Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен:



В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать:

· способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

· как анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10)

- уметь:

· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

· анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- владеть:

10. способностью и готовностью осознавать социальную значимости своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8);

11. способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

Содержание дисциплины

1. Социальная антропология как научная и учебная дисциплина.

1.1. Антропология как наука о происхождении и исторической эволюции человека.

1.1.1. Объект исследования, предметное поле и структура дисциплин физической антропологии.

1.1.2. Философская антропология и ее концепция объяснения природы человека.

1.1.3. Единство и различие предметных полей социологии, психологии и социальной (культуральной) антропологии.

1.2.Объект исследования и предметное поле социальной антропологии.

1.3. Задачи социальной антропологии.

1.4. Причины и этапы формирования социальной антропологии как науки и учебной дисциплины.

1.5. Соотношение социальной антропологии с другими гуманитарными дисциплинами: философией жизни, «понимающей» социологией, культурологией, социальной психологией.

1.6. Место социальной антропологии в системе наук о человеке.

1.6.1. Методология исследований человека в социальной антропологии.

1.6.2. Парадигмы социально-антропологического познания (диалектиче­ская, структурно-функциональная, структуралистская).

1.7. Ключевое понятие социальной антропологии — культура, человек, общественная система.

1.7.1. Антропологический, философский и социологический подходы в отношении категории «культура».

1.8. Концептуальные различия социальной антропологии в России и на Западе.

2. Цивилизация и культура.

2.1. Единство и различие понятий «цивилизация» и «культура», соотношение социального и культурного.

2.1.1. Культура как фактор целостности систем «индивид-группа» и «общество-личность».

2.2. Социальная антропология как область научного исследования дина­мики культуры.

2.3. Антропологическое понимание культуры.

22. Культура как структурированный опыт жизнедеятельности группы (нации, народа).

23. Телесные, духовные и материальные формы культуры.

24. Семиотические системы как средство отбора и хранения опыта общества.

2.3.4. Социокультурный отбор: зависимость критериев отбора, переработки, хранения и передачи общественного опыта от характера социального строя.

2.4. Социокультурное наследование: типы социального кодирования и этапы развития культуры.

2.5. Современные проблемы динамики культуры в социальной антрополо­гии.

2.6. Изменения в исследовательских акцентах.

2.6.1 Тема «униформность и многообразие» в изучении культуры.

2.6.2. Теории и концептуальные направления в социальной антропологии.

2.7. Основные концепции, развития цивилизации (культуры) — Платон, Аристотель, Фукидид, Геродот, Августин, Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель, О. Конт, К: Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, Л. Робер, Ф. Боас, Т. Парсонс.

3. Антропогенез. Вехи исторической и культурной эволюции человека.

3.1. Антропогенез: сущность и функции. Антропогенез: физическая и культурная эволюция человека в истории. Человек как биопсихосоциальное существо.

3.1.1. Основные доктрины антропогенеза: теологическая, деятельностно-трудовая (К. Маркс, Ф. Энгельс), психоаналитическая (3. Фрейд), биолого-психологическая (Б. Ф. Поршнев), символическая (Э. Кассирер).

24. Современные представления о морфологической и социальной эволю­ции первобытного человека.

25. Основные этапы эволюции морфологии человека.

26. Философия и социальная антропология о природе человека.

3.5. Основные концепции природы человека в истории, культуры и антропологии:

3.5.1. античность (Платон, Аристотель),

3.5.2. французский материализм (Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбах, Д. Дидро),

3.5.3. марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),

3.5.4. социал-дарвинизм (Ж. А. Гобино, Ч. Ломброзо, О. Аммон, Л. Гумплович),

3.5.5. фрейдизм, неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Маркузе),

3.5.6. экзистенциализм (религиозный экзистенциализм — К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов;

3.5.7. атеистический экзистенциализм — М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю);

3.5.8. культурантропологическое направление (М. Шелер, А. Гелен).

4. Показатели социокультурного процесса.

4.1. Понятие социокультурного процесса.

4.2. Три главных компонента в теории социального действия Т. Парсонса: личность, культура и.социальная система.

4.3. Социальность и культура.

4.4. Социальный процесс как вызванное к жизни стремление людей удовлетворить свои жизненные потребности, будь то личного, группового или общественного масштаба.

4.5. Социальная дифференциация ролевых фигур как основа для формирования определенной социальной дистанции между ними, размер которой определяется ценностно-нормативными требованиями, установившимися в данной культуре.

4.6. Социальное нормотворчество и его субъекты. Формирование творческой личности: необходимые условия и качества. Факторы активности субъекта инновации. Типичные пространственно-временные интервалы социального укоренения нововведений. Инновационный процесс и социальная стабильность.

4.7. Появление светской культуры, поворот духа людей к Земле.

4.8. Межкультурное общение

4.9. Условия и факторы гармонизации межкультурного общения (соответствие картин мира, ценностно-нормативных координат поведения, взаимная апелляция к единым ценностям). Соблюдение универсальных норм: этикет, ритуал, церемониал как принятые правила игры. Вербальное и невербальное этикетное поведение. Влияние корпоративной культуры на деловое общение. Искусство и спорт в межкультурной коммуникации.

4.10. Санкции группы на отклоняющееся поведение. Межкультурный конфликт, методы его профилактики и разрешения.

4.11. Волнообразные (циклические) концепции социокультурной динамики. Общая характеристика волнообразных изменений. Выявление формы изменений. Гуманитарная трактовка социокультурных циклов. Идеи циклизма в концепции истории. Концепции цивилизационных циклов. Цикл социокультурной системы. Концепции длинных экономических волн. Направления изменений социальной структуры на разных фазах длинных экономических волн. Интенсификация социокультурных процессов. Волновые процессы технологических инноваций. Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам. Познавательные возможности изучения волнообразных процессов в обществе и культуре.

5. Культура повседневности.

5.1. Повседневность как мир опыта.

5.1.1.Структуры повседневности как первичные основания культуры. Основные элементы упорядочения активности (поведения и деятельности) множества людей: социальные роли, ценности, нормы, социальные образцы (обычаи, традиции, канонизированные персоны), знания и верования.

7. Картина мира человека и его группы. Национальная картина мира.

8. Городской и сельский образы жизни как показатели субкультур.

5.1.4. Художественные и научно-образовательные истоки культуры.

5.1.5. Культура повседневности и «высокая культура». Механизмы создания и поддержания напряжения между ними.

5.1.6. Понятие «культурный прогресс» применительно к традиционным и индустриальным обществам.

5.2. Архетипы культуры, ментальность.

5.3. Массовое и общественное сознание. Парадигмы социоантропологического познания.

5.4. Историческая эволюция семиотической системы повседневности. Семиотические системы как «кладовые» опыта жизнедеятельности людей. Четыре знаковых класса данной системы а) цельные предметы (архитектура дома, дизайн утвари, костюм); б) управление действиями людей {меры, средства и способы измерения; средства ориентирования; команды); в) знаки прогностики (приметы, гадания, знамения); г) знаки искусств (музыка, изобразительное искусство, хореография).

5.5. Язык и культура. Функции языка культуры. Построение высказываний.

5.6. Типология языка как элемента социокультурной жизни. Возникновение и развитие естественного человеческого языка. Язык и речь. Построение высказываний. Речевые жанры. Формы речи. Сцена речевого акта. Стиль речи. Прямой и непрямой речевые стили. Выразительность стиля. Инструментальный и эмоциональный (аффективный) стили. Стили невербального коммуникативного поведения. Структура языка; генеративная лингвистика {трансформационные грамматики). Языковое разнообразие; этнография общения. Язык телодвижений. Антропологическая лингвистика: кросскультуральные исследования. Социальные диалекты и «тайные языки». Арго, инвектива и порноязык. Молодежные сленги. Деление А. Молем общества на четыре категории, оказывающих различное влияние на язык в зависимости от своего положения в социальной пирамиде. Эволюция в истории форм языка, относящихся к фактам культуры. Четыре парадигмы лингвистической компетентности. «Растворение» искусства в мире повседневности и его последствия в современных условиях.

6. Человеческое разнообразие и стратификация общества.

6.1. Факторы человеческого разнообразия.

6.1.1. Соотношение наследственности и среды. Различие между генотипом: и фенотипом.

6.1.2. Проблема наследуемости тех или иных свойств и проявлений человеческой личности. Ошибочная дихотомия: природа или воспитание.

6.2. Разделение труда в обществе и социальное расслоение.

6.2.1. Виды разделения труда: физиологическое; технологическое; разделение труда человека; общественное и главное.

6.2.2. Экономическое, политическое и духовное отчуждения человека.

6.3. Социальная стратификация современного общества: классовые, демографические, этнические, процессуальные и имущественные основания.

6.3.1. Полоролевая стратификация.

6.3.2. Эгалитарные, ранговые и стратифицированные общества.

6.3.3. Власть, богатство и престиж.

6.3.4. Социальный класс и его субкультура.

6.3.5. Каста и кастовая система в Индии. Социальная мобильность в рамках кастовой системы.

6.4. Субкультура группы: типичные структуры потребностей, ценностей, норм и стиля жизни этих групп.

6.5. Будущее социальной стратификации (прогноз функционалистов и сторонников теории конфликта).

6.6. Расы и интеллект. Развитие расоведения как науки.

6.7. Проблема гипонаследования.

6.8. Расизм (Ж. А. Гобино, Ж. Ляпуж, X. Чемберлен).

6.9. Античеловечность расизма.

6.10. Расовый (этнический) детерминизм.

7. Этнос и этнокультура.

7.1. Современное состояние и направление развития этнологии.

7.1.1. Основные аспекты содержания этнологии: проблема этничности, структуры национального самосознания и стадии самоидентификации личности со своим этносом, показатели сохранности и развития этно-культуры, природа межэтнических конфликтов, методы их профилактики и преодоления, маргинальные группы и особенности их поведения в про­цессе межкультурного общения.

7.2. Этносы и этногенез: факторы самобытности и универсальности их культур.

7.2.1. Архетипы этнокультур.

7.3. Этническая группа.

7.3.1. Этническая идентификация;

7.3.2. Формирование этнической группы.

7.3.3. Механизмы сохранения этнической единицы.

7.4. Два подхода в объяснении природы этничности.

7.4.1. Четыре стадии самоотождествления человека с какой-либо нацио­нальной (этнической) группой.

7.4.2. Структура этностатуса.

7.4.3. Теоретические версии саморегуляции межнациональных отноше­ний.

7.5. Управление межнациональным конфликтом.

7.5.1. Разновидность конфликтов.

7.5.2. Фазы этноконфликта: латентный период, проявление конфликта, ак­тивное течение конфликта, последствия конфликта.

7.6. Межкультурное общение и кросскультурные исследования: специфи­ка методов.

8. Социализация и инкультурация индивида. Девиантное поведе­ние.

8.1. Процесс социализации. Инкультурация. Социализация и воспитание.

8.2. Идеи-доминанты, характеризующие природу человека и лежащие в основе образов, направляющих воспитательный процесс в обществах: идея первородности греха (христианский взгляд на природу человека); идея природной детерминированности «судьбы» человека, логики и линии его развития в личность; идея педагогической детерминированности личности; идея детерминированности развития личности лишь средой, ее культурой.

8.3. Астрологические представления о судьбе человека, его характере и линии поведения.

8.4. Культура и детство: социализация в ранних, традиционных и индустриальных обществах. Образы человека в культуре как детерминаторы типов народной, религиозной и научной педагогик. Индивидуальный стиль жизни и его показатели.

8.5. Социокультурное оснащение этапов жизни человека: рождения, детства, юности, зрелости, старости и кончины (обряды, обычаи, ритуалы социальной среды, посвящающие личность в этап жизни> формы государственного обозначения личной определенности человека и ее жизненных состояний).

8.6. Социальный характер личности. Критерии выделения социокультурных групп. Социальные характеры, формирующиеся в различных культурных и субкультурных средах.

8.7. Девиантное поведение.

8.7.1.Направления исследования и объяснений человеческой агрессивности.

8.7.2. Девиантное поведение как результат неосвоенности или переосмысления базисных ценностей.

8.8. Причины и показатели отчуждения личности в культуре и от культуры.

8.9. Роль лидеров группы (общества) в ценностной ориентации массы.

8.10. Делинквентное поведение: современные факторы. Личность преступника (типичные ценностно-нормативные координаты асоциального поведения).

8.11. Статистика пенитенциарных учреждений России: современные тенденции. Функции социального работника в процессе реадаптации заключенного. Специфика «криминальной культуры» и методы социальной профилактики ее проникновения в культуру обществ

8.12. Механизм социального контроля за отклоняющимся поведением.

9. Общество как субъективная реальность.

9.1. Институционализация жизненного опыта.

Структура откладывания опыта жизни в сознании индивида, его типизация.

Принципы типизации опыта жизни в сознании индивида,

Типизация действий и формирование образцов у взаимодействующих индивидов.

9.2. Жизненные миры человека и константы его существования.

9.2.1. Различие миров человека по гносеологическому признаку (по соотношению бытия и сознания) — возможность описать и объяснить общество как объективную и как субъективную реальность.

9.3. Смысловой универсум. Информационное взаимодействие - необходимая часть любого социального взаимодействия. Механизм коммуникации. Природа коммуникативных связей между мирами человека. Смысловой универсум как категория, обозначающая динамичность и тотальность связей и отношений всех реальностей субъекта, сознание которого перемещается из одной из них в другую (реальности теоретического мышления, сновидений, эстетического или религиозного характера и т. д.). Смысловой универсум — важнейшее образование в информационном поле субъектов, объясняющее их взаимопонимание и принятие друг другом.

10. Жизненная среда и экология человека.

10.1. Понятие и структура жизненной среды.

10.1.1. Причины глобального экологического кризиса.

10.1.2. Экология как наука, изучающая отношения между живой и неживой природой.

10.1.3. Понятия биосфера, социосфера, антропосфера и их соотношение.

10.1.4. Экологическая ситуация и принципы ее разрешения. Движение «зеленых».

10.2. Парадигма господства человека над природой.

10.2.1. Экологическая культура.

10.2.2. Проблема формирования экологической культуры населения, т. е. знаний, морально-правовой системы, навыков позитивного взаимодействия человека с природой.

10.2.3. Широкая гуманитаризация физико-технических теорий в процессе обучения в средней и высшей школе — эффективный путь подготовки людей, способных принимать грамотные и своевременные решения в экологической сфере в своей последующей управленческой деятельности.

10.3. Пространство и время жизненной среды. Экологии жизненной среды: понятие и область исследований.

10.4. Вопросы использования в жизненной среде пространства и времени. Термин «проксимика» как обозначение пространственных потребностей человека. Зоны личной территории: общественная зона, социальная зона, личная зона, интимная зона. Сводимость всякой экономии к экономии людьми своего времени — важный принцип организации жизненной среды людей.

10.5. Методы и формы воздействия на внутренний мир человека: психотерапия, дианетика, йога, аутотренинг, гомилетические процедуры (учебная речь, проповедь, пропаганда).

10.5.1. Воздействие на настроение человека (группы) живописи и музыки, театрального (кино) искусства, танца, дизайна утвари и жилища, интерьера, архитектуры.

10.6. Мантические искусства (хиромантия, каббалистика, гадание на картах и т. д.) и их социальные функции.

11. Труд в жизни людей. «Человек умелый» — homo faber.

11.1. Естественнонаучное объяснение эволюции труда человека.

11.1.1. Способность к деятельности, прежде всего трудовой — черта, принципиально отличающая человека от животного.

11.2. Добывание пищи. Природное и культуральное разнообразие: климатические зоны и системы обеспечения пропитания. Сезонные колебания и адаптивные меры. Социальная среда и стратегия добывания пищи. Влияние культуры на природное окружение. Основные формы хозяйственной деятельности: охота; собирательство; пастушество; земледелие (экстенсивное и интенсивное); скотоводство. Влияние промышленной революции, хозяйственные уклады. Возникновение новых стратегий обеспечения пропитания.

11.3. Философско-социологическое объяснение соотношения «человек-труд».

11.3.1. Понимание отчуждения человека в истории мысли (Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбах, Д. Дидро, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Д. Дж. Тойнби).

11.3.2. Двухэтапность в развитии отчуждения человека в теории К. Маркса.

11.4. Профессиональная культура.

11.4.1. Характеристика отличительных особенностей профессиональных групп — уклад жизни, уровень жизни, качество жизни, стиль жизни.

11.5. Негативное влияние государственно-политических усилий по искусственному преодолению неравенства в сфере труда на экономическое развитие общества.

11.6. Проблемы в развитии трудового мастерства населения в современной России.

12. Мир познания. «Человек разумный» — homo sapiens.

12.1. Гены и мозг. Информационная емкость человека. Отношение массы мозга к массе тела у человека, приматов, млекопитающих, птиц, рыб, динозавров. Эволюционная природа разума. Картина эволюции мозга живых существ в хронологическом порядке за всю историю Вселенной. 12.15. Картина эволюции мозга живых существ в показателях объема информации, содержащихся в генах и в мозге организмов за всю историю Земли. Реализация возможных состояний мозга. Социальное и научное знание.

12.2. Истина, заблуждение, правда, ложь. Виды и формы трансляции социального и научного знания.

12.3. Информационные поля различных государств и их влияние на интеллектуальное развитие личности — гражданина того или иного государства. Современные средства массовой коммуникации и специфика новых информационных технологий для поддержания и развития информационного поля.

12.4. Информационные услуги.

12.4.1. Дезинформация.

12.4.2. Навыки самозащиты от дезинформации.

12.5. Наука как составная часть и саморефлексия культуры.

12.5.1. Наука — фактор социокультуральной адаптации: взаимодействие с природой, сциентизация повседневности, реорганизация жизненного уклада, изменение картины мира и ценностных ориентации людей.

12.5.2. Наука — здравый смысл, сознающий это.

12.5.3. Наука — саморефлексия культуры и человека — ее носителя и творца: от умозрительной к «ощутимой» истине (от философии к эмпирике).

12.5.4. Методологические искания: культуральные модусы и модели человека (труд — человек созидающий, разум — человек играющий, власть —
человек иерархичный др.).

12.5.5. Познание других культур как условие познания своей культуры: кросскультуральные исследования.

12.5.6. Понимание человеком родной для него культуры — основа понимания самого себя: обход психологических барьеров на пути саморефлексии.

12.5.7. Демифологизация категории национального характера.

12.5.8. Преодоление методологического кризиса в психологической антропологии: переход от диктата теоретической к требованиям социальной релевантности.

12.5.9. Популяризация культурантропологического знания и формирование новых теоретико-прикладных направлений — рефлексивной культурантропологии и тренинга социокультуральных умений.

13. Мир любви. «Человек любящий» —homo araoris.

13.1. Эрос как понятие.

13.1.1. Чувственность в разных культурах.

13.2. Природа любви и сакральность.

13.2.1. Вопросы о Добре и Зле как вселенских началах Заратустры.

13.2.2. Влияние мифов на объяснение людьми происхождения и воздействия Земли, Неба, Творца на судьбы людей.

13.3. Проповедь мировыми религиями ответственности перед Высшим существом, обусловленную возможностью выбора линии поведения в Жизни и в житейских ситуациях самим индивидом по своему усмотрению. Постепенная смена норм-запретов нормами-рамками, в пределах которых индивид обретал некую свободу выбора.

13.4. Феномен любви как внутренняя причина верований.

13.4.1. Ритуалы, Церемонии, молебны и молитвы, эстетически выразительные храмы, торжественные празднества как социокультурные средства, выражающие чувства уважения, почтения, любви прежде всего к высшему существу в лице Бога, вождя, святого, героя.

13.5. Сакрализация повседневности и сакральные миры.

13.6. Любовь как источник жизни.

13.6.1. Виды любви.

13.6.2. Человек сексуальный.

13.6.3. Сексуальная культура.

13.6.4. Дистанция от половой любви до любви к Богу или людям.

13.6.5. Платоническая любовь.

13.6.6. Любовь как постоянный феномен человеческого бытия.

13.6.7. Принцип необходимости синтеза между «небесной» и «земной» любовью.

13.7. Половое воспитание.

6. Сексуальная революция.

7. Сексуальная распущенность.

8. Факторы и показатели сексуальной культуры.

13.8. Брак, семья и семейные группы.

13.8.1. Универсальность института брака и семьи и его трех основных функций (регулирование отношений между полами, разделение труда
между мужчинами и женщинами, распределение ответственности за воспитание детей).

13.8.2. Брачные правила: запрет инцеста, избегание инбридинга (браков между близкими родственниками), избегание браков между выросшими
вместе людьми, другие средства предупреждения разрывов внутри нуклеарной семьи; формирование более широких союзов.

13.8.3. Экзогамия и альянс: линиджй клан.

13.8.4. Другие брачные правила: эндогамия; прескриптивный и. преферен­ционный браки; левират и сорорат; число супругов; выбор брачного партнера.

13.8.5. Передача прав и имущественный обмен (вклады жениха и невесты).

13.8.6. Семья и ее состав: нуклеарная семья; расширенная семья (патрилинейная, матрилинейная); преимущества расширенной семьи; нетипичные
формы семьи (киббуц и т. п.).

13.8.7. Семейные (домашние) группы (хаусхолд).

13.8.8. Правила поселения (патрилокальность, матрилокальность, авункулокальность).

14. Мир борьбы. «Человек агрессивный» — homo agressius.

14.1. Насилие как средство доминирования и господства.

14.1.1. Феномен господства, доминирования и связанные с ними насилия и агрессивность человека в обществе.

14.2. Биогенетическое и этологическое объяснение агрессивности.

14.2.1. Рассуждения К. Лоренца о существовании связи между «естествен­ной историей агрессии», описывающей влечение к борьбе у животного, влечение, направленное против своих сородичей, и «агрессиями в истории человечества».

14.2.2. «Человек — это хищный зверь», т. е., зверь, чья «жизнь построена
на убийстве», и что характер свободного зверя перешел к организованному народу (О. Шпенглер).

14.3. Психологическое объяснение агрессивности.

14.3.1. 3. Фрейд о необходимости учитывать «изначальную враждебность людей по отношению друг к другу» и что агрессия проявляется как «не поддающаяся уничтожению черта человеческой природы».

14.3.2. Вывод Г. Маркузе о том, что господство одних людей над другими обусловлено в конечном счете биологическими инстинктами.

14.4. Экологическое объяснение агрессивности.

Живой организм как система, стремящаяся сохранить свое внутреннее состояние, несмотря на внешние колебания (изменение условий обитания и жизнедеятельности). Отношение устойчивого неравновесия.

14.5. Социальное объяснение агрессивности; Утверждение Т. Гоббса о «войне всех против всех» и тезис Сенеки — «силу следует отражать силой». К. Маркс о насилии как повивальной бабке истории.

14.6. Разработка европейской культурой кодекса прав и свобод человека как основы для минимизации обществом насилия в отношениях людей и в отношениях «власть — гражданин».

6. Политика: идеология и практика.

7. Цинизм власти.

14.7.1. Идеологическое обеспечение функционирования власти.

14.8. Радикализм, терроризм, фанатизм и его формы.

14.8.1. Терроризм бескорыстный или идейный

14.8.2. Психологическое отчуждение личности фанатика от людей, жест­кая привязанность к своим убеждениям, лишающая человека свободы и обоснования своих взглядов на жизнь.

14.8.3. Процесс идентификации личности, самоотождествления с кем-либо или с какой-либо идеей.

14.8.4. Воспитание социально зрелой личности.

15. Мир игры. «Человек играющий» — homo ludens.

15.1. Природа и механизм игры.

15.2. Й. Хейзинг об игре, как занятии виеразумном.

15.3. Игра как своеобразный продукт взаимодействия людей, несущий им ценностно-нормативный порядок, науку и образование.

15.3.1. Игра как культурно-деятельностное образование, суть которого выявляется лишь в процессе умозрения и внутреннего переживания играю­щего.

15.3.2. Правила игры.

15.4. Игра как один из феноменов, постоянно воспроизводящихся в жизни людей, который порождает, в свою очередь, искусство, ритуал, религиоз­ные и светские культы, спорт и т. д.

15.4.1. Игропорождающая сила как вечное стремление людей к личному самоутверждению и самоопределению, к целостности своей личности за счет поиска новых миров в условиях конечности своего существования.

15.5. Классификация игр. Тенденции развития.

15.5.1. Специфика структурирования классификации игр.

15.5.2. Расположение игр на едином континууме-процессе (Р. Каюйа), начало которому задает максимальный Ludus (управление игрой через правила) и заканчивается PaWia (максимальная стихия игры, обеспечивающая самореализацию игрока): а) игра-агон (борьба состязание), б) игра-alea (жребий, игральная кость), в) игра-mimicry (подражание, имитация), г) игра-ilinx, игра головокружения.

15.5.3. Классификация игр, позволяющая описать конкретные игры с четким расчленением их на составные части: play (играние), game (вид игры), performance (мотивация игрока, его отношение к игре).

15.6. Прекрасный мир спорта. Телесная (физическая) культура и душевное здоровье человека.

15.7. Игровые, неигровые и технические виды спорта.

15.8. Гигиена и физическое оздоровление. Медицинская коррекция и фиксация достижений.

15.9. Средства и методы самоутверждения спортсмена, его мотивации, переживания, его судьба в современном обществе и в мире спорта.

15.9.1. Поведение зрителей спортивных состязаний, характер воздействия на них спортивных зрелищ.

16. Смерть как культурный феномен.

16.1. Проблема смерти человека в разных культурах.

16.2. Отношение к смерти различных религиозных культов.

16.2.1. Образы смерти.

16.2.2. Египетская Книга мертвых и Тибетская Книга мертвых. Культ мертвых. Бальзамирование и мумифицирование умерших.

16.3. Идея реинкарнации и метемпсихозы. Философское постижение смерти. Трактовка души в культурах разных народов.

16.4. Проблема смерти в трудах 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

16.5. Жизнь после смерти.
16.5.1. Танатология — наука о смерти.

16.5.2 Рассказы о возвращении к жизни усопших в древних мифологиях, религиозных текстах, исторических хрониках и жизнеописаниях.

16.5.3. Изучение Р. Моуди предсмертного «опыта» людей.

16.6. Жизнь как сопротивление смерти.

16.7. Формы борьбы со смертью как сопротивление человека конечности своего существования:

16.7.1. понимание смерти как момента перехода живого организма в состояние мертвого тела—реанимация и эвтаназия;

16.7.2. при понимании смерти как акта безвозвратного, окончательного исчезновения сознания (души) человека — а) мифологические и религиозные идеи о переселении души, о множественности форм жизни индивида, о продолжительности жизни души в загробной жизни соответственно степени праведности земной жизни человека; б) идеи и ценности светской культуры о сосредоточении жизненных усилий человека на «посюсторонней» жизни, идеи о продолжении себя в своих земных делах и потомках (развитие институтов социальной памяти — музеев, монументальных и персональных памятников, библиотек, литературных и киноархивов и т. д.);

16.7.3. при понимании смерти как процесса умирания (старения, дряхления организма): а) сохранения и укрепления индивидуального здоровья, физического и психического и на этой основе возникновение и развитие в обществе института здравоохранения народа (система организаций, кадры и их подготовка, медицинское просвещение населения, производство медикаментов); б) развитие физической культуры и спорта; в) развитие экологической культуры.

16.8. Факторы отдаления смерти в социально-антропологическом смысле: функционирующие системы здравоохранения общества и развитие медицинской науки;

16.9. формирование жизнеспособных поколений, грамотно и естественно адаптирующихся к изменениям во всех сферах жизни;

16.10. обеспечение мира между народами внутри страны (борьба с конфликтами политическими средствами) и мирное сосуществование народов на Земле (системы коллективной безопасности, ООН).

17. Социо-антропологическое исследование.

17.1. Этнометодология, «понимающая социология» как методологические установки социо-антропологических исследований.

17.2. Методы социоантропологического исследования. Метод включенного наблюдения в кросскультурных исследованиях. Социометрический метод и специфика его применения в социальной антропологии. Игротехнические методы.

17.3. Семантическая и психологическая интерпретация литературных текстов.

17.3.1. Специфика контент-анализа печатной продукции в целях социо-антропологических исследований.

17.4. Сферы практического приложения антропологии (национальная политика и социальные отношения; межгрупповые, в том числе межэтнические конфликты; миграция; социальная направленность, связанная с занятостью и другими демографическими причинами; умственная отсталость и педагогическая запущенность: пьянство, алкоголизм и наркомания).

17.5. Антропологи как правозащитники обездоленных групп населения (инвалиды, престарелые). Антропологи как эксперты в сложных социальных ситуациях. Антропологи в движении за культурное выживание этнических меньшинств.

17.6. Проблемы сельского населения в урбанизации.

17.7. Организация туризма и международного бизнеса.

17.8. Развитие медицинской антропологии: медицинский уход, психиатрический патронаж, танатология. Психолого-консультативная антропология.

17.9. Расширение межкультуральных контактов: процессы инновации, диффузии и аккультурации; интеркультуральная коммуникативная компетентность.

17.10. Модернизация и явления постмернизма. Изменения в технологии и экономике. Политические изменения. Перемены в жизни сельского населения. Новые проблемы урбанизации.

17.11. Человек: его физическое, социальное и психологическое благополучие; самоидентичность. 17.4.15. Проблема адаптации: культуральная экология, программы ревитализации. Требования к социо-антропологическим исследованиям. Профессиональная этика практического антрополога.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...