Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Неофрейдизм 12 страница



с 1950 до 1980-х гг. (правда, глобализация коснулась только развитых стран) обозначился быстрый рост торговых и инвестици­онных потоков между государствами Европы, Северной Америки и Японии. При этом экономический разрыв между развитыми и развивающими странами увеличивался;

с 1980-х гг. и продолжается по настоящее время, и обус­ловлен новыми техническими возможностями, обеспечившими: 1) снижение стоимости международных перевозок, связи и финан­совых расчетов, следствием чего стало размещение разных этапов производственного процесса в других странах; 2) отмену государс­твенных ограничений на импортные квоты, ввоз товаров из-за ру­бежа и др. Все это способствовало расширению круга участников глобализации, т.к. в нее включились Китай, Индия, страны с насе­лением в 3 млрд. В то же время развивающиеся страны, которые не смогли вписаться в данный процесс, снизили темпы экономического роста.

Наряду с экономическими предпосылками, существуют и дру­гие: 1) политические (крах социальных режимов, переход от бипо­лярного к монополярному миру, ориентация на демократические ценности и нормы и др.); 2) социальные (миграция населения); 3) культурные (интернационализация ценностей и жизненных стра­тегий поведения, массовизация и американизация культуры и др.).

В сложной ситуации оказались и страны с переходной эко­номикой (постсоветские государства), т.к. они были не готовы к международной конкуренции. Их население также оказывается в зависимости от глобализации, которая диктует свои правила: сме­ну квалификации из-за переноса производств в другие страны, повышение производительности труда и изменение степени его интенсивности и др. Все это порождает «антиглобализм», который пытается остановить закономерный процесс мировой интеграции, прежде всего, в сфере экономики.

Фундаментальной проблемой в условиях тотальной глобали­зации является проблема национальной и культурной самоиден­тификации, сохранения своей уникальной культурной традиции, языка, обычаев, механизмов трансляции исторического опыта народа и т.д. Под самоидентификацией понимают процесс отож­дествления человеком самого себя с определенной группой или общностью на основе установления общих ценностей. Культур- ная самоидентификация представляет собой осознание человеком факта своей принадлежности к определенной культуре. В этом смысле в современной литературе отмечается и тенденция к лока­лизации, ориентированной в значительной степени на противосто­яние глобализационным процессам, на сохранение относительной автономии различных социальных общностей и стран.

38. Философия Востока: Традиции и современность.

Философия как одна из самых древних форм духовной культу­ры насчитывает 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивысшего расцвета она достигла в Древней Греции. Немецкий философ К. Ясперс для обозначения этого события вводит понятие «осевое время», раз­ворачивающееся с VIII по II вв. до н.э., когда почти одновременно в рамках многих культур происходит резкий поворот истории и начинает формироваться философия как особый тип мышления. В эту эпоху стали разрабатываться принципы, основные категории и понятия философии, модели организации философского знания, способы философствования и др.

Философия возникает в определенных социокультурных условиях:

формирование товарно-денежных (вещных) отношений в экономической сфере жизни обществ; выделение ремесла из сельского хозяйства; становление государства и безличного писаного права; социальная дифференциация общества и формирование светских «интеллектуальных элит»; отделение умственного труда от физического.

Проблема возникновения философии интересовала еще анти­чных философов - Платона, Аристотеля и др., которые усматрива­ли начало философии в удивлении (Платон «Теэтет»; Аристотель «Метафизика»), В частности; Аристотель полагал, что люди нача­ли философствовать, избегая незнания, которое вначале надо было осознать, ибо незнание, если оно не осознано, невозможно преодо­леть. Поэтому человек вначале должен оказаться в состоянии удив­ления, недоумения. Способность удивляться есть психологический источник как начала философии, так и того, что люди становятся философами: «благодаря удивлению люди и теперь философству­ют и начали философствовать впервые» («Метафизика»). Но удив­ление становится источником философии лишь тогда, когда люди открывают истинные причины изумившего их явления.

Духовным источником возникновения философии может рас­сматриваться переход от мифа к логосу, т.е. рациональному и до­стоверному знанию. Теоретическая (философия, физика и мате­матика) мысль, согласно Аристотелю, возникает там и тогда, где и когда были изобретены искусства, обеспечившие удовлетворе­ние потребностей человека, там, где некоторые люди стали иметь досуг - свободное время. Философствование, утверждает Арис­тотель, это лучшая форма времяпрепровождения, тем более, что стремление к мудрости добродетельно («Этика»).

В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл и означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине. Причем мудрость означала не объединение разных знаний об от­дельных вещах и явлениях мира, а стремление понять мир как це­лостный и единый в своей основе. Философ, как пишет Платон, пребывает посредине между мудростью и невежеством: боги не философствуют, т.к. уже мудры, а невежды кажутся себе достаточ­ными и не нуждаются в философствовании («Пир»). Поэтому философ - это тот, кто любит мудрствовать (т.е. выяснять сущность вещей) и занимается тремя вещами: 1) созерцает и знает сущее (предмет теории); 2) творит добро (предмет практики); 3) теорети­чески рассматривает смысл речей (предмет диалектики).

Основные концепции генезиса философии:

мифогенная - философия возникает в процессе рационализа­ции мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму;

гносеогенная - философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения;

гносеогенно-мифогенная - синтетическая концепция, кото­рая называет три источника генезиса философии - совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мышление.

Специфика социального и культурного развития Индии, Китая и Греции отразилась на проблемном поле философии, ее языке, способах организации знания и т.д., что привело к разграничению восточной и западной традиции философствования.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...