Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание и педагогическая мысль в античном мире



Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпо­ху античности, греко-римской древности. Достижения в об­ласти содержания, методов и организации образования под­растающего поколения в Древней Греции, Риме, эллинис­тических государствах и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Территория и временные границы античного мира огром­ны: от 3-го тысячелетия до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегре­ческая культура, и вплоть до V в. н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с так называемым варварским ми­ром, христианством и породил эпоху средневековья. Терри­ториально античный мир на разных ступенях своего разви­тия охватывал земли трех материков — от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

На островах Эгейского моря, преж-

де всего на Крите, и на материко-
и педагогическая» г -> <->

мыс!ь в Древней вои территории Греции в 3-2-м

Греции тысячелетиях до н.э. сложился осо-

бый тип культуры, во многом схо­жий с древними восточными цивилизациями, многими ни­тями, и экономическими и культурными, связанный с Егип­том, Малой Азией, Финикией, Междуречьем.

В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысяче­летии до н.э. на Крите зародился вид письменности, восхо­дивший к пиктографическим знакам, к протошумерсгой письменности и отражавший потребности храмов и дворцо­вых хозяйств.

В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе полу­чает распространение слоговое письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже бога­тые горожане. В критском письме уже появились знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, другие при­знаки постепенного перехода к алфавитному письму.


Подобно древневосточным цивилизациям, первоначаль­но центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так, при дворце критского царя имелось специаль­ное помещение для служителей-писцов и их учеников. Крит­ские писцы установили твердые правила письменности: на­правление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейс­кой письменной культуры последующих веков.

Культурное развитие в Древней Греции и на Крите было задержано вторжением с Балкан в XII—XI вв. до н.э. дорийс­ких племен, воинственных обитателей периферии греческого мира. Воспитание и обучение юношества в Греции в IX—VIII вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых по античной традиции приписывается ле­гендарному древнегреческому поэту Гомеру. Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было большим. Сложился образ совершен­ного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руковод­ствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспиты­вались домашними учителями, наставниками, как правило старцами. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формулирует образовательную цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый». Герои Гомера владеют яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыс­лить, мудрого». Грек архаической эпохи должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах в связи с этим даются следующие характеристики: «креп­кий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «спо­собный вести бой». Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания, его герой «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «вер­ный», «надежный». Конечная цель воспитания, по Гомеру,—до­стичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем i юкогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит!» — говорит Гектор о своем сыне. Воспитателями применялись тра­диционные приемы, с одной стороны, стимулирующие поло­жительное поведение, с другой — пресекающие нежелательное. 11одросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников».

11а рубеже VIII—VII вв. до н.э. традиционное древнегре­ческое воспитание нашло описание в поэме «Труды и дни»



3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ


Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции




Гесиода. Здесь в художественной форме изложены правила
житейской мудрости, приведены бытовавшие в то время на­
зидания юношеству. Можно сказать, что Гесиод положив
начало дидактической поэзии "вложил

В период расцвета Эллады, в VI-IV вв. до н.э., ведущую
роль среди составлявших ее мелких государств-полисов^?
г 1 Л В АТШК1 С РеспУбл*канским строем правление и
Спарта в Лаконии, формально возглавлявшаяся царями власти
которых существенно ограничивалась Советом старейшин -
герусиеи. Эти два полярных полиса, города-государства дали
два различных образца организации воспитания в древне™
ческом мире. мр^лсцд;

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически раз­витого воина, но по сути своей невежественного человека Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартан­ского воспитания заключался в том, что спартиаты чувство­вали себя уверенно лишь в ходе военных действий а досу­гом своим пользоваться не умели, поскольку обладали огра­ниченным кругозором. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое, универсальное по тем временам образо­вание. Это отличие выражено афинянином Периклом в речи приведенной Фукидидом в его «Истории»: «..я утверждаю' что все наше государство - центр просвещения ЭлладьГка?-' дыи человек может, мне кажется, приспособиться^ 'насГк многочисленным родам деятельности»

Воспитание полноправных граждан Спарты было цели­ком и полностью в ведении государства. Здесь был осуществ­лен один из первых известных человечеству опытов огосу­дарствления личности. Благодаря подробным описаниям вос­питания спартиатов, которые приведены Ксенофонтом Плутархом Павсанием, можно восстановить его достаточно целостно. В Спарте целенаправленному воспитанию прида­вали решающую роль в деле формирования человека

Плутарх в сочинении «Изречения спартанцев» привел ле­
генду о том, как законодатель Ликург убедил в необходимос­
ти воспитания народное собрание. Он показал старейшинам
двух собак, одна из которых, охотничьей породы, была ппи
учена к лакомой пище, а другая, сторожевой породы -'к
псовой охоте. Когда перед ними положили еду и выпустили
зайца, то каждая устремилась к чему была приучена И вывод
«воспитание для выработки добрых качеств значит больше
чем природа», всем необходимо в течение всей жизни учить­
ся доблести. у 1

Общественное воспитание спартиатов начиналось с пер­вого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденного осмат-


ривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в про­пасть Тайгет, отнимая у них жизнь, а здоровых и крепких передавали опытным кормилицам. Кормилицы из Спарты, как хорошие воспитательницы, ценились зо всей Греции. Они малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; при­учали их соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище; учили не бояться темноты, не пугаться; кормилицы умели останавливать плач и предупреждать капризы детей.

С 7 лет всех мальчиков-спартиатов собирали вместе и дели-ли на так называемые агелы, которые, в свою очередь, состо­яли из илов, более мелких подразделений. В этих товарище­ствах ровесники жили вместе. Агелу возглавлял один из маль­чиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называл агелы «школой послушания», где мальчики «упражняются в искусстве повелевать и подчиняться», т.е. го­товиться быть послушными гражданами, исполнителями воли властей. Грамоту же спартанцы изучали только ради «потреб­ности жизни».

С 13-летнего возраста подростки обучались и воспитыва-пись, по словам Плутарха, в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей — «эйрен». Эти школы находились под бди­тельной опекой представителей старшего поколения, кото­рых ученики беспрекословно слушались, считая их своими ■отцами, учителями и наставниками». В этих государствен­ных учреждениях подростков упражняли в военном искусст­ве, они участвовали в учебных сражениях и походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью на­учить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного. Та­кого рода беседы должны были приучить подростков к крат­кости и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность». Начиная с 14 лет мальчики ежегодно подвергались публич­ным испытаниям, «агонам», которые подразделялись на гим­настические, когда юноши должны были показывать свои успехи в физической подготовке, и мусические, прежде все-i < > состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические и мусические испытания были тесно связаны с военными уп­ражнениями. По словам того же Плутарха, «в песнях восхва-пнии доблести, свойственные каждому возрасту».

Состязания в терпении и выносливости проводились, в частности, в форме сечения подростков у алтаря Артемиды «)|)гии. Плутарх в «Изречениях спартанцев» рисует следующую картину этого обряда: «Мальчиков в Спарте пороли бичом... в н'чсиие целого дня, и они нередко погибали под ударами.


               
   
   
 
 
 
   





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 676 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...