Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Категоря бытия



34)бытие и его атрибуты:пространство-время. Категория Бытия-централ.кат-рия фил-ии.Во многом можно сказать,что фил-я-учение о бытии.3 смсла бытия:1)Бытие и небытие (ничто)-две простейшие и самые абстрактные категории фил-ии.Классич.фил-ия начинает с вопроса о первопричине бытия.2)Бытие может пониматься как предмет(субъект),обладающ.различ.признаками, или как признак(предикат), кот.приписывается предметам.3)бытие как един-во всех своих атрибутов. Категория пространство-время: Здесь важными явл.понятия совместимости-несовместимости. Какие-то 2 начала могут быть совместимыми или нет(квадрат может быть красным,но не круглым).В фил-и пространством наз. максимум совместимого. Область макс.совместимого-простр-во в философ.смысле.Такое пространство-«онтологическое простр-во».Когда достигается 1ый максимум совместимости(1ое простр-во), самим его достижением структура онтологии меняется так,что оказыв-ся возможным достижение еще более совместим.сост-ия(2го простр-ва).Но 2ой максимум был сокрыт 1ым,и только актуализация 1ого максимума приводит к возникновению возможности проявл-я 2го максимума.=>Время-это Рост Простр-ва.Рост Простр-ва заканчивается достижением последнего Простр-ва, кот.уже окончательно исчерпывает ресурсы совмест-сти данной онтологии(убегающий горизонт настигается).Простр-во-макс-ум совместимого.Время – ритм роста максимумов совмест-сти.Един-во Простр-ва и Времени образует род единого-Простр-во-Время.Оно похоже на кинопленку, состоящ.из отдел.кадров-пространств.В кинопроекторе каждый раз м/быть показан только 1 кадр,и чтобы показать всю пленку, нужно начать протягивать ее через окошко проектора, запустив кино-время фильма.2-ое назв-е Простр-ва-Времени–Движение.Кажд.движ-е-это некот.собственное простр-во-время,в кот.растут свои простр-ва и идет свое время,есть начало и есть конец движения.В фил-ии выделяют 2 концепции времени – реляционную (утверждает,что время относительно,явл.хар-кой движущихся объектов) и субстанциальную (предполагает абсолютность времени,его независимость от объектов).В теории относительности принимается относит-ть времени,и абсол-ым явл.только простр-во-время.

атрибут бытия материя и сознание. Созн-е-понятие,обозначающ.внеш.уpовень психич.активности чел-ка,его специфич.способ взаимодействия с pеальностью.
Созн-е-фун-ия мозга,свойственная только людям и связаная с pечью,заключающ-ся в обобщенном и целенапpав-ом отpажении действительности в пpедваpител.постpоении действий и пpедвидении их pезультатов в pазличном pегулиpовании и самоконтpолиpовании повед-я чел-ка.Матеpия и созн-е-оба сущ-ют,но матеpия объективная, а сознание-субъективная pеальность.Это значит,что созн-е пpинадлежит чел-ку, как субъекту,а не объективному миpу.Созн-е-не субстанция(т.е. не основа бытия,не матеpия),а функ-я оpганизов.матеpии.Единство и связь между созн-ем и матеpией состоит в том,что психич.явл-я и мозг тесно связаны между собой как свойства и матеpиальный субстpат, кот-у это св-во пpинадлежит и без кот.оно не сущ-ет-это во-первых.Во-втоpых, все психич.обpазы,возникающ.в созн-и,тождественны по содеpжанию,сходны с вызывающ.их матеpиальн.объектами.

)атрибут бытия движ-е и развит-е. Посредством движ-я любая материал.вещь становится бытием, формируясь в определ.целостность,способную противостоять разрушительным воздействиям.Движ-е-не только перемещение тел в простр-ве относительно других тел,но и всякое измен-е объекта,кот.обнаруживает себя благодаря взаимодействию.Независимо от конкретного вида внутр.движ-е хар-ся един-ом устойчивости и изменчивости.Вне движ-я невозможна устойчивость,или покой,но и вне покоя невозможно движ-е,ибо нечему было бы изменяться.Движ-е,кот.вызывает качеств.измен-я наз развитием.В случае повышения уровня организации сис-ма изменяется по линии усложнения за счет усиления дифференциации(увеличения числа разнородных элементов и функционал.связей между ними)и интеграции(объединение и подчинение элементов целому).По мере общего усложнения организации и функционирования сис-ма расширяет и реализует свои возможности к более устойчивому сущ-ю в мире,объект находится на стадии прогресс-го разв-я как преобладающей тенденции целого.По мере исчерпания своих возможностей сис-ма становится неустойчивой,внутр.структурные связи постепенно дезорганизуются,и под влиянием внешн.и внутр.факторов она прекращает сущ-е,переходя в качественно иной вид бытия-небытие.

35)Жизнь как спецефич.форма бытия. Бытие есть онтология,некот.мир(малый или большой).В рамках описанной модели Минимальной Онтологии получает свое достаточно ясное и простое определение феномен жизни. Жизнь есть сущность,обладающ.собственным внутренним миром. Таковы живые существа L1 и L2, таков коллективный субъект L.Хотя глав.признаком жизни явл.обладание внутр.миром,но обычно жизнь обладает и собственным физическим телом,через кот.она может воспринимать внеш.бытие и воздействовать на него.Такой образ жизни оказывается существенно интегральной формой бытия, синтезирующей определения внутр.и внеш.мира.

36)Диалектика,ее принципы и всеобщие законы. Диалектика-один из осн.методов философ.познания мира, базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса.Цель диалектического метода-попытаться разрешить этот конфликт путём рационального обсуждения.Предметом диалектики явл.изменение,все изменения,и взаимодействие,все виды и степени взаимодействия.В более узком смысле диалектика-название гносеологич.метода,кот.реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».Вначале познающий субъект выделяет в реальности некот.явл-е,формирует для этого явл-я понятие или формулу(суждение), кот.рассматриваются им как тезис.Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса-формулы или понятия,содержание кот.противоположно тезису.Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом-к познанию синтеза.Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня.Т.о.постигается истина.Диалектика преимущественно направлена на нахождение четырех типов отношений: тождество/различие, взаимное проникновение противоположностей, количество/качество и противоречие. Обычно в кач-ве законов развития рассматривают известные законы диалектики-закон единства и борьбы противоположностей(Здесь факторы девиации выражены в борьбе противоположных начал (антагонизме тезиса и антитезиса)),закон перехода кол-ва в кач-во(полярностями выступают кол-во и кач-во,и они также оказываются несовместимыми,проявляя период чисто количеств.изменений как состояние количества-без-качества,а качеств.скачок-как состояние качества-без-количества)и закон двойного отрицания(появление самостоятельной стадии антитезиса(«гипостазирование дополнения»)лежит в основе 3х стадий эволюции «тезис – антитезис - синтез»).

Диалектич.и формал.логика.Формал.логика -наука,изуч.формы мысли-понятия,суждения, умозаключения,док-ва-со стороны их логич.структуры,т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания.Осн. задача Ф. л.-сформулировать законы и принципы,соблюдение кот.явл.необходимым условием достижения истинных заключений в процессе получения выводного знания. Начало Ф. л. было положено трудами Аристотеля,разработавшего силлогистику. Дальнейший вклад в развитие Ф. л. внесли ранние стоики, в средние вв.-схоласты.4 закона ф.логики:закон тождества,закон противоречия,закон исключенного третьего и закон достаточного обоснования. В основу Диалектич.логики были положены 3 закона диалектики.1)законом единства и борьбы противоположностей.Согласно этому закону,противоположности вполне могут сосуществовать мирно,без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие.(магнит,в кот.мирно сосуществующие противоположные полюса находятся в нерасторжимом единстве).2)закон перехода кол-ва в кач-во.Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля,что всякое новое кач-во есть лишь результат накопившихся количеств.изменений(изменения агрегат.состояния вещ-ва-где появление нового кач-ва,например текучести, есть результат количеств.изменений,например,увеличения температуры.3) “закон отрицания отрицания”- всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали.(Колос вырастает благодаря смерти зерна, т.е.он как бы отрицает зерно.Однако,когда сам колос созревает, в нем появляются новые зерна,а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом.)

37)3 закона диалектики. В основу Диалектич.логики были положены 3 закона диалектики.1)законом единства и борьбы противоположностей.Согласно этому закону,противоположности вполне могут сосуществовать мирно,без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие.(магнит,в кот.мирно сосуществующие противоположные полюса находятся в нерасторжимом единстве).2)закон перехода кол-ва в кач-во.Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля,что всякое новое кач-во есть лишь результат накопившихся количеств.изменений(изменения агрегат.состояния вещ-ва-где появление нового кач-ва,например текучести, есть результат количеств.изменений,например,увеличения температуры.3) “закон отрицания отрицания”- всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали.(Колос вырастает благодаря смерти зерна, т.е.он как бы отрицает зерно.Однако,когда сам колос созревает, в нем появляются новые зерна,а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом.)Т.о.,все 3 закона диалектики могут быть представлены как проявления факторов отклонения от Развития-1,и в их основе лежит механизм усиления несовместимости полярностей тезиса и антитезиса.Такой вариант диалектики наз. антитетикой или антитетической диалектикой. Выявляя антитетический хар-р законов диалектики,можно поставить проблему и более гармоничного их представления – в рамках определений Развития-2.Такой вариант диалектики наз. гармонической диалектикой. В рамках своей гармонизации законы д-ки звучали бы:1)Если гармонизировать отнош-я между тезисом и антитезисом,то они будут выступать не столько в состоянии борьбы,сколько взаимной дополнительности -так возникает закон дополняющих полярностей,утверждающий,что в основе всякого бытия лежат взаимно дополняющие полярные начала.2)Гармонизация и сближение полярностей кол-ва и кач-ва должны привести к более тесному взаимопроникновению количествен.и качествен.моментов развития,приводя к закону единства кол-ва и кач-ва. Здесь уже каждое колич.измен-е будет связано и со своим качест.скачком,а крупные качест. скачки проявят и свою колич.структуру.3)закон двойного отрицания предстанет как более антитетическое проявление лежащего за ним закона перехода тезиса в синтез, когда антитезис потеряет такую автономную несовместимость в отнош-и к тезису, и будет восстановлен прямой рост Пространства-2.

38).Развит и эволюц.Органич эволюц на Земле. Понятие развития–одно из фундаментальных в философии. По большому счету, в философском смысле Развитие есть то же, что Время, поскольку Время мы определили как Рост Пространства, а Пространство – это максимум совместимого в онтологии в некоторый момент времени. Развитие есть тот же Рост Пространства, Рост Бытия, в котором идет переход от меньшего бытия к большему, от менее совместимого бытия к более просторному и ёмкому. Итак, в философском смысле Развитие есть то же, что Время. Органическая эволюция на Земле. Одно из основных научных выражений теории развития – это теория биологической эволюции. Наличие эволюции органических форм говорит о том, что многообразие земных форм жизни представляет собой некоторое сверхпространственное состояние, своего рода биологическое макро-пространство-время, которое не может полностью исчерпать себя ресурсами одного момента времени и начинает «сосчитывать» себя во времени в формах роста биологического макро-пространства. И нужно учесть, что такой рост осложняется множеством девиантных факторов (инволюция, задержки и тупики развития, вымирания видов и т.д.), превращая биологическое пространство-время в ход эволюционного процесса. Сегодня в теории биологической эволюции соперничают идеи редукционизма и холизма. Редукционизм – это противоположное холизму направление, которое пытается свести более высокие уровни организации к некоторому нижнему уровню, по сути отрицая существование множества уровней бытия.Господствующая теория эволюции в современной биологии – синтетическая теория эволюции (СТЭ),в которой объединяются идеи дарвинизма и менделизма.Эта теория несет в себе много редукционистских черт, например, макроэволюция крупных таксонов во многом сводится к микроэволюции видов и т.д.
В последнее время нарастает все более активность разного рода альтернативных теорий эволюции – от близкой к дарвинизму теории прерывистого равновесия до все более радикальных версий номогенеза и креационизма.По-видимому, биология все более будет приближаться к новому эволюционному синтезу, где найдут более гармоничное соединение идеи редукционизма и холизма.

39).Феномен культуры.Теор культур. На философском уровне размышления о сути культуры появляются сравнительно поздно-в 7-8 веках.Дальнейшая судьба теории культуры в европейской философии была обусловлена тем, что бытие, мир, действительность осознавались как двусоставное, включающее в себя природу и культуру; поэтому философия должна была быть и онтологией натурфилософского типа, и теорией культуры, понимавшейся как "царство духа", как "мир человека", как совокупность различных форм сознания -нравственного, религиозного, эстетического и т. д. Однако общий аналитический дух, господствовавший в XIX в. в науке, приводил к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях, отчего философия культуры распадалась на частные дисциплины — на философию религии, этику, эстетику, на философию языка, гносеологию, аксиологию, антропологию... Под влиянием позитивизма культурологическое знание становилось все более узким, эмпирико-историческим, тем самым уходя вообще из сферы философского умозрения в области конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с искусствознанием, с науковедением, с историей техники и технологии.Вместе с тем культура отличается и от человека, и от искусства — она многоэлементна и разнородна по своему составу, тогда как и человек и искусство представляют собой единые образования, сохраняющие это единство во всех своих модификациях (скажем, мужчина и женщина, живопись и музыка и т.д.).

. Культура и социум,их соотнош. Культуры различаются не только по фор­ме и содержанию, но и по степени своей раз­витости. Культуры бывают более мощные и более слабые, более развитые и менее разви­тые и т. д. Разнообразные внутренние града­ции в культуре образуются под сильным вли­янием социальных факторов: политики, эко­номики, социальной структуры общества. Культура органично связана со своим вре­менем в том смысле, что в ней выражаются интересы тех или иных социальных групп и противоречия эпохи.Социальное начало присутствует в культу­ре в форме идеологии, отражающей прямо или косвенно социальные (групповые, классовые) интересы и потребности. Идеология влияет на ценностный строй культуры, ее нормативную структуру. Идеология может оказывать и сти­мулирующее и деформирующее влияние на развитие культуры. В культуре присут­ствует общечеловеческое, всеобщее начало — то, что выделяет людей в качестве существ, единственно способных быть субъектами (творцами и воспреемниками) культуры.Культурное творчество перерастает рамки исторически конкретных социальных усло­вий, открывает ранее неизвестное, вносит в общественную жизнь нечто новое.Проявления идеологической узости и нетерпимости превращают ее в средство подавления творческого начала, борьбы про­тив культуры, что приводит к невосполнимым интеллектуальным потерям для общества, наносит ущерб его духовному развитию. Сталинские репрессии одних представителей интеллигенции приве­ли к гибели, других же вырвали из привыч­ной среды и лишили возможности работать. Социальное расслоение сказывается на разделении так называемой «высокой» и на­родной культуры. Таким образом, отделение ум­ственного труда от физического означает не отделение культуры от народа, а возникнове­ние сложной и исторически менявшейся диф­ференциации в рамках самой культуры, в том числе выделение «высокой» культуры, отде­ление от нее народной культуры, то есть куль­туры, создаваемой непосредственно самим народом. В то же время подлинная «высокая» культура уходит своими корнями в народную культуру, является народной по своей сущно­сти.. Поэтому отделение умственного труда от физического и разделение на классы имеет своим следствием внутреннюю дифференци­ацию и асимметрию е области культуры, когда развитие одной части общества проис­ходит за счет другой. Отчуждение широких масс от достижений «высокой» культуры, от­крывающей новые горизонты перед развити­ем человеческой личности, — исторический факт. Массы суще­ствуют в определенной системе отношений, традиции, норм, используют в своей деятель­ности накопленный ранее трудовой опыт, про­являют себя в народном художественном творчестве.Одежда, жили­ще, украшения, поведение, нормы общения, даже язык служили выделению господству­ющих в обществе слоев из остальной массы.Актуальной социально-философской про­блемой является оценка так называемой «мас­совой культуры».Особенность «масскульта» в том, во-пер­вых, что он тесно связан с бизнесом. Массо­вая культура — коммерческая культура, рассчитанная на огромные аудитории и получе­ние прибыли. Отсюда вторая ее особенность — органическая связь с современными сред­ствами массовой коммуникации. Кино, радио, телевидение, прес­са стали мощным фактором воздействия на массы. Но все эти технические средства ти­ражирования явлений культуры, распростра­нения их на миллионные аудитории могут быть носителями информации, оказывающей на людей не только негативное, разлагающее, но и позитивное нравственное воздействие. Выполняя культурную функцию, эти средства открывают принципиально новые возможно­сти духовного развития масс, дальнейшего прогресса культуры.Итак, культура существует и развивается в социальной системе, то есть в системе соци­ально-экономических, политических и иных общественных отношений.Соци­альная культура существует наряду с матери­альной и духовной. Социальные отношения, инсти­туты, системы можно рассматривать в их соб­ственных функциях, а не как факторы куль­туры.Ведь функционирование технических устройств (материальная культура) в обще­ственном производстве рассматривается как экономический, а не как культурный процесс.

40).Об-во как целое. Общество–это целое на людях.Как и любое целое,оно суммирует свои элементы с возникновен нов кач-ва,кот.не было у элементов.Хотя возникновен свободы приводит к отделению человека от коллективных субъектов,но общение с ними не прекращается для чел.Во-первых,чел не вполне освобождается от животной природы,представляя собой смешан человеко-животное бытие,и продолж руководствоваться в своей жизни инстинктами,> стихийно подчиняясь коллективным субъектам в лице разного рода бессознател обществен сил.Во-вторых,возникновен разума у чел не отменяет необходимости его общения с коллективными субъектами,но теперь это общение из бессознательн внушения может перейти в разряд сознательн разумных принципов.Отсюда возник фундаментальн потреб-ть чел-ка постичь об-во как своего коллективного надсубъекта,пронизать свои отнош-я с ним принципами рациональности и обустроить свое соц бытие на разумных основаниях.

.Виды соц.целых. Феномен чел разума представлен множ-вом людей.В случае чел-ка мы имеем такой вариант организации разума,когда он представ множеством разумных существ.Хотя во множ-ве объектов одной природы велик момент повторяемости,когда нов объект-это объект той же природы,но если бы повторяем-ть была абсолютной,то множ-ность,потеряла бы смысл.Достаточно было бы обойтись уже первой копией.Сл-но,если множ-ность сущ-ет,то момент повторяемости в ней не абсолютен.Множ-во элементов-это некотор иная форма все того же целого,кот.набирается на элементах одной природы.Такие целые назыв числовые целые,т.к.они выраж себя во множ-ве(числе)однород элементов(для всех атомов одной природы должно сущ-вать числов атомное целое,кот.выраж в сущ-вании множ-ва атомов одной природы,например,атомов водорода).Такое целое следует отличать от конкретных целых(из тех же атомов–молекул)На этой основе мы можем предполож,что > глубоким основанием сущ-вания множ-ва людей явл числовое человеч целое,в составе кот.кажд чел представ собой некотор необходим слагаемое,чтобы в итоге можно было набрать меру этого целого.Такова основа множ-ности людей.Сущ конкретные целые,реализующиеся как сущности > высокого ур-ня организации для своих элементов.Для людей это-семья,род,нация,гос-во.Конкрет целые скоординированы с числов целыми.Об-во возник как единство числового человеч целого и множ-ва конкретных целых.В итоге формир система более сильного человеко-бытия,чем феномен отдел человека.Человеко-бытие больше 1 чел-ка,и его можно было бы представить как больш кусок человеч бытия в мире.Об-во как конкретное целое живет как"многоголовый"субъект,состоящ из множ-ва отдел людей как своих элементов.У целого возник эмерджентное кач-во,кот.отсутств у отдел элементов.Сл-но,общ-ность-примерно такое же нов кач-во,как жизнь есть нов кач-во биологических систем по срав с физико-химическими элементами и процессами.

В общ-ности"твердеет"некотор коллективн субъектность(мышление,чувство,воля),кот.как бы навяз-тся извне отдел чел-ку,заставляя его коллективно жить по некотор соц инстинкту.Любое кач-во чел-ка испытыв на себе влияние социальност.Когда чел реализует соц формы жизни,он индивидуализирует их,согласно своей неповторимой личности.

41).Произ-во и его роль. Люди постоян что-то делают с материей,все время реализуя некоторсвои идеи в виде тех или иных вещей и материальных структур.Это присуще только людям,в то время как у животных в лучшем случае мы видим лишь фрагменты такой деят-ти,осуществляем инстинктивно.Люди добыв себе пищу,создают одежду,строят здания,записыв и хранят свои знания на тех или иных материал носителях и т.д.Все это примеры производ-ва,кот.в общем случае можно понимать как процесс создания,поддержания,уничтожен и развития материал носителей человеко-бытия(мира человека).Центр-й структурой процесса производ-ва явл процесс воплощения чел-ком в материи той или иной идеи(скульптор создает скульптуру или строитель строит дом,воплощая в материал вещ-ве свои идеи).Только чел способен к подобной деятел-ти.Чел использ свое тело для создания др.материал объектов,а затем создает новые объекты,использсвое тело и ранее создан объекты,так что этот процесс может все более усложняться.Чтобы воплощ идеи,необходим эти идеи иметь в своем внутр мире.Внутр мир чел принципиально отлич своей способностью создавать бесконеч изображ-я.В идеях изначально заложена возмож-ть того или иного их воплощ в материи.Через чел-ка реализует себя более высок способ-ть второй материализации идей.Под первой материализацией здесь имеется в виду процесс воплощ идей в материи.Глав задачей этой материализации было создание тел и внутрен миров жив существ.Дальнейш история чел,его эволюция-это вторая материализация идей в материи,связан с реализацией чел-ких идей в материи(образов идей во внутренних мирах людей).Она выраж-ся во все больш реализац изображений внутрен миров этих существ.Отсюда следует,что вторая материализация в определен степени повтор собой первую материализацию.

42).Аксиология (учение об основаниях)-высшим понятием этого раздела фил явл понятие"ценность"-основание и эталон сознания.Внутри аксиологии выдел множ-во более частных направ-й,исследующ отдел ценности или ценностно-зависимую реальность.Например:Фил этика-учение о добре и зле,Фил эстетика-учение о красоте,Фил антропология-учение о человеке.К аксиологич проблемам принадлеж проблемы понимания того,что есть ценность и ценностное бытие,каковы виды ценностей,сущ-ют ли ценности объективно или субъективно(только в сознании того или иного существа),есть ли более важные и менее важные ценности,как организована система ценностей?В аксиологии сущ-ет также больш разнообразие более частных направ-й,предоставляющ те или иные варианты ответов на поставленные вопросы:ЦЕННОСТНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ(утвержд относит-сть всех ценностей,отриц наличие среди них более или менее важных),ЦЕННОСТНЫЙ ДОГМАТИЗМ(склонен утверждать некоторые ценности как абсолютные и незыблемые,стоящ над всеми ост видами ценностей).Есть целый ряд направ-й аксиологии,предоставляющ свой вариант ответа для решения вопроса о смысле человеческой жизни.ГЕДОНИЗМ считает,что высшая ценность чел жизни-чувственные удовольствия.ЭВДЕМОНИЗМ нес-ко сложнее гедонизма,полагая высшей ценностью счастье человека.В понимание счастья входит уже не только чувствен наслаждение,но и соц-душевное благополучие личности.ПРАГМАТИЗМ полаг смыслом чел жизни пользу и выгоду.ЭГОИЗМ высшей ценностью утвержд собствен благополучие чел,в отношении к кот.все остальные люди выступают как только средства.АЛЬТРУИЗМ благом чел считает заботу о др людях,жертвенное служение им.

Ценност структура об-ва. Чем более значимую для общества функцию выполняет человек,тем большую величину ценностей он может получить от общества.В составе общества создаются разного рода ценности, распределяются тем или иным образом между субъектами и потребляются ими.Если общество строится на принципах общественного разделения труда,то удается создавать более качественные ценности,но затем нужно обменивать их между разными специалистами,исп.ту или иную систему распределения.Ино-передачей-случай,когда передаваемая ценность исчезает у прежнего владельца.Ко-передачей-передача ценности,кот.возникает у нового владельца,но продолжает сохраняться и у прежнего владельца.(обе -ино-передачи,одна-ино-, другая-ко-,обе-ко-передачи)Чел.находит свое двоякое место-с одной стороны,он созд.ценности;с другой стороны-потребляет.Ценность должна пониматься как то достаточное телесно реализуемое средство, которое может привести к желанной ситуации(машина позволяет перевести груз).Это ценности как средства достижения желанной ситуации,при обладании которыми достижение этой ситуации оказывается либо весьма возможным,либо предопределенным.Каждая такая ценность есть средство телесной реализации повышения значения некоторого эгомера,так что в структуре ценностей мы получаем своего рода эго-анатомию социального субъекта.Понять ценность означает в этом случае понять,какую потребность она удовлевторяет,т.е. какое эгометрическое чувство повышает.В составе общества человек может воспользоваться результатами всей социальной системы,значительно развивая и обогащая собственную жизненную форму.Разного рода неудовлетворенности обществом(первые 3)

антисоциальные=>разрушение общ.жизни Гиперсоциальные=>влияние на политику асоциальные=>отшельничество социальные принимают базовый соц.обмен в сложившихся рамках

В рамках общества создается система ценностей для множества активностей и типов субъектов,кот.формируют общество.Возможны ситуации,когда общество начнет поддерживать тех,кто разрушает общество,и не поддерживать тех,кто его сохраняет и развивает.В этом случае общество начнет разрушаться.У общества должна быть система саморегуляции,чтобы суметь отреагировать на данный процесс и подправить свою ценностную систему.Но наличие такой обратной связи и возможность адекватного реагирования на нее-также важнейшие ценности общественной системы, и они могут быть более или менее реализованными.Если они слабо реализованы, то общество может все более приближаться к разрушению и наконец разрушиться.

43)Об-во и его структура. Структура общества – это структура социального субъекта,состоящего из множества своих подсубъектов.Среди всех таких подсубъектов можно выделять два основных вида – интенсивные и экстенсивные подсубъекты.Первые выражают основные функции социального субъекта и не могут вести независимого существования.Таковы, например,экономика,политика,религия и т.д. Экстенсивные субъекты представляют собой подсубъектов,которые могут вести относительно независимое существование как малые субъекты – это,например,народы, нации, роды, племена, семьи,отдельные люди.Экстенсивные субъекты образуют иерархию,на вершине которой находится общество как максимальное социальное целое. Если касаться функциональной структуры субъектов,то здесь мы встречаемся с некоторой универсальной системой делений,кот.должна быть присуща любой форме жизни.Такие деления можно выразить в форме Закона Развития жизненных форм,который,в свою очередь,делится на несколько своих подзаконов:1) Закон Подготовки – обеспечивает возникновение внутреннего мира и телесности данной формы жизни и доведедения ее до первой взрослой формы,2) Закон Реализации – обеспечивает выживание(Закон Адаптации) и достижение жизненной цели (Закон Цели)живого существа на стадии ее взрослой формы,3) Закон Удаления выражается в разрушении и исчезновении данной формы жизни, завершая ее жизненный цикл.Общество,как социальный субъект,подвержено действию всех трех фазовых законов развития,в свое время возникая,созревая,выживая и достигая своих целей,и затем постепенно исчезая из существования. Рассматривая задачи социального субъекта,можно выделять следующие основные его функции,с каждой из которых связаны соответствующие социальные структуры:1) обеспечение рождения новых людей и их выживания (система родильных домов, система здравоохранения и т.д.),2) социальная трансляция – процесс передачи опыта от прежних поколений новым, вновь приходящим поколениям (семья, школа и т.д.),3) материальное производство (строительство, сельское хозяйство, система транспорта, промышленность и т.д.),4) нематериальное производство(создание знаний, произведений искусства, религия и т.д.),5) организация социальных процессов(распределение, рынок, этика, медицина, политика и т.д.),6) социальная память-система хранения накопленного социального опыта(музеи, библиотеки и т.д.),7)целевая система-поддержание и развитие целей общества(государство, политические партии, гражданские движения и т.д.),8) система социального удаления – обеспечение процессов старения и смерти социальных субъектов(хосписы, ритуальная служба и т.д.).

Формационный Например, марксистская философия истории.Здесь принимается идея«исторического монизма»,когда принимается реальность единого человечества,кот.проходит в своем историческом развитии универсальные стадии (формации).Таким образом,в формационном подходе принимается существование универсальных законов и критериев развития,с точки зрения кот.все народы находятся на той или иной стадии развития,упорядочиваясь в одну линию.В конечном итоге разница народов-разница количественная, выражающая разный уровень их развития. Цивилизационный Отрицается существование единого человечества как субъекта мировой истории и принимается реальность только множества более малых социокультурных целостностей (цивилизаций),каждая из кот.замкнута в себе и развивается по своим внутренним законам.В таких положениях выражается своего рода «исторический плюрализм»,утверждающий множество независимых малых субъектов истории.Нет никаких единых универсальных параметров развития,кот.были бы одинаковы для всех цивилизаций,но каждая из них обладает настолько своеобразным качественным характером,что представители одной цивилизации практически не в состоянии понять представителей других цивилизаций.

Чел и природа. Человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой. Человек изначально находиться в условиях,когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность».С этой целью он использует все допустимые ему средства как интеллектуального, и предметного содержания.Совершенно очевидно например что в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними. С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Четыре фундаментальных факта, которые выражают «человеческое лицо» природы 1)природа обладает возможностью порождения человека2)человек рождается «из природы»3)природная основа человека есть фундамент на котором появляется неприродное4)в природном материале человек реализует свои неприродные свой-ва.

44)Чел как творец и творен культур. Человек и культура неразрывно связаны друг с другом.В какой культурной сфере воспитывается индивид,таков и его образ жизни,таковы его установки и цели. Человек - не только центр культуры,но и то единственное и абсолютное "пространство",в рамках которого живет и функционирует культура.Вне человека культура попросту не существует.Человек как носитель культуры понимается в очень широком социальном контексте,во всем богатстве своих общественных отношений,в единстве с созданным им материальным и духовным общественным миром. Культура -это слагаемые человеческой деятельности,благодаря которому происходят развитие,саморазвитие человека как об-щественного субъекта.Можно сказать,что в своей основе культура - это саморазвитие человека как общественного существа.Культура есть выражение и обнаружение деятельной природы человека.И в этом смысле культура выступает мерой развития самого человека.Каков человек, такова и культура общества,человек выступает фактически в роли Общественного человека,олицетворяющего собой все Человеческое Общество.История общества превращается в историю человеческой деятельности,в историю культуры.Орудия труда и научные трактаты, парламент и моральные нормы,шедевры живописи и космические станции,-все это создано человеком, все это мир чел. культуры.Функции культуры,кот.заключаются в том,чтобы научить жить людей в обществе,оказывается весьма сложно отделить от самой общественной жизни - от науки, производства, политики.Культура общества находится в тесной зависимости от того,что человек как сознательное существо думает о себе, о своих желаниях и целях.Культура оказывается не просто производством полезных для человека и,следовательно,для общества вещей,но и реализацией человеком своего собственного предназначения в мире как он его (это предназначение) понимает.

45)Любовь и творч в жизнедеят чел. Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Любовь -одна из форм творчества, выступающая как искусство высшего отношения к объекту любви.Древний мир. Эрос, обожествление и мистификация эроса как механизма продления рода.Средние века. Впервые появляется слово любовь, любовь к Богу, только в 11веке начинают воспевать уже любовь к человеку(но платоническая). Эпоха возрождения.Возникает любовь как единство духовного и телесного.Телесное влечение впервые получило оправдание.Новое время.Начинают формироваться социал. правила любви. Появляется 2 фронта:1)пуританская любовь(в рамках семьи)2)возникновение в Европе абсолютийских монархий(много любви, ночная жизнь).Виды любви: братская(стремление помочь), материнская, эротическая.Таким образом, не только любовь есть один из видов творчества, но и любое творчество есть форма любви. Любовь и творчество вазимно проникают друг друга.Любовь сексуальная оказывается связанной с любовью творческой – так утверждают,например,разного рода психоаналитические теории.Творческая любовь может забирать себе энергию сексуальной любви – этот процесс называется в психоанализе сублимацией,древним термином алхимиков,которым они обозначали превращение неблагородных металлов в золото под действием философского камня.Во всех этих перекличках заложены глубокие неслучайные связи.

46)Смысл жизни и деят чел. Следует отличать смысл жизни от цели. Цели отвечают на вопрос, что человек хочет(иметь, достичь).Смысл жизни же отвечает на вопрос зачем, т е смысл жизни как бы дает оправданье, освященье, осмысление или обессмысливание цели.В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий;Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства. До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским.. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в бога становится главным условиям наличия смысла жизни. Деятельность. Ее суть — не отношение субъекта (носителя предметно-практической деятельности и познания) к объекту (от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю), а взаимоотношения субъектов по поводу объекта.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...