Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кризис гуманизма в позднем Возрождении, и его отражение в искусстве (общая характеристика)



XIV—XVI вв. — время, когда все в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчетов. В разных ситуаци­ях люди выпутываются умом и личной сметкой. Ценится выше всего умелость: смех возбуждает неумелое ханжество монаха или наивность супруга. Идеал удачи царит над всем. Покло­нение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Саккетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощен. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка. XIV—XVI вв. — переходная эпоха от феодализма к капи­тализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения челове­ка от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, воз­рождения. Понятие «гуманизм» появляется в середине XV в. и означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили тер­мином «humanitas» —человеческий, человечный, образован­ный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цехово-корпоративной структуры способствовало возникновению светс­кой интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юри­стов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университе­тами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют но­вую аристократию — «аристократию духа»; их этико-философской доминантой является стремление к синтезу духовно­сти. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые ста­новятся эталоном культурной деятельности.

Специфическая черта философии Возрождения — деперсо­нализация Бога. Либо он растворен в природе («природа есть Бог в вещах», — повторял Дж.Бруно), либо мир погружен в Бога (Н.Кузанский). Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству, ее соб­ственным «языком», понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда появляется «нату­ральная магия», весьма популярны астрология, алхимия.

Культ времени, культ человека ведет к гуманистическому индивидуализму. Выдвинутый Лоренцо Валлой этический принцип, отождествляющий наслаждение с полезностью, осно­вывается на идее гармонии человека и природы, индивида и об­щества. Полезность — естественная цель действий человека, всей его жизни и в то же время — важнейший критерий его по­ступков. Жить добродетельно — значит жить с пользой для себя. И хотя, по мысли Баллы, люди, если они не злодеи и не глубоко несчастны, не могут не радоваться благу другого, он сам же пишет: «Я нисколько не обязан умирать ни за одного граж­данина, ни за двух, ни за трех и т.д. Почему же я обязан уми­рать за отечество, которое состоит из всех этих граждан?» Так принцип пользы, столкнувшись с идеей общественного блага, рождает индивидуализм.

Основные иллюзии Возрождения — убеждение в величии человека, вера в рациональное объяснение красоты, попытка объединения религий — к XVI веку в значительной степени оказались утраченными. Скептические настроения сменили веру в безграничные возможности человека-Бога. Единство Бога, человека, государства, искусства уже представляется недостижимым. Гуманистический индивидуализм обернулся ничем не прикрытым эгоизмом.






Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1047 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...