Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют ничтожное «меньшинство» (около 1 %) населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. Поэтому они разительно отличаются от большинства... Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены следующие 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:
1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
5.Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
6.Склонность к одиночеству и позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.
7. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.
8. Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.
9. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я».
10.Чувство общности с человечеством в целом.
11.Дружба с другими самоактуализирующимися людьми; узкий круг людей, отношение с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
12.Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.
13.Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся личности ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняются этим целям.
14. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
15. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
16. Не конформность, но и не склонность к безумному бунтарству. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат. Достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.
Асмолов А. Г. Психология индивидуальности.– М., 1986.– С. 87–89.
Вопросы:
1. Почему, с вашей точки зрения, самоактуализирующихся людей так мало?
2. Можно ли самоактуализацию рассматривать как цель воспитания?
3. Как соотносятся понятия «самоактуализация» и «культура жизненного самоопределения»?
4. Можно ли указанные 15 характеристик применять в практической деятельности как показатели воспитанности личности? Можно ли их представить в виде еще более конкретных проявлений поведения?
5. Есть ли возрастные ограничения для применения этих характеристик?
2. Сравните два определения воспитания. Чем они отличаются? А в чем их сходство? Какое из них вам ближе? Почему? Аргументируйте свой выбор.
Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение в индивидуально-свободной форме культурных достижений человечества.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.– М., 1998.– С. 10.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Подласый П. И. Педагогика.– М., 1996.– С. 431.
3. Какой из подходов к социализации отражает гуманистическая концепция воспитания? Почему? Обоснуйте свою точку зрения. Попробуйте представить обе трактовки понятия социализация в виде схемы (рисунка).
А. Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.– М., 1999.– С. 15.
Б. Социализация есть, скорее, не «включение в заданное», а приобретение собственного опыта развития этого данного через его анализ и реконструкцию. Социализация есть, в конечном счете, способ самоорганизации ребенка и подростка в социальном бытии, в культурной жизни.
Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов.– М., 1995.– С. 90.
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 406 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!