Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Категории диалектики. Категории диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем



Категории диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:

•единичное, особенное, всеобщее;

•причина и следствие;

I • необходимость и случайность;

• возможность и действительность;

• сущность и явление;

• структура, форма и содержание.

Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления. Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.

Категория «общее» фиксирует наличие во множестве от­дельных предметов неких сходных, общих свойств.

Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов.

Категория «всеобщее» — это общее, присущее всем без исключения классам объектов.

Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина — это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они, в отличие от причины, не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи.

Категория «необходимость» фиксирует, что необходи­мым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.

Содержание – совокупность всех элементов и процессов какого-либо объекта или явления, содержание являет­ся ведущей стороной по отношению к форме объекта. Со­держание представляет собой более мобильную сторону, тогда как форма (способ, тип, характер взаимосвязей эле­ментов) более устойчива, консервативна. В определенных пределах форма может «выдержать» частичные, локаль­ные изменения в содержании. И лишь когда изменения в содержании выходят за рамки локальных, тогда они в совокупности приводят к изменению формы, т. е. способа организации содержания. В этом проявляется как ведущая роль содержания, так и активность формы. О дно и то же содержание может выступать в разных формах, а форма может отставать в своем развитии от содержания.

Категория «сущность» фиксирует совокупность внутрен­них и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, со­храняющихся законов ее функционирования.

Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятель­ствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. По­этому явление богаче сущности. Но сущность глубже яв­ления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совла­дают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.

62.Гносеология как учение о познании

Гносеология как учение о познании относится к философским дисциплинам. Она занимается исследованиями, теориями познания и критикой. Гносеология рассматривает познания с позиций отношения исследователя к исследуемому объекту.

Гносеология как учение о познании включает субъект, наделенный волей и сознанием, и объект природы, противостоящий ему, независимый от воли и сознания субъекта, объединенный с ним лишь познавательным отношением.

Гносеология изучает такие проблемы как:

интерпретация объекта и субъекта познания,

структуру процесса познания,

проблему истины, определяя ее критерии,

проблематику методов и форм познания и др.

Гносеология изучает проблематику сути познания, определяя его возможности, а также то, как соотносятся знания и реальность. Гносеология выявляет условия, при которых познание является достоверным и истинным. Теория познания выступает основой гносеологии. Задачи этой науки заключены в анализе всеобщих оснований, которые дают возможность расценивать результат познания в качестве знания, которое выражает истинное, реальное положение вещей.
Гносеология сложилась в качестве сферы философского знания еще до формирования современной науки. Теоретическое и познавательное истолкование гносеологии начинается с того момента, как теоретические конструкции получают трактовку с позиции их соответствия истинности, реальности, т.е. их статус существования можно приписать определенным абстрактным объектам. Гносеология опирается на эмпирические данные, которые подтверждают теорию с позиции их обоснованности, определяя и анализируя в них достоверные и проблематичные знания.
Сам процесс познания является одной из основных потребностей человека.

В составе философии гносеология зародилась в античности. Условием ее зарождения явился переход, изменивший взгляда на познание. Его не стали рассматривать как на естественный процесс, который заложен в природе человека, а перешли к желанию контролировать познавательную деятельность. Выделяют определенные этапы развития гносеологии, обусловленные расширением спектра изучаемых факторов познания.
1. Сначала познание анализировалось как деятельность разума. Изучали технику мышления и логика являлась основной гносеологической дисциплиной.
2. На этом этапе методология становится основной гносеологической дисциплиной. Гносеология изучает практический и чувственный опыт, связь чувств и разума, технологии экспериментального и опытного исследования.
3. На этом этапе происходит учет многообразия оснований и способов познания, основываются новые гносеологические школы: теория неявного знания, герменевтика, феноменология, семиотика, сциентизм.
Познание протекает в двух формах, рассматриваемых в качестве сторон познавательной деятельности: рациональное и чувственное.
Чувственное познание обусловлено получением информации благодаря органам чувств и нервной системы. Знания в реальности сохраняются и обрабатываются в виде наглядных образов.
Рациональное познание основано на абстрактно-логическом мышлении. Осмысление реальности осуществляется посредством обобщенных символических знаковых средств.
Познавательная человеческая деятельность в основном опирается на способность к рациональному познанию. В то время как чувственное человеческое познание относительно схоже с познанием высших животных. Такие операции как объединение, различение, сопоставление данных, одинаковы для рационального и чувственного познания.
Главными формами чувственного познания являются восприятие, ощущение и представление.
Главными формами рационального познания являются суждение, понятие, умозаключение.

63.Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.

виды познавательной деятельности обыденно-практическое, мифическое религиозное художественное философское познание.Наука один из множества видов познаний. Виды познавательной деятельности. обыденно-практическое, мифическое религиозное художественное философское познание.Каждый вид познавательной деятельности имеет свое толкование истины свой способ раскрытия истины и свое специфическое знание. Обыденно-практическое познание. Этот вид познавательной деятельности основывается на опыте который человек приобретает осуществляется разного рода деятельностью. Результатом выступают привычки убеждения верования. Способность раскрытия истины- трудовой процесс. Осуществление какого-либо действия человеку раскрывается истина. Через обыденно-практическое человек усваевывает язык, ценности, обычаи. У него складывается нравственность. Религиозные политические убеждения. На почве обыденно-практического познания возникли все другие виды познавательной деятельности. Человек познают о мире наибольшее количество знаний формируется из обыденно-практического познания. Мифическое познание. Особенности своеобразие мифического мировосприятия. природа с точки зрения мифа арена усилий действие борющихся сил. Схватка этих сил проявляется в природных явлениях. Мифы придания. Совершение обрядов ритуалов. В обряде, ритуалах человек имитирует действие мира. Через повторение имитации мифические действия человеку раскрывается истина. Религиозное познание. Истина бог. Способ раскрытия истины откровение. Откровение момент раскрытия истины которая с одной стороны результат напряженного самоуглубления человека с другой стороны божья благодать. Цель практического религиозного познания внутренне преображение человека открывающего ему доступ к истине к богу, т.е. нужно прийти к вере. Художественное познание. Проявляет себя через предметы искусства, т.е. через результат познавательной деятельности. Искусство заключает в себе познание мира и самопознания. Искусство овеществление души. Истина отождествляется с красотой. Своеобразие художественного познания кроется и в особенности языка искусства. Язык художественных образов выступает нестолько как средство общения сколько как творческая игра смыслов. Философское познание как и в науке в философии используется строгий язык понятий. Однако истина философского познания имеет этическую составляющую. Истинное справедливое. Философия не ограничевается только решением познавательных задач. Одна из главнейших функций философии духовное преображение человека. Способ раскрытия это не только разум а также переживания нравственные искания тревоги эмоции.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 350 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...