Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура труда как компонент базовой культуры личности



Эстетика (от гр. слова aisthe-tikos — чувственный) — философское учение о прекрасном, об идейной сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни. Целью эстетического воспитания является формирование разнообразных эстетических отношений. Эстетическое воспитание развивает чувства, способность к переживаниям, оценкам, суждениям, пониманию прекрасного и отделению его от посредственного.

Эстетическое воспитание будит чувство прекрасного и облаго­раживает личность, неразрывно связано с нравственным воспитанием. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное», — писал Б. М. Неменский.

Впервые понятие «эстетическое воспитание» было введено немецким теоретиком искусства А. Баумгартеном в XVIII в.

Сущность же эстетики существовала задолго до этого. С древних времен человек стремился к красоте, находя ее в окружающих предметах и видоизменяя окружающую среду соответственно своим понятиям о красоте.

Формирование эстетической культуры — процесс целена­правленного развития способности личности к полноценному вос­приятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и дей­ствительности, предусматривающий выработку системы художест­венных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

«Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту», — писал М. Горький. И это утверждение представляется чрезвычайно важным. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке.

Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности. Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухо­творен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью.

Формирование эстетической культуры предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным.

Формирование эстетической культуры есть не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кинофильмов, музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения.

Если школьник способен чувствовать красоту положительного поступка, поэзию творческого труда — это говорит о его высоком уровне эстетической культуры.

Но есть люди, которые читают романы, стихи, посещают выставки, концерты, но нарушают нормы общественной морали. Они далеки от подлинной эстетической культуры. Их эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью. Уже в древности встре­чается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека, люди стремятся строить жизнь по законам красоты.

Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно, прежде всего, выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.

Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности.

Искусство, литература и музыка являются могучим средством духовного возвышения человека.

Литература и искусство зачастую оказывают непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека.

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей личности в области различных видов искусства. Однако влияние искусства на формирование человека во многом зависит от его художественно-эстетического развития. Поэтому задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного самосовершенствования.

Культура педагогического труда – основа мастерства и творчества учителя.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.

Профессия учителя – это профессия, включающая в себя элементы профессии врача, психотерапевта, психолога, актёра, инженера, скульптора, художника, артиста.

Позиция учителя – это отношение к знаниям, миру, труду, материальным и моральным ценностям.

В культуре педагогического труда Н.В. Кузьмина и Л.В.Калашникова выделяют следующие его компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Их содержательное наполнение Л.В.Калашникова трактует следующим образом.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2798 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...