Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Д.Н.Анучин



Дмитрий Николаевич Анучин был создателем ценного музея где органически объединялась работа трех наук: антропологические, археологические и этнографические коллекции связаны здесь в единое целое. Этот музей — ныне Государственный музей антропологии МГУ — предмет гордости русской науки. По этой же линии шла исследовательская и преподавательская деятельность Анучина. Он был, между прочим, первым, кто занял кафедру антропологии в Московском университете (1880); но он читал и курс «этнологии» и был автором ряда ценных этнографических работ.

Вот более важные из них: «Материалы для антропологии Восточной Азии. 1. Племя айнов» («Труды антропологического отдела ОЛЕАЭ», 1876, прилож.); «Этнографические очерки Балканского полуострова» («Природа», 1877); «Лук и стрелы, археолого-этнографический очерк» (М., 1887); «Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда. Археолого-этнографический этюд» (М., 1890); «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древнерусское сказание «О человецех незнаемых в восточной стране». Археолого-этнографический этюд» (М., 1890); «Япония и японцы» («Землеведение», 1906, кн. 3-4). Более мелкие этнографические работы Анучина насчитываются многими десятками.

Из названных работ особенно характерны для Д. Н. Анучина два его «археолого-этнографических» очерка: «Лук и стрелы», и «Сани, ладья и кони». В обеих работах очень удачно комбинируется археологический и этнографический материал с данными письменных источников. Пример мастерства анучинской этнографической интерпретации письменных источников — его замечательный анализ древнерусского памятника «О человецех незнаемых в восточной стране» (1890), где Анучин тщательным исследованием сумел под баснословными сказаниями увидеть реальные этнографические факты.

Для научных взглядов Д. Н. Анучина очень показательна его программная статья в № 1 журнала «Этнографическое обозрение» (1889). В ней он предостерегает против увлечения чистым собирательством фактов, бесконечным накоплением сырого материала. Очередной задачей науки, по его мнению, является не это, а систематизация собранного материала, «сведение воедино» разбросанных этнографических данных о разных народах и составление капитальных монографий об отдельных народностях, со всесторонним использованием письменных и вещественных источников и собственных полевых материалов исследователя. При этом Анучин, со своим обычным широким взглядом, указывает на значение этнографического материала не только с чисто научной точки зрения — для общей истории и истории культуры, но и в общеобразовательном, практическом и общественном отношении. Этнография, говорил Анучин, сближает нас с нашим народом, знакомит с его бытом и нуждами.

Эта широкая программа этнографических работ, подкрепленная научным авторитетом Анучина (он был, между прочим, бессменным президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии с 1890 г. до самой смерти, редактором основанного им журнала «Землеведение»), осталась не без влияния на многих исследователей — учеников и единомышленников Анучина. Надо прибавить, что имя Д.Н.Анучина было очень авторитетным и среди зарубежных ученых; работы его переводились на разные языки либо реферировались в иностранных журналах и оказывали влияние на труды этнографов.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...