Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эразм Роттердамский. Похвала глупости



--------------------------------------------------------------- Перевод с латинского П.К. ГУБЕРА Редакция перевода С.П. МАРКИША Статья и комментарии Л.Е. ПИНСКОГО OCR: Алексей Черных ([email protected]) Origin: http://www.tsu.tmn.ru/homepages/BiznesClub/M2/Persons/erazm.htm Изд.: Государственное издательство художественной литературы, М., 1960--------------------------------------------------------------- Курсивом выделены слова и выражения, в оригинале написанныепо-гречески. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие автора Глава I. (Глупостьодним своим видом разгоняет заботы слушателей} Глава II. (Содержание речи} Глава III. (Почему Глупость сама себя хвалит) Глава IV. (Почему говорит без подготовки) Глава V. (Глупость сразу же сана себя выдает) Глава VI. (Подражание риторам) Глава VII и VIII.(Родословная Глупости, место ее рождения, ее кормилицы) Глава IX. (Спутники Глупости) Глава X, XI и XII. (Глупости люди обязаны и самой жизнью, и всемижитейскими благами) Глава XIII. (Родство Глупости с детством истаростью) Глава XIV. (Глупость продлевает юность иотгоняет старость) Глава XV. (Боги особенно нуждаются в Глупости) Глава XVI. (Приправа Глупости нужна повсюду) Глава XVII. (Благодаря Глупости женщиныправятся мужчинам) Глава XVIII. (Глупость -- лучшая приправа напиру) Глава XIX. (Она же -- соединительница друзей) Глава XX. (Примирительница супругов) Глава XXI. (Связующее начало всякогочеловеческого общества) Глава XXII. (Почему Филавтия именуется роднойсестрой Глупости) Глава XXIII. (Глупость -- причина войн) Глава XXIV и XXV.(Невыгоды Мудрости) Глава XXVI. (Сила всякого вздора в народе) Глава XXVII. (Жизнь человеческая -- толькозабава Глупости) Глава XXVIII. (Науками и искусствами людиобязаны жажде суетной славы) Глава XXIX. (Глупость требует, чтобы еепохвалили за рассудительность) Глава XXX. (Глупость ведет к мудрости) Глава XXXI. (Только благодаря Глупости жизньбывает сносной) Глава X XXII и XXXIII.(Науки изобретены, на пагубу роду людскому, среди них особенно ценятся те,которые связаны с Глупостью) Глава XXXIV. (Из животных всего счастливее те,которые не знают никакой дрессировки) Глава XXXV, XXXVI и XXXVII. (Дураки, юродивые, глупцы и слабоумные гораздосчастливее мудрецов) Глава XXXVIII. (Почему следует отдатьпредпочтение безумию) Глава XXXIX. (Безумие супругов, охотников,строителей и игроков) Глава XL и XLI. (Суеверы) Глава XLII. (Люди, бахвалящиеся благородствомсвоего происхождения) Глава XLIII. (Филавтия отдельных смертных,народов и городов) Глава XLIV. (Сестра Филавтии -- Лесть) Глава XLV. (Счастье зависит от нашего мнения овещах) Глава XLVI. (Глупость на всех смертных равноизливает свои благодеяния) Глава XLVII. (Снисходительность Глупости) Глава XLVIII. (Различные виды и формы Глупости) Глава XLIX. (Грамматики) Глава L. (Поэты) Глава LI. (Правоведы) Глава LII. (Философы) Глава LIII. (Богословы.) Глава LIV. (Иноки и монахи) Глава LV и LVI. (Королии вельможи) Глава LVII. (Епископы) Глава LVIII. (Кардиналы) Глава LIX. (Верховные первосвященники) Глава LX. (Германские епископы) Глава LXI. (Фортуна благоприятствует Глупости) Глава LXII. (Свидетельства древних) Глава LXIII. (Свидетельства Священного писания) Глава LXIV и LXV.(Лукавые толкователи слов Священного писания.) Глава LXVI. (Христианская вера сродниГлупости). Глава LXVII. (Высшей наградой для людейявляется своего рода безумие) Глава LXVIII. (Эпилог) Л.Е. Пинский. Эразм и его "Похвала Глупости". Комментарии ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Эразм Роттердамский своему милому Томасу Мору1 --привет. В недавние дни, возвращаясь из Италии в Англию и не желая, чтобы время,проводимое на лошади, расточалось в пустых разговорах, чуждых музам илитературе, я либо размышлял о совместных ученых занятиях, либо наслаждалсямысленно, вспоминая о покинутых друзьях, столь же ученых, сколь любезныхмоему сердцу. Между ними и ты, милый Мор, являлся мне в числе первых: вдалиот тебя я не менее наслаждался воспоминаниями, нежели, бывало, вблизи --общением с тобою, которое, клянусь, слаще всего, что мне случалось отведатьв жизни. И вот я решил заняться каким-нибудь делом, а посколькуобстоятельства не благоприятствовали предметам важным, то и задумал ясложить похвальное слово Глупости. "Что за Паллада внушила тебе эту мысль?"-- спросишь ты. Прежде всего, навело меня на эту мысль родовое имя Мора,столь же близкое к слову мория 2, сколь сам ты далек от еесущества, ибо, по общему приговору, ты от нее всех дальше. Затем мнеказалось, что эта игра ума моего тебе особенно должна прийтись по вкусу,потому что ты всегда любил шутки такого рода, иначе говоря -- ученые и нелишенные соли (ежели только не заблуждаюсь я в оценке собственного моеготворения), и вообще не прочь был поглядеть на человеческую жизнь глазамиДемокрита3. Хотя по исключительной прозорливости ума тычрезвычайно далек от вкусов и воззрений грубой толпы, зато благодарянеобыкновенной легкости и кротости нрава можешь и любишь, снисходя до общегоуровня, играть роль самого обыкновенного человека. А значит, ты не толькоблагосклонно примешь эту мою ораторскую безделку, эту памятку о твоемтоварище, но и возьмешь ее под свою Защиту; отныне, тебе посвященная, онауже не моя, а твоя. Найдутся, быть может, хулители, которые станут распространять клевету,будто легкие эти шутки не к лицу теологу и слишком язвительны дляхристианского смирения; быть может, даже обвинят меня в том, что я воскрешаюдревнюю комедию или, по примеру Лукиана 4, подвергаю осмеяниювсех и каждого. Но пусть те, кого возмущают легкость предмета и шутливостьизложения, вспомнят, что я лишь последовал примеру многих великих писателей.Сколько веков тому назад Гомер воспел Батра-хомиомахию 5, Марон --комара и чесночную закуску6, Овидий7 -- орех! Поликратнаписал похвальное слово Бусириду, которое затем исправилИсократ8, Главк восхвалял неправосудие9, Фаворин --Терсита10 и перемежающуюся лихорадку, Синесий11 --лысину. Лукиан -- муху и блоху12, Сенека сочинил шуточный апофеоз Клавдия13, Плутарх--разговор Грилла с Улиссом14,Лукиан и Апулей -- похождения осла15 и уже не помню кто --завещание поросенка16 по имени Грунний Корокотта, о чем упоминаетсв. Иероним17. Если же всего этого мало, то пусть вообразят строгие мои судьи, что мнепришла охота поиграть в бирюльки или поездить верхом на длинной хворостине.В самом деле, разрешая игры людям всякого звания, справедливо ли отказыватьв них ученому, тем более если он так трактует забавные предметы, чточитатель, не вовсе бестолковый, извлечет отсюда более пользы, чем из иногопедантского и напыщенного рассуждения? Вот один в терпеливо составленной изразных кусков речи прославляет риторику и философию, вот другой слагаетхвалы какому-нибудь государю, вот третий призывает к войне с турками. Инойпредсказывает будущее, иной поднимает новые вопросы -- один другогопустячнее и ничтожнее. Но ежели ничего нет нелепее, чем трактовать важныепредметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь такимманером, чтобы она отнюдь не казалась чушью. Конечно, пусть судят менядругие: однако коль скоро не вконец обольстила меня Филавтил 18,то сдается мне, что я восхвалил Глупость не совсем глупо. Что же касаетсяпустого упрека в излишней резкости, то отвечу, что всегда дозволено былобезнаказанно насмехаться над повседневной человеческой жизнью, лишь бы этавольность не переходила в неистовство. Весьма дивлюсь я нежности современныхушей, которые, кажется, ничего не выносят, кроме торжественных титулов.Немало также увидишь в наш век таких богомолов, которые скорее стерпяттягчайшую хулу на Христа, нежели самую безобидную шутку насчет папы илигосударя, в особенности когда дело затрагивает интересы кармана. Но если ктосудит жизнь человеческую, не называя имен, то почему, спрошу я, видеть здесьнепременно язвительное издевательство, а не наставление, не увещание? А впротивном случае сколь часто пришлось бы мне обращаться с укорами ипорицаниями к самому себе! И, наконец, кто не щадит ни одного звания в роделюдском, тот ясно показывает, что не против отдельных лиц, а только противпороков он ополчился. Итак, если кто теперь станет кричать, жалуясь наличную обиду, то лишь выдаст тем свой страх и нечистую совесть. Куда вольнейи язвительней писал св. Иероним, не щадивший и имен порою! Я же не толькоизбегал повсеместно имен собственных, но сверх того старался умеритьвсячески слог, дабы разумному читателю сразу же было понятно, что ястремлюсь скорее к смеху, нежели к злому глумлению. Я не хотел по примеруЮвенала19 ворошить сточную яму тайных пороков и охотнее выставлялнапоказ смешное, нежели гнусное. Того, кто не удовлетворится всем сказанным, прошу вспомнить дляутешения, что весьма почтенно служить жертвою нападок Глупости, от лицакоторой я взял слово. Впрочем, стоит ли говорить все это такому искусномуадвокату, как ты20; и без того ты сумеешь отстоять наилучшимобразом даже и не столь правое дело. Прощай же, мой красноречивейший Мор, иМорию твою защищай всеусердно. Писано в деревне, 10 июня 150821 г. Глупость говорит: ГЛАВА I Пусть грубые смертные толкуют обо мне, как им угодно, -- мне ведомо, накаком худом счету Глупость даже у глупейших, -- все же я дерзаю утверждать,что мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей.Наилучшее тому доказательство -- перед вами: едва взошла я на кафедру в этоммноголюдном собрании, как все лица просияли небывалым, необычайным весельем,все подались вперед и повсеместно раздался радостный, ликующий смех. Привзгляде на вас кажется мне, будто я вижу богов Гомеровых, охмелевших отнектара, настоянного на непенте1,а ведь только что вы сиделипечальные и озабоченные, словно воротились недавно из Трофониевойпещеры2. Подобно тому как утреннее солнце, показывающее землесвой прекрасный золотой лик, или как ранняя весна, веющая приятными зефирамипосле суровой зимы, всему сообщают новый цвет и вид и новую юность, так и увас при взгляде на меня совсем иными сделались лица. В то время как дажевеликие риторы лишь при помощи длинной, старательно обдуманной речипонуждают вас стряхнуть с души тяжелые заботы, я достигла этого сразу,единым моим появлением.




Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 395 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...