Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фил. Спинозы и Лейбница



19).Англ.эмпиризм. 17-18в.Его основными представителями являются Гоббс,Локк,Беркли и Юм.Все более проблематизируется понятие«субстанции»,кот.явл.центр для философии этого времени. Гоббс. В теории познания Гоббс стоит на позиции эмпиризма,полагая,что чел рождается без врожден знаний,и все приобретает с опытом.Первичны в познании единич чувственные образы,кот затем обрабатываются умом,что приводит к возникновению общих понятий.Гоббс оказал больш влияние на современников своей соц философией.В ее создании на Гоббса оказала больш влияние механика Ньютона.В 1 законе инерции,речь идет о таком сост-ии тела,когда оно предоставлено самому себе,и на него не действуют никакие силы.По аналогии,Гоббс ставит проблему некоего первич сост-я человека,когда он оказывается предоставлен самому себе.В этом случае чел проявит свой эгоизм,поскольку по своей врожден природе чел есть существо эгоистическое:«Если на чел не действует внеш соц сила,то чел стремится следовать своему эгоизму».2 закон Ньютона–это закон силы,кот выражает состояние материал тела,когда на него действует внеш сила.Мера этой силы выраж в мере отклонения от первич сост-я движения по инерции.Этому закону у Гоббса соответ идея альтруизма –действие внеш соц силы на чел так же выразится в отклон от первич сост-я чел существа,т.е.в отклон от эгоизма.Сл-но,влияние об-ва на чел выразится в появлении альтруизма.Только возникновение об-ва и цивилизации стало условием возникнов-я альтруизма и преодоления первонач эгоизма чел.3 закон Ньютона выраж равенство действия и противодейств во взаимном влиянии двух тел друг на друга.Это своего рода закон равновесия сил,кот для Гоббса облекается в идею обществен договора,выступающ принципом равновесия отдельн чел эгоизмов.Об-во возник как рез-тат договора между об-ом и властью,в кот договаривающ стороны обмениваются правами и обяз,в целом уравновеш отдаваемые друг другу ценности. Локк. Чел рождается чистым,как лист бумаги и опыт жизни постепен заполняет этот лист своими письменами«Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в чувстве».Он полаг,что основа нашего познания дается органами чувств.Внутрен мир(опыт)чел делится Локком на 2 больш обл–это сфера внеш опыта и сфера внутрен опыта.В каж виде опыта выделяет прост и слож представления(идеи).Прост идеи–это ощущ-я.На их основе формир более слож идеи.В составе прост идей внеш опыта Локк проводит деление на«первичные»и«вторичные кач-ва».Первич кач-ва–это прост идеи,кот.имеют более высок познавател ценность.К таким идеям относ размеры,полож в пространстве,движение тела и т.д.«Вторичными качествами»-эти представления выражают не столько внеш объекты,сколько отнош субъекта к этим объектам-цвет,запах,вкус и т.д.Бог координирует между собою материал и идеальные субстанции.Это познается нами через внеш и через внутрен опыт. Беркли явл.наиб ярким представителем фил.направ-я, кот.назыв солипсизм (solo - один)или субъективным идеализмом. Беркли утвержд,что мы не можем быть уверены в существовании материал субстанций.Знание о др.людях также основано на восприятии физических тел людей,их поведения.Если нет материал вещей,то нет и физич тел др.людей,но как тогда можно быть уверенным,что вообще есть др.люди.Можно быть уверенным лишь в собственном существовании.В своем сознании мы имеем слож картину реальности,кот кажется выходящей куда-то«вовне»,но на самом деле она есть лишь сложно построенная иллюзия кот прокручивается перед нами Богом.
В итоге Беркли отвергает бытие материальных субстанций(оставляет только идеальную субстанцию).Солипсизм соединялся у Беркли с крайней формой эмпиризма- сенсуализмом -адекватно выражать реальность могут только ощущения.Речь идет о существовании только в«матрице»нашего сознания.В этом случае Беркли полагал,что вообще нельзя быть уверенным в сущ-вании того,что непосредственно не воспринимается нашими органами чувств(не может сущ-вать десятитысяч доля дюйма,поскольку увидеть ее глазами невозможно).Для Беркли по сути все качества внеш опыта оказ вторич. Юм. Отвергает не только материал,но и идеальные субстанции.Идеальная субстанция-это высший центр интеграции внутрен опыта чел существа,кот.мы назыв нашим«Я».«Я»-это некотор формальный знак для обознач вечно текучего и меняющ потока внутрен опыта,в кот.содержательно ничего не остается неизмен.Нет такой сущности,как«Я»,нет идеальной субстанции.Есть только опыт,внеш и внутрен,кот.образует слож систему различ элементов и связей.

20).Франц.энциклоп.Франц.просвещ. Французск мыслители наход под больш влиянием идей английск эмпиризма.Обсуждались идеи обществен договора,светского гос-ва,демократич устройства гос институтов.Господствов идеи деизма и атеизма,материализма и верховенства науки.Это время получ назв«просвещения»,т.к.в чел разуме видели глав силу,и считалось,что всеФилософы этого времени видели глав задачу в развитии наук и просвещении народа.Возникла идея первой Энциклопедии в истории миров культуры.Философы этого времени стали назыв энциклопедистами. Издателем Энциклопедии был Дени Дидро, Жан Даламбер. Больш влияние на французск мыслителей оказали идеи философии Локка.Просветители: Паскаль -математик,философ.Полагал,что чел движут 2 основ страсти-честолюбие и любовь,порождающ стремление к славе и к Богу. Вольтер – просветитель.Проповедовал единство материальной субстанции,религию разума. Прославлял свободу и разум. Монтескье –развивал идеи естественного права,разделения граждан,гос и междунар права,разделения властей. Жан Жак Руссо –создатель концепции соотношения природы и культуры.Считал, что источник всех зол-обществен неравенство.Необходимо преодоление неравенства за счет гармонизации кульутры.В политич фил развивал идеи обществен договора,критиковал систему Локка как политику неравенства.В эпоху Просвещения были сделаны великие научные открытия и осущ грандиоз соц преобразования,кот. привели к современ миру с его науч-техниче прогрессом и высоким ур-ем цивилизации.

21)Теоретич.фил.Канта. Особенность теоретич.филос. Канта -обращение к естествознанию.В своих работах К.рассматривает способность чел.к теоретич.познанию,мышлению,определяет границы нашего познания,решает проблемы этического действия,целесообразности.К.задает себе вопрос"Что я могу знать?"Кант выработал систему взглядов,согласно кот.природа тождественна миру опытного знания.Этот мир формируется путем синтеза(слияния) данного в созерцании чувственного материала и присущих рассудку форм познания.Формы чувственного созерцания-пространство и время. Чел. способен познавать лишь то,что явл. в этих формах.Но из этого нельзя вывести всеобщие необходимые суждения.Таким обр,содержательное знание имеет опытное происхождение. Чел.познает явления.Когда теоретич.разум ставит вопрос об опыте в целом, возник.противоречия. Теоретич. философия переходит в обл. практическ.,где основой явл. не знание, а свобода.(К.считал"Практическое есть все то, что возможно благодаря свободе").

Практич.фил.Канта. Кант поставил себе задачу создать научную теоретич. и практич.доказуемую теорию познания. Метод познания должен быть научным в противоположность "естественному" методу, которым здоровый человеч-й ресурс владее сам по себе.Чел.-разумное сущ. и носитель практич.разума, и действует не по законам природы,а по законам морали, где нравственный закон, единый для всего человечества,защищающ.человеческий род.Воля человека,выполнение требования нравствен. закона- свободна.К. выводит свободу за пределы знания.Он разделил знание и свободу, природу и мир морали,ее законы;отделил мир духовный от мира знания.Кант дает моральное обоснование признанию Бога и бессмертия души.

22) Немец. Класич..Ф-ия Фихте и Шеллинга. Фихте - немец.философ,представитель немецк.классич.ф-ии.Отталкив.от осн.идей ф-ии Канта, Ф. критикует кантовское понятие«вещи в себе».Он замечает,что«вещь в себе»понятие противореч.т.к.это нечто,что не дано нашему разуму,но именно в такой форме разум ее и мыслит,т.е.«вещью в себе»явл.разновидностью вещей для нас.След.есть только вещи для нас,и вся реальн-ть открыта нашему разуму.След.подобие реаль-ти и разума основ.на сущест-нии в бытие мирового разума,частью кот.явл.человеч.разум. В основе мирового разума-универс.закон его развития,кот.проявл.себя во всех областях бытия.В основе всякого развития-динамика равновесия-неравновесия.Всякое бытие меняется так,что оно,с одн.сторон,стремится достичь равновес.и успокоиться,но,с др,достигнув одного равновес,оно проявл.потребность в нов.равновес.и опять стремится к нему.Ритм равновес-неравновес-ритм развит.мирового разума.(Н-р,чел-к стремится достичь какой-то цели) Ф. обобщает такого рода процессы в нек.универс.алгоритме,в кот.3 осн.стадии:1) тезис -полагание некот.состояния,кот.вначале самодостаточно,затем обнаруж.свою неполноту и требует восполнить ее чем-то иным(достиж.цели чел-ком)2) антитезис -состояние,противопол.и дополнит.к тезису,кот.и отрицает его,и дополняет до некот.большего целого(для первонач.цели-тезиса антитезис-др.цель)3) синтез -состояние,кот.объединяет тез.и антитез.и они становятся двумя сторонами высшего единства(достиж.след.цели,кот.включ.в себя предыд.цель)Далее синтез оказ.тезисом более высокого порядка,этот цикл повтор.на более высоком уровне. Ф. использ.термины:«Я»тезис,«неЯ»антитез,«сверх Я»синтез.Развитие как восхождение от «Я»к«сверх Я»через«неЯ».«Я»-сознат.область разума,«неЯ» -бессознат,«сверхЯ»-сверхсознание, в кот.объедин.сознание и бессознат.Алгоритм развития мирового разума,выраженный как «тез-антитез-синтез»наз. диалектикой (диалектич.логикой)Разум-эт основа всего бытия,разверт.по законам диал-ки.Основа разума-единство сознат.и бессознат.в сверхсознат - воля к деятельности. Поэтому высшим разум-практич,но исчезает разделение теоретич.и практич.разума,они уходят в мир.разум.Высший закон бытия-закон непрерывного совершенствования миров.разума по законам диалектики. Шеллинг, развивает далее идеи диал-ки. У Ш. 4 осн.периода:натурфилософия(ф-ия природы),ф-ия искусства(эстетич.идеализм),ф-ия тождества(абсолют.идеализм),ф-ия свободы(иррационализм).В натурфилософии (физич.идеализма) Ш. строит систему,где диалектич-ки представл.природн.процессы.Чтобы применить диал-ку к области реаль-ти,нужно представить структуру этой реальности как систему полярных начал (полярностей).Затем эти полярности нужно упорядочить как тез.и антитез.разных синтезов.Материю Ш. как единство притяжения и отталкивания,весомая(больше притяж),невесомую(больше отталкив).Чем более развита материя,тем больше полярностей.К полярностям нежив.материи жизнь добавляет свои полярности,кот.не было в неорганич.мире.В основе живого лежат 3осн.силы-спос-ть к воспроизвед,раздражим,чувствит.В эстетич.идеализме- идея красоты как выражение высшего синтеза чувств.и идеального.Позднее Ш. вводит понятие Абсолюта -той последней цели,к кот.стремится Природа и бытие.В Абсолюте все противопол-ти(полярности)скомпенсированы и отождествлены(сознание=внешний мир)- ф-ия тождества. Ш. сравнивает состояние полярных начал в составе Абсолюта с полюсами магнита-они не могут быть отделены друг от друга.Высшие полярности Абсолюта-поляр-ти материи и идеи.С развитием бытия более проявл.природа идей.Позднее Ш. усложнил отношения Абсолюта и мира-скачок в переходе к Абсолюту.Вместо разума-воля с бессознат.и свободой- ф-ия свободы.

.Фил.система и метод Гегеля. Гегель -крупн.предст-ль немец.классич.ф-ии,создал огромную по масштаб-ти сис-му диалектич.ф-ии,где охвачены все области культуры(наука,религия,ф-ия,искус-во)Гл.понятие ф-ии Г.- понятие абсолютн.духа. Дух -высшее разумное начало бытия,мировой разум (абсолютн.идея),наход.в постоянном диалектич.развитии.Он проявл.свое развитие развитием всего бытия-природы,общ-ва,чел-ка.Осн.работы«Феноменология духа»(введение к диалектич.ф-ии),«Философия духа»,«Наука логики»,в кот.диалек-ка развития духа в рамках филос-ого разума.В основе сис-мы Г. -деление на«тезис-антитезис-синтез».Абсолют.дух вначале как («тезис»),чистое состояние-«дух в себе»(стадия логики)На след.стадии дух образует свое иное состояние-стадия «антитезиса»(«духа для себя»,Ф-ия природы(натурф-ия).На этапе«синтеза»дух возвращается к себе на более высоком уровне,соединение чистоты логич.определений духа и сила его матер.воплощения-«дух в себе и для себя»(«Ф-ия духа»)Далее кажд.из частей вновь делится на три подчасти и т.д.-сис-ма триадических делений.Н-р,в логике выдел.разделы учения о бытии(«тезис»),о сущности(«антитезис»),об идее(«синтез»).В натурф-ии:механика(«тезис»),физика(«антитезис»),органика(«синтез»).В ф-ии духа:субъектив.дух(ф-ия психологии),объективн.дух(ф-ия права),абсолют.дух(ф-ия истории.В основе историч.процесса-национ.духи(духовные первообразы отдельных народов и наций),столкновения кот.приводят к войнам.В кажд.историч.эпоху есть лидирующая нация(народ),национ.дух кот.наиб.выраж.развитие абсолют.духа.Национ.духи могут быть и в отдел.людях(«героях»). Г. рассм. диалектич.логику,кот.выходит за границы формальн.логики и явл.логикой разума,а не рассудка.В основе диалектич.логики лежат триадические ритмы«тезиса-антитезиса-синтеза», двигателем кот.явл.диалектич.противоречие потом возник.«антитезис»,кот.вначале отрицает«тезис»,затем синтезируется с ним в составе«синтеза».

Антропологич.ф-ия Фейербаха. Ф. критикует ф-ию Гегеля.Осн.произв. Ф. -«Сущность христианства». Ф. не согласен с гегелевск.ф-ей природы.Своеобразие природы Ф. видит в ее повыш.индивид-ти,несводимости к универс.рацион.определениям.Первично бытие единичного матер.объекта,а идея лишь одна из его сторон,кот.придается видимость самостоятельного существ-ия нашим умом.Постепенно Ф. переходит к материализму.Критика религии,в кот.он видит ошибку отрыва родовых общих свойств человека от отдельного человека и превращения их в идею Бога.Не Бог создал человека,но человек-Бога.Только чувственный, телесно воплощенный индивидум есть нечто реальное.Диалектика идей у Ф. построением философск.антропологии,в основе кот.диалектика отдельных человеческих индивид-тей,проходящих стадии«Я»(«тезиса»)и«Ты»(антитезиса),вначале противостоящих,затем обретающих единство в чувственной земной человеч.любви(«синтезе»).У Ф. возник.идея перенесения диалектики Гегеля на материю.

23).Ф-ия К.Маркса. Основопол-ки марксизма:Маркс,Энгельс,В.И.Ленин. 1. Метафизика марксизма. две осн.аксиомы:1) Аксиома материи. Высшим началом в мире явл.материя,нет ничего,кроме материи и ее проявлений,марксизм как разнов-ть материализма.Материальн.начало-некотор.вещественно-подобного принципа,кот.в физич.процессах выраж.как вещ-во,в сознании-в чувств.ощущениях,среди форм культуры-в науке,среди обществ.процессов-в массовой экон-ке2) Аксиома диалектики. Высшее начало находится в непрерывном движении по законам диал-ки,марксизм как разнов-ть диалектич.ф-ии.Соедин.вместе аксиомы материи и диал-ки- диалектич. материализм,кот.утв,что высшее начало материально,и материя наход.в непрерывном развитии по законам диал-ки. 2. Теория диалектики в марксизме. Три закона диал-ки:1. Закон единства и борьбы противополож-тей,утв,что в основе бытия-противопол,полярные начала,кот.борятся др.с др.и зависят др.от друга,так что исчезновен.одного из начал-исчезнов.второго начала(полож.и отриц.электрич.заряды)2. Закон перехода колич.изменений в кач. Утв.существ-ние двух уровней развития.1-ый уровень-уровень малых колич.накопл.2-ой уровень-ур.крупн.качест.градаций развив.процесса,кажд.из кот.остается неизменной,пока в ней идет колич.изменение,а затем резко и скачком меняется на др.качество,кот.затем может оставаться в процессе развит.длит.время.(Н-р,закипание воды)3. Закон двойного отрицания (спиральн.развития)Развитие качеств осуществл.периодично,в три осн.этапа-«тезис»(полаг.некот.первичн.кач-ва),«антитезис»(его отрицание),«синтез»(соединение тез.и антитез.в нек.высшем единстве-синтезе.Антитез.явл.первым отрицанием,синтез-вторым отрицанием тезиса.Закон двойного отрицания:в плане формы-второе отрицание полностью возвращает синтез к тезису-момент цикличности в развитии,в плане содержания-второе отриц.удаляет синтез от тезиса еще более,чем антитезис-момент линейности развития.В целом два эти плана-виток спирали. 3.Ф-ия природы в марксизме. Энгельс в ф-ии природы-«Диалектика природы».Гл.открытие Э.- понятие«форма материи».В процессе диалектич.развития материя образует крупн.дискретности (качества),соответст.тезисам все более высоких порядков. Э. выдел.5форм.Эти формы материи-движения след:1)механич(перемещ.в пространстве)2)физич(движение атом.и молек.без изменения их струк-ры)3)химич(с изменением струк-ры атомов и молек)4)биологич(питание,рост,размножение,биологич.эволюция)5)социальная(история).Как тезис предыд.порядка включ(вместе с антитезисом)в состав тезиса послед.порядка,так и кажд.предыд.форма материи-включ.в состав послед.формы,но восполняется в ней нек.новым принципом.Идея уровней организации,когда более высокая форма мат-и-несводима полностью на законы и принципы предшест.формы мат-ии.Переход от 4к 5форме материи-теорию происхож.чел-ка и общ-ва(антропосоциогенез,как труд.теорию«труд создал чело-ка».Ф-ия природы- Ленин. Он выдвинул концепцию«отражения»-аналог соврем.понятия инф-ции.Отраж–воспроизвед.структуры одной системы в структуре др.Кажд.форме материи соответ.не только своя форма движения,но и своя форма отраж.Прост.форма отражения-механич(отпечаток одного предмета на др).Высш.форма отраж.явл.человеч.сознание. 4.Ф-ия общ-ва в марксизме (историч. материализм). Маркс -социальной ф-ия.Развив.внутри себя,соц.форма материи также проходит5осн.стадий развития - общественно-эк.формаций:1)первобытно-общинная2) рабовлад3)феод4)капиталист5)коммунист.В кажд.формации: базис -обществ.экономику(гл.настр-ки), надстройку (идеологию)-все ост.(политику,науку,религию).Базис развив.постоянно и непрерывно,колич.накопл-ми,надстройка меняется редко и скачками (переход колич.изменений в кач)Два осн.периода:1)период,когда уровень развит.базиса еще отстает от уровня развития надстройки(надстройка прогрессивна,способст.развит.обществ.экономики)2)период,когда уровень развит.базиса начин.превышать развитие надстройки(надстр-ка-реакционная,начин.сдерживать разв.базиса,потом происх.скачок,и одна надстр-ка резко меняется на др)Гл.движ.полярностями всех формаций-2осн.класса(это крупн.соц-эк.общности,различ.своим отношением к эк.собств-ти) класс эксплуататоров -класс господств,объедин.собствен-ов эк.ценностей, класс эксплуатируемых -класс угнетаемый и подчин.(н-р,рабы и рабовлад.Основа историч.движения- классовая борьба. Марксизм явл.сторон-ком насилия в истории,для перехода от одной общественно-эк.формации к др(от одной надстройки к др)нужно отобрать власть у прежнего класса эксплуатат.силой,в ходе соц.революции.Марксизм приним.прогресс в миров.истории.2 осн.критерия прогрессивн.развития:1.технократич.критерий,связан.с уровнем развития экон-ки и ее технич.оснащением.2.преодоление факторов отчуждения,кот.сдерживают и не дают проявиться обществ.природе чел-ка(все то,что разделяет людей-семья,национ-сть,профессия)Гл.фактор отчужд-частн.собственность.В истории развитие-преодол.разных факторов отчужд,освобожд.обществ.природы чел-ка. 5. Прикладн.марксизм. Марксизму как фил.доктрине,не повезло,что попыт.реализ(нежизнеспособ,абстрактн)1846г.созд.1-ая коммунистич.партия.Россия,Ленин-перестройка через социализм(черты капит-ма(товарн.произв-во)и коммунизма (обществ.собств-ть на сред-ва произв-ва)-еще пока как феодализм)Три этапа«коммунистич.феодализма» в СССР:1 этап. Т.к.люди долго наход.под гнетом враждебн.человеч.природе строя,его идеология укорен.в них-идея«родимых пятен».Идеолог.«чистки»:ускорить процесс очищ.от «родимых пятен».2 этап. Борьба с«род.пятнами»:1)физич.уничтож.испорч.людей2)перевоспит.испорч3)изоляц.от отриц.влияний вн.мира.3 этап. Появл.нов.чел-ка,благодаря пропаганде,вырождение человеч.природы(пассивность,апатия,потеря личностн.начала).

24).Иррацион.19в. Шопенгауэр выделяет 2 мира1)мир внешний,мир представлений2)мир вещей-в-себе.В мире представлений нет ничего окончательного.Безусловное можно найти только в мире вещей-в-себе.Это мировая воля.Двоякоя оценка природы мировой воли:С одной стороны,она положительная философия.С др.стор.-негативная.В положит.своем понимании–в виде простр-ва,времени,объектов,в форме органич раздражимости в мире жив существ.В негатив–воля всегда напряженная,страдающая.В отлич от конечной воли(желаний человека)чистая воля не может успокоиться.В конеч воле достижение цели успокаивает стремящуюся к нему волю(чел хочет найти еду и поесть.Пока у него нет еды,его воля к поиску еды активна.Он найдет еду и поест,воля поиска еды в нем угаснет)Мировая воля имеет в качестве предмета саму себя,поэтому достижение ее предмета есть вновь она сама.Так порождается вечно неуспокоен природа миров воли.Сл-но,она страдающая.Страдание явл первич и высшим принципом бытия.Согласно положит фил-страдание должно быть преодолено.Отрицат фил-это невозможно.Пути угашения воли–незаинтересованное созерцание и незаинтересованное мышление. Первое-искусство, второе–наука. Дильтей также выдел 2 мира–мир природы и мир человека.Сов-ть всех процессов в мире чел-ка назыв-«жизнь».Истинный предмет философии один–это«жизнь», мир человека,область духа.В соответств с делением реальности на природу и дух возник деление на 2 вида наук–науки о природе и науки о духе.Метод познания наук о природе назыв объяснением,метод наук о духе– пониманием. Методом объяснения предполаг,что в нашем сознании мы не можем постичь сущность(ноумены)объектов,и нам приходится довольствоваться только внеш проявлениями объектов(феноменами),кот.даются через наши внеш органы чувств.В рез-те в методе объяснения использ метод выдвижения гипотез. М етод понимания как метод наук о духе-предполаг возможность непосредствен познания как феноменов,так и ноуменов.Поэтому здесь нет необходимости выдвигать и проверять гипотезы.Здесь достаточно лишь аккуратно все описать.(герменевтик –наука о пониманииЖизнь превышает любые пространственные рамки и потому длится во времени. Ницше счит истинной основой мира-волю.В этом смысле это воля к власти. Ближе всего к истинной природе мировой воли находит искусство.В основе искусства лежит единство 2х начал–начала порядка(апполонийское начало)и начало энергии, хаоса(дионисийское начало).Подлинное искусство состоит в гармонии этих начал с некоторым преобладанием 2 над 1.На самом деле,утвержд. Н., нет ни добра,ни зла,ни истины,ни лжи,есть только воля к власти.Все нормы морали–это уловки мелких людей,кот.боятся сильных личностей. Бергсон. В основе реальности лежит творч устремлен-ть и сила-«жизненный порыв».Жизнен порыв–основа всего активного,растущего.Дух,материя,чувства,интеллект–это уже продукты его распада,кот.окостеневают по мере отпадения от него.То,что оживлено жизнен порывом,то находится в развитии-это творческая эволюция. В творч эволюции действуют 2 основ силы–сила оформления жизненного порыва в рамках той или иной определенности,как бы замыкающая его в границы формы,и сила освобождения порыва из-под власти всех форм,сила открытости. Если в процессе преоблад 1 сила,то происходит окостенение и омертвление бытия.Если-2 сила,то возникает творчразвитие и эволюция.Отсюда Б. выдел 2 типа общества– закрытое и открытое. В 1 преоблад традиции над новациями.В открытом обществе преобладает сила открытости,кот.приводит к творч развитию. Шпенглер явлодним из ярких представителей цивилизационного подхода в истории,согласно кот.не сущ-ет единой мировой истории,но вся истор–это множ-во малых локальных историй,кажд из кот. Ш обознач как Культуру.Истор–история отдел Культур.Кажд Культура–больш живой организм.Как жив организм проходит свой жизнен цикл от рожден до смерти,так кажд культура облад временем жизни примерно в 1000 лет.Время от времени в истории возник нов Культуры,проходя свои циклы.
Все Культуры несравнимы друг с другом.Представитель одной Культуры никогда не поймет представит др.,но всегда истолкует его по-своему.Кажд Культура проход в своем развитии основ стадии:1) мифосимволическая -стадия зарождающейся Культуры.2)стадия ранней Культуры,когда формы Культуры впервые возникают.3)стадия метафизико-религиозной высокой Культуры,гдн Культура достиг своего расцвета,4)стадия старения и гибели Культур –стадия цивилизации. Проделав анализ развития европейск Культуры, Ш. пришел к выводу,что она прошла стадию своей зрелости и начала стареть,вступив в стадию цивилизации. Ш. указыв признаки европейск цивилизации как симптомы ее старости:1)массовость,преоблад колич-ных параметров над кач-ми.2)потеря веры и высш смысла жизни.3)вырождение творчества в спорт.4)гипертрофия политики по срав с ост формами Культуры.Представители Иррационализ19века во многом исходили из общих представлений о структуре реальности, возможностей ее познания и ценностного выражения.Высш начало рассматрив как некое иррациональное,непостижимое разумом сост-е,кот.наиб адекватно выраж себя в искусстве,носит спонтанный и творч хар-тер,сост-ет основу жизни.

25)Рус.фил-я. В более узком смысле рус фил возник лишь в 18 веке.Вскоре появл 2 крайних направ-я -западники и славянофилы. Западники (Чаадаев,Белинский,.Герцен и др.)полагали,что рус фил и рус культура вообще находятся еще на ранних стадиях своего развития,и мы прежде должны учиться у Запада,чтобы достичь самостоятельности.Западники считали что есть единая для всех народов мировая история с универсальными законами,и различие культур–это по преимуществу различие по ур-ню развития.Поэтому у всех народов есть практически только 1 путь развития–достижение все более высок ур-ня науки,искусства,экономики и т.д. Славянофилы (Хомяков,Киреевский,братья Аксаковы и др.)были сторонниками оригинального пути развития России,рус культуры и фил.Они полагали,что Россия–особая страна,для кот.уготован не похожий на другие путь развития. Россия должна обрести свою самобытность, и в этом-ее подлин развитие.Славянофилы полагали,что кажд культура и нация самобытны,проходят свои малые истории,и законы одной культуры не годятся для развития другой.Кажд культура должна обрести свою самобытность и развивать ее. Данилевский назыв отдельные целостности мировой истории культурно-историческими типами,выдел 4 основ сост-щие кажд типа-религию,культуру,политику и общественно-экономич уклад.Самобытность рус культуры славянофилы связыв с 3 основ составляющ рус культуры–это православие в области религиоз жизни, монархия в политич устройстве страны и соборность (общинность, коллективный уклад)народ-й жизни.Полярности западничества и славянофильства проходят через всю историю рус фил.

26)Серебрян век рус фил. Соловьёв Владимир Сергеевич - рус.философ-идеалист и богослов,публицист и поэт.Стоял у истоков русского «религиозного возрождения» в среде русской творческой интеллигенции начала XX века.Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева,С. Н. Булгакова,С. Н. и Е. Н. Трубецких,П. А. Флоренского,С. Л. Франка.На взгляды С.большое влияние оказала христианская литература,а также идеи буддизма,неоплатонизма и др.религиозно-философских систем.Центральной в учении С.является идея «всёединого сущего».Последнее рассматривается как сфера абсолютного,божественного,а реальный мир-как ее самоопределение и воплощение.Безусловное «всеединство»(как совершенный синтез истины, добра и красоты)постигается, по С.,лишь «цельным» знанием,к-рое представляет собой синтез мистического,рационального (философского) и эмпирического (научного) знания.Причем основу его составляет знание мистическое:вера в безусловное существование предмета познания;интуиция (или воображение, дающее истинную идею предмета);творчество (или реализация этой идеи в данных опыта).С.написал и опубликовал ряд работ, в кот.пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы,за что подвергся критике славянофилов и консерваторов.Важнейшая из них-Россия и Вселенская Церковь, 1889, Париж .Бердяев Николай Александрович Начал с «легального марксизма»,к 1905 «критическое отношение» Б.к марксизму перерастает в открытую контрреволюционность,а неокантианские увлечения-в богоискательство, мистику.Классовой борьбе за освобождение.Б.противопоставляет«внутреннее»,«духовное»освобождение личности на путях религиозной мистики.Б.называет капитализм«бесчеловечным строем»,старое христианство - «орудием эксплуатации»,признает даже «правду коммунизма»,состоящую в обобществлении производства.Вместе с тем Б.утверждает,что марксизм,якобы заслонивший человека классом,не способен решить проблему активности и свободы личности.Ее решает, по В.,христианский экзистенциализм(или персонализм).Единственной реальностью Б.объявляет «существование» субъекта,основа творчества к-рого - «абсолютная свобода»,выводимая из«бездны»;содержание этого творчества - т. наз.«диалектика богочеловечества»,мистерия«рождения Бога в человеке и человека в Боге». Флоренский Павел Александрович- православный священник, богослов, учёный, поэт. Взгляды Ф.свидетельствуют о несостоятельности его попыток совместить истины науки c религиозной верой,вывести культуру из религиозного культа,сберечь и защитить средствами науки и философии православную систему догматов.Совр. православные богословы пытаются использовать наследив Ф.для защиты положений религии в век ее кризиса.Ф.стоял на ярко выраженных имяславских позициях.Он высказывался в том смысле, что имя Божие есть Сам Бог вместе со звуками и буквами этого имени. Кроме того, Ф.уделял большое внимание магической природе слова и имени.

27)Рус космизм. Косми́зм -философское мировоззрение,в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как«гражданине Мира»(киники,стоики,Кант,Мамардашвили),а также о микрокосмосе,подобном Макрокосмосу. Николай Фёдорович Фёдоров. Считал,что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков.Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками,с помощью современной науки,которая от Бога.Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете,поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты.Так родился замысел освоения космического пространства. Константин Эдуардович Циолковский. Основоположник современной космонавтики.Вывел уравнение движения,пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет.Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций.Считал,что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства,что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. Владимир Иванович Вернадский Разработал учение о биосфере(«живая сфера»)-совокупности живого вещества Земли,проявляющего себя как единый организм.Ныне это общее место экологии,но тогда это учение только зарождалось.Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере(«сфере разума»)-к такому состоянию,когда человечество овладеет силами природы,научится контролировать погоду,изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ.Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды,но Вернадский был оптимистом.Человек-часть биосферы и его вред не абсолютен.Человек-залог того,что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты.Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие.В природе нет ничего случайного,в том числе и человек.Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию. Александр Леонидович Чижевский биофизик,изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе,в частности,влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере,в том числе,на социально-исторические процессы.

28)Основ школы и направ-я запад фил 20в:феноменолог. Феноменология - одно из влиятельных направлений западной философии 20 в.,основанное немецким философом Эдмундом Гуссерлем(1859 - 1938). Феноменология -буквально это наука о феноменах. Феномены – это образования чистого (абсолютного) сознания.

Сознание.

Обыденное сознание- это то, что мы обычно имеем в виду под сознанием как областью бытия,в кот.находятся наши мысли,чувства,желания,и кот.противостоит внешнему миру объектов;разделение единой реальности на объект и субъект, и обыденное сознание занимает здесь только область субъекта. Чистое сознание – это понимание сознания как единой реальности,в кот.лежат рядом и внутренний,и внешний мир;объединение объекта и субъекта,здесь мысли и вещи лежат рядом в рамках единой реальности. Образования чистого сознания – это и есть феномены.  

Способ достижения чистого сознания -интеллектуальная медитация(Гуссерль -феноменологическая редукция). В ее основе наложение феноменологического эпохэ(запрета) на все смысловые конструкции,которые предполагают разделение бытия на субъект и объект и отождествление своего я с субъектом. Признаки феноменов. 1)феномены синтетичны-в них объединены свойства внешнего и внутреннего мира.Это своего рода мысле-вещи или вещи-мысле-чувства-воления.(стул как феномен – это зиртельный образ стула,переживания стула и его смысл как имеено стула-средства для сидения)2)феномены очевидны.Когда достигается чистое сознание, то там все самоудостоверяет себя, выступая как ясное и самоочевидное.3)феномены интенциональны.Интенциональность-это свойство направленности феноменов.(любая мысль – это мысль о чем-то.Таким образом, все состояния сознания обладают универсальным свойством направленности на свои предметы.В каждом феномене есть его направленная составляющая-ноэзис,и есть предмет этой направленности – ноэма)Чистое сознание как система всех феноменов образует «жизненный мир». В своей работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»(1936)Гуссерль полагал,что развитие современной культуры во многом определяется научным познанием,в котором абсолютизируется мир объектов и разрушается мир субъекта.Жизненный мир Гуссерль рассматривает как своего рода расширенный мир повседневности, который способен охватить собою разросшуюся и разорванную специализацией современную культуру.

Основ школы и направ-я запад фил 20в:психоанализ Психоанализ – влиятельное направление современной психологии и философии,основанное австрийским врачем Зигмундом Фрейдом.В основе психоанализа лежит представление о том,что область чел-кого Я занимает лишь малую часть нашей психики,кот.со всех сторон окружена океаном бессознательного.Психоанализ выступает как метод расшифровки структуры человеческого бессознательного.

В структуре человеческой психики Ф.выделяет три основные области

эго(сферу сознания и самосознания)-это сфера интеллекта,кот.способен искать средства для достижения целей в реальности внешнего мира.На первом месте-принцип реальности подсознательное(id, «оно»)образуют животные инстинкты,главную роль среди кот.играет секс.влечение (libido).На 1месте- принцип удовольствия надсознательное (суперэго)-ценности и нормы, кот.закладываются в ребенка его родителями в процессе воспитания.На 1месте- принцип долга

Конфликт между под- и надсознательными областями психики, который может завершаться четырьмя основными результатами. Это:

1)победа суперэго и вытеснение обратно в область подсознательного сексуальных влечений,2)победа подсознательных влечений и их реализация с использованием интеллектуальных ресурсов эго,3)разного рода маскировки подсознательного, куда относятся: автоматизмы (описки, оговорки, забывания, ассоциации), сновидения, неврозы,4)сублимация подсознательных влечений.

Сублимация- это процесс использования энергии libido в социально приемлемых формах, когда суперэго берет от подсознательного влечения его энергию и направляет ее в некоторую форму деятельности, которая признана обществом.Фрейд вообще полагал, что у личности есть единственный источник энергии – это психическая энергия подсознательного.Процесс сублимации – это и есть процесс использования этой энергии для других подсистем личности.Процесс сублимации символизируется в психоанализе так называемым эдиповым комплексом. Фрейд полагал, что в случае психического развития мальчиков важную роль играет их бессознательное влечение к матери, которое встречает препятствие в лице отца-соперника.В результате конфликта происходит как бы интериоризация роли отца в виде структур суперэго у мальчика, что оказывается условием возникновения его как личности.Подобный же комплекс у девочек называется комплекс Электры. Кроме энергии libido (Эроса), позднее Фрейд стал выделять в области подсознательного еще одно важное влечение – влечение к смерти и саморазрушению (Танатос).Позднее из классического психоанализа развиваются более новые направления- неофрейдизм. Отличие от фрейдовской версии психоанализа был отход от такой важной роли именно сексуальных влечений в области подсознательного и расширение понятия бессознательного до уровней коллективного бессознательного. Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является швейцарский психиатр Карл Юнг выдвинуд гипотезу о существовании у всех людей общего коллективного бессознательного,в кот.с древнейших времен хранятся архетипы -первообразы и глубинные символы родовой организации человеческой психики.Необходимо трансформировать сознание таким образом,чтобы оно вновь стало открыто на свои коллективные бессознательные области,как это было когда-то у людей на ранних стадиях развития человеческой истории. Тенденция к расширению границ человеческого бессознательного,начатая Юнгом,получает позднее еще большее свое развитие в идее трансперсональных слоев бессознательного и возникновении так называемой трансперсональной психологии.

29)Основ школы и направ-я запад фил 20в:экзистенциализм. Экзистенциализм-влиятельное направление философии 20 в.Название этого направления происходит от лат.слова existentia-существование.Основоположник-Сёрен Кьеркегор.Всплески этого течения были связаны с мировыми войнами.После первой мировой войны лидировала немецкая школа.Основные представители-Карл Ясперс,Мартин Хайдеггер.После второй мировой войны большое влияние имела французская школа,представители-Жан Поль Сартр,Альбер Камю.Русская линия-Федор Достоевский,Лев Шестов,Николай Бердяев.В классической метафизике важную роль играли категории сущности (essentia) и существования (existentia). Сущность -подлинная глубинная основа бытия того или иного объекта Существование выражает более поверхностно-внешнее проявление сущности.

В экзистенциализме понятие существования выходит на первый план.В первую очередь это касается существования человека.Экзистенциализм утверждает,что человек существует в мире принципиально иначе,чем все остальные формы бытия.С одной стороны, человек обречен на вечные поиски своего места в бытии,но затем разочаровывается в ней и ищет чего-то нового.С другой стороны,только человек является по-настоящему свободным,поскольку он не привязан ни к какому месту бытия и может кардинальным образом переопределить себя.Такой тип бытия человека в мире называется в экзистенцией. Задача экзистенциализма создать философию человеческого типа существования, рассматривая жизнь человека как особый тип бытия, не имеющий более аналогов в других формах существования. Большое влияние оказали идеи феноменологии.Идея жизненного мира, непосредственного переживания мира феноменов чистого сознания лежит и в основании экзистенциалистской философии.Отличие состоит в том,что в феноменологии жизненный мир-рационально постижимая сфера человеческого мира,эк.уделяет большое внимание чувственным и ценностным определениям человеко-бытия. Жизнь человека -некоторый универсальный фон бытия,на котором протекают все остальные процессы и определения.(Например, физика-выражение реального мира,малой частью которого является человек. И физика-продукт жизнедеятельности человека.В первой позиции человек-часть мира. Во втором случае, наоборот,мир-часть человека.)В итоге все психологические определения человеческого существа в экзистенциализме онтологизируются – переходят в состояние базовых определений, так называемых экзистенциалов, самого человеко-бытия. Человек переживает себя как некоторое конечное и становящееся бытие, которое всегда ощущает свою неполноту и открытость на трансценденцию – нечто запредельное.Последняя может пониматься как Бог в религиозных направлениях экзистенциализма(К.Ясперс)или как ничто-небытие в более атеистических его версиях (Хайдеггер, Сартр, Камю). Большинство обычных людей как правило отождествляют себя с какими-то ролями и статусами в обществе, теряя свою экзистенцию.Так возникает безликий man-мир. И только перед лицом так называемых пороговых ситуаций (боль, болезнь, страдание, смерть) человек получает вызов судьбы и иногда способен ответить на него возрождением своей свободы, разотождествлением себя с социальными ролями и переживанием себя как неуловимой подлинности - экзистенции.Эк.-философия элиты человечества. С.Кьеркего впервые представлены черты философии экзистенциализма как философствования изнутри человеко-бытия. Структуры гегелевской диалектики Кьеркегор во многом прочитывает по-новому,как этапы развития человеческой экзистенции,проходящей стадии эстетического,этического и религиозно-экзистенциального самоопределения. Карл Ясперс воспроизводит структуры духовной онтологии чел.,кот.издавна выражались в религиозной традиции,языком экзистенции и ее экзистенциалов.Человеко-бытие открыто для него на трансценденцию как первопричину бытия, которая приходит в мир человека через разного рода символы трансцендентного-глубинные значения событий внешней и внутренней жизни.Я.выдвинул идею «осевого времени»- переломной эпохи мировой цивилизации 8 – 2 вв. до н.э.,когда во всех крупных мировых регионах возникают великие религиозно-философские учения,заложившие основы современной цивилизации. М.Хайдеггер фундаментально проработанная онтология человеко-бытия с множеством сложно прописанных экзистенциалов.Человек заброшен в мир,в кот.он обречен на бытие-в-мире через экзистенциалы «подручности» обращения с вещами-орудиями, на со-бытие с другими живыми существами,заботу о них.Основным чувственным экзистенциалом человеко-бытия оказывается страх перед бытием-в-мире,кот.в то же время может парадоксальным образом обращаться жаждой освобождения от здесь-бытия в виде бытия-к-смерти. С 1930 г. Хайдеггер все более для выражения основных определений человеко-бытия обращается к философии языка,представляя язык как «дом бытия». Ж.П.Сартр Подчеркивается свобода человека,его «проектность» - способность самому задать себя как тот или иной онтологический проект и реализовать его.Попытка сблизить идеи марксизма и экзистенциализма. Альбер Камю особенно подчеркивал роль абсурда в определениях бытия человека в мире, сравнивая бессмысленность человеческой жизни с сизифовым трудом.С одной стороны,абсурд сопровождает человека как выражение его глубинной чуждости миру, несоизмеримости человеко-бытия и бытия-в-мире.Но именно потому абсурд оказывается показателем подлинности человеческого существования,отстаивания им своей онтологической особенности.Преодолеть абсурд можно только культивированием самого абсурда как показателем экзистенции.Символом абсурдного мятежа против абсурда выступает для Камю фигура титана Прометея.

30)Основ школы и направ-я запад фил 20в:неопозитив и постпозитивиз.Неопозитивизм – влиятельное направление философии науки 20 в.,пик развития которого приходится на 30 – 50 гг.Основные представители-австрийские философы Мориц Шлик,Людвиг Витгенштейн,Рудольф Карнап,английский философ Бертран Рассел и др.Н аучное знание- высший род знания и пытался свести философию к науке. В отличие от классического позитивизма,н-м опирался на методы современной математической логики при построении моделей научного знания,второе название неопозитивизма – логический позитивизм. Главная проблема неопозитивизма – проблема научной демаркации.Наука принципиально отличается от других форм культуры,и существует некоторый признак,кот.отличает науку от ненауки.Признак-критерий научной демаркации,поскольку на его основании можно было бы отделить науку от ненауки и провести между ними как бы демаркационную разграничительную линию. Неопозитивисты поставили перед собой задачу дать определение критерия логической демаркации.Развитие неопозитивизма – это во многом развитие представлений о критерии научной демаркации. В определенной мере это можно сказать вообще об истории парапозитивизма. Два основных периода в истории эволюции критерия научной демаркации.1) период догматического верификационизма,2)период вероятностного верификационизма. Верификационизм- учение о верификации,т.е. об установлении истинности знания (от лат. veritas - истина). На более раннем этапе догматического верификационизма представители неопозитивизма строили очень простую модель научного знания,в основе которой лежали так называемые протокольные предложения,т.е. максимально конкретные суждения, которые обычно используют при ведении протокола научного исследованияНеопозитивисты также предложили более строгие модели развития научного знания.Теории могут перестраиваться,включая в себя все большее число фактов.В этом случае более частная теория может быть полностью дедуктивно выведена из более общей теории как ее частный случай.Такая модель развития научного знания может быть названа моделью дедуктивного кумулятивизма.Все,что не соответствовало их моделям научного знания,неопозитивисты рассматривали как бессмыслицу («метафизику»),которая должна быть исключена из состава подлинной научной(«позитивной»)философии. Критерий верификации оказывался для них одновременно критерием осмысленности знания. Постпозитивизм. Основные представители-английский философ Карл Поппер(1902 - 1994),американские философы Томас Кун(1922 - 1996) и Пол Фейерабенд(1924 - 1994).Главное отличие философии постпозитивизма от неопозитивизма состоит в постепенном отказе от критерия научной демаркации.Убеждение,что философия активно взаимодействует с другими формами культуры – искусством, религией,политикой и т.д.,и не существует непереходимых границ между наукой и ее социокультурным окружением.В конечном итоге наука – одна из множества форм культуры,несущая в себе общие с другими формами определения и свойства. Карл Поппер занимает переходное место между нео- и постпозитивизмом. Демаркации - (иная формулировка)не связывая ее с критерием осмысленности знания, как это делали неопозитивисты.Ставит перед собой задачу построить модель научного знания только на основе дедукции,которая является достоверным и надежным логическим выводом.Вместо верифицируемости-свойство фальсифицируемости(потенциальной опровержимости)как критерий научного знания. Научно только то знание,кот.в принципе опровержимо опытным путем-открытое знание.Контрпримеры (фальсификаторы) для научного знания могут долго не подверждаться в опыте (например, до сих пор (на момент 2009 г.) не доказано, что скорость света может быть разной в вакууме), и до тех пор научная теория (например, теория относительности Эйнштейна) благополучно существует.

Развитие научного знания по аналогии с биологической эволюцией-как борьбу за существование научных теорий,кот.рано или поздно опровергаются фактами и вымирают.П.рассматривает науку как результат социальных конвенций между учеными, опираясь на которые возводится все остальное здание науки.Наука создает как бы третий мир (кроме физического мира и психического мира нашего сознания)-мир объективного знания,который начинает вести независиоме существование от создавших его людей. Томас Кун Парадигма – это одна или несколько фундаментальных теорий вместе со своей методологией, мировоззрением, системой ценностей и норм. Развитие науки-циклический процесс,в кот.повторяются следющие четыре основные этапа:1) допарадигмальный(нет единой парадигмы в данной отрасли науки,господствует диссенсус – несогласие между учеными),2) период научной революции(создается парадигма,кот.принимается подавляющим большинством научного сообщества, и воцаряется консенсус – согласие между учеными),3) период нормальной науки(роста и расширения парадигмы),4) период накопления аномалий(задачи,кот.парадигма не в состоянии разрешить)и отказа от парадигмы Накопление некоторой критической массы аномалий приводит к отказу от парадигмы, и научное сообщество вновь погружается в состояние диссенсуса. Далее цикл повторяется. Новые парадигмы несоизмеримы с прежними. Пол Фейерабенд Начинает уже полностью отрицать критерий научной демаркации,и для него наука ничем не лучше мифологии или религии.Он даже призывает отделить науку от государства,как это в свое время было сделано в отношении к церкви.

Свою позицию он обозначал как методологический анархизм, в основании которого лежит принцип anything goes (все пойдет, все сгодится).В конечном итоге наука – это часть жизни, а жизнь нельзя окончательно формализовать, и в жизни в конце концов все идет в дело,все может пригодиться.Если нет науки как чего-то специфического, то не может быть и особой философии науки. Так в лице философии Фейрабенда философия науки 20 в. приходит к своему самоотрицанию.

31)Основ школы и направ-я запад фил 20в:постмодернизм. Сторонники так называемого постмодернизма полагают,что после второй мировой войны человечество вступило в особую эпоху «пост-современности»,для неё характерны следующие черты:1) агрессивная экспансия глобального капитализма,2) ослабление гос.централизованной власти(распад бывших империй,рост этнических проблем и т.д.),3) моделирование жизни посредством все более мощной и всеохватывающей технологии,4) развитие освободительных неклассовых движений:национальных,гендерных,движений сексуальных меньшинств,экологического движения и т.д.Эпоха постсовременности приходит на смену «модернизму»(так называется время примерно с эпохи Возрождения до второй мировой войны),для кот.были характерны следующие философские черты:1) принятие возможности абсолютного наблюдения-«взгляда творца»,т.е. позиции наблюдателя,находящегося вне наблюдаемого мира,2) принятие фундаментализма – веры в возможность абсолютного обоснования знания,3) приверженность универсализму – вере в существование универсальных принципов познания и бытия,4) репрезентационизм– вера в возможность точного соответствия утверждений о мире и самой реальности.Взамен модернистской философии постмодернисты предлагают:1) децентрацию – процедуру помещения в центр рассмотрения точки зрения непривилегированных соц.групп,2) деконструкцию – показ исторической обусловленности и противоречивости репрезентативных концепций,3) различие (дополнение) – рассмотрения знания в связи с тем,что оно вычеркивает/отодвигает на задний план.Американский культуролог Фредерик Джеймсон выделяет следующие черты постмодернистского общества:1) поверхностность

2) ослабление эмоций и аффектов,3) утрата историчности,4) господство не креативных, а репродуктивных технологий,5) рождение многонационального мирового капитализма. Жан Бодрийяр современный мир-симулякров-знаков,очень точно воспроизводящих копию оригинала при отсутствии самого оригинала.

Пост-современная культура все более стремится замкнуться в чисто знаковом бытии-симуляции, оторвавшись от всякой реальности.Социальное бытие все более превращается в бытие массовое,рука об руку с которым идут нигилизм,бессмысленность и гипертрофия потребления.

32)Основ школы и направ-я запад фил 20в:интегральный подход. Интегральный подход(integral approach)современного американского философа и психолога Кеннета Уилбера (род. в 1949 г.).На русский язык сейчас уже переведено достаоточное количество его работ-«Один вкус», «Краткая история всего»и т.д. Развиваются идеи синтеза. Бытие-живой творчески развивающийся Космос,состоящий из мириад отдельных целостностей-холонов, кот.все вместе образуют сложнейшую мировую иерархию(холархию).Каждый холон объединяет в себе свои части, холоны нижележащего уровня, и входит как часть в состав более высоких холонов.Например, атомы входят в молекулы,молекулы в клетки,клетки-в ткани и т.д.Все холоны имеют внешнюю и внутреннюю сторону(внутренний мир)и находятся в развитии.Развивается и внутренний мир холонов,поднимаясь до уровня сознания человека и выше,и внешние тела холонов,становясь все более сложными и развитыми.

Особенное внимание в своей философии Уилбер уделяет природе и эволюции человека – как одного из холонов космической холархии.Холон человека он называет также самостью (self). Уилбер выделяет пять основных измерений развития самости-вертикальные уровни развития,горизонтальные сектора,потоки (линии) развития самости,состояния,типы самости.

Все уровни можно разделить на несколько классов.

Доперсональные нет выделения чел.индивидуальности из объемлющих ее целых-социума и природы Персональные выделение человека как индивидуального существа и последующее расширение его сознания(5 орг.чувств),когда он начинает отождествлять себя с сознанием больших групп-семьи,нации,народа,человечества в целом Трансперсональные чел.открывает новые области реальности,лежащие за границами пяти органов чувств,достигая здесь все более интегрального сознания и опыта,вплоть до высших состояний сознания,описываемых во всех великих духовных традициях.

Если человек достигает некоторого уровня в своем развитии, то он затем продолжает устойчиво оставаться на нем.Более высокий уровень в идеале включает в себя предыдущий,добавляя к нему нечто новое,но в реальном развитии могут возникать разного патологии,когда гармоничного включения предыдущего в последующее не происходит и возникает более фрагментарное состояние.В конечном итоге уровень характеризуется числом перспектив, которые человек в состоянии принимать на себя, рассматривая то или иное событие с разных сторон.Чем выше уровень, тем большее число перспектив человеческая самость способна удерживать при комплексном рассмотрении каждого события. Горизонтальные сектора. Верхний левый- сектор индивидуального внутреннего развития.Он символизируется местоимением первого лица единственного числа «я». Это сфера внутреннего мира индивидуального человека. (искусство) Верхний правый- область индивидуальной внешности,под чем Уилбер имеет в виду человеческое тело, его структуру и функции в своем материальном выражении.Этот сектор символизируется безличным местоимением единственного числа «это». (наука) Нижний левый- сфера коллективного внутреннего мира,котд.символизируется местоимением первого лица множественного числа «мы».Это область коллективного внутреннего мира,сфера культуры.(мораль) Нижний правый- область коллективной внешности,под чем Уилбер понимает систему отношений человеческих тел в социальных процессах(социум).Этот сектор символизируется безличным местоимением множественного числа «эти»(наука) Линии или потоки развития дополняют идею секторов,вводя другие сферы человеческого развития,способные развиваться по вертикальным уровням.(область интеллекта,эмоций,сексуальности и т.д.) Состояния- это любые преходящие состояния человеческой самости, которые приходят, некоторое время существуют и затем уходят.(состояния сна,пиковые переживания). Типы:человек может быть разным,в зависимости не только от уровней развития,секторов,линий или состояний, но он еще может быть мужчиной или женщиной,холериком или сангвиником,экстравертом или интравертом и т.д.Перемножая градации всех пяти измерений, мы получаем огромное многообразие-своего рода пространство развития человеческой самости.По каждому из пяти измерений человек может двигаться относительно независимо,комбинируя их между собой. Например, в каждом горизонтальном секторе человек может находиться на разных вертикальных уровнях развития и т.д. В идеале человек тем более развит,чем более высоких уровней он достигает,чем в большем числе горизонтальных секторов протекает его жизнь,чем по большему числу потоков и все более он развит,чем более высокие пиковые переживания он имеет и чем более ему удается интегрировать в себе различные типологические характеристики.Идет рост массового сознания-глобализация.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...