Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первобытная культура. «Реализм» палеолита и «условность» неолита - феномены разных типов культуры



Истоки современной культуры лежат в первобытности, которую называют «дет­ством человечества». Как всякое детство, первобытная эпоха была временем вели­ких озарений и открытий, постижения человеком тайн природы и мира. В пер­вобытном обществе происходил процесс генезиса культуры в широком смысле этого понятия; одновременно с ним шел процесс биологической и социальной эво­люции человека. В первобытном обществе человек выступал как творец Куль­туры и сам формировался на ее основе.

В целом культуру первобытной эпо­хи принято именовать первобытной, или архаической, а культуру отсталых народов и племен нового времени — тра­диционной.

Как особая социокультурная систе­ма, первобытная культура обладает ря­дом существенных особенностей. Во-пер­вых, она гомогенна (т.е. однородна) и поэтому постоянно воспроизводит свое первоначальное устройство. Во-вторых, она синкретична, т.е. представляет собой единую, недифференцированную сферу культуры, где нераздельно существовали наука, мораль, искусство, религия и пр. И, наконец, в-третьих, в основе первобыт­ной культуры лежали мифологическое мировосприятие, магия и ритуал.

В культуре древнейших собирате­лей и охотников важнейшую роль играл мир, который воспринимался не как по­этическая фантазия, а как подлинная реальность. Мифологические образы и легенды служили источником и средством передачи из поколения в поколе­ние традиций и навыков. Они также об­служивали ритуал, в основе которого лежал принцип подражания явлениям природы, и в котором тесно переплета­лись песнопение, молитва и танец (на­пример, танец шамана). В художествен­ной культуре первобытной эпохи миф выполнял две главные функции — осво­ение пространства и времени. Когда древний человек покрывал стены пеще­ры или поверхность скалы различными изображениями, он в своем мифологи­ческом сознании осваивал пространство и время.

Первые памятники первобытного искусства были открыты в середине XIX века на территории Европы (Франция, Италия, Испания), Азии (в Сибири) и Африки. Это были петроглифы (от греч. petros — камень) — произведения на­скальной живописи эпохи палеолита, изображающие главным образом жи­вотных (бизоны, олени, мамонты, ло­шади, косули). Рисунки животных отличаются предельной точностью в ис­полнении. Они также преисполнены магического смысла и свиде­тельствуют о том, что над ними совершались магичес­кие действия (по-видимому, для этого они и предназнача­лись). Так, изображения жи­вотных сплошь испещрены ударами заостренных пред­метов — наконечниками ка­менных дротиков и стрел, т.к. согласно представлени­ям людей каменного века, если они поразят изображе­ние зверя, то охота на него окажется удачной. Таким образом, в первобытном ис­кусстве эстетическое начало неразрывно сочеталось с ма­гическим. Что касается древнейших изображений человека, то в отличие от достаточно реалистических изображе­ний животных они, напротив, предель­но схематичны и представлены главным образом женскими статуэтками с отсут­ствием черт человеческого лица, непро­порциональными конечностями и ги­пертрофированными материнскими чертами (так называемые «первобыт­ные Венеры»).

Характерные черты культуры эпо­хи неолита — появление керамики и ху­дожественных ремесел, что было связа­но с изобретением различных способов сверления и полирования камня. Это важнейшее изобретение позволило ук­расить произведения искусства различ­ными видами резьбы и орнамента.
6. Древнее мифотворчество как мировосприятие человека. Ранние- формы религиозных верований.

Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами об­щественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».

Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновенности и нерасчленён­ности, было почти неотделимо от эмоциональной эффект­ной, деятельной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переноси­лись человеческие свойства, им присасывалась одушев­лённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологиче­ским предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и кон­кретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Определённые силы и спо­собности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными транс­формациями внешнего облика; болезни могли быть пред­ставлены чудовищами — пожирателями людей, космос — мировым древом или живым великаном, родоплеменные предки — существами двойной — зооморфной и ан­тропоморфной — природы, чему способствовало тотемическое представление о родстве и частичном тождества социальных групп с видами животных. Для мифа харак­терно, что различные духи, боги (а тем самым и представ­ленные ими стихии и природные объекты) и герои связа­ны семейно-родовыми отношениями.

В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, еди­ничного и множественного, пространственных и времен­ных отношений, начала и принципа, то есть происхожде­ния и сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1932 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...