Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Три концепции истины в философии



1) Корреспондентная (от лат. correspondere отвечать, осведомляять) концепция восходит к Аристотелю (IV в. до н.э): истинно то, что разделённое считает разделённым, а соединённое соединённым, белое - белым и т.д. Аристотель понимал истину как знание, соответствующее (корреспондирующее) действительности, как «правильное, адекватное отражение предметов действительности». Это близко обыденному сознанию, согласно которому Солнце всходит и заходит, что мы каждый день видим. Во времена Аристотеля это была позиция здравого смысла, и это было бы верно, если бы у нас на ладони одной руки лежала «действительность» в чистом виде, а на ладони другой – «знание» о ней. Увы, это не так. Мир нам не дан в некоей подлинности, а задан через наше знание и деятельность. Поэтому мы не можем сравнивать знание с действительностью, а сравниваем лишь различные виды знания. В наше время корреспондентная концепция истины представляет исторический интерес.

2) Когерентная (от лат. cohaerentia сцепление, связь) концепция возникла в средневековой схоластической философии, которая стояла перед проблемой сравнения, анализа и согласования библейских текстов и текстов Аристотеля. Схоласты исходили из постулата о том, что статусом истинного знания может обладать лишь знание, согласуемого (когерентного) с Библией. Эта концепция также представляет лишь исторический интерес, но идея согласования различных форм знания и деятельности сохранилась, поскольку фактически мы всегда сравниваем не знание с действительностью, а один вид знания с другим. В этом смысле круг в определении истины неустраним.

3) Прагматическая (от гр. pragma дело, действие) концепция истины утвердилась в XIX веке в философии прагматизма (Пирс, опирался на Вико) и аутентичного марксизма: знание признается истинным, если оно ведёт к практическому и к успешному решению поставленной задачи. Поиск критерия истинности знания можно представить себе как поиск оптимального соотношения между знанием и всей системой человеческой деятельности, а истину - как достигнутое неустойчивое равновесие между ними. В поисках достоверного знания мы как в серфинге, пытаемся удержаться на гребне океанской волны, стремимся достичь и сохранить оптимальное соотношение между деятельностью и знанием. Меняются реальность, меняются наши знания, меняется и субъект познания, то есть мы с вами.

Критерий истины заключается в практике. То, что сам создал — можно знать.

Прагматическая концепция сопоставима с современной концепцией семантической истины, разработанной Тарским, но применимой, как оказалось не только в логике и математике, но и в естествознании и даже в этике. Многие логики, правда, предпочитают говорить не о прагматической концепции истины, а о «семантике возможных миров», что позволяет рассмотреть все мыслимые ситуации и оценить их с позиции выполнимости достижения цели. При этом согласовываются различные формы знания: Теории с экспериментом, одних теоретических систем с другими, научных предположений с интуицией в её не мистическом понимании, а как осознания результатов работы подсознания, возникающего в результате синестезии (объединения в единое целое) чувственного-эмоционального и рационального в человеческой жизни

Проблема истинности не решается большинством голосов или силой авторитета. Развитие знаний и их оценка – это незавершаемый процесс: «Истина есть дочь времени, а не авторитета».

Не существуют отдельно «объективной», «относительной» и «абсолютной» истин. Можно говорить лишь о различных аспектах достоверности знания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1588 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...