Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

У истоков корейской абстрактной живописи



Художник Пак Собо (1931 г. р.) появился в корейском изобразительном искусстве именно в этот, чрезвычайно важный, поворотный в его истории момент. Он сыграл главную роль в становлении послевоенного искусства Кореи и определил тенденции его развития своими смелыми экспериментами. В 1956 году прошла «выставка четырёх представителей современного искусства», центральной фигурой которой стал Пак Собо. Проведение этой выставки было вызовом художникам предыдущего поколения и одновременно знаком выхода нового искусства из андеграунда. Молодые художники дистанцировались от художников предшествующего поколения, отрицали «государственные выставки» и шокировали публику своими абстрактными произведениями, созданными под влиянием неформального искусства (l’art informel).

Выставленная в то время серия абстрактных работ Пака Собо под названием «Протоплазма» положила начало абстрактному искусству Кореи. В своих первых работах Пак Собо стремился показать публике, что живопись — это абстракция, которая тщательно исследует невидимый простым глазом мир. Непостижимый мир. Внутренний, духовный мир человечества. Пак Собо вспоминает, что «бесфор-менная, клеточная “Протоплазма” символизировала боль, свободу, творческую энергию посредством нового стиля живописи, невиданного ранее в истории корейского искусства».

Строго говоря, его первые работы создавались под мощным влиянием французского l’art informel и американского абстрактного экспрессионизма. Однако постепенно Пак Собо стал исследовать не внешнюю, физическую, форму вещей, а их внутреннюю, скрытую, сущность. Это и обусловило его отход от западного экспрессионизма и привело к предпочтительному использованию лишённых цвета ахроматических красок и эффекта, который даёт материал (matiе≥re). Серия «Протоплазма», в которой отразился его личный опыт, является интерпретацией в художественной форме Корейской войны и полного событиями послевоенного периода. Тёмные, мрачные, по сути дела, ахроматические цвета — чёрный, серый, коричневый — заполняют всё пространство холста, который как материал (matiе≥re) чрезвычайно тяжёл, груб, прост и прочен. Эти тёмные цвета и бесформенные абстракции выражают тяжёлые душевные переживания. Кажется, что эти краски тоже обвиняют войну. Подобное абстрактное изображение жизни нашло отклик в сердцах зрителей.

В 70-е годы его серия «Протоплазма» претерпевает значительные изменения. В это время Пак Собо становится преподавателем колледжа, занимается воспи-танием молодых художников, оказывает поддержку подающим надежды живоп-исцам в столице и в провинции, организует проведение выставки «Ecole de Sе±oul», выставляет свои новые работы, отличающиеся от предыдущих ещё более смелыми новаторскими экспериментами.

Он освобождается от влияния западного абстракционизма, создав собствен-ное направление монохромной абстрактной живописи. Это особенно отчётливо проявляется в его серии «Ecriture» (фр., письмо, письменность, почерк), которую художник начинает создавать в середине 70-х годов и которая продолжает пополняться и по сей день. Серия «Ecriture», или «Чудесные писания», поднимает не только вопросы стиля или внешней формы, но духовного бытия. Таким образом, в технике этого художника находит выражение его уникальный духовный мир. Серия «Ecriture» Пака Собо заложила основы монохромной абстрактной живописи в Корее и предоставила современному корейскому искусству возможность утвердить свою идентичность.

30-тилетие «Ecriture»

Пак Собо говорит, что он пытался создавать «Ecriture», как монах творит молитву в саду Дзен. Безусловно, «Ecriture» — это не только серия картин, написан-ных на двухмерной поверхности, но и явление концептуального искусства, открывающее зрителю пространство медитации. «Ecriture» открыла новую нишу в современном корейском искусстве и придала ему национальную самобытность. Создавая свои ранние работы из серии «Ecriture», Пак Собо покрывал холст белым грунтом, а затем пальцем или карандашом наносил на этот фон бесчисленное множество линий, тёр их, стирал и опять наносил линии, чтобы оставить на полотне следы физического воздействия. Эти физические действия придают рисункам скульптурный эффект, плоская поверхность полотна трансформируется в объёмное, трёхмерное и четырёхмерное ментальное пространство, которое мы называем сферой медитации.

В одном из своих интервью Пак Собо объяснял: «С помощью линий, начертанных на холсте, я хотел подчеркнуть не полноту, а пустоту. Задача искусства — это не наполнение чем-либо, а, наоборот, опустошение. Поэтому иску-сство должно включать и отрицание самого себя. Оно не должно больше властвовать над людьми, оно должно умиротворять людей. Искусство, к которому я стремлюсь, — это искусство опустошения, искусство избавления и излечения».

Монохромные тона — белый, серый и бледно-жёлтый — в силу своей пустоты формируют пространство, которое может быть чем-то наполнено. Если западная монохромная живопись имеет дело с характеристикой вещей и расширением пространства, то в произведениях Пака Собо из серии «Ecriture» акцент делается на пустоте, которая означает не физическое, а ментальное пространство, и это интерпретируется как саморегулирующееся пространство медитации. В монохромной живописи Пака Собо мы можем увидеть те художественные особенности, которые присущи корейскому модернизму и отличают его от искусства Запада.

Серия «Ecriture», претерпев различные стилистические изменения за тридцать лет своего существования, продолжается и сегодня. Ранние работы из серии «Ecriture», нарисованные карандашом на белом фоне, постепенно сменились работами, в которых духовное выражение сущности создаётся уникальным эффектом материала (matiе≥re) — традиционной корейской бумаги ханчжи. Духовное выраже-ние временности и материальности подчёркивается больше, чем движение. Кроме того, материал (matiе≥re) — ханчжи — и изменение цветовой гаммы уводят зрителя в сферу медитации. Бесцельность действия, разнообразие текстуры и цвета заставляют думать о нематериальности используемого материала. Суть этой техники заключается в том, что по мере увеличения плотности пространства материал и собственное «Я», объединяясь, приходят в состояние гармонии.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 253 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...