Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Венская школа» В.Шмидта и теория «прамонотеизма»



Под прямым влиянием Гребнерианства сложилась выросшая в самостоятельное направление «венская школа этнографии», называемая иногда собственно «культурноисторической» и связанная с именем Вильгельма Шмидта (1868—1954), католического патера. Ученый необычай но широкой эрудиции в области лингвистики и собствен но этнографии и необычайно плодовитый, он до самого конца жизни оставался бесспорным главой этой чисто клерикальной школы в этнографии. При всей своей наукообразной и, «а первый взгляд, весьма солидной внешности труды В. Шмидта (как и труды его сподвижников) являются не чем иным, как попыткой поставить этнографическую науку на службу церковной догме, сделать из нее, как это было в средние века, «служанку богословия».

Ранние работы Шмидта, преимущественно лингвистические, вплоть до 1908 г. не содержат в себе никакой особой тенденции. Это статьи об отдельных языках Меланезии (1899—1901) и Юго-Восточной Азии (1901—1904), а затем самая интересная из лингвистических работ Шмидта — о языках и народах группы монкхмер (1906).

В 1908—1910 гг. в созданном и редактировавшемся им журнале «Антропос» начал печататься основной труд В. Шмидта «Происхождение идеи бога». В 1912 г. вышел в свет 1-й том того же труда, а за ним последовали другие весьма обширные тома — всего вышло 12 томов, не считая повторных изданий и переводов на другие языки. Еще в 1910 г. появилась и основная работа Шмидта о пигмеях: «Die Stellung der Pygmaenvolkerin der Entwicklungsgeschichte des Menschen». В других, более поздних трудах и в многочисленных статьях Шмидт лишь развивал, уточнял и дополнял свои основные мысли и вел полемику.

Основной взгляд Шмидта состоял кратко в следующем: «древнейшие культуры», и прежде всего «экзогамно-моногамная», представленная ныне пигмеями, тасманийцами, юго-восточными австралийцами (хотя и не в чистом виде), отличались, в числе других особенностей, также наличием представления о едином боге, верховном существе, создателе мира и людей; это был чисто моральный образ, лишенный мифологических черт и составлявший предмет религиозного почитания; другие, более грубые формы верования — магия, анимизм, фетишизм и пр. — еще отсутствовали. Более поздние культуры, наслаивавшиеся на эту первоначальную культуру, принесли с собой элементы более низменных и грубых представлений, затемнивших исконный моральночистый образ бога: это были тотемизм и связанная с ним «солярная» мифология (принесенные «тотемической культурой»), позже — лунарная мифология (принесенная «двухклассовой культурой») и пр. Поэтому почти у всех современных народов, даже у самых отсталых, образ верховного бога выступает не в первоначальном чистом виде, а в смешении с мифологическими чертами.

Во всех своих работах Шмидт главные усилия сосредоточивал на том, чтобы вышелушить из-под этих, по его мнению, поздних, вторичных мифологических примесей образ верховного небесного бога-творца. В качестве конкретных примеров последнего выступают андаманский Пулуга, семангский Карей, бушменский Цагн (Каге), тасманийский Тиггана-Маррабуна, бог племени курнаи Мунган-Нгауа, божества других австралийских племен — Байаме, Дарамулун, Бунджил и др.

Помимо названного выше основного своего труда, патер В. Шмидт написал немало других. Но все его работы после 1908 г., в том числе и чисто лингвистические, были подчинены основной идее — доказательству правильности «культурно-исторического метода», а через него — доказательству истинности «первобытного монотеизма». Более крупные из его позднейших работ помимо «Происхождения идеи бога»: «Культурные круги и культурные слои в Южной Америке» (1913) — совершенно произвольный подбор и группировка элементов культуры с безнадежной попыткой доказать наличие и в этой части света гребнеровских «культурных кругов»; «Расчленение австралийских языков» (1919) — добросовестное исследование взаимных связей языков Австралии, сравнительно удачное для языков южной части материка, решительно неудавшееся для северной части,с весьма неуклюжей попыткой и на этом материале подтвердить схему «культурных кругов»; «Языковые семьи и языковые круги земли» (1926) — трудолюбивая, но лишенная оригинальности сводка материала по всем языкам мира, опять-таки с искусственной и неубедительной попыткой приурочить группы языков к «культурным кругам».

Вильгельм Шмидт интересовался также первобытной экономикой. Ему принадлежит капитальный двухтомный труд «Собственность на ранних ступенях человечества», где огромный конкретно-этнографический мате риал распределен по «культурам» и по народам.

Несмотря «а необычайное усердие и трудолюбие Шмидта, несмотря на рвение его сторонников, особенно миссионеров, к концу его жизни все более стала обнаруживаться несостоятельность теории «прамонотеизма». В кругах самой «Венской школы» среди ближайших соратников Шмидта, наметился разброд.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 1134 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...