Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Система культурных ценностей Византии и их значение для культуры Древней Руси



Византию и Русь тесно связывают культурные контакты. Особенно ярко воздействие византийского культурного наследства на русскую культуру проявлялось в сфере искусства. «Византийское искусство искало не поверхностного правдоподобия, а глубины понимания мира, стремилось к максимальному воздействию на внутренний духовный мир верующего человека - читателя, зрителя, слушателя. Согласно византийским представлениям задачей искусства является не отображение земного мира (что было естественно для западноевропейских теорий искусства периода Возрождения), а проникновение из «мира кажимости» за пределы земных вещей - в мир сущностей, т. е. мир Божий. Отсюда художественный образ интерпретируется не как «отражение» человека как предмета, а как подобие первообраза, Идеи, более реальной, чем видимая действительность, а постоянным предметом искусства оказывается вечная и неизменная суть мира».

Принятие Киевской Русью христианства в 988 г. на многие годы предопределило характер развития русской культуры. Вместе с христианской верой на Русь пришла богатейшая византийская культура, многообразное византийское искусство - храмовая архитектура, искусство мозаики и фрески, искусство церковного пения, христианские книги. Молодая русская культура очень быстро перенимала новый опыт и создавала новые ценности, в которых синтезировались традиции родной языческой старины с разветвленной системой византийского искусства. Если использовать образное сравнение, то можно сказать, что росток византийской культуры, пересаженный в конце Х в. на русскую почву, постепенно окреп, пустил в ней корни и стал расти, и в результате выросло разветвленное древо русской культуры.

Возникает естественный вопрос: каким образом повлиял на развитие национальной культуры тот факт, что Древней Русью был выбран именно византийский вариант христианства (названный в дальнейшем, после раскола Византийской и Римской церквей, «православием»? Этот вопрос связан и с тем, как оценивать само византийское культурное «наследство» - как факт в целом позитивный, стимулировавший развитие русской культуры, или, наоборот, негативный, - как тормоз на пути ее дальнейшего совершенствования? Для Древней Руси — вплоть до конца XVII в. - этого вопроса вообще не стояло: восприятие Византии (за исключением последнего периода ее истории, на протяжении которого стали проявляться униатские тенденции) было почти однозначно-позитивным. В XIX - XX вв. данная проблема решалась уже менее определенно. К тому же вопрос об отношении к Византии связан с другим вопросом — об отношении России к другим славянским народам (западным и восточным) и их культуре.

Культуру Византийскую в ее зрелой форме связывает с русской культурой многое. Прежде всего, это определенный консерватизм в общественной и духовной жизни, выражавшийся в ориентации на исторически сложившиеся, опробованные, традиционные формы политической организации общества, его духовной жизни и быта. И Византия, и Россия были многонациональными государствами, империями, возникшими на границе двух миров - Востока и Запада - и причудливо, нередко парадоксально соединившими в себе черты и той, и другой культуры. Социальная структура и Византии, и России была - сравнительно с западноевропейской - рыхлой, неразвитой; политическая жизнь отличалась крайней запутанностью; нарождавшиеся буржуазные отношения проникали в общественную жизнь населения обоих государств сравнительно неглубоко. В духовной жизни и Византии, и России господствовали религиозные формы; процесс секуляризации искусства, набиравший силу в Западной Европе, был в обоих государствах гораздо менее заметен.

Следует отметить, что названные выше особенности византийской культуры продолжали проявляться в культуре русской и после того, как в 1453 г. Константинополь был взят турками и Византия исчезла как самостоятельное государство. «Ген» византийской культуры продолжал развиваться в российской культуре самостоятельно, уже без всякой «подпитки» извне, нередко вопреки ставящимся культурным целям.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1255 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...