Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия английского сенсуализма



Сенсуализм (латинское sensus – чувство, ощущение) – учение в гносеологии (в теории познания) признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный сенсуализм при определённых условиях приводит к материализму. Но если в ощущения усматривается только субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует непознаваемая «вещь в себе», то сенсуализм приводит к субъективному идеализму.

Видными представителями материали-стического сенсуализма в 17 в являлись Гоббс и Локк, Дэвид Юм, Джордж Беркли

Томас Гоббс (1588-1679),

Английский философ-материалист. Один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.

Был эмпириком, как Локк, Беркли и Юм, но в отличие от них он был приверженцем математического метода не только в чистой математике, но и в ее приложениях к другим отраслям знания.

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения.

Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Джон Локк (1632-1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Его влияние отражено в американской Декларации независимости.

Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

В учении о субстанции Локк соглашается с Декартом в том, что явление немыслимо без субстанции, что субстанция обнаруживается в признаках, а не познается сама по себе; он возражает лишь против положения Декарта, что душа постоянно мыслит, что мышление есть основной признак души.

В основном труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) развил теорий познания материалисти­ческого эмпиризма, осложненного вли­янием номинализма Гоббса и рациона­лизма Декарта. Решительно отвергнув учения Декарта и кембриджских плато­ников о врожденных идеях, Локк единст­венным источником всех идей объяв­ляет опыт. Идеи, по Локку, возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощу­щения мы воспринимаем в вещах пер­вичные, а также вторичные качества (Первичные и вторичные качества). Идеи, приобретенные из опыта, суть только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть перера­ботан деятельностью рассудка, отлич­ной и от ощущения, и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечении (абстракции), причем эти операции сами должны стать предме­том рефлексии. Посредством этой дея­тельности простые идеи преобразуются в сложные. Условием возможности об­щего знания Локк, вслед за Гоббсом, счи­тает язык. Определив знание как вос­приятие соответствия (или несоответствия) двух идей друг другу, Локк счита­ет достоверным все умозрительное зна­ние, т. е. усмотрение соответствия идей посредством разума. Напротив, опыт­ное знание только вероятно; в нем ус­мотрение соответствия идей достигает­ся ссылкой на факты опыта. На чувства опирается наше убеждение в существо­вании внешних предметов. Этот вид знания («сенситивный») Локк ставит го­раздо выше простой вероятности, но ни­же достоверности умозрительного зна­ния. Несмотря на убеждение в извест­ной ограниченности нашей способности познания субстанций, материальных и тем более духовных, Локка нельзя считать агностиком: по Локку, наша задача — знать не все, а только то, что важно для нашего поведения и практической жиз­ни, а такое знание вполне обеспечено нашими способностями.

Джордж Беркли (1685-1753) (чистый идеалист)

Философское мировоззрение Беркли развилось, отчасти, как протест против господствовавших в его время реалистических и материалистических идей, отчасти же под влиянием сенсуализма Локка. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом.

Согласно Беркли, формула «существовать — значит быть воспринимаемым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира.

Дэвид Юм (1711-1766). шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, предшественник позитивизма, экономист и историк, публицист.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Все наши идеи восходят к опыту, впечатлениям. Однако Юм не отрицал возможности априорного знания, примером которого является, с его точки зрения, математика.

Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...