Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
2 – ая половина XVIII и первая половина XIX века.
Предмет НКФ – культура
Цель НКФ – трансформировать философию в науку
Принцип НКФ – самосознание
Метод НКФ – диалектика, происходит возвращение в философию диалектического способа понимания мира.
Основные характеристики немецкой классической философии:
идея свободы – французская революция воспринята как начало новой эпохи, когда будет установлен строй, обеспечивающий гражданские права и свободы каждому;
систематическая разработка диалектического миропонимания и способа мышления;
установка на создание философии как науки;
взаимодействие Я и культуры = понятие деятельности.
Представители
КАНТ Иммануил (1724 – 1804) – создатель философии субъективного духа или трансцендентального (лат. выходящий за пределы) идеализма.
Два творческих периода:
докритический (до 1770 г.) «Всеобщая естественная история и теория неба» – создает теорию бесконечной Вселенной как в пространственном, так и во временном смысле; критический Основные произведения этого периода:
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способностей суждения».
В «Критике чистого разума» исследует познавательные способности человека. Выделяет следующие способности человека, которые не зависят от человека и определяют опыт:
• Созерцание (чувственное восприятие мира. Для упорядочивания многообразного опыта, чувства должны быть синтезированы. Эту функцию выполняют априорные формы – пространство и время).
• Рассудок (обрабатывает полученный опыт, оперирует суждениями. Суждения могут быть аналитическими – упорядочивающие имеющийся опыт и синтетическими – формирующие новое знание, независимое от опыта. Объединяют наше знание 12 категорий – априорных понятий).
• Разум (направлен на рассудок. В случае попытки выйти за границы опытного знания уходит в сферу заблуждений. Их Кант называет антиномиями.)
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) – создатель философии объективного духа.
Основные произведения:
«Феноменология духа»;
«Философия права»;
«Наука логики»;
«Энциклопедия философских наук».
Основная идея: природа, общество и человеческое мышление являются следствием развития сверхприродного субстанционального начала – мирового разума, мирового духа, абсолютной идеи.
Основной принцип философии Г.Гегеля – тождество бытия и мышления
Три этапа развития абсолютной идеи:
1. Доприродное бытие (чистое мышление – система категорий и логика).
2. Бытие в природе (инобытие абсолютной идеи Бытие в природе формируется в
Механика (пространство, время, движение, тяготение)
Физика (свет, звук, теплота, химические процессы)
Органическая физика (геологическая природа, растительная природа, животные организмы)
3. Философия духа (религия – абсолютная идея открывается человеку богом в виде откровения; искусство – отображение человеком абсолютной идеи, увиденной гениальными людьми, философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи, это знание, данное богом и понятое гениальными людьми).
ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804 – 1872) – создатель философии антропотеизма (обожествление человека).
Основные произведения:
«Сущность христианства»
«К критике философии Гегеля»
«Основы философии будущего».
Основные идеи: теологию Фейербах предложил заменить антропологией без христианского бога, но с богом человеком. Человек человеку бог – суть философии Фейербаха.
ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1726 – 1814) –
«О назначении человека»
«Ясное как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию»
Основные идеи: определяющую роль в познании мира играет деятельностное Я. В акте самосознания совпадают субъект и объект.
Я можно представить как Я и НЕ – Я, результат – абсолютное Я. При этом Я всегда сознательно и задает направление человеческой деятельности, Не – Я – пассивно, они ограничивают друг друга, т.о. возни-кает абсолютное Я.
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 – 1854)
«Идея философии природы»
«Система трансцендентального идеализма»
«Философия и религия»
Основные принципы:
• Тождество субъекта и объекта
• Сознание и природа в своѐм развитии проходят один и тот же путь.
Природа – бессознательная жизнь разума, порождает сознание. Развитие природы целесообразно. Она проходит путь от неорганической природы (бессознательного) к органической природе и к сознанию. Противоречия бессознательного и сознания снимаются посредством искусства, создаваемого эстетической деятельностью.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 567 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!