Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Как вы думаете, в чем причины «живучести» авторитарной модели воспитания?
К традиционным источникам авторитарно-подавляющего поведения педагогов относятся:
– иерархическая организация большинства государственных и общественных структур;
– собственный опыт воспитателя, в процессе которого от родителей и педагогов посредством имитации был усвоен определенный репертуар авторитарных поведенческих актов;
– кратковременный успех при использовании авторитарно-подавляющих средств в педагогическом процессе;
– попытки компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога;
– охотное подчинение некоторых учащихся из страха перед учителем;
– существующие предрассудки о более высокой успеваемости учащихся у педагогов с авторитарным стилем поведения;
– ожидания авторитарного ролевого поведения педагога со стороны коллег, школьной администрации, родителей;
– естественное превосходство педагога над учащимися в «знаниях, опыте, физической силе».
Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии.– М., 1994.– С. 72.
2. Какие аргументы вы могли бы привести в пользу социоцентрической концепции воспитания? Можно ли посмотреть на фрагмент текста Л. С. Выготского не с позиции личности, а с позиции общества? Какая из этих позиций кажется более значимой? Почему?
При авторитарной системе морали всякое моральное правило сопровождалось известной санкцией, которая влекла за собой наказание ребенка в случае неподчинения и награду – в случае подчинения. Награда и наказание принимали самые различные формы – от телесных наказаний, оставления без обеда, карцера, наград до довольно тонких и нежных форм – выговора, поощрения, похвалы. Педагогическая полезность или, вернее сказать, вред этих мер бывают весьма различными, но все они служат средствами грубого механического воздействия и научают, в лучшем случае, только добродетели подчинения, только одному моральному правилу – избегать неприятностей.
…Наказание ставит в самое тяжелое и трудное положение как воспитателя, так и воспитанника. Ни любовь, ни уважение, ни доверие не могут быть сохранены между наказывающим педагогом и наказываемым ребенком.
Выготский Л. С. Педагогическая психология.– М., 1991.– С. 265–266.
3. Может ли воспитание научить человека выбирать свое «истинное Я»? При каких условиях это возможно? В рамках какой теории?
Личность в человеке есть результат борьбы… В человеке, несомненно, есть двойное «Я», истинное, реальное, глубокое, и «Я», созданное воображением и страстями, фиктивное, тянущее вниз. Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «Я». Душа есть творческий процесс, активность, человеческий дух всегда должен… подыматься к тому, что выше человека. И тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя.
Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. (Цит. по: Мир философии.– Ч. 2.– М., 1991.– С. 48–49.)
4. Социологи отмечают три главных обстоятельства, которые обусловливают трудности социализации в подростковом возрасте:
1) несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса подростков, который определяется возрастом;
2) несовпадение стиля родительства (для родителей дети всегда остаются маленькими) и новых потенциальных возможностей повзрослевших детей;
3) противоречие между усиливающейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мышления сверстников.
Приведите конкретные примеры, характеризующие эти трудности социализации.
Какие еще трудности социализации вы можете назвать, используя свой жизненный опыт?
Какие противоречия выступают в качестве движущей силы воспитания?
5. Как преодолевается в воспитании иерархичность, несимметричность общения ребенка и взрослого?
Общение в группе равных (прежде всего – сверстников) дает детям то, чего в принципе не может дать общение со взрослыми – иерархическое, несимметричное (снизу вверх), во многом неравноправное,– критичность к мнениям, словам и поступкам людей. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать.
…Мы привыкли считать, что дети, общаясь с детьми, ребячатся, дурачатся, ведут себя несерьезно. А оказывается, что, ребячась, они обретают большую самостоятельность и независимость, чем в «серьезном» общении со взрослыми.
Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе?– М., 1985.– С. 27.
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1145 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!