Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская культура в эпоху петровских реформ



Начало XVIII в. для России озна­меновалось сломом привычного об­раза жизни, поворотом в сторону под­ражания западным культурным об­разцам, охватившим в первую оче­редь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с на­чала XVIII в. становится светским. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скуль­птурный портрет, ландшафтная ар­хитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было свя­зано с необходимостью создавать чер­тежи и карты строящегося Петербур­га, отражать победы русской армии и флота. Возникает система профес­сионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитек­торов. Часто преподавателями высту­пают приглашенные из-за границы признанные мастера. В Россию при­ходят из Европы несколько художе­ственных стилей — барокко и рококо, классицизм, просветительский реа­лизм, позднее — сентиментализм и предромантизм. Тем самым художе­ственные процессы в России все тес­нее связываются с общеевропейски­ми, только народное искусство со­храняет верность традиционным об­разцам и приемам деятельности.

Ведущим художественным сти­лем первой половины XVIII в. в Рос­сии становится барокко — стиль аб­солютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодер­жавия. Русское барокко отличалось от западноевропейского своим опти­мистическим пафосом, позитивным началом. Главное в русском барок­ко — строительство дворцов новой столицы России — Петербурга.

Всё же наиболее ярко новые веяния ска­зались в живописном портрете. В парсунах даже конца XVII века главное внимание обращалось не столько на раскрытие лич­ности человека, сколько на изображение его высокого сана и приличествующей ему пред­ставительности. В произведениях же наибо­лее талантливых художников петровского времени - Андрея Матвеева и Ивана Ники­тина -русское искусство одним скачком до­стигло новых высот. Таков, например, авто­портрет А. Матвеева с женой, где художник доверчиво и открыто представляет зрителю свою немного простоватую, но одетую в модное платье молодую жену.

На уровне лучших европейских портре­тов того времени - работы И. Никитина, особенно портреты Петра I. И. Никитин писал и соратников Петра I-канцлера Головкина и безымянного напольного гет­мана. По яркости и непосредственности характеристики портрет напольного гет­мана один из наиболее выразительных русских портретов первой четверти XVIII века.

Годы мрачного безвременья, последо­вавшие за смертью Петра I, неблагоприятно сказались на изобразительном искусстве, бурный рост которого затормозила насту­пившая реакция. Деловитость, простота и внутренняя значительность образа, харак­терные для искусства начала века, посте­пенно сменялись внешней парадностью и нарочитой пышностью, но уже с 40-х го­дов XVIII века начался новый крутой подъём.

Ростки нового, возникшие при Петре I, подготовили к середине века расцвет рус­ской культуры в самых разных областях.






Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 413 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...