Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дидактические симуляционные игры



Под симуляцией вообще понимается представление определенного фрагмента действительности упрощенным образом, облегчающим наблюдение и оперирование им. Представлениям, о которых ведется речь, обычно придается форма рисунков, моделей, например карт, архитектурных макетов, математических моделей, а также различных игрушек и игр.

С последней из названных форм, с игрушкой или игрой, мы сталкиваемся тогда, когда имеем дело не просто со статической моделью определенного фрагмента действительности, например с куклой, а с динамичным использованием этой модели в определенной ситуации, примером чему могут служить хотя бы действия девочки, укладывающей куклу спать.

Отсюда следует, что не каждая симуляция принимает форму развлечения или игры и не каждая игра обладает симулятивными свойствами. Свидетельством тому могут быть шахматы, представляющие собой так называемую чистую игру, в которой действует собственная внутренняя логика.

Таким образом, симулятивная игра характеризуется тем, что она: 1) непосредственно связана с действительностью, например направлена на детальное изучение исторических фактов, профессиональных действий и т. п.; 2) требует активности со стороны участников, определяя область их инициативы более широко — случай создания так называемых открытых ролей (например, роли директора фабрики), или более узко — случай театральных произведений, в которых фигурируют так называемые замкнутые роли; 3) обладает монолитной структурой, т. е. подчиняется точно определенным правилам [см.: Mauriras-Bousquet М.].

Понимаемые таким образом симулятивные игры порой требуют от их участников умения пользоваться сложными устройствами, как, например, в случае установления оптимальной формы корпуса судна, предназначенного для транспортировки жидкого топлива, однако умения такого рода нужны не всегда.

В процессе обучения симулятивные игры известны давно, но область их применения долгое время оставалась сравнительно узкой. Симулятивные игры использовались главным образом при обучении штабных офицеров, градостроителей, конструкторов самолетов и судов и т. д., т. е. специалистов очень высокой квалификации. В среднем образовании симуляционными играми в широком масштабе начали пользоваться только в 60-х годах нашего столетия, причем первоначально наибольшее внимание им уделялось в США [см.: Boocock Е. etc.], а затем в Великобритании, во Франции, в Канаде.

Школьная практика и результаты проведенных экспериментов показали, что симулятивные игры могут сыграть в обучении положительную роль только тогда, когда они трактуются как фактор, обогащающий широкий арсенал «традиционных» методов, а не как их заменитель. Это объясняется тем, что в эпоху односторонне направленного потока информации (от самых разнообразных источников, таких, как газета, радио, телевидение и т. п.) к адресату симулятивные игры предоставляют дополнительную возможность для формирования замкнутых информационных систем, т. е. систем с обратными связями. Симулятивные игры оказались особенно пригодными прежде всего для предметов гуманитарного цикла: благодаря этим играм ученики не только запоминают сухие факты, например исторические или экономические, но и узнают условия, при которых эти факты наблюдались или наблюдаются, а также закономерности, которые их обусловливают. Таким путем приобретаются прочные и оперативные знания, закрепленные личным переживанием, сравнением со знаниями товарищей.

Аналогичным образом служит выработке у учащихся умения проводить всесторонний анализ рассматриваемых проблем и ситуационный метод. Этот метод применяется в случаях так называемых сложных ситуаций; он позволяет принимать соответствующие решения и определять предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений. От симулятивного метода он отличается тем, что относится обычно к ситуациям фиктивным, хотя и правдоподобным. Именно поэтому предложенные здесь учащимися решения не имеют системы соотнесения, в качестве которой в симулятивном методе выступали действительные факты. Таким образом, симулятивный метод имеет прежде всего характер ретроспективный и подлинный, а ситуационный — перспективный и фиктивный.

Метод инсценизации может принимать разнообразные формы, например форму предварительно подготовленного или импровизированного диалога или дискуссии на определенную тему, форму воспроизведения событий, которые когда-то действительно имели место, или даже не происходили никогда. От симулятивного и ситуационного этот метод отличается тем, что им можно охватить одновременно сравнительно большие группы учащихся, а также тем, что им можно пользоваться в целях не только интеллектуального, но и эмоционального воспитания.

Что же касается метода генерации идей, то он сводится к тому, чтобы побудить учащихся к выдвижению смелых идей, к формулировке гипотез, приходящих в голову в соответствии с принципом: «первая мысль — самая лучшая», словом, к решению проблем, основанному на интуиции и воображении.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 779 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...