Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виды дидактических знаний



Три типа: практические, духовно-практические и теоретизированные.

Практическое знание, возникающее и функционирующее в контексте различных производственных и политических практик, отличается полной включенностью в соответствующую деятельность, слитностью с нею. В силу слабой рефлексивности этого вида знания оно накапливается, обрабатывается и распространяется как с помощью некогнитивных средств, так и в форме специализированного знания. Ученичество в сочетании с профессиональной тренировкой (результатом которой являются сенсорные и мыслительные навыки, образующие гносеологическое содержание практического характера) является необходимым институтом передачи и формирования практического опыта учителя, лидера, наставника, который должен быть лично проработан в деятельности, чтобы стать по-настоящему эффективным знанием.

К духовно-практическому типу знания, которое также возникает в непознавательном контексте, можно отнести знание об общении (фиксирующее неправовые формы общежития, бытовое, связанное с обеспечением жизнедеятельности людей), культовое, регулятивное (мифическое, религиозное, мистическое, магическое), художественное (не ограниченное собственно искусством, но объемлющее вообще креативно-образное самовыражение) знания. Их особенности составляют: синкретизм видов деятельности, формирующих знание: косвенная обусловленность его со стороны практической деятельности: способность оказывать обратное влияние на практическое знание. Духовно- практическое знание накапливает, обрабатывает и распространяет социальный и познавательный опыт, данный в контексте исключительно человеческого мира и вне непосредственного материального производства. Его объект: процесс и результаты человеческой деятель нести и общения. Знание этого типа, в отличие от практическою, уже выделяется из практики и даже противопоставляется ей. Оно отчасти представляет собой даже критику научной действительности и стремление трансформировать ее по определенным канонам или, но крайней мере, обеспечивать соблюдение уже сложившихся стандартов. Основу (или источник) воспроизводства духовно-практического знания составляет не только личное общение, но и межгрупповые социальные отношения людей. Средством трансляции этого типа знания становится не столько интуитивное доверие к личности, показывающей пример, сколько убеждение. апеллирующее к социально-психологическим стереотипам, нравственным и эстетическим чувствам. Образное описание, нормирование, целеполагание и построение идеалов - таковы основные формы (и функции) духовно-практического знания: критерием же его применимости является согласованность с системой общественных отношений.

Если практическое знание говорит о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, то духовно-практическое, отражая образ мира сквозь призму человеческих потребностей и интересов, учит тому, как относиться к этому миру, другим людям и самому себе. Поэтому едва ли не центральным в этом типе знания оказываются формулировка и демонстрация обобщенных образцов поведения и мышления, для чего избираются не абстрактно понятийные средства, но наглядно- образные - легенда. притча, культовое изображение, ритуальное действо.

Когнитивное содержание духовно-практического опыта чрезвычайно велико и многообразно. Оно наполнено человеческими надеждами и стремлениями, оценками и идеалами, поэтому нередко формулируется в качестве вопроса, проблемы, коллизии, широко использует сослагательные, сравнительные, модальные грамматические формы, как бы балансируя на грани, разделяющей миры действительного, должного и возможного. В отличие от практического знания, нацеленного на обеспечение реального практическою результата, духовно-практическая рациональность предполагает гармоничное сочетание потребностей и возможностей человека, состояния и перспектив его духовного развития.

Теоретизированное знание - третий тип - вырастает из исследовательской деятельности. Оно существует в формах идеологии, философии, теологии, науки. Если источниками практического и духовно-практического знаний является социальная и производственная практики, то в качестве источников теоретизированного знания выступают практические и духовно-практические формы знания. Влияние на наше и общественное сознание теоретизированного знания характеризуется одной важной особенностью: для него необходимы определенные "правила соответствия" для обмена содержанием с другими формами деятельности. Теоретизированная форма знания выступает как критика не практики (это функция духовно-практического знания), но самого знания и сознания; будучи результатом деятельности по исследованию объекта, оно также представляет собой осознание собственного бытия.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 521 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...