Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия нового времени. 17в – эпоха научной революции (методы науки: эмпиризм Бэкона, сенсуализм Локка, Гоббса, рационализм Декарта)



17в – эпоха научной революции (методы науки: эмпиризм Бэкона, сенсуализм Локка, Гоббса, рационализм Декарта)

18в – эпоха Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо)

19в – немецкая философия

немецкий классический идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель)

немецкий иррационализм (Шопенгауэр, Ницше)

немецкий материализм (Фейербах, Маркс, Энгельс)

19в- русская философия (Солофьев)

Характерные черты философии Нового времени:

Рационализм – преобладание рационалистического (основанного на наблюдениях и доказательствах гипотез) способа восприятия мира.

Механицизм – мир воспринимается как созданный, но существующий по неизменным законам. Мир можно описать математическими формулами.

Предмет – проблемы познания, которые касаются способов достижения истинного знания.

Метод познания – метафизический.

Специфика философии Нового времени и ее отличие от предыдущих философских эпох была сформулирована в работах Г.Галилея.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – ученый, который сформулировал

• Мир однороден во всех составляющих – земной и небесной.

• Предметы мира различаются только количественно («Природа написана языком математики»).

• Познание мира может быть основано на мысленном моделировании, идеализация (принцип инерции).

Для сравнения сформулируем основания науки эпохи Антич-ности и Средневековья

• Мир – иерархичен, земной и поднебесный миры существуют по разным законам.

• Предметы различных уровней мира отличаются качественно (Аристотель: сфера эфира – совершенное движение).

• Познание мира основано на чувственное познание (принцип от-сутствия пустоты, т.к. пустота не фиксируется органами ощущений).

Факторы, которые способствовали возвышению разума:

• кризис Возрождения с его художественно – практической направленностью;

• распространение протестантизма ориентированного на рациональную деятельность;

• успехи естествознания, механики, математики их техническое использование;

• подъем товарного производства;

• становление индустриального общества

Основные направления:

Эмпиризм

БЭКОН Фрэнсис (22 января 1561 — 9 апреля 1626) – английский государственный деятель и философ, родоначальник английского материализма. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Знание – сила».

Основные сочинения Ф. Бэкона:

«Новый органон или истинные указания для истолкования природы»

«Новая Атлантида»

«О достоинстве и приумножении наук».

Предложил идею классификации наук: По психологическому критерию.

История — это знание, опирающееся на память;

Поэзия основана на воображении.

Философия — знание, опирающееся на рассудок. Выделил

 естественную философию,

 божественную философию (естественную теологию),

 человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления).

Критическая часть философии Бэкона – учение об «идолах». Идолами Бэкон называл препятствия на пути познавательной деятельности человека. Всего выделял четыре вида идолов:

врожденные «идолы рода» – субъективные свидетельства органов чувств и заблуждения разума, свойственные всем людям.

«идолы пещеры» – зависимость познания от индивидуальных особенностей, ограниченность личного опыта людей. Проводит аналогию с мифом о пещере Платона.

«идолы рынка, или площади» – имеют социальные истоки, некорректное употребление слов в языке.

«идолы театра» – некритическое следование учению, созданному авторитетами.

Свою методологию Бэкон понимал как сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар эмпирических знаний в мед теоретической науки, в отличие от муравья, который собирает разрозненные факты – (плоский эмпиризм) и паука, который извлекает знания из книг (оторванная от опыта схоластика).

Бэкон различал опыты:

 плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты,

 светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат.

Рациоанлизм

ДЕКАРТ Рене (1596 – 1650), французский философ,

автор фразы «Сомневаюсь, следовательно существую».

Основные сочинения Р. Декарта:

«Геометрия»

«Рассуждение о методе»

«Начала философии»

«Правила метода» – «квинтэссенция» европейского рационализма:

1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить, 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения,

3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному,

4) постоянно перепроверять правильность умозаключений.

Основные методы Декарта:

Дедукция – «движение мысли», в котором происходит сцепление интуитивных истин.

«Энумерация» или «индукция» – проверка сделанных шагов на предмет отсутствия пробелов в рассуждениях

Наука в представлении Декарта это «Универсальная наука», которую он представлял в виде дерева: корень – метафизика, ствол – физика, плодоносные ветви – конкретные науки, этика, медицина и механика, приносящие непосредственную пользу.

ПРОСВЕЩЕНИЕ – особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 веке. Начертанный Бэконом план «великого восстановления наук», связывающего социальный прогресс с прогрессом научным в его произведении «Новая Атлантида» дал начало идеологии Просвещения. Главным препятствием на пути прогресса является невежество, заблуждения, предрассудки. Путь преодоления препятствий – воспитание.

Характерные черты:

 антифеодальная направленность;

 стремление создать программу социальных преобразований;

 сформировать новый идеал человека.

Основные идеи:

1. Идея «Естественного человека» – выдвинули идею о том, что классовое деление является неестественным, от природы же все люди обладают равными правами.

2. Становление новых общественных отношений, которое является следствием идеи «естественного человека». Если все люди от рождения обладают равными правами, соответственно, в обществе нет места классовому делению, которое от рождения наделяет людей разными правами и обязанностями (например, крестьянин и помещик).

3. Идея прогресса

4. Энциклопедизм. Идеологи эпохи Просвещения ставили задачу просвещения народа, что предполагало особое внимание к образованию.

Представители эпохи Просвещения

ДИДРО Дени (1713 – 84) – французский философ. основные понятия различных наук – физики, математики, экономики, политики.

ВОЛЬТЕР (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694 – 1778) – французский писатель и философ –

«Философские письма» (1733),

«Философский словарь» (1764 – 69).

С именем Вольтера связано распространение в России вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689 – 1755). Выступал против абсолютизма. Анализировал формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей.

«Персидские письма» (1721),

«О Духе законов» (1748).

РУССО Жан Жак (1712 – 1778) – французский писатель и философ. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности.

«Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755),

«Об общественном договоре» (1762).

Немецкое просвещение

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед. Интересны его представления о мире. Реальный мир состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад. Существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию. Предвосхитил принципы современной математической логики. Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.

«Монадология»

«Теодицея»

«Новые опыты о человеческом разуме»

«Об искусстве комбинаторики»

ГЕТЕ Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) – немецкий писатель, естествоиспытатель, Философское сочинение «Фауст», насыщенно научной мыслью своего времени.

Английское просвещение

ЛОКК Джон (1632 – 1704) – английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Социально – политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

СМИТ Адам (1723 – 90) – шотландский экономист и философ. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686 – 1750) – «История Российская с самых древнейших времен».

НОВИКОВ Николай Иванович (1744 – 1818) – русский просветитель, писатель. Издавал книги по всем отраслям знаний.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 – 1765) – русский ученый – естествоиспытатель, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...