Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эдуард Тэйлор



Наиболее широкую известность из всех классиков эволюционизма получил английский этнограф Эдуард Бернетт Тэйлор. (1832—1917). Родом из зажиточной семьи, он в молодости готовился к торговопромышленной деятельности и не получил высшего образования. Но во время поездки в Америку в 1855 г. (для поправки здоровья) он заинтересовался древностями и бытом народов этой страны.

Вернувшись на родину, Тэйлор начал систематически изучать этнографическую литературу. В 1865 г. он издал свой первый серьезный труд «Исследования в области древней истории человечества». В нем он проводит идею прогресса человеческой культуры от эпохи дикости до современной цивилизации; различия в быту и культуре отдельных народов он объясняет неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития.

Затем, после опубликования нескольких небольших статей, Тэйлор издал свой основной труд «Первобытнтя культура» (1871), скоро получивший мировую известность. В нем последовательно и систематически изложены основные идеи Тзйлора, строго эволюционистские, притом подкрепленные громадной массой этнографического материала. Основное внимание уделено в книге развитию духовной культуры человечества, особенно верованиям. В 1881 г. вышел еще один и в сущности последний крупный труд Тэйлора «Антропология», в.котором как бы подводились итоги предшествующих работ автора; охвачены здесь и вопросы развития техники, материальной культуры.

Подобно другим эволюционистам Тзйлор рассматривал историю человеческой культуры как «часть истории природы». Он был убежден, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений». Это однообразие.«может быть приписано однообразному действию однообразных причин». Разнообразие же форм культуры Тэйлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего». Эти последовательные стадии развития соединяют между собой в один непрерывный ряд все народы и все культуры человечества, от caмыx отсталых до наиболее цивилизованных. «Не может быть и сомнения о возможности развития од них видов орудий, нравов или верований из других, так как развитие в культуре доказывается общеизвестными данными». Подобно другим эволюционистам, Тэйлор твердо стоял на точке зрения имманентного развития явлений культуры. Он считал, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень много известно фактов, «которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном».

Будучи убежден в прогрессе человеческой культуры, Тзйлор, как и другие эволюционисты, представлял себе этот прогресс как постепенное усовершенствование, развитие одних явлений из других. Вся его книга наполнена обильными фактами, расположенными в порядке эволюционных рядов — от простого к сложному. Концепция развития у Тэйлор а и других эволюционистов — это ограниченная и упрощенная концепция «развития как уменьшения и увеличения», чисто количественного возрастания. От этой упрощенно-схематической концепции имманентного развития Тэйлор почти нигде не отступал. Он, однако, порой смутно ощущал ее недостаточность, понимал, что явления культуры существуют не каждое само по себе, что они как-то связаны одно с другим. Тэйлор не мог не видеть, что культура и отдельные ее явления принадлежат народам; он говорил «о том молчаливом согласии или единодушии, которое в такой сильной степени побуждает целые народы соединяться в употреблении общего языка, в исповедании общей религии, в достижении общего уровня искусства и знания».

Тзйлор широко пользовался научным приемом для определения взаимной исторической связи явлений культуры: так называемым методом пережитков. Самый термин «пережиток» (survival) именно он ввел в науку. Под «пережитками» Тэйлор понимал «те обряды, обычаи, воззрения и пр., которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, которой они были свойственны, в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого». Таких «пережитков», сохранившихся от древних времен, Тэйлор много находил в быту культурных народов Европы.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 357 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...