использовал следующую ситуацию.
Класс выезжал отдыхать в Махачкалу (Дагестан). Там была организована экскурсия учащихся по городу. Экскурсовод познакомил ребят не только с памятниками архитектуры и с историей города, но и с национальными обычаями и традициями горцев. Семиклассники заинтересовались историей дагестанского народа. Учитель же умело использовал ситуацию, чтобы поддержать этот интерес. По возвращении домой учащиеся прочитали книги об истории Дагестана, архитектурных памятниках этого края, о художественных промыслах и обсудили их в классе. Затем стали собирать материал об обычаях этого народа. Оказалось, что наиболее ценными у дагестанцев считаются такие нравственные качества, как уважение к старшим, почтительное отношение к гостю, моральная и материальная взаимопомощь друг другу, внимательность и забота старших детей по отношению к младшим и т.д.
По материалам, которые собрали ребята, был проведен классный час.
Как видим, использованные учителями и классными руководителями формы и приемы воспитательной работы были различными, но все они так или иначе создавали ситуации, которые вызывали у учащихся положительные эмоции и переживания, побуждали их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствовали развитию патриотизма и культуры межнациональных отношений.
4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений. Цель этого компонента — обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение, а также различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.
Прежде всего нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.
Именно это положение имел в виду Л.Н.Толстой, когда отмечал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней"1.
Об этом, только в иной форме, писал уже в наше время широко известный русский писатель Л.М.Леонов: "Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь"2.
Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к произведениям известных писателей и поэтов, которые в эмоционально-яркой форме выражали это чувство.
Так, при изучении в 9-м классе жизненного и творческого пути выдающегося белорусского поэта и писателя
1 Ясная Поляна и вокруг нее //Лит. газ. 1987. 11 марта.
2 Леонов Л.М. Собр. соч.: В 11 т. М., 1972. Т.10. С. 191.
Якуба Коласа учительница одной из школ зачитала отрывок из его поэмы "Новая земля", в котором поэт писал о чувстве любви и неразрывной связи с родной землей:
Мой родны кут, як ты мне мшы!.. Забыць цябе не маю с!лы! Не раз, утомлены дарогай, Жыццём вясны маёй убогай, К табе я у думках залятаю I там душою спачываю.
Не менее эмоционально эти же чувства выражал П.Панченко:
Ты ляи,1, мае слова, праз пал! i лясы, Прыв1тайся з кра!най маёй дарагою. Беларусь, я - твой вот i сын, Мае думк! i сэрца заусёды з табою... Як люблю я задумл!вы шэлест бяроз, Хвал! жыта, святло перадран1шн!х рос На тва1х аксамгшых лугах!..
Классный руководитель одной из школ при проведении с шестиклассниками беседы "С чего начинается Родина?" использовал небольшой отрывок из пьесы К.Симонова "Русские люди". В нем автор словами разведчицы Вали Анощенко говорит:
Родина, Родина... Наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. У нас изба на краю села стоит, и около речки две березки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я все эти березки вспоминаю.
Эти представления и чувство привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у школьников представления о природе родного края. На занятиях по зоологии дети знакомятся с животным миром. География позволяет учащимся накопить разнообразные представления о природных ресурсах, ландшафте и растительном мире своего региона.
Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеклассной воспитательной работы. Для
этого используются экскурсии, походы по родному краю, создание уголков природы в школе, участие в работе кружка "Юный натуралист" и т.д.
Большой потенциал для развития интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык. "По чем можно узнать белоруса?"— спрашивал В.Ластовский и отвечал1:
Легче всего это узнать по нашей "мове". "Мова" соединяет людей в один народ. И наша белорусская "мова" соединяет свыше 10 миллионов белорусов в один народ... Каждый человек любит свою родную "мову": немец - немецкую, болгарин — болгарскую, а белорус - белорусскую. И все, что прекрасное, что доброе, все мудрости света — науку, литературу - мы лучше понимаем и любим, если слышим в своей родной "мове"... Когда бы мы нашу родную, Богом нам данную и освященную белорусскую "мову" забросили и забыли, а приняли чужую,- тогда бы всех нас и след исчез бы на земле...
На это же указывала и Алоиза Пашкевич (Тётка)2:
...Родной язык, как бы цемент, связывает людей. Он дает им наилучший способ понимать один одного, одной мыслью жить, одной судьбы искать. Кто отрекся от языка отцов своих, кто одел чужую одежду,— тот отошел от народа далеко, далеко. Он чужой в родной деревне, своей семье, и на него братья смотрят, как на чужестранца.
Надо сказать, что долгое время в нашей республике игнорировался родной язык. Кое-кто и сейчас еще высказывает суждения, что белорусский язык — это язык малограмотного сельского населения. И только в январе 1990 года был принят закон о белорусском языке как языке государственном. В настоящее время в республике многое делается для того, чтобы возродить белорусский язык как основу национальной культуры. Его стали изучать в детских садах, профессиональных училищах, в высших учебных заведениях.
Важной стороной развития патриотического сознания и чувств учащихся является усвоение ими материала о борьбе белорусского народа за свободу и независимость
1 JIacmoycKi В. Што трэба ведаць кожнаму беларусу //Настаун. газ.
1992. 11 студз.
2 Цит. по: Хрестоматия по педагогике. М., 1971. С. 373.
родины. Эти вопросы освещаются при изучении таких тем по истории Беларуси, как "Участие белорусского народа в борьбе против шведских захватчиков в годы Северной войны", "Вклад белорусского народа в борьбу против наполеоновских захватчиков". В курсе истории большое место отводится раскрытию мужества и героизма белорусского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. История содержит также много данных об освободительной борьбе белорусского народа против феодально-крепостного и национально-религиозного угнетения. Наиболее ярко этот материал раскрывается в связи с описанием восстания белорусского народа во главе с К.Калиновским.
Упрочению патриотических чувств учащихся содействует изучение белорусской литературы. Величие героизма и трагедия белорусского народа, понесшего огромные жертвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период войны, легли в основу произведений В.Быкова "Обелиск" и "Сотников", И.Чигринова "Плач перепелки", И.Шамякина "Тревожное счастье", Я.Брыля "Птицы и гнезда" и др.
Большую роль в обогащении учащихся знаниями и развитии патриотизма играет внеклассная воспитательная работа.
В одном из пятых классов 28-й средней школы г.Гомеля проводился классный час на тему "Война и дети". Шестиклассники этой же школы обсуждали книгу "Никогда не забудем", в которой помещены рассказы белорусских ребят о Великой Отечественной войне. В 7-м классе 56-й средней школы г.Гомеля была организована экскурсия с целью ознакомления с памятниками г.Гомеля, запечатлевшими ратные подвиги нашего народа. В 5-м классе Бри-левской средней школы Гомельского района была проведена серия классных часов, на которых учащиеся знакомились с историей обороны Брестской крепости в первые дни войны. Они проводились по следующей тематике: "Здесь первый шаг свой сделала война", "Участники обороны Брестской крепости - Герои Советского Союза", "Юные защитники крепости", "Брестская крепость сегодня".
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 357 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!