Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).
Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились):
• шумерская; • вавилонская; • минойская; • эллинская (греческая);• китайская;• индусская;• исламская;
• христианская;• некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:• творческого меньшинства и • инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.
Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Освальда Шпенглера (1880—1936)
Книга «Закат Европы» 1918г.
Мировая история – совокупность соседствующих и чередующихся, различных локальных культур. Культура расцветает на почве ограниченной местности, к которой она привязана, наподобие растения. Поэтому иногда ее называют Биологическая философия истории.
Культура в концепции Шпенглера это совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни, живой организм, имеющий свой срок жизни – примерно тысячу лет. Она возникает, развивается, стареет и умирает. И между различными культурами нет никакой преемственности.
Шпенглер выделяет восемь культур:
египетская индийская вавилонская китайская грекоримская византийско–арабская
западноевропейская культура майя в Америке рождение девятой русско-сибирской.
Стадии развития культуры:
зарождение
развитие
расцвет
упадок
Культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во Вселенной и т.п. Культура, зарождается в тот момент, когда из первобытно–душевного состояния детства человечества пробуждается великая душа.
Шпенглер выделяет три души культуры:
Аполлоническая душа — душа античного времени.
Фаустовская душа – культура западного человека. Главный элемент всего окружающего пространство, происходит переход во внутреннее пространство, у человека появляется богатая внутренняя жизнь.
Магическая душа – византийско–арабская культура, главный элемент пространство пещеры. Магическая душа создала свою особенную культуру, которая для нас загадочна и непонятна.
Культура умирает после того, как осуществит все свои возможности в виде:
языков,
народов,
религий,
искусств,
государств,
наук,
культура застывает становится цивилизацией.
Цивилизация в концепции Шпенглера это эпоха застоя и окостенения, в которую создание великих творении духа (искусства; наук, религии, философии) невозможно. На этапе цивилизации культура способна лишь вырабатывать технику и организацию, что позволяет ей даже увеличить собственное могущество. И, как сухое дерево, еще столетия может топорщить свои гнилые сучья, перед тем как рухнуть окончательно.
Основные признаки цивилизации:
Появление мировых городов
Появление городской массы
Деньги как абстрактный фактор
Войны за передел мира
Специфические религии
Теория культурно–исторических типов.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822–1885) – русский социолог, публицист естествоиспытатель.
Основной труд «Россия и Европа» 1869 г.
История человечества складывается из своеобразной истории отдельных культурно–исторических типов. Представление же о единых для всего мира стадиях развития есть неправомерный перенос особенностей истории Западной Европы на весь мир.
Культурно–исторический тип – это целостная система, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
41. Русская философия конца XIX – начала XX веков, ее специфика.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфичность русской философии во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.
Основными направлениями русской философии конца XIX— ХХ вв. были:
• философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
• естественно-научная философия;
• советская философия;
• философия русского зарубежья.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:
• сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);
• обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
2. " Золотым веком " духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того периода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экуменическую" Церковь.
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.
В религии — разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский.
Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Знание открывается разуму непосредственно.
3. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.
По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел.
Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.
Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.
Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.
А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.
Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.
4. Естественнонаучная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.
Основными направлениями естественнонаучной философии были:
• материалистическое;
• социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.
5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие:
• проблема ценностей;
• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу",
• проблема гносеологии;
• проблема сознания;
• проблема идеальности;
• проблема культуры;
• проблема философских методов.
6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название " философия русского зарубежья ". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский(1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
• языческий;
• приобщения к христианству;
• полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова(1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
• свобода человека подвергается угрозе извне;
• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
• ключевую роль в жизни человека играет также религия;
• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
• отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
• стратификации;
• социальной мобильности.
Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765) - гениальный ученый-энциклопедист.
Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное. Задача философии изучать человека именно как духовное существо. Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум – субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.
Своеобразным направлением в русской философии явились воззрения славянофилов. В центре их внимания находятся судьбы России и ее роль в мир историческом процессе. Возрождение форм патриархата, возврат к православным идеалам Святой Руси - это социалистическая концепция имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.
Ф.М. Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Отказался от революционной борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерно религиозная ориентированность. Истинный путь свободы - путь Богочеловека.
Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике
общественно-политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая власть - насилие - отрицание государства.
Этот период в истории русской культуры нередко именуют духовным ренессансом. Говоря об общих тенденциях развития русской философии, нельзя не обратить внимания на ее преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический характер. Философы-материалисты стали вокруг крепнущего направления марксистской мысли. В столь сложных условиях в немарксистской идеалистической мысли более уверенно чувствовали себя и действовали философы, которые опирались на солидные религиозные мысли, но стремились преобразовать их соответственно новым идейным веяниям. На Западе всегда высоко оценивали именно религиозный «поворот» в российской философии – русский религиозный идеализм конца XIX – начала XX века. Отсюда –мировое признание религиозно-философских исканий В. Соловьева, Н. Бердяева и т.д.
Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантной в русской философии начала ХХ века. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще всего предстает в виде религиозной философии человека. Но это была лишь одна из тенденций в развитии философии России. Другая, никак не менее влиятельная тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания и в тоже время стремившимся к построению широкого гуманистического взгляда на универсум. Речь идет прежде всего о так называемом русском космизме. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов(Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, и т.д.) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1529 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!