Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Язычество как феномен древнерусской культуры. Принятие христианства как явление историко-культурного рода



Главные языческие боги славянского Олимпа: Даждь-бог - бог солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог - бог ветра; Волос или Велес - покровитель скотоводства; мать-земля тоже почиталась как божество. Природа представлялась одушевленной или на­селенной множеством мелких духов: в лесах жили ле­шие, в реках - водяные. Души умерших представля­лись в виде русалок.

Места языческого культа на Руси - святилища (ка­пища), кто происходили моления и жертвоприношения. Это были округлые земляные и деревянные сооруже­ния на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре располагалось каменное или деревянного изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц. В могилу вместе с покойником клали все, что могло ему пригодиться в загробном мире, в т.ч. и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадле­жащих к соц.верхушке, сжигали их наложниц.

Крещение Руси в 988 г. стало поворотным пунктом в ис­тории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письмен­ность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы при­кладного искусства. После этого Киевская Русь пережила ра­зительный подъем культуры, вышедшей за 1 столетие на высокий европейский уровень.

Выбор христианства сильно повлиял на русскую культуру. В X-XIII вв. происходил сложный психологический слом языческих верований и становление хри­стианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ог­раничений, строгого выполнения нравственных норм, принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носи­телем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христиан­ство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого на­рода на основе общих духовных и нравственных прин­ципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединила общая духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в евро­пейский христианский мир. С этого времени она счита­ет себя частью этого мира, стремясь играть в нем вид­ную роль, всегда сравнивать себя с ним.

То, что христианство было принято в восточном ва­рианте, имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве была выражена идея про­гресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось существен­но. Европейского типа установка на преобразующую деятельность была сильна на 1-ых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосо­вершенствованию, приближению к христианским идеа­лам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности.






Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1064 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...