Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия эпохи Возрождения. «Ренессанс» или «Возрождение» — важный этап в истории философии



«Ренессанс» или «Возрождение» — важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в- Италии) занимает период с XIV по XVI в.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которой начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Святого Писания признаются «на равных» авторитеты античных мудрецов. Вместе с тем происходит и возрождение «истинной» христианской духовности. Идет переосмысление христианской традиции, появляются ревнители христианства, такие как монах Савонарола во Флоренции, резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к первоначальному «апостольскому» варианту христианства.

Поэтому говорить, что этап Возрождения связан только с античным наследием, неверно, духовного и христианского в нем тоже было много. Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек в центре исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек — природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии — отделение религии от науки, затем от политики и морали. Теперь проблемы государства, морали, науки не рассматриваются сквозь призму теологии. Эти области бытия признаются самостоятельными (вне религии), существующими, имеющими свои законы. Сказанное вовсе не означает, что проблемы религии, Бога, спасения души забыты. Просто они не в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг единственных, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).

Мыслителям Ренессанса присущи нежелание анализировать понятия, различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они хотят осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях).

Большинство из них опираются на опыт и разум, но не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На основе рационального знания создаются и первые, рисующие идеальное государство утопии, — «Утопия» Томаса Мора, «Город солнца» Кампанеллы и др.

Рассмотрим на конкретных примерах философских учений эпохи Ренессанса, как были реализованы вышеизложенные тенденции.

Николай Кузанский (Н. Кребс) (1401-1464). Этот выдающийся деятель католической церкви, кардинал и легат Германии, был интересным философом. В своих работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» Н. Кузанский выступал в пользу изучения естественных наук, рационального знания и невмешательства теологии в эту сферу деятельности человека. Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противоположности. Человека Н. Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем Бог присутствует во всем, прежде всего в природе. Бог — это центр Вселенной и ее предел, он — целое, а Вселенная — часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог «разворачивает» его по мере своего воплощения в мир. Истина всегда процесс (а не догма), процесс движения познания к Богу.

Никколо Макиавелли (1469—1527) был высокопоставленным должностным лицом в республике Флоренции. В своей работе «Государь» Макиавелли высказал идеи о государстве и политике.

Государство имеет своим материалом человека. А обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность, склонность к переменам и т. д.

«Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы», — пишет Макиавелли. Этот «человек толпы» и определяет действия государства. Опора власти — сила; другая опора — умело создаваемый «культ личности» государя; третья опора — сильный бюрократический аппарат, и т. д. Но в любом случае государство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений. Главный факт в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять. Абсолютного властителя легко заменить на другого такого же. (Скажем, парламент заменить куда сложнее.) Другой факт в том, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, так как интересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего. Религия и мораль, по Макиавелли, — это инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали людей не может. Оно погибает. Политическая жизнь и решения в политике должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов. Макиавелли при этом не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство) — вполне допустимо в политике.

Мишель де Монтень (1533—1592). Монтень был мэром г. Бордо во Франции, довольно состоятельным дворянином, другом короля Генриха IV. В своей единственной большой работе «Опыты» Монтень выделяет в качестве основной проблемы человека (его мораль, познание, место в мире, проблему смерти и достойной жизни, и т. д.).

Монтень часто прибегает к авторитету античных мыслителей, свободно их цитирует (более трех тысяч раз), но характер ссылок говорит, что слепого преклонения Монтень не испытывает ни перед античными мудрецами, ни перед современными. Главный авторитет — разум человека. Все, что относится к природе, — дело разума, все, что относится к религии, — дело веры. Монтень — за строгое разграничение веры и разума.

Разум, впрочем, не всемогущ. Он вполне может заблуждаться. Отсюда лозунг Монтеня: «Что я знаю?» Сомнение — двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает их развитию. Мы должны считать знание процессом, а не догмой. Наши знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Поскольку человек — природное существо и подчинен законам природы, то он — часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на Земле и с природой. Отсюда и понимание свободы человека как действия согласно природе и ее законам. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. В чем же добродетель? Как прожить жизнь достойно? Добродетель не в аскетическом бегстве от мира. Напротив, надо жить по законам природы, стремиться к счастью, покою и комфорту тела. Жизнь включает и страдания. Надо уметь их принимать. Смерть неизбежна. Бессмертие души проблематично. Поэтому, ради возможности бессмертия души, нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 492 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...