Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стремление к настоящему общению и разочарование в нём



Крушение социализма, распространение по всему миру американского капитализма и приход к власти в Корее гражданского правительства привели в начале 1990-х годов к радикальным переменам в корейском обществе. Литера-тура не стала исключением в этом огромном течении. «Народная литература» и реализм в это время ставятся под сомнение, а популярность обретают так называемые «романы воспоминаний», разоблачающие искажённые ценности политических активистов, внимание к себе привлекает тема личных сокровенных желаний, которые до этого времени оставались в тени процесса общественного просвещения. Наряду с этим в парах таких противоположных понятий, как идеология и стремления личности, история и быт, реальность и фантазия, предпочтение отдаётся вторым элементам этих противопоставлений. Можно сказать, что литература 1990-х годов полностью отрицает и разрывает связь с традицией 1980-х.

К середине 1990-х годов корейский роман начинает выходить за рамки противостояния 1980-х и начала 1990-х годов и осуществляет попытку более широкого и разно-образного подхода. Такие писательницы, как Ха Сонран и Чо Гёнран, стоят у истоков этого подхода, а в 2000-х годах Чжон Унъён, Юн Сонхи, Кан Ёнсук и Пхён Хеён продолжают эту традицию. Благодаря своей индивидуальности и устойчивой технике эти писательницы занимают важное место в литературных движениях 2000-х годов. Несмотря на то, что они не обозначили своей приверженности какому-либо определённому направлению и не создали отдельного литературного течения, они отличаются от предыдущего поколения, а сюжеты их произведений, форма выражения, да и сам взгляд на литературу создают их собственный стиль.

Предпочтение темы личных сокровенных желаний грандиозным общественным идеям сближает стиль этих авторов с «интроспективным романом» начала 1990-х, пред-ставительницами которого являются Син Гёнсук и Юн Дэнён. Однако эти писательницы акцентируют внимание на внутренней рефлексии и поэтической проницательности, которые являются признаками романтического направления. В отличие от них, авторов следующего периода (середины 1990-х) объединяет стремление к натуралистически точному описанию действительности. Точно так же, как и при пере-ходе от романтизма к натурализму в истории западной литературы, появление этих авторов в корейской литературе тесно связанно с закатом идеализма 1980-х годов и массовым разочарованием поколения 1990-х. С другой стороны, их литература является значимым поиском новых литературных приёмов и смелым его воплощением в момент неизбежного угасания идеала.

Ха Сонран можно назвать писательницей, которая наи-более чутко уловила и осознанно воплотила эту перемену. Её первый сборник рассказов «Рубиновый бокал», в котором можно отметить тонкость и детальность описания, имеет эпохальное значение, так как его стиль идёт вразрез с тради-ционным суждением, согласно которому детальное описание является ненужным элементом, и возводит его до уровня независимой категории в своем творчестве. Детальное опи-сание и правдоподобное повествование и до этого времени считались двумя важными условиями языка романа, однако они воспринимались в качестве второстепенных элементов, служащих для убедительности повествования, но не в качестве отдельной категории. Скудность описательной стороны в корейской прозе связанна с реалистической тради-цией, отдающей предпочтение не эстетической функции описания, а созданию типов и преподнесению перспективы.

Таким образом, проза Ха Сонран, ставя под сомнение устоявшиеся взгляды на роман, создаёт описание, выпадающее из повествовательной цепочки и стоящее практически обособленно. Как говорит один из её героев, «всякое существо говорит о себе в своих проявлениях». Описывая привычные предметы — от зловонного пакета мусора до однообразного скитания мужчины по пустырю — так, словно глядит на них со стороны, словно видит их впер-вые, Ха Сонран, безусловно, не имеет своей целью безупре-чное описание реальности. Такое описание изначально невозможно, оно и не подходит для искусства языка. Привязанность Ха Сонран к деталям заключает в себе цель «отстранения» от привычных законов романа, изгоняющих всё незначительное и мелкое из поля зрения. Перестраивая иерархию внутри романа, автор ставит под сомнение адекватность привычного взгляда на реальность.

Рассказ «Соседка», описывающий повседневную жизнь обычной домохозяйки, отчётливо показывает переход в творчестве автора от простой привязанности к деталям к более обширной теме повседневной городской жизни. Умение создавать выразительные зрительные образы посредством тщательного, детального описания обыденных предметов и повседневной жизни остаётся. Но вместе тем оно дополняется загадочным приёмом письма, разрушающим границу между реальностью и фантазией.

Интересной особенностью этого произведения является то, что повествование в нём ведётся от лица страдающей склерозом домохозяйки. Рассказ человека, страдающего потерей памяти, не может быть достоверным, и, следо-вательно, читатель будет бесконечно теряться в догадках, в какой момент верить ему, а в какой — нет. Если верить рассказчику, то это произведение о жалкой домохозяйке, муж и соседка которой, сговорившись, обвиняют её в сумаше-ствии. С другой стороны, этот рассказ можно воспринять как бред душевно больной женщины, ложно обвиняющей своего добропорядочного мужа и безвинную соседку. Кем является соседка — доброжелательной девушкой или коварной аферисткой? Кем является рассказчик — человеком, страдающим обычным склерозом, или серьёзно больным психопатом? Хочет ли рассказчик настоящего общения с другими? Или он просто довольствуется монологами в одиночестве?

Даже в конце рассказа автор не даёт нам точного ответа на эти вопросы. Благодаря этому «туманному» стилю повествования, в рассказе ещё более выпукло и чётко вырисовывается отчуждённость городской жизни и потеря способности к осознанию самого себя, ещё более остро ощущается стремление к общению и разочарование в нём. Вряд ли можно сказать, что тематика этого произведения является чем-либо новым. Но если новое в литературе определяется не тем, что говорит произведение, а тем, как это преподносится, то «Соседку» Ха Сонран можно отметить как особенно важное произведение в традиции корейской прозы, бедной в отношении описания жизни города и повседневного быта.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...