Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 3. Воспитание и педагогическая мысль в античном МИР1



ние образования он включал знание философии, законов, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. У будущего оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, желание служить обществу, дружелюбие и т.п. Основным недостатком, пороком личнос­ти Цицерон считал эгоизм.

Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказал в следующих словах: «Я считаю... своей обязанностью... работать в том направле­нии, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам все мои сограждане расширили свое образование». Сочинения Цицерона широко использовались в школах эпохи средневе­ковья и Возрождения.

Луций Анней Сенека (около IV в. до н.э.) — философ и оратор эпохи императорского Рима — считал главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Его пе­дагогические идеи тесно переплетены с этикой стоиков. Ос­новным предметом школьного обучения ему представлялась философия. Он утверждал, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и глав­ным средством нравственного совершенствования человека. Проблемы нравственного воспитания рассмотрены им в та­ких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нрав­ственные письма к Луцилию», где изложена программа нрав­ственного совершенствования человека. Основным методом воспитания он считал побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христи­анские воззрения на воспитание.

Основным понятием, характеризующим процесс воспи­тания по Сенеке, выступает «норма». Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания — назидатель­ные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

Сенека был сторонником энциклопедического образова­ния и высказывал идею о безграничных возможностях про­гресса человеческого знания. Традиционные «семь свободных искусств» он не считал основными школьными дисциплина­ми. В одном из своих «Писем к Луцилию» он говорил: «Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не-уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его — деньги. Тогда они — продажные ремесла и хороши до тех пор, пока подготавливают ум, не удерживая его доль*


ше... Неужели ты веришь, будто з | ' них есть какое-то благо, хотя сам |.•* \ : видишь, что нет людей ниже и по- I рочнее их учителей?» I. Сенека подвергал критике все ' дисциплины тривиума и квадриви-, ума, делая вывод, что в основу вое-! у •литания и обучения должно быть '■, __.....': положено освоение учгщт i. '; нравственных начал: «Лишь одно. ip'' делает душу совершенной: незыб- %:'• х'^, !емое знание добра и зла (которое Р' " '4Ш* , • ■ *Шш
■в

доступно только философии)
ведь никакая другая наука добра и
зла не исследует». Конечной целью Квинтилиан

воспитания Сенека считал подго­товку юношества к жизни и деятельности в «сообществе бо­гов и людей».

Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96) был первым римским учите­лем риторики на государственном содержании, автором со­чинения «Наставление оратору», где, начиная с элементар­ных ступеней обучения, он изложил свои представления об обучении риторике.

Квинтилиан считал, что уже младенца необходимо обу­чать правильно произносить звуки речи, выговаривая слова. Он обращал внимание воспитателей на необходимость учи­тывать возрастные и индивидуальные особенности учащих­ся, выдвигал требование сделать процесс обучения естествен­ным и радостным для детей посредством применения таких методов и приемов, как организация совместной деятельно­сти, состязаний в искусстве произнесения речей и др. Об суждая проблемы организации процесса обучения, он выде­лял в нем три последовательные стадии: подражание, теоре­тическое наставление и упражнение.

Квинтилиан высказал много тонких наблюдений, сохра­няющих значение и до наших дней. Например, в учителе он нидел высокообразованного человека, любящего детей, изу­чающего их, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. ()бразцом учителя он считал Цицерона.

Квинтилиан оказал сильное воздействие на педагогическую мысль эпохи Возрождения. Особенно сильное влияние на разви­то мировой педагогической мысли оказала идея Квинтилиана о необходимости образования детей в правильно организован­ных школах. Важность школьного образования была им не толь­ко обоснована, но и практически доказана, поскольку сам он


           
 
     
 

 
 

Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ

являлся создателем и руководителем государственной риторс­кой школы в Риме. Квинтилиан обращал внимание на такие положительные факторы школьного образования, как соревно­вательность, установление дружеских связей между учениками, усвоение норм общежития, укрепление «усердия к учению» и т.п. В произведении «О воспитании оратора» роль семьи в деле вос­питания детей определялась в плане подготовки их к поступле­нию в школу. По мнению Квинтилиана, в самой природе чело­века заложена необходимая для его дальнейшего обучения «по­нятливость», а дети, неспособные к учению, являются редким исключением подобно физической уродливости. Воспитание со стороны взрослых и прилежание при выполнении упражнений со стороны детей способствуют развитию того, что дано челове­ку уже при его появлении на свет.

п В восточных провинциях Римской

Зарождение т

христианской империи в I в. н.э. возникают ран-

традиций адепмтания нехристианские общины, отражав-
1 "'" ' шие надежду наиболее угнетенных

слоев народа на приход мессии, спасителя. Христианская идея воздаяния внушала мысль об обретении счастья в царстве небесном.

Для христианских общин были характерны забота о ду­ховности личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоегб пола. Уже ранние христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания, отражая интересы обездоленной части населения Римской империи. Они боролись за идею равенства, отказывались от собственности, выказывали глубокое уважение к труду.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римс­кой империи прежде всего за отказ признавать божествен­ность императоров. Удаляясь от развращенного, с их точки зрения, общества, они выработали новый идеал человека.

Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 — 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя полу­чили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, ли­тературу и философию с позиций христианского вероуче­ния. Собственно христианское воспитание и образование осу­ществлялось лишь в отдельных замкнутых общинах типа «Но­вый завет» кумранитов.

Благодаря находке во время археологических раскопок ре лигаозных текстов, спрятанных от римлян, можно представит! себе характер раннехристианского воспитания. Каждый мнем


Зарождение христианской традиции воспитания

общины должен был не только передать единоверцам все свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжение «все знания». В общине практиковались коллек­тивные формы обучения, совместное изучение священных тек­стов, прежде всего рукописей Ветхого завета, апокрифических

произведений.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их поэтому «учителя­ми праведности». Основными способами обучения были уст­ные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение пропове­дей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух пе­реводов священных текстов с древнееврейского на арамейс­кий и греческий и т.д. Особое значение в христианских общи­нах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как бо­гоугодному делу. Содержание образования ориентировалось на Библию — собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей — Ветхого завета и Нового завета. Первая часть — иудейские священные тексты 2-го и 1-го тысячелетий до н.э. Древнейшие библейские тексты — это притчи царя-мудреца Соломона, три тысячи притчей и свыше тысячи песен, со­держание которых было положено в основу воспитания. Вто­рая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и со­держания воспитания.

В эпоху эллинизма был составлен перевод Библии на гре­ческий язык семьюдесятью лучшими толкователями, кото­рый получил название «Септуагинта». Это способствовало рас-i иространению по всему Средиземноморью христианских идей, особенно богато представленных в разделе Библии «Мудрость Иисуса сына Сирахова», написанном в виде поучений. Все»то подготовило почву для принятия народными массами Римской империи идей христианства, новозаветных книг и поенаний апостолов.

I Новый завет был создан в христианской среде в I—II вв. н.э.

11 оказал сильное влияние на последующее культурное и ду-

1к >с развитие всех христианских народов. В основе его ле-

г Евангелие, в переводе с греческого — «благая весть».

1 -11»с Евангелия являются собранием повестей о жизни и

пни Иисуса Христа, где не только попутно изложены

<■ цени воспитания, по и предложены формы и способы

* щи гижепия. Новый завет включает в себя 27 книг, напи-

11> разными авторами, из которых наиболее известны-

ипаяютси Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Петр, Павел. Их


82 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ

педагогические идеи можно считать синтезом эллинистичес­ких и ветхозаветных взглядов на воспитание человека, в ос­нове которых лежит учение о любви ко всем людям как пути спасения: чтобы достичь спасения и вечной жизни, каждому следует идти по пути самосовершенствования в направле­нии христианского идеала.

В первых веках нашей эры сохранялась практика воспита­ния и книжного научения странствующими учителями, те­перь уже христианами. Сам Иисус Христос также являлся как бы странствующим учителем, чья задача состояла в про­поведи нового учения о человеке и Боге. Некоторые из стран­ствующих учителей становились школьными преподавателя­ми. Так, в деяниях апостолов упоминается, что Павел, из­гнанный из молитвенного дома в Эфесе, стал учить в школе. Развивались в эту эпоху и крупные центры просвещения, возникшие ранее, например школа христианского богосло­вия в Александрии, возглавлявшаяся во II в. н.э. Климентом Александрийским, а в III в. — Оригеном, видным богословом и философом. Климент Александрийский (ум. в 211/212 н.э.) — священнослужитель и руководитель школы был автором до­шедшей до нас книги «Педагог», в которой он отмечал, что помимо внешней образованности человек должен обладать ре­лигиозным чувством. Цель воспитания, по Клименту, — вве­сти ребенка в христианский образ жизни. Климентом деталь­но описаны правила поведения ребенка. Семь свободных ис­кусств рассматривались лишь в качестве дополнительного средства воспитания.

В книге Климента Александрийского нарисован образ пе­дагога, который ведет юношей по пути добра и в активном диалоге закладывает основы постижения истины. Пример жизни педагога — образец для подражания воспитанникам. Климент Александрийский полагал, что должно уметь ста­вить воспитательные цели и соответствующими средствами влиять на ход их достижения. При этом он отмечал, что целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не «научение», а — «улучшение души». Через убеждающее сло­во учителя дети знакомятся с образами лучших людей, отме­ченными святостью жизни, побуждающими молодежь посту­пать подобным же образом, подражать «избравшим добро», отвергая зло. Именно это является лучшим средством для ук­репления души человека.

Ориген (ок. 186—253/254) видел в человеке «соединение тела с духом», что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека.


Зарождение христианской традиции воспитания

Важно отметить выработанное христианством новое от­ношение к труду, тесно связанное с учением о нравствен­ности. Хорошо известны слова апостола Павла: «Кто не хо­чет трудиться, тот не ешь». Труд для христианина рассматри­вался как смыслообразующий элемент его бытия. Детям следует прививать уважение к труду, чувство радости от него. Такая оценка роли труда в жизни человека была совершенно новой для той эпохи, хотя и находила своего предтечу в лице

киника Антисфена.

Таким образом, к концу Римской империи начала скла­дываться принципиально новая форма воспитания — хрис­тианское воспитание. Для него были характерны особое вни­мание к личности человека, его душе; приоритет веры над знанием, наукой; понимание обучения Священному писа­нию как богоугодного дела; неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудово­го воспитания.

Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древ­него Рима — одним из «отцов церкви», как стали называть впоследствии деятелей раннего христианства, чье учение было ортодоксальным, а жизнь почиталась святой, был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354—430). Августин был ши­роко образованным человеком, философом, усвоившим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 г., начав вести аскетическую жизнь, систематически упражняясь в духовном самосовершенствова­нии. В автобиографическом труде «Исповедь» он проследил в основном весь путь становления человека-христианина с дет­ских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августи­ну, — слияние с Богом. В трактате «О граде Божьем» он сделал попытку соединить античные и христианское учения в одно — учение о греховности, добре и зле, о любви, спасении и по­каянии. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыс­лей и благочестивых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина зак­лючена в душе и лишь познание этой истины приводит раз­вивающегося человека к Богу.

Уже в ранних христианских монастырях организовывались книгохранилища, создавались ученые труды и учебные книги. Так, религиозный государственный деятель остготского госу­дарства Кассиодор (ок. 487 — ок. 578) основал в Италии мона­шеское общежитие, которое благодаря библиотеке и скрип-торию стало одним из центров средневековой науки. Сам Кас­сиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся



Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ


Воспитание на периферии Римской империи




популярностью на протяжении всех средних веков: «Настав­ление в божественном чтении», «Наставление в мирском чте­нии», «Об орфографии» и др. В V—VI вв. в Европе еще кое-где сохранились грамматические школы римского типа, но к VII в. они были вытеснены формами монастырского обучения.

У множества так называемых вар-
Воспитание варских народов, находившихся на
Кмс!сой империи различных уровнях социального
в первые века развития, но в целом на стадии раз-
нашей эры ложения родоплеменного строя, со­
хранялись свои традиционные фор­
мы воспитания. Кельты, известные также как «галлы» и «гела-
ты» — народ Центральной и Западной Европы — воспитывали
у юношей такие качества, как храбрость воина, гостеприим­
ство домохозяина, благопристойный внешний вид при лю­
бых обстоятельствах, красноречие собеседника. Воспитание
кельтской молодежи было сосредоточено в руках жрецов-
друидов, которые исполняли и судейские обязанности. Обу­
чение детей осуществлялось в устной форме.

Тай Юлий Цезарь (102—104 до н.э.) в шестой книге своих «Записок о галльской войне» писал: «Друиды принимают деятельное участие в делах благочестия, наблюдают за пра­вильностью общественных жертвоприношений, истолковы­вают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же посту­пает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом». Эти «науки», судя по описанию Цезаря, привлекали внимание даже образо­ванных римлян, которые считали полезным посылать своих сыновей для обучения в Галлию и Британию.

Кельтский фольклор, эпические произведения, особенно саги о народном герое Кухулине, восходящие к первым векам нашей эры, дают в общих чертах представление о кельтском традиционном воспитании. Из них видно, что мальчики из благородных семей воспитывались в доме друида или вождя, объединяясь в группы сверстников. Эпические сказания назы­вают учителя «приемным отцом». Герой Кухулин и его сотова­рищи проходили науку в доме вождя: «Блестящи, статны, пре­красны были доблестные воины, люди Улада, собиравшиеся в этом доме. В нем происходило много великих собраний вся­кого рода и дивных увеселений. Были там игры, музыка, пе­ние, герои показывали подвиги ловкости, поэты пели свои песни, арфисты и музыканты играли на своих инструментах...» Образованность Кухулина, достигшего должного возраста, описывается в следующих словах: «Многими дарами обладал он: прежде всего даром мудрости... далее — даром подвигов,


даром игры в разные игры, даром счета, даром пророчества, даром проницательности». Помимо этого герой получил во­енно-физическую подготовку и выработал в себе качества на­стоящего воина. Невеста Кухулина также воспитывалась в кругу сверстниц в доме «владычицы земли». В формировании ее лич­ности принимали участие все лучшие женщины рода, масте­рицы и знахарки. Вот в каких словах в эпосе раскрывается образованность кельтской девушки: «Она обладала... даром красоты, даром пения, даром сладкой речи, даром шитья, даром мудрости, даром чистоты».

В V в. н.э. кельты были обращены в христианство. Однако традиционное внимание к вопросам обучения и воспитания получило свое продолжение в новых формах. Не случайно многие британские и ирландские монахи, потомки кельтов, стали известными учителями и просветителями в раннесред-невековой Европе.

У германцев, которые со II в. до н.э. вели непрерывную войну с Римом, не было специальных лиц, ответственных за воспитание юношей, которое осуществлялось в общине, а с определенного возраста — в дружине, военном отряде. Це­зарь, повествуя о племени свевов, нарисовал такую картину общинной организаций воспитания: «Вся жизнь их прохо­дит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохра­няют целомудрие, тем больше им славы...» Цезарь обращал внимание также и на различные приемы закаливания, раз­нообразные военные упражнения, приучение юношества к тяготам сурового образа жизни, на заботу о физическом раз­витии. Все это высоко ценилось у германцев.

У германцев был принят обряд посвящения во взрослые, состоявший из серии испытаний в народном собрании под руководством старейшин. Так, в сочинении римского исто­рика Тацита (ок. 58—117 н.э.) «Германия» говорится, что у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие «до тех пор, пока община не признает его достойным. Когда... кто-нибудь из старейшин, либо отец, либо родственники не украшают юношу щитом и фрамеей (мечом); это их «тога», это первое юношеское отличие...» Нужно иметь в виду, что у римлян облачение 16-летнего юноши в тогу являлось при­знанием совершеннолетия. После этого германские юноши должны были доказать свою взрослость, совершив какой-либо подвиг. Как свидетельствует Тацит, они не брились до тех пор, пока не убивали врага: «Только после крови и воен­ной добычи открывали они свое лицо, считая, что только тогда они расплатились за свое рождение и стали достойны-


                   
 
         
 

 

86 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ

ми своего отечества и родителей». Старые заслуженные вои­ны становились наставниками молодежи, учителями жизни.

С IV—V вв., когда началось переселение германских пле­мен, их традиция воинско-общинного воспитания широко распространилась по всей Европе, оказав сильное влияние на складывавшуюся в средние века систему рыцарского вос­питания и даже на монастырское воспитание. Так, устав бе­недиктинцев, первого монашеского ордена в Западной Ев­ропе, требовал создания в стенах монастырей не только школ и скрипториев — мастерских для переписывания рукописей, но и воинских отрядов. Молодые монахи воспитывались од­новременно и как книжные люди, и как воины, а средневе­ковые рыцари стали стремиться не только к военным побе­дам, но и к идеалу «воина Христова».

В эпоху эллинизма и затем в рамках римской цивилиза­ции сформировался «школьный канон» — цикл «семи сво­бодных искусств», составивших в средние века содержание школьного образования. Мировоззрение христианства и его воспитательные идеалы явились одним из источников ду­ховного развития в эпоху европейского средневековья.

В общем, можно сделать вывод, что к началу средневековья в Европе на развалинах западной части бывшей Римской импе­рии в области воспитания, образования и школьного дела су­ществовала чрезвычайно пестрая картина. В римских патрициан­ских семьях и в исчезающих вместе с городской цивилизацией школах сохранялись еще элементы угасающей античности. В то же время в христианских монастырях римский школьный ка­нон — семь свободных искусств — становился первой ступенью образования, предшествующей изучению богословия. В этих но­вых центрах просвещения готовили служителей церкви.

Одновременно набирало силу массовое христианское дви­жение, проповедовавшее новую нравственность, противо­речившую античному идеалу образованного человека. Хрис­тианская практика религиозного воспитания не требовала школьных форм обучения. В связи с этим можно утверждать, что теоретико-педагогическая мысль «отцов церкви» значи­тельно уступала тому, что было создано греко-римской куль­турой, она развивалась исключительно в рамках теологии. Хлынувшая в пределы нового мира стихия различных пле­менных культур в условиях складывавшейся феодальной го­сударственности нуждалась в объединяющей силе христиан­ства, в его церковной организации и была равнодушна к культуре греко-римского мира.

В целом сложная социальная картина того времени, по­стоянные войны и бытовая неустроенность отрицательно


Воспитание на периферии Римской империи

сказывались на развитии школьного дела. Педагогическая мысль стала частью богословия, а школы замкнулись в сте­нах монастырей.

Рекомендуемая литература

Античная Греция: В 2 т. Т.2. М., 1983.

Античная литература. Рим. М., 1988.

Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984.

Античные риторики. М., 1978.

Антология кинизма: фрагменты сочинений кинических фило­софов. М., 1984. Аракелян Б.Н., Алаян Ц.П., Парсамян В.А. История армянского

народа / Под ред. В.А. Парсамяна. Ереван, 1983. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика // Собр. соч.: В 4 т. Т.4.

М., 1984. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до но­вой эры и его культура. М,, 1976. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинис­тического времени. М., 1983. Быт и история в античности. М., 1988. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. Винничук Л. Люд, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.,

1988. Геродод. Мимиамбы. Менандр. Комедии. М., 1966. Гомер. Илиада. М., 1987.

Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

философов. М., 1986. Жураковский Т.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.,

1940. История Грузии: Учеб. пособие / Под ред. Бердзенишвили. Тби­лиси, 1962. История Древнего Рима. М., 1981. История Древней Греции. М., 1986. Ирландские саги. 2-е изд. / Пер., предисл., вступ. ст. и коммент.

А.А. Смирнова. Л.; М., 1933. Истрин В. Возникновение и развитие письма. М., 1965. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. Ч. 1—2.

Спб., 1834. Ксенофонт. Киропедия. М., 1976. Ксенофонт. Сократические сочинения. М., 1935. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном из­ложении. М., 1989.


88 г-"ава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ

ЛосевА.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Платон. Диалоги. М., 1986.

Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. М., 1961—1964.

Похищение быка из Куальнге / Изд. подг. Т.А. Михайлова,

СВ. Шкунаев. М., 1985. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.,

1989. Сенека А.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949. Тацит П.К. Сочинения. Т. 1—2. М.; Л., 1969. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1977. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974. Цицерон М. Т. Трактаты об ораторском искусстве. М., 1972.


Глава—-------------------------------------------------------------

 

Просвещение

и педагогическая мысль в Византии

Византийская империя просуществовала с 395 по 1453 г. Она сложилась при распаде Римской империи в ее восточ­ной части, охватывающей Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное Средиземноморье. Центром новой им­перии, основанной римским императором Константином (ок. 285—337), стал город Константинополь на месте древ­него города Византии, с чем и связано возникновение само­го понятия Византийская империя или Византия, явившая­ся прямой наследницей эллино-римской культуры.

По уровню образованности ее население вплоть до XIII —
XIV вв. значительно превосходило средневековые западноев­
ропейские государства. В силу своего срединного положения
между Востоком и Западом Византия была как бы связую­
щим звеном между культурами Европы и Ближнего Востока.
^ Ориентируясь на принятую в совре-

Основные этапы менном византиноведении периоди-

развитмя культуры зацию, можно выделить несколько

и просвещения '

в Византии этапов в развитии культуры и про-

свещения Византии. Ранний этап связан с длительным процессом превраще­ния Византии из позднеантичного, рабовладельческого об­щества в централизованную монархию. На самое его нача­ло — IV в. — приходится деятельность византийских богосло­вов, видных христианских мыслителей — Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского (Великого), Григория Богослова и не­которых других. В их сочинениях представлена совокупность теологических, философских и политико-социальных докт­рин, в которых отразилось христианское отношение к ду­ховному наследию античности, формулировались мировоз­зренческие и нравственные ориентиры христианства.

В этот период преодоление местного сепаратизма, подав­ление народных волнений и укрепление центральной власти сопровождались идейной борьбой ставшего уже господству­ющим ортодоксально-христианского учения с различными «ересями», в том числе с иконоборчеством — социально-религиозным движением, отрицавшим культ почитания икон. К IX в. на всей территории Византии были введены еди­ные формы власти и управления, правовые нормы, форми­ровалась единая система идеологических и нравственных цен-


90 Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ

ностей, которые поддерживались не только всем аппаратом государства, но и авторитетом церкви. Все это находило от­ражение в изменении взглядов людей на цели воспитания и образования. К этому времени все более и более утвержда­лось объединение общества на базе ортодоксального христи­анства, упрочился союз церкви и государства при решаю­щей роли в нем государства, т.е. власти императора.

Глубокие перемены в экономике и социальной организа­ции общества оказали решающее влияние на темпы и формы развития культуры и просвещения. Их расцвет в Византии при­ходится на IX—XII столетия. Начало этого подъема обычно свя­зывается с деятельностью разносторонне образованного импе­ратора Константина VII Багрянородного (905—959), по указа­ниям и при непосредственном участии которого открывались новые учебные заведения и создавались труды энциклопеди­ческого характера по самым различным отраслям знаний — логике, философии, истории и т.д. По свидетельству совре­менников, при Константине большое значение придавалось обучению арифметике, геометрии, стереометрии, музыке и фи­лософии. Он собрал вокруг себя выдающихся ученых, поручив им обучать тех, кто желал бы получить образование.

Просветительная деятельность видных представителей ви­зантийской культуры этого периода: патриарха Фотия, Льва Математика, Михаила Пселла и др. — в духе идей Констан­тина VII активно способствовала утверждению светской на­правленности образования.

Взаимодействие общественно-экономических структур и культурная интеграция Византии и европейских стран сти­мулировались христианизацией народов Европы в эпоху сред­невековья.

Вместе с этим усиление франкской державы Каролингов и образование так называемой «Римской империи германской нации» (VIII—X вв.) привели к консолидации и обособлению западноевропейских государств. Сплотившиеся романо-герман-ские народы при поддержке окрепшего папства решительно отвергли претензии Константинополя на руководство христи­анским миром, выдвинув встречные претензии. В то же время культурное и политическое влияние Византии, слабевшее на Западе, в IX—XI вв. резко возросло на значительных простран­ствах Восточной и Юго-Восточной Европы. Оно усилилось с принятием христианства в Болгарии, сербских княжествах, Древней Руси. В результате в XI—XII вв. в средневековой хрис­тианской Европе сложились две обширные, четко разграни­ченные религиозно-культурные зоны: латинско-католическая и восточно-греческая. Политическое соперничество между ними


Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии Q-|

отразилось в религиозно-догматических разногласиях, которые привели к схизме — официальному разрыву двух церквей (1054) и последующему военному столкновению Византии с Западом. Крестовые походы, и особенно захват крестоносцами Констан­тинополя в 1204 г., оказали существенное влияние на взаимо­отношения между западным и восточным христианством.

Особенности развития культуры и просвещения в Византии определялись особенностями ее социально-экономических свя­зей и культурно-исторических традиций. Многое в них было обус­ловлено своеобразием хода ее политической истории, которая вплоть до глубокого кризиса XIII—XV вв. проходила под знаком укрепления императорской власти: длительное противостояние с персидской цивилизацией и язычниками — «варварами» у се­верных и восточных ее границ (готами, гуннами, аварами, пе­ченегами, хазарами, славянскими племенами, болгарами, за­падными норманнами и др.) сменилось в VII в. противобор­ством с новым арабским миром, миром ислама, как единой социокультурной системой. На рубеже XII—XIII столетий стало реальностью столкновение с романо-германским миром.

Все эти обстоятельства вынуждали христианскую церковь всячески поддерживать усиление императорской власти. При этом нужно отметить, что в Византии не столько церковная власть оказывала влияние на дела государства, сколько свете кая власть императора все больше и больше влияла на дела церкви и действовала по принципу: единый всемогущий Бог на небе — единственный полновластный Государь на земле. Следствием этого было то, что византийская церковь во главе с патриархом находилась в зависимости от светской власти и не имела монополии на образование, как в Западной Европе. Утверждавшийся в византийском обществе в IX—XII вв. культ императорской власти отражался в развитии искусства и куль­туры в целом. В связи с этим светское направление станови­лось также доминирующим в педагогической мысли и прак­тике воспитания и образования.

Специфика византийской культуры определялась и тем, что она формировалась в среде разнородного в этническом отношении населения. В византийской культуре синтезиро­вались элементы культурных традиций многих народов — греко-римлян, населения Юго-Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Закавказья, Крыма, Балканс­кого полуострова. За многие столетия своего развития Визан­тия усвоила многие культурные ценности народов Востока, но доминирующую роль при этом сохранял греческий эле­мент, пользовавшийся поддержкой государства и церкви, куль­тура империи оставалась в своей основе грекоязычной.


                   
 
         
 

 

92 Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИ;

Скупые на подробности источники содержат сведения с создании школ, в том числе и грамматических, т.е. повышен­ного типа, где обучались даже иноземцы — дети «латинян», а также «скифов», как в сочинениях древнегреческого истори­ка и географа Страбона именовались народы Северного При­черноморья. В таких школах учителя и ученики находи­лись на полном содержании государства, воспитанники полу­чали общее образование.

Высокий социальный статус образования и образованнос­ти — одна из примечательных особенностей Византии. На со­ответствующих чиновников возлагалось руководство военно-стратегической, политико-дипломатической и финансовой деятельностью, а также разнообразными областями хозяйства (торговля, флот, ирригация и т.д.). Наличие общего образова­ния служило непременным условием для получения должно­сти как в государственных, так и в церковных учреждениях. В середине X в. император Константин VII Багрянород­ный в сочинении «Об управлении империей», адресованном сыну Роману, писал, что помимо благочестия государю не­обходимы обширные знания. Вступивший на престол в сере­дине XI в. Константин X Дука говорил, что предпочитает славу ученого славе правителя. Михаил Пселл, воспитатель его сына, будущего Михаила VII, углубляя эти рассужде­ния, отмечал, что служение благу государства требует от правителя и знаний, и учености, и помощи образованных приближенных лиц.

Одну из коренных особенностей всего уклада жизни Ви­зантии составляло сочетание традиций римской государствен­ности с устойчивыми традициями эллинского образования. В школах Византийской империи преподавание велось по учебникам, созданным еще в эллинистическую и греко-рим­скую эпоху, образование, как отмечалось, имело мирской ук­лон. Даже при некоторых церквах Константинополя существо­вали по своей сути светские школы. Стараясь овладеть сокро­вищами античной науки, византийские ученые много сделали для сохранения культурного наследия прошлого. Особое вни­мание уделялось переписке сочинений греко-римских мысли-' телей, их толкованию и комментированию. В связи с этим в IX—XII вв. были созданы «кодексы», сборники сочинений античных авторов, которые и позже широко использовались учеными.

Идеалом образованной личности в Византии считался че-, ловек, получивший традиционное эллинистическое образова- ' ние, сочетавший христианско-православное мировоззрение с греко-римской литературно-гуманистической образованностью.


Воспитание и образование в Византии

Византийская культура оказала очень большое влияние на
последующий ход развития всемирной культуры, поскольку
ученые — беглецы с Востока принесли на Запад не только
сохраненное культурное наследие античного мира, но и хри-
стианско-античное понимание любви к человеку и истине,
которое отразилось в идеологии европейского Возрождения.
и В Византийской империи высокого





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...