Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Адольф Бастиан



(1826-1905) выступил одним из первых. Врач по образованию, он провел почти треть своей долгой жизни в 'путешествиях, побывав почти во всех частях света. Из своих путешествий Бастиан привозил много численные этнографические коллекции, которые легли в основу созданного и руководимого им Берлинского музея народоведения. Бастиан был также инициатором и активным членом Берлинского «Общества антропологии, этнологии и доистории», редактором издававшегося этим обществом журнала «Zeitschrift fur Ethnologic». Научно-литературная продукция Бастиана огромна — ему принадлежат многие десятки работ. Из них самые крупные: «Der Mensch in der Geschichte», 1—3, 1860;.«Beitrage zur verglekhenden Psychologic», 1868; «Ethnologische Forsehungen und Sammlung von Material, 1—2, 1871 — 1873; «Die deutsche Expedition an die Loangokuste», 1— 2, 1874—1875; «Allgemeine Grtmdzuge der Ethnologic», 1884; «Die Culturlander des alten America», 1—2, 1889, и др.

Уловить идеи Бастиана и изложить их систематически очень трудно, так как сам он писал в высшей степе ни сбивчиво и многословно. Книга Бастиана носит подзаголовок «К обоснованию психологического мировоззрения», и каждый из трех томов имеет особые названия: 1) «Психология как естественная наука», 2) «Психология и мифология», 3) «Политическая психология». Автор пытается опереться на успехи естественных наук, которым, по его словам, обязана наша современность своим«могучим прогрессом», и применить «точно позитивный метод исследования» естественных наук к исследованию«человеческого духа».

Психология, как полагал Бастиан, есть «наука будущего», которая может стать «краеугольным камнем единого мировоззрения». Это мировоззрение не будет, по его мнению, ни материалистическим, ни идеалистическим, ибо «истинная наука не знает ни материализма, ни идеализма, она охватывает то и другое». Единство человеческой психики, т. е: «стихийная (или элементарная) мысль», обусловливает единство человеческой культуры. Но каждый народ «развивает сам из себя определенный круг идей», и пока народ живет обособленной жизнью, этот «круг идей» остается постоянным, но сношения с другими народами вводят в него новые идеи, побуждают к действию и т. д.

При всей запутанности и хаотичности изложения основная точка зрения Бастиана была несомненно прогрессивной. Единство человеческого рода, единообразие человеческого сознания, умственный прогресс, зависимость его от условий среды и пр. — все это были здоровые и передовые для того времени идеи. Конечно, попытка свести всю историю человечества к «психологии», развитию «элементарных» и «народных» мыслей есть чистейший 'идеализм, хотя Бастиан и ссылался порой на действие внешней среды. Его претензия стать выше материализма и идеализма была наивна. Из всех эволюционистов Бастиан был, пожалуй, наиболее идеалистическим мыслителем.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 497 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...