Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философско-правовые концепции позитивизма



Философским проблемам права — его природе, сущности и перспективам развития — уделяли внимание основоположники материалистического понимания истории К. Маркс (1818—1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820—1895 гг.). По своим исходным основаниям марксистская теория права — это онтологическая объективная концепция. В работе «К критике гегелевской философии права. Вместо введения» К. Маркс считает позитивное право лишь вторичной реальностью, отражением материального бытия в определенных общественных отношениях. Исследуя экономическую обусловленность права и его классовую сущность, К. Маркс пришел к выводу, что классовые отношения не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа — они коренятся в материальных отношениях людей, совокупность которых составляет базис конкретного общества.в государстве существует только одно право — право экономически господствующего класса, а государство — лишь средство практической реализации этих интересов.Право тесно связано не только с экономикой, но и с политикой как концентрированным ее выражением. Маркс подчеркивал, что политическая и правовая идеологии образуют неразрывное единство, направленное на формирование политико-правового сознания, т.е. взгляда человека на справедливость и несправедливость, право и обязанность, власть и государственное устройство и т.д. В основе марксистской философии права лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Маркс и Энгельс классовому гражданскому обществу противопоставляли общество, в котором не будет частной собственности и эксплуатации. Переход к нему должен совершить пролетариат через социалистическую революцию. На первой ступени развития, при социализме, это общество еще сохранит остатки буржуазного права (распределение по труду и др.), но при коммунизме, когда частная собственность исчезнет окончательно и люди достигнут высокой степени сознательности, государство, а вместе с ним и право постепенно отомрут. Идея свободы личности, выраженная в тезисе «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», в марксизме не получила индивидуально-человеческого обоснования. Огюст Конт (1798—1857 гг.). Суть концепции позитивизма заключается в стремлении сделать философию «полезной» наукой. О. Конт утверждал, что только те системы знаний являются научными, которые подтверждаются опытом, т.е. являются истинами. Такими истинами, считал Конт, выступают естественные законы. Познавая их и действуя в соответствии с ними, человек выполняет свой долг и обретает свободу. Свобода у Конта, как и у Спинозы, — познанная необходимость, а в сфере права — это выполнение своего долга.На позитивистских позициях стоял и английский теоретик права Джон Остин (1790—1859 гг.), провозгласивший знаменитую формулу: «Закон есть закон». Его исходная позиция заключалась в стремлении «очистить» право от морали, психологии, политики и других неправовых составляющих, делающих право неконкретным, размытым. Право должно изучать правовые факты, опираясь на систему юридических принципов и норм. Юридический позитивизм считает, что право нельзя оценивать с нравственных или политических позиций. Общественное мнение, например, не относится к сфере права. Оно является «позитивной моралью», где уместны нравственные характеристики — «добро», «зло», «хорошее», «плохое» и т.п. Право таковым быть не может. Право есть право, а закон есть закон. Таким образом, можно констатировать, что позитивизм стремится превратить право в систему знаний о голых фактах без учета человеческих эмоций, мотивов, ценностных установок.




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1280 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...