Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Коллектива и повышение его влияния на развитие учащихся 2 страница



Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективных творческих дел учащихся, разработанная И.П.Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучше­нию окружающей жизни, например разбивка и благоус­тройство детского парка, установление шефства над дет­ским садом и т.д. Если дело найдено, учащиеся совмест­но с учителем планируют практические коллективные дела и акции, стремятся придать им яркие, красочные формы. Все это развивает самодеятельность учащихся, вносит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитатель­ной новизны и значительно повышает его влияние на нрав­ственное и социальное воспитание школьников.

8. Формирование в коллективе здорового обществен­ного мнения. Педагогика параллельного действия. Су­щественным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Под общественным мнением следует понимать ту пре­обладающую оценку, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Естественно, что в процессе воспитания необходимо фор-


мировать в коллективе здоровое общественное мнение. Как можно диагностировать, то есть определять зрелость общественного мнения учащихся? На помощь здесь при­ходит естественный эксперимент.

Например, школьники принимали участие в озелене­нии близлежащей дороги, но несколько ребят уклонились от активного участия в этой работе. И вот этот факт может служить своеобразным показателем того, насколько об­щественное мнение коллектива является здоровым и прин­ципиальным. Если учащиеся в своей массе будут осуж­дать недобросовестный поступок одноклассников, можно говорить о наличии в коллективе здорового общественно­го мнения. Если же большинство класса будет отмалчи­ваться и не проявит стремления к преодолению подобных недостатков, это будет свидетельствовать о недостаточ­ной зрелости общественного мнения.

Но как же формировать и развивать в коллективе здо­ровое общественное мнение? Эта задача решается только в процессе и с помощью хорошо налаженной практичес­кой деятельности учащихся, которая охватывает учение, общественно полезную и культурно-массовую работу, труд и различные разъяснительные мероприятия: беседы, со­брания учащихся, вечера и т.д. Если все основные виды этой деятельности организуются содержательно, с актив­ным участием школьников, тогда последние не только переживают радость успехов, но и критически относятся к имеющимся недочетам и стремятся к их преодолению. Но это не происходит само по себе. Для воспитания прин­ципиальности и здорового общественного мнения важно подвергать коллективному обсуждению все более или менее значительные события и явления в жизни школы (класса), давать им правильную общественную оценку, развивать среди учащихся дух плюрализма и демокра­тизма.

В одной из сельских школ учащиеся 7-го класса шеф­ствовали над участком школьного сада. Школьники добро­совестно ухаживали за деревьями. Лишь один из них не проявлял должной старательности. Из-за него класс полу­чил замечание от директора школы. Этот факт взволновал учащихся. Они выражали свое недовольство поведением од­ноклассника. На классном собрании речь шла о том, что один ученик может подвести весь коллектив. Обществен­ное мнение явно было направлено на осуждение недобро-


совестного отношения к порученному делу. Это стало воз­можным благодаря тому, что основная масса семикласс­ников с большой ответственностью относилась к его выполнению. В этих условиях нерадивость одного вызвала осуждение со стороны всего класса.

Воспитывая здоровое общественное мнение, нужно всячески повышать роль учкома и других органов само­управления в формировании в коллективе дисциплини­рованности, принципиальности и взаимной требователь­ности среди учащихся.

Благодаря здоровому общественному мнению в кол­лективе реализуется положение А.С.Макаренко о педа­гогике "параллельного действия". Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на от­дельных его членов и, наоборот, воздействие на отдель­ного ученика влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-на­стоящему выступает как субъект воспитания, когда ис­чезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив начинает функци­онировать как хорошо организованная и социально здо­ровая ячейка нашего общества.

9. Накопление и развитие положительных тради­ций совместной деятельности учащихся. В организа­ции и воспитании коллектива большую роль играют тра­диции (от лат. traditio — передача). А.С.Макаренко под­черкивал1:

Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Вос­питать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет тра­диций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал... - это школы, которые накопили тра­диции.

Большое значение в воспитании придавал традициям В.А.Сухомлинский.

В укреплении ученического коллектива немаловаж­ное значение имеют такие яркие и содержательные тра­диции, как "День встречи первоклассников", "Последний

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 125.


звонок выпускникам школы", праздник "За честь школы", праздник урожая, неделя сада, неделя книги и др. Но нередко в школах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных тра­диций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные традиции, побуждающие учащихся к трудо­вой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

В одной из школ, например, зародился обычай, когда учащиеся отмечают окончание учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе выпускники и первоклассники, причем последние ухаживают за ними до окончания школы. В классах многих школ складываются и поддерживаются традиции точно в назначенное время начинать собрания, утренники и другие мероприятия. Широкое распространение получили традиции шефства старших классов над младшими.

Все эти традиции, естественно, развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют формы деятельности учащихся, что, безусловно, оказы­вает на последних большое воспитательное влияние, ук­репляет их сплоченность, поддерживает чувство гордос­ти за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном разви­тии его самодеятельности, демократизма и здорового об­щественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни. Наиболее существенными психоло­гическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственности и высокой активности всех уча­щихся в решении совместно поставленных задач; чув­ство защищенности каждого члена коллектива. Созда­ние такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного времени, активных и методи­чески правильных педагогических усилий. Но если они складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как орга­низаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,

366 ]


нравственно-воспитательная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует формированию доброже­лательных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и са­модеятельности своих членов в повышении содержатель­ности и здоровой целенаправленности своей жизни (В.М.Коротов).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем обусловливается необходимость воспитания личности в кол­
лективе и через коллектив?

2. Определите сущность воспитательного коллектива и основные
стадии его развития. Можно ли считать коллективами неформальные
объединения, которые нередко существуют вне школы?

3. Раскройте структуру воспитательного коллектива в школе. Как
нужно относиться к существованию в коллективе так называемых малых
групп и неформальных лидеров?

4. Определите средства и методические основы воспитания учени­
ческого коллектива в школе.

5. Раскройте сущность и реализацию основных методических поло­
жений по организации и воспитанию ученического коллектива.

6. Объясните, как конкретно влияет коллектив на развитие и вос­
питание учащихся.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Гордин Л.Ю. Организация классного руководства. М., 1984.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1987.

Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974.

Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. М., 1984.

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Победоносцев Г.А. Совершенствуем систему воспитания. М., 1989.

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.

Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Мн., 1972.


Глава 20 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование нравственности учащихся —
важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по­
ведения личности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли
нравственного воспитания в развитии личности.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущ­
ность нравственности личности.

4. Моральное воспитание как процесс организации
разнообразной деятельности учащихся и формирова­
ния у них нравственных качеств.

1. Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по­ведения личности. В процессе воспитания личности ис­ключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве обще­ственных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с други­ми членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, фун­кцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в поли­тике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполня­ют правовые нормы и различные постановления государ­ственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на по­ведение людей различные правовые нормы, законы, адми­нистративные правила и указания служебных лиц, с од­ной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязатель­ный характер, и за их нарушение личность несет юриди­ческую или административную ответственность, напри-


мер, за нарушение закона, опоздание на работу или за невыполнение соответствующих служебных инструкций. В обществе созданы даже специальные органы (суд, проку­ратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело мораль. Нормы и правила, которые отно­сятся к ее сфере, такого обязательного характера не име­ют, и практически от самой личности зависит их соблю­дение. Когда же тот или иной человек их нарушает, об­щество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него — силу общественного мне­ния: упреки, моральное порицание и, наконец, обществен­ное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер.

Возьмем пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административ­ное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым, который вынужден был долго его ожидать, никаких санк­ций не бывает, знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание.

Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике (от лат. ethica — обычай, характер) — философ­ской науке о морали — существуют две основные нрав­ственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоции­руется с добром. Нарушение же моральных норм и пра­вил, отступление от них характеризуется как нравствен­ное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, со­вершенствовать свое поведение, что одновременно озна­чает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее со­держание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации лич-


ности. Только мораль гуманного и демократического об­щества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действенному прогрессивному развитию и со­вершенствованию личности. Именно в этом направ­лении и происходит моральное развитие мирового сооб­щества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и тради­ции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может осно­вываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нрав­ственных норм и правил приобретает характер при­вычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для вос­питания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований об­щества в конечном итоге зависит от самой личности, по­скольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, ка­кое огромное значение приобретает нравственное воспи­тание, повышение его содержательности и педагогичес­кой действенности. Многие общественные деятели, писа­тели и педагоги с давних времен считали, что нравствен­ность не только оказывает решающее влияние на сформи­рование положительных качеств личности, но и явля­ется главной задачей школы и должна быть в центре ее воспитательной деятельности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нрав­ственного воспитания в развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в пе­дагогике с давних времен. Они связывались главным об­разом с тем, что только нравственное воспитание обеспе­чивает сформирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.Коменский.

В трактате "Наставление нравов" он приводил изрече­ние древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное из-


речение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает".

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного уч­реждения. По его мнению, только оно формирует доброде­тельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Гербарт на пер­вый план выдвигал нравственное воспитание. Примечатель­но, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал1:

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой:

Из всех наук, которые должен знать человек, глав­нейшая есть наука о том, как жить, делая как можно мень­ше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспи­тания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал2:

Конечно, образование ума и обогащение его познани­ями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков, посвящен во все тайны органической химии или полити­ческой экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой...

Убежденные в том, что нравственность не есть необхо­димое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составля-. ет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение приобретает эта проблема в систе­ме современного воспитания. Мы создаем правовое об­щество с высокой культурой отношений между людьми,

1 Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940. Т. 1. С. 133. г Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 429, 431.


которые будут характеризоваться социальной справедли­востью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нрав­ственной воспитанности каждого его члена.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущность нрав­ственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать.

Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, ко­торые предъявляются к личности в различных сферах жиз­ни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, свя­занных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспи­танности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки по­ведения личности и их неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности?

Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к пове­дению и деятельности личности в различных сферах об­щественной и личной жизни, а также в общении и кон­тактах с другими людьми.

Например, согласно морали каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть предан­ным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек проявляет труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие
этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко
представить содержание воспитательной работы по нрав-
ственному формированию учащихся. В целом эта работа
должна включать в себя формирование следующих мо-
ральных отношений:

отношения к идеологии и политике нашего госу­дарства: понимание хода и перспектив мирового


тия; правильная оценка событий внутри страны и на меж­дународной арене; понимание моральных и духовных цен­ностей; стремление к справедливости, демократии и сво­боде народов;

отношения к родине, другим странам и народам:
любовь и преданность родине; нетерпимость к националь­
ной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем стра­
нам и народам; культура межнациональных отношений;

- отношения к труду: добросовестный труд на об­щее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

отношения к общественному достоянию и матери­
альным ценностям:
забота о сохранении и умножении
общественной и личной собственности; бережливость; ох­
рана природы;

отношения к людям: коллективизм, демократизм,
взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота
о семье и воспитании детей;

отношения к себе: высокое сознание гражданского долга;
честность и правдивость; простота и скромность в общении и
личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного
порядка и дисциплины; принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержа­ние нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно счи­тать нравственным и в чем, собственно говоря, прояв­ляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напраши­вается вывод: нравственным является тот человек, кото­рый в своем поведении и жизни придерживается мо­ральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стре­мясь показать свою "нравственность" в интересах лич­ной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовид­ность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравствен­ную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.


В условиях обновляющихся социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравствен­ной, чтобы она выполняла нравственные нормы и пра­вила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н.В.Гоголь, когда в свое время утверждал:

Развязать каждому руки, не связывать их; нужно напи­рать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали высту­пают как его собственные взгляды, и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и тре­бованиями выполнением установленных в обществе мо­ральных норм и правил. Она есть не что иное, как внут­ренний категорический императив (от лат. imperativus — повелительный, настойчивый) личности, в качестве по­будительных сил которого выступают ее здоровые об­щественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С.Макаренко большое значение придавал "поступку на­едине с собой", или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля.

О нравственной воспитанности его можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внут­реннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеж­дения. Выработка таких взглядов и убеждений и соот­ветствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с по­стоянной самооценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках есть сильней-


шие стимулы ее нравственного развития и самосовершен­ствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение, о чем пи­шет Чингиз Айтматов:

Раскаяние — одно из великих достижений в истории человеческого духа - в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозре­ния, которые достигаются через осознание вины — в дей­ствиях ли, через порывы самобичевания или самоосужде­ния?

Все это показывает, что нравственное развитие лич­ности невозможно без формирования ее моральной со­знательности, моральной совести и глубокого внутренне­го стремления к моральному благородству.

Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы ее внешние и внутренние психо­логические механизмы?

4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирова­ния у них нравственных качеств. Рассматривая содер­жание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, ох­ране природы, к людям и самой себе. Но моральные от­ношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представ­ляет собой сознательно организуемый процесс включе­ния учащихся в разнообразные виды учебной и внекласс­ной деятельности, формирования положительных мо­ральных отношений к этой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических свойств и качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необ­ходимо включать учащихся в следующие виды деятельно­сти: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и т.д. В про-


цессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной ее организации у уча­щихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо выполнять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля. Все это в совокупности и характери­зует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.).

Без хорошо организованной практической деятельно­сти и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положе­ние. Во вступительной части к этому разделу курса под­черкивалось, что если те или иные отношения закрепля­ются в сознании и поведении личности, становятся при­вычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.

Процесс нравственного воспитания должен быть на­правлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совер­шенствовать нравственные качества школьников.

В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, пат­риотизм и культура межнациональных отношений, тру­долюбие, бережное отношение к материальным ценнос­тям общества и личному имуществу, коллективизм, со­знательная дисциплина и культура поведения.

Чтобы вырабатывать эти личностные качества, необхо­димо формировать у учащихся соответствующую потреб-ностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеж­дения, вырабатывать навыки и привычки поведения и ук­реплять волевые свойства.

В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.

Нужно, однако, сделать такое замечание. Поскольку проблема формирования мировоззренческих убеждений будет рассматриваться в главе о воспитании научного мировоззрения учащихся, а вопросы формирования кол­лективизма освещены в главе об организации воспита­тельного коллектива, последующие главы будут посвя-


щены воспитанию патриотизма и культуры межнацио-налъных отношений, добросовестного отношения к тру-ду, сознательной дисциплины и культуры поведения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем обусловливается большая важность нравственного воспита- ния как составной части всестороннего развития личности? 2. Приведите высказывания известных педагогов о значении нрав­ственного воспитания.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...