Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Феноменология (учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).
Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.
Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.
Феноменологические редукции делятся на три вида.
1) чистая феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция).
2) феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция).
3) феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция).
Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании.
Макс Шелер вошел в кружок «мюнхенских феноменологов». Принципиальным вкладом в феноменологию оказалось то, что он придал ей характер мировоззрения, но главной целью для него стало не развитие феноменологии как «чистой науки», а построение феноменологической этики.
Феноменологическая этика не должна исходить из кантианского противопоставления долга и удовольствия. Согласно Канту, мы делаем нечто либо потому, что этого требует моральный долг, либо потому, что нам это нравится, из чувства удовольствия. Если последнее противоречит долгу, морали, оно должно быть вытеснено и подавлено. Это этика досады: недовольство рождается из напряжения между желанием и невозможностью его удовлетворить. Во имя долга человек вынужден лишать себя радости жизни и полноты бытия.
Сущности как ценности открыты не интеллекту, а врожденному чувству ценностей.
Выстраивая иерархию материальных ценностей, Шелер определяет такой их порядок:
— чувственные (радость-наказание, удовольствие-боль),
— гражданские (полезное-вредное),
— жизненные (благородное-вульгарное),
— культурные или духовные (эстетические: красивое-некрасивое, этико-юридические: праведное-неправедное, спекулятивно-теоретические: истинное-ложное)
— религиозные (священное-мирское).
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1105 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!