Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Комплексная цель модуля
(Формулируется комплексная цель модуля, соотнесенная с целью и задачами дисциплины. Формулировка цели модуля должна быть также соотнесена с определенным уровнем освоения общекультурных и профессиональных компетенций согласно паспорту компетенций ООП ВПО).
Дать понятие о категориях онтологии, как классической, так и неклассической.
Уметь распознавать и сравнивать категориальные каркасы, обусловливающие разные способы мышления о мире и их закономерную преемственность. Анализировать тексты классической и современной философии через призму категориальных каркасов соответствующих культур. Различать между материей и субстанцией, уметь довести понятие материи до понятия субстанции. Обосновывать атрибутивный характер мышления и протяжения. Ориентироваться в совокупности естественнонаучных характеристик материального мира. Различать философский и естественнонаучный угол зрения на мир.
Владеть навыком не только описывать, но показывать необходимый генезис определенных исторических мыслеобразований, его внутреннюю логику.
Содержание модуля
Тема № 2. Бытие
Лекция 1. Бытие, субстанция, материя в античной философии
1) Натурфилософия
2) Высокая классика
Лекция 2. Бытие, субстанция, материя в средневековой философии
1) Патристика
2) Схоластика
Лекция 3. Бытие, субстанция, материя в новоевропейской философии
1) «Бытие сущего стало субъективностью» (М.Хайдеггер)
2) Онтология в немецкой классике.
Лекция 4. Трансформация онтологии за пределами классического философствования
1)Бытие, субстанция, материя в феноменологии и герменевтике и проблема гуманитарного знания
2) Постклассическая онтология: проблема фундированности сознания
А) Бессознательное
Б) Бытие как «общественное бытие людей, реальный процесс их жизни» (КМ)
Вопрошание о бытии как «определяющая черта западноевропейской истории» (М.Хайдеггер). Бытие Парменида как реальное всеобщее. Проблема онтологической дифференции бытия и сущего. Определение бытия как Предела – «общий эфир» античного философствования
Развертывание бытия в многоуровневое единство всеобщего в платоновской теории идей. Обоснование множественности бытия у Демокрита. «Энтелехия» у Аристотеля как процесс полагания устойчивой единичности во всеобщем единстве. Потенция и акт. Категории как формы «сказывания о…», конституирующие переход от материи к действительности. Материя, форма, чтойность, сущая сущность
Пространство и время как способы полагания единораздельности Космоса. Античная философия как протонаука
Средневековье: открытие сверхприродности человека, двупозиционности его бытия (Августин). Углубление онтологической проблематики в схоластике: от неразличимости бытия и сущего – к противополаганию сущности и существования. Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского: обоснование бытия как бытия-другим, трансцендентного
Креационистская постановка проблемы времени. Бытие как проекция словесной общительности
Завершительные системы теологии (Фома Аквинат и Уильям Оккам) о систематически опосредствованном, многоуровневым несовпадении универсалий и индивидуального бытия
Оттеснение космологических проблем за пределы философской предметности (познание природы как «похоть очес»). Формирование предпосылок новоевропейской науки: переосмысление античного определения бесконечности, естества и сотворенного, материи и движения
«Я» -- Ens Certum новоевропейской философии. Растворение «другого» и всякой трансцендентности в бесконечно выходящей за свои пределы творческой субъективности. Субстанция как ключевая категория нового времени. Субстанция, атрибут, модус: соотношение понятий. Монизм, дуализм, плюрализм
Превращение бытия-в-себе в объект-для-субъекта. Бытие как предмет логики. Бытие, сущность, понятие («Я») как формообразования мышления.
Критика Cogito как овеществляющей субъекта гипертрофии присутствия. Проблема темпоральности бытия. Бытие и экзистенция
Семинары:
Дата публикования: 2015-03-26; Прочитано: 163 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!