Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фил истории:формацион и цивилизацион подходы



В современной философии истории обсуждаются два основных подхода

Истина, как всегда,«находится посередине»,и реалистичнее в этом вопросе придерживаться более интегральной концепции истории,своего рода «исторического моноплюрализма»,в кот.можно было бы выделять разные уровни исторического процесса, так что на более нижележащих уровнях истории мог бы в большей мере проявлять себя цивилизационный подход,а на более высоких уровнях глобальной истории вступали бы в силу определения формационного подхода.Подобный подход следует координировать с пониманием истории как эволюции коллективного субъекта человечества,в котором может выделяться множество подсубъектов («цивилизаций», «культур», «этносов»),относительно независимых друг от друга на своем уровне развития.В идеале история должна представлять собой постоянный рост исторического пространства, но в реальности такой рост оказывается осложеннным разного рода искажающими факторами,превращающими развитие в эволюцию. Поэтому в истории может наблюдаться не только прогресс тех или иных параметров исторического пространства(нравственность, развитие техники и т.д.),но и их задержки и инволюция(регресс).Следует помнить об антиномической природе эволюции,кот.является отклонением от малого развития (развития-1),но на глубинном уровне бытия выражает более подлинные и невыразимые образы развития (развитие-2).Разрушая более поверхностные версии смысла, история может порождать в себе глубины подлинного смысла, которые могут быть во многом непостижимыми для человеческого разума.

48).Человек в истории:личность и массы. Масса-это особый вид историч.общности людей.Человеч.коллектив превращается в массу,если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности.Основн.чертами массы явл: неоднородность,стихийность,внушаемость,изменчивость,кот.служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы. Поэтому личность чел-ка, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны. Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.

Чел-к в истор:свобода и необходим. История не знает условных наклонений,но это подход с описат.характером,где только факты.Но когда в науке возник.законы,понимание подним.выше голых фактов,наука может прим.законы к др.фактам и отв.на вопр.что было бы в этом случае.Н-р,может смен.одна система полярностей другой.На уровне тематич.инвариант истории сущ-ет более необход.ситуация их динамики,но на уровне более конкр.реализаций историч.тем возможны разного рода вариации,определ.доля свободы,условного наклонения.Кроме тематич.инвариант,в истории может присутств.разная плотность историч.времени.Н-р,одни моменты историч.времени бедны событиями,время в них разрежено,историч.разбавлено,др.моменты истории могут быть жгуче насыщены историч.событиями,в них могут спресовыв.целые эпохи.Историч.время имеет свое разбиение на более и менее крупн.временные целостности,кот.выражают господство соответств.системы полярностей.Здесь может быть разн.плотность историч.моментов времени,когда мен.более или менее крупн.историч.целостности.В моменты особенно крупных смен,когда меняются историч.эпохи,возникают«узловые точки» истории,в кот.сходятся огромн.историч. инварианты,и малые флуктуации (конкр.люди,события)в эти моменты могут коренным образом менять конкр.реализации таких инвариант,глобально влияя на ход истории.

49).Проблема прогресса в истории. Есть ли прогресс в истории? Критерий прогресса-время,но есть еще и др.Разн.теории прогресса предл.различ.критерии прогресса.Н-р, технологич.теории:критерий П. связан с уровнем развит.техники и технологий.Проблема П. оказывается далеко не простой:1) приним.лишь возможность П.и зависимость его от совокупн.человеч.усилий,кот.как способны состояться в истории,так и нет,П.-лишь один из шансов истории,предоставл.человечеству2)т.к.критерий П.не обеспеч.автоматич.в истории и вынужден формулироваться конечн.человеч.разумом,кот.всегда ограничен и может ошибаться,то нужно использ.принципы научн.методологии в формулировке идеи прогресса, всегда рассматривая критерий П. как лишь гипотезу,не явл.абсолютной,принимаемая пока не возникнет контрпримеров.
В таком виде мы можем говорить о критерии П как о гипотезе прогресса, которая может приниматься до тех пор, пока для нее самой жизнью не возникнет контрпримеров.В «институте прогресса» будут взаимод.технологии историч.экспертизы(научн.методология)и человеч.фактор.Но как стать прогрессивным?это выход.за границы человеч.компетенции,есть что-то более глуб.Одни критер.могут замен.на др.по мере развит.человеч.разума и расшир.сферы нашего опыта.Вот почему важно не абсолютиз.ни один из критериев.Н-р,критер.П.-удовольств,но если ребенок болен,вынуждены делать укол,причин.неудов,чтобы сохр.его жизнь.Так одни критерии П.могут уступать другим по объему своей инвариантности.

50Познание.Соотнош.знания и мнения. Гносеология-флософ.теория познания,проблема истины и ее критериев.Мнение-это точки зрения разных людей на какую-то проблему.Кажд.мнение-очень условным,зависящ.от условий жизни чел-ка,кот.его высказывает,от его привычек,его образования.След. мнение малоинвариантное состояние,в кот.ограниченность.Трудно добиться согласия,кажд.отстаив.свою точку зрения,глух к аргументам противополож.стороны,но кадж.мнение улавлив.правильн момент.Мнения-мал.осколки истины и нужно сложить их,чтобы получить подлинное знание.Нужно совершить акт синтеза этих мнений в нек.более глуб.единство,кот. способно учесть в себе каждое мнение,предложить нечто большее,что выходит за границы кажд.мнения,резуль-том будет инвариантное состояние,способное каждое мнение выразить как свой частный случай (факт),а остающееся неизменным в переходах между разн.мнениями,такое состоян-знание.Движение от мнения к знанию-движение ко все большей инвариантности и симметрии.

Соотнош.знания и веры в познании. Вера -некритич.принятия некот.инф-ии.Н-р,чел-к может верить в сущ-ие черных дыр.Что это значит-проверить? Н-р,верим,что есть некот.город,в кот.мы никогда не были,но можем поехать туда и проверить,есть ли он на самом деле,воспримет своими орган.чувств.Но чувства могут обман.чел-ка-галлюцинац,во сне может присниться,что видим снег,а на самом деле лето.Такие разн.проверки наз.в гносеолог.- процедурами обоснования (нр,наблюд,измерение,эксперимент,индукция,дедукция)Во всех процедурах обоснования есть основания,опираясь на кот.происход.обоснование и есть то что обосновывается-репрезентат.И есть некот.специфич.акт обоснования,благодаря кот.некот.состояние уверенности переносится с оснований на репрезентат.Н-р,дедуктивн.вывод:«Все люди смертные»и«Сократ-человек»(посылки),«Сократ смертный»(заключение)Уверенность-форма веры,разные процедуры проверки-это системы переноса веры.След.знание не может без веры.Хотя знание использ.разные процедуры обоснования,но они сами предполаг.перенос веры,и без веры в основания не работают. Знание-это организованная вера,текущая по трубкам процедур обоснования.Всегда есть и знание, и вера.В ерознание -третьем состоянии,сплавляющем воедино оба полюса,если усилить полюс знания,использ.разные процедуры обоснования-это путь науки или усилить момент веры,ослабляя разные проверки-это путь религии. Но одна только вера может завести чел-ка на неправильн.путь.Хорошо, если веришь в истину.А если веришь во что-то ложное?Так что прежде чем верить во что-то,хорошо его проверить.-замкнутый круг-с одн.стор,чтобы верить,нужно знать,но,с др,чтобы знать, нужно верить(в форме доверия к разным основаниям в процедурах обоснования).Как здесь быть?-сетевые процедуры обоснования.Допустим,у нас есть две процедуры обоснования(индукция и дедукция)Индукция-обобщение фактов (синтез),от частных фактов к общему закону.Дедукция-от общего к частному,из некотор.универс.законов выводим частные следствия.Основания индукции(факты)-репрезентаты дедукции,основания дедукции (законы)-репрезентаты индукции.Т.е. сопряженные процедуры,у кот. перевернуты основания и репрезентаты.В этом случае такие процедуры могут все лучше координировать между собой основания и репрезентаты,попеременно то опираясь на них,то проверяя.След.фрагмент знания может быть то в состоянии оснований,то-репрезентат,оказываясь во всей своей полноте ни чистым знанием без веры,ни чистой верой без знания,но единым верознанием.

51).Понимание и его виды:объяснение и интерпретация. Важн.категория познания-катег.понимания.Мы можем понимать нечто,затем отрефлектировать.В этом случ.Я-понимание (понимание от первого лица)перейдет в неЯ-понимание,будет сделано объектом понимания.Благодаря своим объектным и субъектным состояниям,понимание может понимать само себя.Субъект-понимание будет понимать объект-понимание.Но есть мера не только различия,но и общности,кот.мы можем отследить,т.к.само наше Я явл.инвариантом рефлексии и эмпатии,имея возможность продолжать быть собою и в рефлексии,и в эмпатии как неЯ и как Я.Такое инвариантное Я можно наз. метаЯ. Использ.метаЯ, мы понимаем сами себя и осознаем себя в любых состояниях сознания.Категория пониманияпредпол.категорию смысла. Понять нечто -что осмыслить его,постичь его смысл.Как и вещей, смыслов много(смысл дерева,смысл поступка,смысл жизни)Сущ-ет целое пространство смыслов- всесмысл. Т.е.понять нечто,значит,возвести его смысл ко всесмыслу,пережить во всесмысле место дан.смысла,его топос. Понимание-вид первичн.переживания,подобного ощущению цвета,чувству боли,кот.невозможно полностью свести к чему-то иному.Так и со смыслом:нельзя передать др.чел-ку некот.смысл,если только у него уже нет предварит.чувства этого смысла.Это понимание как смысло-чувство,первичное и неразложимое ни на что иное.Обладание таким чувством есть признак наличия разума,т.к.разум-орган восприятия в пространстве всесмысла.Смыслы связаны с идеями,идеи-и есть смыслы бытия.Смыслы-индивидуализ.идеи,кот.содержат в себе идею и ее представление в индивид.внутр.мире субъекта.П онять нечто-пережить его место в составе бытия. Это место-«умное место»,кот.выражает онтологич.кодировку дан.сущности в системе бытия.Кодир.бытия,н-р,в разных законах:понять нечто-подвести его под некоторый закон-идея инвариантности.Инвар.могут быть меньше или больше,в связи с чем различ.уровни понимания.Но любое понимание в конечн.итоге отсылает нас в нашем чувстве к пространству всесмысла и переживанию смыслового места(топоса)т.е. к высшим инвариантам бытия.Возможны не только разные уровни,но и одноуровневые виды инвариант понимания.Н-р,в естеств.науках такие инварианты-законы физики (инварианты внешнего мира),в гуманитарн.науках понимание отсылает к более субъектным инвариантам,кот.существенным образом определены во внутр.мирах субъектов.Более субъектное значение- интерпретация,кот.использ.разные субъектн.инварианты.Н-р,при интерпретации текста некот.романа мы вынуждены придавать смысл не только вн.событиям,но и чувствам,мыслям и различных героев.Так в основе любых:естественнонаучн,гуманитарн.видов понимания лежат единые механизмы возведения частного к универсальному,и чем более глубоко понимание,тем к более универсальным основаниям возводятся здесь частности.

52).Истина,ее виды и критерии. Есть два осн.представления об истине-трансцендентное и имманетное.В качестве трансцендентной истина-кантовская вещь в себе,т.е.такая вещь,кот.по определению не может быть познана и лежит где-то вне нашего сознания,куда наше сознание никогда не в состоянии проникнуть.С одн.стор,вещь в себе-то,что невозможно помыслить.С др.стор,тем самым мы их мыслим.Противоречие вещи в себе:1) Относит.вещь в себе:если мы зафиксируем некот.ограниченную область сознания,то по отношению к ней можно образовать относит.вещи в себе,кот.будут выходить вовне этой области.2) Динамическая вещь в себе:можно строить бесконечную последовательность все более широких огранич.областей сознания,по отношению к каждой из кот.строится своя относит.вещь в себе,выходящая вовне для своей области,но попадающая внутрь следу.более обширной области.В этом случае вещь в себе проявл.динамически-как бесконечная становящаяся последовательность относит.вещей в себе.3) Противоречивая вещь в себе:когда мы попытаемся сформулировать понятие вещи в себе в отношении ко всему сознанию,получим формально-логическое противоречие,поскольку такая вещь в себе должна будет выйти за границы всего сознания,но,с др.стороны,опять будет мыслиться сознанием.Без противоречий можем иметь дело только с относит.и динамич.вещами в себе,кот.явл.вещами для нас.Должны исключ.из теории познания противоречивые вещи в себе, мы исключ.формально-логические противоречия. Итак, понятие трансцендентной истины противоречиво и должно быть исключено из научн.гносеологии.То, что остается назв. истиной имманентной. Имманентная истина огранич.наше познание только непротивореч.сущностями, в том числе включая в себя относит.и динамич.вещи в себе. Сферу непротиворечивой научной гносеологии, из которой исключены противоречивые вещи в себе, но оставлены относит.и динамич.вещи в себе,назовем областью имманентности. Это сфера всего потенциально выразимого и познаваемого нашим сознанием.Область имманентности-это не только наше сознание,а все то,что открыто для него.Вся научная гносеология строится как теория имманентной истины.Коль скоро сознание и реальность соотносимы в области имманентности, то возможны разного рода отношения и взаимодействия между ними,позволяющие двигаться в направлении все большей их взаимоадекватности.Так возникает возможность разного рода критериев имманетной истины.

53).Рациональн.и эмпирич.познание. Рацион.познание-осн.источником разум,эмпирич-чувства.Разум восприним.идеи,воспроизводя их в индивид.внут.мире субъекта как пространство всесмысла и разные его смысловые места.Мышление,спос-ть логич,кот.строит разные логич.теории,в основ.аксиомы.Разум соединен с миром и выходит за границы индвид.сознания,сообщение с бытием в области мира идей,а не физич.реальности вн.мира.Разум может улавливать бесконечное.С др.стороны(эмпирич.),источ.познания явл.гносеологич.чувства,кот.у чел-ка представлены пятью вн.органами чувств,дают инф-цию о вн.физич.мире.Чувства всегда ограничены конеч.масштабами – конечн.областями пространства,времени и конечн.числом объектов.«Рациональное»-нечто,сводимое к иному,что можно представить как место в системе отношений,в некот.структуре. Способность разума связана с этим принципом.В пределе разум стремится все свести к позиции любого начала в рамках абсолют.инварианты,т.е.к числу.Смысло-место-чистое бытие,так что все бытие представится как единая мировая шкала чисел,на кот.кажд.начало получит свое число.Таков предел рациональности.Под «иррациональным»-непосредственное, ни к чему иному не сводимое переживание данности.Н-р,есть простое и очевидное переживание боли.Все, с этим больше ничего не сделаешь.Когда определенность дается в таком крайнем самобытии,тогда она выражается иррационально,в пределе своей самоданности.Таков предел иррациональности.Имманентное бытие построено на единстве иррац.и рацион.начал,что обеспечивает еще более высокую инвариантность такого бытия,которое не перестает быть в движении от рационального к иррациональному и обратно.

.Разум, чувства и интуиция в познании. 3 осн.формы познания – интуиция, разум и чувство (чувство в виду гносеологич.чувства – ощущение, восприятие и представление). Интуиция дает целостное, но недифференцированное представление объекта в нашем сознании(врач может интуитивно чувст., как нужно прав.поступить в случае того или иного конкретн.больного).Часто интуицию трудно выраз., но с ее помощью можно опознать правильное (как в фотороботе можно опознать лицо). Разум и чувство дифференцир-но выражают объект познания, но теряют в его целостном постижении. Разум выделяет в объекте универсальное без частного, а чувство – частное без универсального. В итоге объект распадается на целое без частей (интуиция) и части без целого (разум и чувство), кот.могут быть либо общими частями (разум), либо частными (чувство). Познание с этой точки зрения стартует с подобного разорванного представления объекта и должно все более координировать и подгонять др. к др. эти крайности, используя сетевые процедуры обоснования, пытаясь в конечном итоге достичь наиболее полного представления объекта в сознании, в котором целое соединено с частями, и общее согласовано с частным. Такой объект окажется выражением высокой инвариантности, которая будет воспроизводить себя в переходах между целым и частями, общим и частным. Познание оказывается сопряжением интуиции, разума и чувства в построении наиболее инвариантного образа объекта.

54).Структура науч познания,его методы и формы. Основные элементы науч.познания:-факты твердо установленные и подтвержденные в ходе наблюдений экспериментов и проверок, будучи зафиксированы принятыми в науке способами но превращаются в научный факт. Они составляют эмпирический базис науки, здесь исследователь имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами, применяются методы наблюдения описания, измерения, эксперимента;

-закономерности, обобщающие группы фактов – существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи явлений, выявляются путем абстрагирования, выведения в обобщенном виде признаков являющихся общим для многих вещей одного класса, но не как простая одинаковость, а как сущностная связь многих предметов, превращающая их в аспекты единой системы. Для этого требуются понятия, которые создаются заново или заимствуются из смежных отраслей знания. В науках которые принято называть описательными, н-р в геологии эмпирические обобщения исследование завершают, теория в этих науках представляет собой эмпирическое обобщение, построенное на чрезвычайно обширном материале;-теории представляющие собой системы закономерностей и описывающие некий фрагмент реальности в теории происходит перестройка эмпирического материала на основе некоторых исходных принципов, на теоретическом уровне объектом исследования являются идеализированные объекты (теоретические абстракции, математические модели и т. д., поэтому применяются аксиоматический метод, системный и структурно-функциональный анализ, математическое моделирование; Теория рассматривается как высшая форма организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо реальности. -научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности в целом, в теории допускающие взаимное согласование сведены в некое системное единство.

55).Науч революц и смена типов рационал. Появление аномалий.Факты,с которыми имеет дело научная теория,три группы:которые она объясняет;не объясняет;противоречащие теории. По мере развития теории количество объясняемых ею фактов увеличивается. Никогда теория не согласуется со всеми фактами в своей области.Расхождение теории с некоторыми фактами обычно рассматривается как свидетельство недостаточной развитости теории.История науки показывает,что хорошая научная теория может длительное время развиваться,постепенно перерабатывая факты в подтверждающие примеры(небесная механика Ньютона,генетика и т.п).Разработка теории приводит к уточнению ее понятий и утверждений.При точной формулировке старый факт может вступить в противоречие с теорией.Чем более развита теория, тем более резким и вызывающим кажется ее расхождение с фактами.Часть таких расхождений устраняется с помощью вспомогательных для данного случая гипотез,присоединение кот.к теории приводит к ее усложнению и к потере логических связей между отдельными ее частями.(Геоцентрическая система Птолемея предсказывала изменение положений звезд и планет.Носохранялись расхождения между ее предсказаниями и наблюдениями.Развитие сис-мы устраняло эти расхождения,но повышение точности наблюдений вновь их обнаруживало.В итоге сис.стала громоздкой,что астрономы засомневались в ее способности справиться с этими расхождениями и в ее истинности)Факт,кот.не согласуется с теорией и кот.теории не удается объяснить называют аномальным фактом, или аномалией. Господство теории в некоторой научной области никогда не бывает абсолютным,всегда существуют альтернативы=>теоретическая значимость аномалий=>расхождение с теорией не является случайным и не может быть устранено в ходе дальнейшего развития теории=>свидетельство фундаментальной порочности господствующей теории.Кризис.Накопление аномальных фактов приводит господствующую теорию к кризису.Кризис-период в развитии научной области,когда вера ученых в господствующую теорию подорвана,когда происходит быстрый рост числа аномальных фактов и ученые начинают искать объяснения этим фактам вне рамок признанной теории.В период кризиса ученые начинают модифицировать господствующую теорию, для того чтобы как-то справиться с аномальными фактами. Разработка альтернативных гипотез=>возрастает количество фактов, не согласующихся с принятой теорией. Сторонников старой теории становится все меньше.Большое распространение в период кризиса получает анализ оснований существующей теории=>обращаются к философии и истории науки.Ценность научных результатов подвергается сомнению.Победа одной из альтернативных гипотез,кот.объясняет некоторые важные факты и открывает перспективу для дальнейших научных исследований, Кризис заканчивается.Научная революция-смена фундаментальных теорий,переход ученых от старой теории к принципиально новой. Примерами н.р.явл.:переход от физики Аристотеля к физике Галилея и Ньютона; от классической физики к квантовой теории и т.п.Новая теория приносит новый взгляд на мир.Она видит новые факты(проблемы,методы) и пересматривает или отбрасывает старые.

Однако новая теория никогда не отбрасывает старую теорию целиком,многие достижения последней сохраняются и после научной революции(наблюдения Тихо де Браге помогли Кеплеру открыть законы движения планет, хотя Тихо не был коперниканцем).Наиболее ярко преемственность научных теорий проявляется в области техники.Техника продолжает функционировать и при новой теории. Она является материальным воплощением знаний, полученных старой теорией.Развитие техники и общественного производства является непрерывным=>непрерывно развитие научного знания ко все более глубокому и полному описанию окружающего нас мира.

56).Фил.и мед-на. У кажд науки есть своя фил. Со сменой фил измен во многом и частное науч знание.Это относ и к медицине.Особенно хорошо зависимость мед-ны от фил видна на примере различий запад и восточ мед-ны.Глав различ этих мед традиций-это их фил основания.Запад мед-на принимает фил материализма,откуда вытекает,что чел-это только его физич тело.Сл-но,все основе причины и механизмы заболеваний также имеют чисто материал природу.Сл-но,только материальным должно быть и лечение(хирургия,фармакотерапия).Восточ медицина принимает во многом фил идеализма,полаг,что у чел множ-во тел,и физич тело представ из себя лишь самое"плотное"из этих тел.Все остальные"тонкие"тела выходят за границы материально-физич мира и явл глав для активности человека.Именно в этих"тонких"телах лежат основ причины и механизмы всех заболеваний,и они лишь позднее прояв себя на ур-не физич тела в форме тех или иных физич недугов.Отсюда вытекает,что лечение болезни,ставящее перед собою цель воздействовать в перв очередь на первопричины болезни,должно быть лечением над-физическим,оперирующим с тем,что сегодня получ название "энергоинформация"(иглоукалывание,гомеопатия).Так медицина оказывается глубоко зависящим от фил предпосылок знанием.

57).Фил-этич.проблемы в мед-не. Современный культурный и научно-технический прогресс, сверхдинамичное развитие медицинской науки и практики, биотехнологии в мировом здравоохранении =>поставило перед фил мыслью новые морально-этические вопросы. важно-философское осмысление нравственных оснований вступления ученых и врачей на нетрадиц. участки мед.науки и практики.Генезис морально-этических взглядов в естествознании и медицине нач. очень давно(за 4 тысячелет.до н.э)-высоко ценилась морально-этическая сторона воздействия на больного.Среди заповедей др.медицины-призыв велик.греч. врача Гиппократа «не навреди», обращ. ко всем медикам. развитие медицинского искусства находится в прямой зависимости от образованности и воспитанности людей, уровня общей культуры народа, нравств. принципов справедливости в обществе. справедливость -«никому не вредить и приносить пользу»(Цицерон).Упадок греч. и римс.философско-этической культуры àпериод застоя и в мед.теории и практике. морально-этические аспекты медицины практ-ки во всех велик. философ. системах прошлого хар-ся 2 особенностями: доктринальностью и назидательностью. Доктринальность любой этики озн, что последняя является составной частью общей философско-моральной системы(учения Гиппократа и Галена-этико-философская направленность воззрений)à целостная программа нравственного поведения врача.19 в врач В.В.Вересаев: «Как это ни печально,но у нашей науки до сих пор нет этики.Необходима этика в широком фил. смысле.Узкие вопросы врачебной практики должны решаться именно с фил точки зрения, и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать наст мед.этику».Сегодня моральные требования в мед.среде радикально изменились. Причина- новые медицинские технологии – ген.инженерия, трансплантология, искусств.оплодотворение и др. Немало острейших философско-этических проблем порождают современные биомедицинские эксперименты, провод. на животных, клонирование. Эти технологии оперед.развитие традиц.морали и научной этики-->мировая общественность вынуждает вырабатывать новые этические принципы и критерии нравственных оценок в мед. и науке, создав.нов. моральные контрольные структуры, действие кот.должно быть направлено на объяснения безопасности для каждого члена общества новых технологий.

58).Холизм в биологии и мед-не. Слово «холизм» происходит от греч«holos» (целое),это направление в биологии всегда подчеркивало принципиальное отличие живых организмов от неживых тел.Представители холизма (холисты) считают, что в живом есть некоторое особое качество, которое отсутствует в неживой природе и принципиально отличает живое от неживого. Поэтому, например, в биологии не до конца применимы законы физики и химии, нужны новые, чисто биологические законы, чтобы объяснить поведение живых организмов.

.Редукцион в биологии и мед-не. Слово «редукционизм» происходит от лат«reductio» - «упрощение», сведение сложного к простому. Представители редукционизма (редукционисты) считают,что никаких принципиальных различий между живым и неживым нет, различие здесь только количественное-живые организмы представляют из себя очень сложные физико-химические системы. Поэтому возможна биология как наука,но законы биологии – это законы физики и химии, лишь проявляющие себя в специфических условиях.Таким образом, для редукционистов биология – одна из прикладных физико-химических наук.

.Основ виды холизма. 2 наиб.важных направления:1)иррацион.холизм считал, что особое качество жизни непознаваемо, и мы можем только утверждать, что оно есть, но каково оно и каковы его свойства, познать невозможно. Это направление холизма отриц.возможность биологии как науки и превращало биологию в мистику.2) Рацион.холизм, допуская принципиальное отличие живого от неживого, тем не менее полагает, что возможно рациональное, научное познание этого отличия и построение биологии как научной дисциплины.

.Основ виды редукционизма. Выдел.два направления- сильный и слабый редукционизм Сильный редукционизм полностью отрицает особенности живых организмов даже как физико-химических систем, считая, что для объяснения феномена жизни достаточно классических разделов физики, например, механики.Что же касается слабого редукционизма,то это направление в той или иной степени признает необходимость создания новой неклассич.физики для объяснения феномена жизни, хотя в любом случае это видоизменение не настолько велико, чтобы вообще выйти за границы физики.

Тенденц конвергенции(сближения)холизма и редукциониз в истории биомедицины. Позиции слаб.редукционизма-готовность представителей этого направления расширить само понимание физики,если на основе старых законов физики невозможно будет описать те процессы,кот.происходят в жив.организмах.Позиция слаб.редукционизма-как позиция рацион.холизма,спор между ними будет больше касаться терминов.Если для того,чтобы объяснить процессы в живой природе слабые редукционисты готовы изменить саму физику, то кто в этом случае может дать гарантию, что одно из таких изменений наконец не сможет удовлетворить и рац.холистов?Различие будет состоять лишь в том,что слаб.редукционисты будут продолжать называть физикой не старую,а новую физику,а рацион.холисты будут настаивать, что физикой следует называть только старую физику,в то время как то изменение,кот.слаб.редукционисты наз.новой физикой, выходит уже за рамки физики вообще. Таким образом, по существу различие между этими направлениями исчезнет, и останется спор только о словах.Р азвитие биологии и медицины происходило от принятия крайних форм холизма и редукционизма к постепенному сближению их позиций. Постепенно в биологии и расширяются области применения физики и химии, и одновременно изменяются сами эти науки, все более приспосабливаясь к особенностям живых организмов.В целом можно сказать,что происход.сближение рацион.холизма и слабого редукционизма,но своя часть истины содержится в кажд.из этих направлений (как в холизме, так и в редукционизме),и здесь нужно не выбирать,но соединять все то хорошее,что есть в каждой точке зрения.Представления о феномене жизни со стороны всех разновидностей редукционизма и холизма:здесь большими круги-области классич.физики, физики вообще, науки и культуры.Малыми кружками передается место феномена жизни с точки зрения каждого из направлений. Сильн.редукционизм-феномен жизни лежит внутри области классич. физики, слаб.редукционизм-феномен жизни выходит за границы классич.физики,но принадлежит физике вообще.Рацион.холизм-феномен жизни выходит за границы физики вообще,но принадл. научному знанию.Иррацион.холизм-феномен жизни выходит как за границы науки,так и всего того, что может быть познано и создано человеком (культуры).В некот.мере правы все направления, и целостный феномен жизни объединяет в себе все указанные позиции,что передается(рис.) вытянутой областью,охватывающей все маленькие кружки и уходящей в бесконечность.В жизни есть все-и то,что может быть вполне адекватно передано физикой, как классич,так и неклассич;и то,что физике неподвластно,но может исслед.нефизич.научными дисциплинами.

60)Критерий жизни. Теория аутопоэза–одна из современ.попыток рационально выразить критерий жизни. Сформулировать необходимый и достаточный признак жизни означ.в точности выразить паттерн только живых сис-м.В кач-ве критерия жизни авторы предлагают рассмотреть так называемые аутопоэтические системы.Явл ли понятие аутопоэтич.системы необходимым и достаточным признаком нашей интуиции жизни?Кажется,что авторы этой теории,сами того не замечая,дают отриц.ответ на поставленный вопрос.Ф.Варела пытался найти модель искусственной аутопоэтич.сис-мы,кот.была бы проще,чем клетка.В качестве таковой могут выступать некот.мицеллярные образования,обладающие мембраной и включающие различные физико-химические реакции.Такие мицеллы,по мнению Варелы, уже являются аутопоэтическими, и, следовательно, живыми системами.Нам же представляется,что выполнение условий аутопоэза для такого рода объектов, кот.вряд ли могут быть отнесены к живым с точки зрения нашей интуиции,лишь указывает на необходимость,но недостаточность аутопоэза как признака живых систем.Все живые сис-мы-это аутопоэтические сис-мы.Но вряд ли можно утверждать,что все аутопоэтич.сис-мы,в том числе мицеллярные образования, явл.живыми. Оценивая теорию аутопоэза, следует отметить,что это новый шаг к пониманию феномена жизни,сравнительно с моделями господствующего в современной биологии неодарвинизма.

61)паттерн и организации в теории аэтопоэза. Важные понятия этой теории-понятия «паттерн» и «организация».Под паттерном имеется в виду некоторый тип структуры,характерный для множества частных реализаций этой структуры.Организация – частная реализация паттерна(паттерн любого стула-наличие опоры и сиденья.Организация отдельного стула-тот конкретный способ,каким реализуется опора и сиденье в данном стуле(допустим,в виде 4ех ножек,мягкого сиденья и спинки,сделанных из дерева)).У разных форм жизни один паттерн и разные организации.Аутопоэтичность касается только паттерна живых сис-м,и полная теория жизни получится при учете разных видов организации этого паттерна.Аутопоэз авторы рассматривают как одновременно паттерн разума, принимая формулу«жизнь есть познание». Развитие аутопоэтич.сис-м не затрагивает их паттерна,но только организацию.Для каждой аутопоэтич.сис-ы можно говорить о некот. объеме инвариантности -множестве состояний сис-мы,в кот.она сохраняет паттерн аутопоэза.С этой точки зрения можно выделять 2 вида воздействий на систему – возмущающие(сохраняют паттерн жизни) и деструктивные(разрушают паттерн жизни.)

62)осн.признаки аутопоэтич.сис-м. Сис-ма м/быть названа аутопоэтической если только для нее выполнены 5 условий:1)Сис-ма представляет собою сеть взаимодействий на некотором множестве элементов.Под сетевой структурой здесь имеется в виду особый паттерн организации,в кот.каждый элемент влияет на каждый(в смысле причинно-следственных отношений).2)В качестве элементов сети выступают процессы. 3)Это физические процессы.4)Это процессы воспроизводства сис-мы, т.е.результатом этих процессов явл.постоянное восстановление и возможное изменение сис-мы.5) Граница сети-также один из элементов сети,т.е.она находится в сетевом взаимодействии со всеми остальными элементами(это условие было добавлено авторами,чтобы отличить аутопоэтич.сис-мы от гиперциклов Эйгена,для кот.верны только первые 4 признака).Аутопоэтич.сис-ма-автономная сис-ма на физических процессах.Обратно,если нас не интересует природа процессов, и мы допускаем возможность системы с признаками 1-2 и 4-5 на нефизических процессах,то это случай автономной системы.Т.о.,физичность процессов-важный,с точки зрения авторов, признак аутопоэтич.сис-мы.Типичным примером простейшей естественной аутопоэтич.сис-мы явл.живая клетка.Все физико-химические процессы в ней находятся в сложных сетевых взаимодействиях.Аутопоэтичность касается только паттерна живых систем,и полная теория жизни получится при учете разных видов организации этого паттерна.Прямое причинное воздействие внешн.среды на систему-признак разрушения аутопоэтич.организации...Для каждой аутопоэтич.системы можно говорить о некот. объеме инвариантности -множестве состояний системы,в кот.она сохраняет паттерн аутопоэза.С этой точки зрения можно выделять 2 вида воздействий на систему – возмущающие(сохраняют паттерн жизни)и деструктивные(разрушают паттерн).Развитие аутопоэтических систем связано с расширением своего объема инвариантности.Аутопоэтич.сис-ма находится в состоянии постоянной необратимой эволюции.Получая постоянную активацию со стороны среды,аутопоэтич.сис-ма каждый раз уникально отвечает на нее,образуя неповторимую траекторию своего изменения.

63)теория аутопоеза и синергетики. Одна из соврем.теорий определения жизни-так наз. теория Сантьяго или теория аутопоэза ( -это одна из современ.попыток рационально выразить критерий жизни.)Авторы этой концепции-чилийские нейробиологии Умберто Матурана и Франциско Варела,работавшие в университете Сантьяго.Важные понятия этой теории – понятия «паттерн» и «организация».Под паттерном имеется в виду некоторый тип структуры,характерный для множества частных реализаций этой структуры.Организация – частная реализация паттерна(паттерн любого стула-наличие опоры и сиденья.Организация отдельного стула-тот конкретный способ,каким реализуется опора и сиденье в данном стуле(допустим,в виде 4ех ножек,мягкого сиденья и спинки,сделанных из дерева)). Синергетика возникла во 2ой половине 20 в.как наука о самопроизвольном возникновении порядка из хаоса,наука о самоорганизации.Синергетика рассматривает состояние сис-мы как точку в так наз. фазовом пространстве -пространстве степеней свободы сис-мы.Эволюция сис-мы описывается как траектория в фазовом пространстве.Важным понятием синергетики явл.понятие аттрактора (это такие области фазового пространства,к которым со временем устремляются фазовые траектории,как бы «притягиваются» к ним).Чтобы описать эволюцию системы, нужно определить ее аттракторы.

Фритьоф Капра в книге «Паутина жизни» предлагает рассматривать синергетику как теорию организации аутопоэтических систем.Например,операциональная замкнутость аутопоэтической системы согласуется с поведением фазовой кривой в странном аттракторе,когда присутствует детерминистичность,но нет устойчивости в поведении сис-мы-первоначально малое отклонение экспоненциально нарастает во времени. В этом случае даже казалось бы одно и то же воздействие внеш.среды будет все равно давать некот.флуктуации(малейш.воздействие извне),в связи с чем сис-ма будет отвечать существенно по-разному на практически одинаковые влияния внеш.среды.Так в понятиях синергетики может быть проиллюстрирована идея автономности системы.Тео-я аутопоеза описывает потерн живых сис-м,а синергетика-их организацию.

комплекс,как рибосома(целый органоид),может при определён.экспериментальных условиях диссоциировать на составляющие элементы,а затем-при изменении условий-самопроизвольно собираться в функционал.рибосому.

64)понятие клинического мышления. Клиническим мышлением мы понимаем способ мышления в медицине,кот.претендует на применение некоторых теоретических конструкций к объяснению клинически выраженных проявлений заболевания, способных наблюдаться нашими органами чувств. Связь теории и практики- основа клинического мышления при таком его понимании.Клиническое мышление как синтез теории и практики есть лишь способ научного мышления в области медицины.

В эволюции клинического мышления можно выделить три основных периода: 1. Донаучный период2. Период так называемого «терапевтического нигилизма»3. Период количественного метода«Философия медицины» Х.Р.Вульф, клиническое мышление врача играет важную роль в процессе принятия клинических решений (постановка диагноза, выбор и назначение лечения),на который оказывают влияние следующие два класса факторов:1. Принципы, определяющиеся научным фактором

1.1. Дедуктивный компонент: выводы из теоретического знания о механизмах развития заболевания, опирающиеся наа) Донаучные теории

б) Научные теории1.2. Эмпирический (индуктивный) компонент: выводы из опыта ведения аналогичных пациентов, исходящие иза) Неконтролируемых наблюденийб) Контролируемых наблюденийВторой класс принципов, определяющих клиническое мышление врача – это:2. Гуманистическое мышление, включающее в себя:2.1. Эмпатический компонент, вытекающий из понимания пациента как дружественного человеческого существа,2.2. Этический компонент, вытекающий из этических норм и понимания того, что «хорошо» и что «плохо». Клиническое мышление врача оказывается многомерным и очень сложным образованием

-с одной стороны,опирается на теории,подводя под них клинические данные(дедуктивный компонент)

-с другой стороны-выходит за границы только естественнонаучного знания,имея дело с человеком и его гуманитарным потенциалом.

Клиническое мышление врача прошло долгий и сложный путь развития, постоянно усиливая свою научную составляющую, и сегодня приобрело сложный комплексный характер, соединяющий в себе как элементы научного-донаучного, так и элементы естественного и гуманитарного знания. Общей тенденцией развития клинического мышления должно быть, как представляется, постепенное освобождение его от донаучных компонентов и все более тесное взаимопроникновение и развитие естественнонаучной и гуманитарной составляющих медицинского знания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...