Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философская мысль средневековья



В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику разных направлений это можно увидеть. Средневековое мышление по сути своей теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог. Бог-творец дарит вещам бытие. Только в Боге бытие и сущность совпадают. Философия средневековья разворачивается как размышления в области богословия и в основном подчинена истолкованию божественного начала. Философия выступает, по сути, служанкой богословия.

Вся средневековая философия делится на период патристики и период схоластики. Фактором, отделяющим патристику от свободного философского исследования, каким его знала античная философия, становится идея откровения. Исходящее от Бога знание рассматривается как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Противопоставление веры и разума еще не характерно для патристики, стремившейся истолковать философию как разъяснение Библии, а Библию — как подтверждение текстов Платона и Аристотеля. Онтология построена вокруг идеи Бога как абсолютного бытия.

Характеризуя первый этап средневековой философии, необходимо особо остановиться на фигуре Августина Блаженного, который первым заговорил о субъективном моменте человеческого выбора и внутреннем психологическом измерении души. В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности — субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность. Таким образом, теологические идеи оказались подчинены у Августина идее личности и ее индивидуального восхождения к Богу. Его формула «Верую, чтобы понимать» открывает дорогу средневековому рационализму.

Схоластика — новый период в средневековой философии. Это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в философии лишь средство для решения своих проблем, для интерпретации текстов Священного писания.

Со временем философия обретает собственное поле деятельности. Им становится исследование природного и человеческого мира в его отношении к Богу, проблема универсалий (общих понятий), «доказательств» бытия Бога, соотношение веры и разума. Проблема универсалий — это по существу проблема соотношения общего и отдельного, единого и многого, которая изучается всякой философской системой. Но для христианской теологии эта проблема имела особое значение в связи с догматом о триединстве Бога. Нужно было доказать, что единый Бог существует в трех ипостасях. Все же «доказательства» бытия Бога сводились к одному: наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, высшим смыслом и целью всего сущего является Бог.

Основные решения проблемы соотношения веры и разума в средневековой философии выглядели так: «Верую, потому что абсурдно» (Тертуллиан), «Верую и понимаю» (Ансельм Кентерберийский), «Познать в свете разума то, что уже принято верой» (Августин), «Гармония между верой и разумом при приоритете веры» (Фома Аквинский). Каждая из этих позиций претендовала на наиболее полное выражение смысла религиозной веры, которую стремились рационалистически обосновать.

В целом схоластике присуща логика одностороннего анализа, логика всевозможных классификаций и выведения бесконечных следствий из одних и тех же положений.

Теоцентризм средневековой мысли сузил границы познания человека. Теология утверждала: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Личность рассматривается не в ее собственном человеческом существе, а в том, как она отражает свою потустороннюю предназначенность. Даже Августин, открывая «внутреннего человека», целиком обращает его к надкосмическому творцу. Глубины души такого человека доступны только Богу.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...