Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природное и социальное в человеке



2. Природное и социальное в человеке. Человек – существо социальное. Но в то же время и высшеемлекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуетсяопределенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков уразных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. Напроявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальныепроцессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека внастоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдаетнаследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнемувоздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортныепроисшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако,изменяется под воздействием социальных закономерностей. Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивыеразновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием«расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групплюдей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формированииспецифических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представительлюбой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственнымивсем людям биологическими параметрами. Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждыйимеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей.Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных ибиологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладаетуникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечномногообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования. Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными,обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальныхфункций, а на определенном этапе общественного развития – также иразличиями индивидуально-личностными. Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, чтопорождает ряд проблем. Рассмотрим две из них. Аристотель называл человека политическим животным, признавая в немсочетание двух начал: биологического (животного) и политического(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих началявляется доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств,поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязьбиологического и социального в человеке. Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждыйчеловек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянногруппируем людей по различным признакам, одни из которых определяютсябиологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействиембиологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизниобщества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группамилюдей? В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаютсякритике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новыелинии практического действия, способствующие совершенствованиювзаимоотношений между людьми. К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природнымсуществом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами,жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силысуществуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такойподход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понималбиологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное дляобъяснения истории и самого человека. Марксистско-ленинская философия показывает значение социальныхфакторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разныероли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрываетдоминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природучеловека. Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Темболее что биологическая организация человеческого существа есть нечтосамоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия надней, ни евгенических проектов ее переделки.

§ 71 Человек. Индивид. Личность. Потребности и качества личности

Существование отдельных представителей челове­чества фиксируется понятием «индивид». Индивид— это конкретный человек как представитель и носитель чело­веческого рода или как член социальной общности мень­шего порядка: это своего рода демографическая едини­ца. Единичность, отдельность является предпосылкой его индивидуальности.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «лич­ность»— совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это человек как социальное существо. Об­щение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «Я».

Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов пове­дения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. Благодаря кумулятивной способнос­ти человеческого мозга, он накапливает информацию, по­лученную в процессе жизни человека, который, осмысли­вая ее в своей деятельности, формирует у себя собственно систему различных ценностных ориентации, которые про­являет в выполнении своих многочисленных социальных ролей. Социальная роль — это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм пове­дения, а также само это поведение. Основными ролями большинства личностей являются роли собственника, тру­женика, потребителя, гражданина, члена семьи.

Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии реше­ний и ответственность за их выполнение.

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Индивидуальность есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личнос­ти — черта характера, образ мышления и поведения.

Структура и содержание общественного сознания явля­ется той основой, на которой формируется духовный мир личности. При рассмотрении духовного мира личности ак­цент делается на особенностях реализации личностью сво­их мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности. На основе знаний, приобретен­ных умений, потенций формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что назы­вают интеллектом. Знания и ум превращаются в личнос­тные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определить свое отношение к миру и к себе. Эта особенность приобретает относитель­ную самостоятельность. Ее обозначают термином «рассу­док». Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребнос­ти — это переживаемое и осознаваемое человеком состо­яние нужды в чем-либо.

Различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том слу­чае, если потребности и интересы не являются крайне ан­тагонистическими и соотносятся с общими интересами. Установка — состояние готовности, предрасположеннос­ти субъекта к активности в определенной ситуации. Цен­ностные ориентации— важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепляемый жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и огра­ничивающий значимое, существенное для данного

72.роль социальной и культурной среды в формировании личности

Культура и личность

Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» - единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу объективных и субъективных условий.
Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами).
Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, - интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.
Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.
Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.
Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.
Система ценностей,оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желание и стремление человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранение и обновление культурного мира.
Сама личность как ценность, по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура в свою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.
Культура позволяет человеку становится интеллектуально-духовной, нравственной, творческой личностью.
Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.
Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

Культура и общество

Понимание общества и его соотношения с культурой лучше достигается из системного анализа бытия.
Человеческое общество – это реальная и конкретная среда функционирования и развития культуры.
Общество и культура активно взаимодействуют друг с другом. Общество предъявляет к культуре определенные требования, культура в свою очередь влияет на жизнь общества и направление его развития.
Долгое время взаимоотношения между обществом и культурой строились так, что общество выступало доминирующей стороной. Характер культуры непосредственно зависел от общественного строя, который управлял ею (императивно, репрессивно либо либерально, но не менее решительно).
Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных потребностей.
Именно общество создает возможности для использование ценностей культуры, способствует процессам воспроизводства культуры. Вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
В XX в. соотношение сил двух сторон социокультурной сферы радикально изменились: теперь общественные отношения стали зависеть от состояния материальной и духовной культуры. Определяющим фактором в судьбе человечества выступает сегодня не структура общества, а степень развития культуры: достигнув определенного уровня, она повлекла за собой радикальную реорганизацию общества, всей системы социальное управления, открыла новый путь к установлению позитивных социальных взаимодействий – диалог.
Его целью становится не только обмен социальной информацией между представителями различных обществ и культур, но и достижение их единства.
Во взаимодействии общества и культуры существует не только тесная связь, имеются и различия. Общество и культура отличаются по способам воздействия на человека и адаптации человека к ним.
Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека не заполняется социальными требованиями.
Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.
Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.

73.социальная философия – философское учение об обществе.

Один из разделов философии - социальная философия. Она изучает социальное бытие, то есть общество, его реальное существование. К числу важнейших проблем социальной философии относятся: 1) структура общества; 2) роль материальных, социальных и идеальных факторов в развитии общества; 3) периоды, циклы развития общества; 4) проблема общественного прогресса и его критериев; 5) особенности возникновения морали, искусства, религии и других элементов духовной жизни.

Вопрос № 1

Основные подходы к пониманию общества в философии

Приступая к изучению социальной философии, необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: что такое общество? каковы основные подходы к определению его сути, сложившиеся в ходе историко-философского развития?

Изучение общества начинается почти с момента зарождения философии. Среди древних философов, занимавшихся исследованиями социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и многих других. За прошедшие два с половиной тысячелетия в философии сложилось огромное число различных точек зрения по поводу сущности и специфики общества. Рассмотрим некоторые из них.

Объективно-идеалистический подход (представлен, например, в философии Г. Гегеля). Основная идея здесь следующая: история общества есть история саморазвития Абсолютной идеи, подчиняющейся определенным диалектическим закономерностям. Отсюда и общество развивается закономерно. Механизм возникновения закономерности таков: история складывается из действий отдельных людей, каждый из которых старается претворить в жизнь свои интересы и цели. Однако в результате этой целеполагающей деятельности возникает нечто иное, отличное от первоначальных замыслов. С этим "иным" люди вынуждены считаться как с объективной реальностью -- неким "историческим разумом", надындивидуальным всемирно-историческим началом, осуществляющим себя в процессе развития Мирового духа или Абсолютной идеи. Таким образом, становится понятной цель всемирной истории -- познание Мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе Мировой дух проходит ряд конкретных ступеней и, в конце концов, воплощается в понятии Народный дух, который проявляет себя в единстве государственных законов и учреждений, в искусстве, нравственности, морали, праве, религии, философии. Носителем Мирового духа в какую-либо конкретную эпоху является дух одного определенного народа.

"Разум истории", тем самым, осуществляется таким образом, что каждый народ получает право внести свою лепту в процесс самопознания Мирового духа. Процесс этот имеет свои конкретные этапы. Критерием их периодизации является прогресс в сфере свободы. Гегель выделяет четыре этапа восхождения всемирной истории: 1) восточный мир; 2) греческий мир; 3) римский мир; 4) германский мир. По мере прохождения этих этапов степень свободы народов возрастает.

Формационный подход к развитию общества (материалистическое понимание истории) разрабатывался в философии марксизма1.

Культурологический подход к развитию общества разрабатывался, например, в работах немецкого представителя философии культуры Освальда Шпенглера (1880--1936). Философ считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры.

Культура и цивилизация, по мнению Шпенглера, -- это принципиально разные явления. Культура воплощает в себе подлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к нравственному совершенствованию. Цивилизация -- это заключительный этап развития любой культуры, с которого начинается ее гибель. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах.

Цивилизация (как этап, с которого начинается старость культуры, а затем и ее смерть) начинается тогда, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию. В этих условиях городской житель лишается традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованны, но не имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне. В городах меньше соблюдаются традиции и обычаи.

Шпенглер создал учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Это следующие виды культур: 1) египетская; 2) индийская; 3) вавилонская; 4) китайская; 5) греко-римская; 6) византийско-арабская; 7) культура майя; 8) западно-европейская; 9) пробуждающаяся русско-сибирская. В целом теория Шпенглера может быть охарактеризована как циклическая теория развития общества, или теория циклизма.

Цивилизационный подход к развитию общества представлен философией английского историка, философа и социолога Арнольда Тойнби (1889--1975). В своей двенадцатитомной работе "Исследование истории" (1934--1961) он предпринял попытку объяснить смысл процесса общественного развития через понятие "цивилизация".

Общественная жизнь, с точки зрения Тойнби, представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации, которые и названы "цивилизациями". Каждая цивилизация уникальна, неповторима. Философ объясняет это географическими условиями, то есть средой обитания, или ареалом. Цивилизация -- это устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего, духовными традициями, а также географическими рамками. Каждая цивилизация в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Не все цивилизации могут пройти весь путь от начала до конца; некоторые из них погибают, не успев расцвести. Вначале Тойнби выделял 21, а затем 13 цивилизаций. Таким образом, всемирная история предстает у него как сумма историй отдельных цивилизаций, проходящих одинаковые фазы -- от возникновения до разложения.

Прогресс конкретной цивилизации определяется способностью людей, живущих в данном ареале, дать адекватный ответ исторической и природной ситуации. Если нужный ответ не найден, то в социальном организме возникают аномалии, которые, накапливаясь, ведут к надлому, а затем -- к упадку и гибели. К шестидесятым годам XX в., считал Тойнби, на Земле сохранилось пять цивилизаций: восточно-христианская (с русской ветвью), индийская, западно-европейская, дальневосточная, мусульманская. На этапе расцвета находится западно-европейская, другие же -- на этапе надлома. Спасти можно только западно-европейскую цивилизацию путем внедрения клерикализма, то есть через усиление позиций церкви в различных сферах жизни. Избежать печального конца или хотя бы отдалить его, считал философ, можно лишь путем приобщения к "вселенской религии", которая может возникнуть на основе объединения существующих мировых проповеднических культов.

Системно-синергетический подход к анализу общества основан на общей теории систем, создателем которой считают австрийского биолога и философа Людвига фон Берталанфи (1901 -- 1972). Синергетика как междисциплинарное направление научных исследований возникает в 60--70-е гг. XX столетия. Такое название этой дисциплины было предложено немецким физиком Г. Хакеном. Буквально термин "синергетика" означает "теория совместного действия". Синергетика изучает общие законы самоорганизации различных систем.

С точки зрения системно-синергетического подхода, общество представляет собой открытую, динамическую, нелинейную, самоорганизующуюся систему. Поясним значение этих терминов.

Система - совокупность взаимосвязанных элементов. При этом возникающие в ней свойства и функции являются новыми; ими не обладает ни одна из частей системы, когда они (эти элементы) находятся в разрозненном состоянии. Такие качества называют "системными". Если речь идет об обществе как системе, то его элементами являются -- человек, личность, индивид, социальные группы и организации, отношения, состояния, процессы, уровни развития.

Динамическая система -- это система, которая изменяет свое состояние во времени, например, живой организм, растение, человек.

Открытая система -- это система, которая обменивается с внешней средой и энергией (природные системы), и веществом (биологические системы), и информацией (социальные системы). Открытыми являются почти все общественные системы. Между ними происходит обмен: 1) природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства, человеческими ресурсами -- ресурсная сфера; 2) товарами, капиталом -- экономическая сфера; 3) идеями, информацией, ценностями -- информационно-культурная сфера.

Нелинейная система -- это система, которая способна развиваться из одной точки по многим направлениям. Тем самым появляется ряд траекторий эволюции систем. Следовательно, пути эволюции таких нелинейных систем не являются строго предопределенными и одновариантными.

Примеры нелинейности применительно к развитию общества: Реально существует многообразие исторического развития в эволюционном плане, то есть на нашей планете сосуществуют социальные системы с разным уровнем развития цивилизации, например, "развитые страны" и "развивающиеся страны".

Реально существует многообразие в политической и культурной жизни. Подразумевается, что одновременно сосуществует большое количество социальных систем с близкой эволюционной моделью. Например, разные варианты демократических государств. Как многолинейный процесс предстает история эволюции человеческой цивилизации. Известно, что на основе земледелия на земном шаре возникли три разных типа общества -- азиатский, рабовладельческий и феодальный.

Для пояснения суждения о том, что социальные системы могут из "одной точки" развиваться различными путями, нужно отметить, что, с позиций синергетики, разные варианты развития исторических событий существуют объективно. Это означает, что они определяются внутренними чертами самой социальной среды, а не просто, как принято обычно думать, различными действиями исторических личностей, вождей и событиями их жизни.

Самоорганизующаяся система -- это система, которая спонтанно, самопроизвольно переходит из одного состояния в другое, изменяя свою организацию, структуру. Примерами самоорганизации человечества являются вспышки эпидемий (чума, холера, оспа, грипп, СПИД), войны, вооруженные конфликты, различные катастрофы, что спонтанно регулирует численность населения.

В качестве примера самоорганизации можно привести Интернет: распространение персональных компьютеров и развитие электронной связи привело к возможности свободного и спонтанного обмена и распространения информации по всей планете.

Итак, общество -- это открытая, динамическая, нелинейная, самоорганизующаяся система.

Если общество рассмотреть в системно-синергетическом контексте, то можно предложить следующие его характеристики.

1. Как открытая система общество взаимодействует с внешней средой (природой). Механизмом этого взаимодействия является материальное производство, благодаря которому происходит производство, обмен и распределение материальных благ.

2. Общество - самоорганизующаяся система, поэтому оно строится как иерархическая система. В связи с этим отношения, возникающие между элементами общества, приобретают властный характер, что ведет к возникновению такого элемента, как политика.

3. Общество как самоорганизующаяся система порождает различные виды социальной информации (например, язык, знаковые элементы). Поскольку эта информация имеет смысл, то на ее основе возникает такое явление, как культура.

4. Общество - система нелинейная, поэтому оно развивается многовариантно, многолинейно. В этом состоит отличие данной точки зрения, например, от концепций Г. Гегеля и К. Маркса, где история общества монолинейна, или взглядов О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского, где история полилинейна, то есть каждое общество (культура, цивилизация) имеют свою неповторимую судьбу. Свидетельством многолинейности общественного развития являются, например, отличия, которые существовали и существуют между европейским и восточным путями развития, между типами исторического развития Австралии, Африки, Южной Америки.

Поскольку общество развивается как самоорганизующаяся система, постольку в нем объективно действует случайность, возникают флуктуации, то есть изменения, колебания. Тем самым происходят быстрые, скачкообразные преобразования общественных систем. Из сказанного следует, что будущее и отдельных стран, и всего человечества не является предопределенным.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 3105 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...