Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Русский государственный деятель и экономист Н.И. Тургенев издал работу «Опыт теории налогов» (1818), положившую начало русской финансовой науке. В этой работе впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны. Тургенев рассматривал налоги как историческую категорию, появление которой связано с возникновением государства, и считал налоги основным источником доходов государства.
Тургенев связывал налоги с «целью», которую ставит перед собой общество. Он выдвинул следующее определение налогов: «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств». Подчеркивая необходимость налогов, Тургенев писал, что требовать «уничтожения налогов» значило бы требовать «уничтожения самого общества», что правительство «ничего не может делать для граждан», если граждане «ничего не делают для государства» [38, с. 365].
Тургенев подчеркивал взаимозависимость финансов и «свободы». Тургенев утверждал, что налоги служат признаком истинного благосостояния народов, основанного на «законах ненарушаемых, на свободе гражданской». По мысли Тургенева, на налоги, кроме «богатства народного», оказывает влияние «образ правления государства и дух народный». Это влияние особенно «показывается в охоте или готовности народа платить налоги» [38, с. 365].
Тургенев проводил различие между правом требования податей, которое принадлежит государству, и правом их наложения, предполагающее во многих государствах согласие народных представителей. Тургенев подчеркивал, что готовность платить налоги «всего более видна в республиках; отвращение к налогам — в государствах деспотических». Таким образом, Тургенев полагал, что собирание налогов в государстве должно быть выгодным для народа, а это предполагает наличие народного благосостояния, народного представительства, незыблемых законов, гражданских свобод. Тургенев ненавидел абсолютизм и был горячим республиканцем. В лице Тургенева, как и других декабристов, идеи республиканизма были тем новым, что внесло общественное движение начала XIX в.
По вопросу о величине налогов Тургенев утверждал, что правительство должно исходить из необходимости удовлетворения «истинных потребностей государственных». Правительство должно стараться «не делать расходов, превышающих его доходы, для правительства бережливость необходима... так же, как и для частного человека». По мысли Тургенева, «главные правила экономии одинаковы и в хозяйстве частном и государственном». Вместе с тем Тургенев полагал, что государственные потребности могут вынудить правительство прибегнуть к займу. Что же касается чрезмерного выпуска бумажных денег, то Тургенев его рассматривал по сравнению с займами как «средство гораздо вреднейшее, но иногда необходимое по причине недостатка в кредите». Рассматривая главные правила взимания налогов, Тургенев исходил из предпосылки, что истинные выгоды государства отнюдь не сводятся к стремлению правительства к получению наибольшего дохода, но чтобы «доход сей был сколь возможно менее обременителен для народа». Для достижения этой цели и предназначались выдвинутые Тургеневым правила [38, с. 365-367].
Первое правило. Равное распределение налогов. Тургенев полагал, что налоги должны распределяться между всеми гражданами в «одинаковой соразмерности», что «пожертвования» гражданина на пользу общую должны соответствовать его доходу. Между тем, как отмечает Тургенев, не только отдельные граждане, но даже целые «классы народа» освобождались от налогов. «Такая несправедливость становилась тем ужаснее, что исключения были делаемые в пользу тех из граждан и тех из классов народа, кои всех более были обязаны участвовать в повинностях общественных, пользуясь важнейшими богатствами в государстве».
Из своего анализа вопроса о равном распределении налогов Тургенев делает политические выводы. Ссылаясь на французскую революцию, он утверждает, что от «неравного разделения податей между гражданами рождается ненависть одного класса к другому, отчего происходит и ненависть к самому правительству». Ратуя за отклонение тяжести налогов от «простого народа», Тургенев вместе с тем полагал, что «такое покровительство простому народу должно иметь свои пределы. Неккер требует слишком многого, говоря, что сия метода может служить хорошим средством для уменьшения неравенства имений».
Второе правило. Определенность налогов. Тургенев утверждал, что неопределенность налогов в отношении количества налога, времени платежа обрекает плательщика на зависимость от произвола сборщиков. Неопределенность налога, по мысли Тургенева, отрицательно сказывается также на процессе обращения капитала. Он писал: «...Обязанные платить, не зная ни количества налога, ни времени платежа, должны иметь всегда в готовности известную часть своего капитала, которая, находясь таким образом в бездействии, бывает отнята от обращения, через что терпит все общество». Тургенев указывал, что неопределенность налога была чрезвычайно развита в средних веках, что она была «неразлучна с существованием рабства».
Третье правило. Собирание налогов в удобнейшее время. Тургенев писал, что соблюдение этого правила «облегчает подать для платящего: он платит в то время, когда важная часть его дохода находится в руках его, и таким образом налог делается для него менее тягостным». В качестве иллюстрации, имевшей прямое отношение к России, к закрепощенному крестьянству, Тургенев приводит земледельца, вынужденного внести подать, когда его хлеб еще не продан. В таком случае земледелец или продает свой хлеб за бесценок, или занимает деньги и платит проценты.
Четвертое правило. Дешевое собирание налогов. Исходя из предпосылки, что количество «пожертвований», делаемых народом, должно равняться доходу, получаемому правительством, Тургенев считал, что правительство должно стремиться к наименьшим затратам на издержки собирания налогов. По мысли Тургенева, правило о дешевом собирании налогов нарушается: 1) когда в собирании налога участвует значительное количество чиновников, получающих жалованье, заключающее в себе существенную часть дохода от налога; 2) когда налог наносит вред народной промышленности, побуждая людей переходить от выгодных для них ремесел к невыгодным; 3) когда чрезмерные налоги возбуждают стремление к неплатежу податей, что порождает «запрещенный торг»; 4) когда с налогом соединяются частые «посещения» или обыски в домах и различные «исследования» со стороны чиновников. Тургенев приводит иллюстрации из истории финансов ряда стран, свидетельствующие о нарушении правил дешевого собирания налогов.
Кроме указанных четырех правил взимания налогов, Тургенев выдвигает еще одно «общее» правило. Для того чтобы источники государственных доходов не истощались, налог должен взиматься «с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала». При наличии определенных обстоятельств нарушение этого правила делается «необходимым», когда граждане должны «жертвовать всем на общую пользу»; «извинительным» — при «переходе собственности из одних рук в другие».
Тургенев был противником налога на заработную плату. Мотивировал он это тем, что при «успевающем» состоянии государства обложение налогом потребителя может происходить «образом, не касающимся до простого работника»; при «непеременяющемся и упадающем» состоянии государства налог на заработную плату является «тягостным для простых работников, следственно вреден и самому государству». Тургенев подвергал резкой критике «исправление работ». Личные повинности крестьян в пользу правительства или помещиков Тургенев рассматривал как «следы необразованности средних веков». По мысли Тургенева, личные повинности приносят более «убытка тому, на кого возлагаются», нежели приносят «пользы правительству или господину». Тургенев отмечал, что личные повинности заставляют работника «терять много времени для того, чтобы придти на место работы»; что личные повинности «отвлекают земледельца от главнейших его занятий».
Тургенев связывал производительную силу труда с той пользой, которую она приносит непосредственному производителю. Наличие низкой производительности труда в личных повинностях Тургенев объяснял отсутствием у земледельца личной материальной заинтересованности в результатах своего труда. Тургенев писал, что нельзя ожидать прилежания от человека, работающего, «не получая вознаграждения»; что земледелец, как и всякий другой человек, «работает охотно и прилежно только тогда, когда он работает для себя» [38, с. 368].
Следует отметить, что, рассматривая личные повинности как
налог, Тургенев доказывал, что они не соответствуют правилам
взимания налогов; первому правилу — потому что они «не равно
падают на сильного и слабого работника, на прилежного и ленивого, богатого и бедного»; второму правилу — потому что «не всегда может быть определено время и количество работы»; третьему правилу — потому что «поселянин должен производить сии работы в самое неудобное для него время»; и, наконец, в особенности четвертому правилу — потому что личные повинности причиняют гораздо более убытка работнику, нежели приносят выгоды правительству или господину [38, с. 368].
Что же касается личных повинностей в России, то в отношении к правительству Тургенев считал, что они «иногда необходимы при теперешнем положении вещей»; в отношении к «частным людям они неразлучны с крепостным состоянием крестьян». По мысли Тургенева, «правительство должно стараться по возможности уничтожать сии повинности, превращая их в плату денежную». Н.Тургенев дал глубокий анализ крепостнической природы личных повинностей, подвергая тем самым критике и разоблачая общественно-политический строй России. Анализируя «собирание налогов», Тургенев отмечал, что правительство может собирать доход от налогов посредством чиновников или системы откупов. С большой силой Тургенев разоблачал податную тяготу, на которую обрекала трудовой народ откупная система. По мысли Тургенева, «самое дурное правительство чувствует более сострадания к народу, нежели сколько можно ожидать от откупщика». Что же касается отношения народа к откупщикам, то народ, «видя роскошь откупщиков, думает, что они обогатились от угнетения бедных; в их золотых экипажах и ливреях народ узнает кровь свою». Противоположность между роскошью и бедностью рождает «ненависть к откупщикам, могущая соделаться весьма пагубною для государства». Высказывания Тургенева об откупной системе представляли собой наглядное разоблачение финансовой политики крепостнической России.
Среди налогов, служащих для «внутреннего потребления человека», особенное внимание Н.И. Тургенева привлекал соляной налог. Он писал: «Нельзя без горестного ощущения видеть бедного поселянина, у которого правительство отнимает последнюю копейку, и сие за то, что он пользуется произведением, данным природою, в величайшем изобилии, необходимым для его здоровья и жизни». И хотя это высказывание Н.И. Тургенева непосредственно относилось к Франции, оно в то же время разоблачало тяжелую долю крепостного люда в России, изнывавшего под ярмом тягостной податной системы.
Заключительная глава книги Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов» посвящена бумажным деньгам и кредиту. Н.И. Тургенев считал, что бумажные деньги будут представлять собой средства обращения, «равное в действии» металлической монете лишь при определенном условии: «Если сумма бумажных денег, находящихся в обращении, соразмерна требованию; если ассигнации равны в ценности своим чистым деньгам». Бумажные деньги превращаются в налог, «весьма неравно разделенный между гражданами», если они будут выпущены свыше «потребности обращения», если ценность бумажных денег поэтому «унизится против ценности чистых денег».
Переходя к современному ему состоянию Европы, Н.И. Тургенев утверждал, что все правительства должны уделять исключительное внимание поддержанию и сохранению государственного кредита, который не ведет народ к разорению, а сохраняет и утверждает собственность граждан. По мысли Н.И. Тургенева, для всей Европы характерно, что на смену веку бумажных денег пришел век кредита, отстаивая республиканский строй, идеализируя буржуазное народное представительство, Н.И. Тургенев связывал усовершенствование кредитной системы с усовершенствованием политического законодательства, в особенности с усовершенствованием «системы представительства народного» [38, с. 370].
Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 6511 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!