Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реализм и номинализм



Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только лишь поэтому человеческий разум может познать сущность вещей. Противоположное направление было связано с подчёркиванием приоритета воли над разумом и носил название номинализма. Термин номинализм происходит от латинского слова что значит имя. Согласно номиналистам, общие понятия только имена, они не обладают не каким самостоятельным существованием вне и помимо единичной вещи. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.

Вопрос №16 Становление и особенности средневековой мусульманской философии. Основные направления религиозной философии: калам, исмаилизм, суфизм и др.

Возникновение арабо-исламской философии.

Термин "арабо-исламская" философия достаточно условен. Под ним подразумевается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя философия эта далеко не всегда была религиозной, развивалась она все же в культуре, где доминировал ислам.

Характер и содержание ее определило то обстоятельство, что она возникла сразу же как средневековая, со всеми ее особенностями. Что это значит?

Победа ислама в борьбе с родо-племенной идеологией, языческой религией в Аравии и установление в результате завоеваний господства на огромной территории (от границ Индии и Китая до Испании) принесли новую форму организации общественной жизни, знаменовавшую приход на место родовых связей отношений феодальных. Монотеистическая религия ислама стала идеологией этого объединения. Исламская культура впитала в себя многое из того, чем уже обладали жившие здесь народы и что придало своеобразные черты ее облику. Это довольно скоро выразилось в появлении многочисленных сект внутри ислама. Разные формы протеста против навязанной силой религии выливались в идейные течения. В них сказалось влияние древне-иранской религии зороастризма, гностицизма, религиозно-философского учения манихейства, вобравшего в себя в свою очередь идеи зороастризма, христианства и буддизма. Наконец, огромное влияние на развитие исламской теологии оказала античная мысль. И все же, арабо-мусульманская философия как часть исламской культуры по сути дела оказалась без этапа древности - за нее эту стадию прошли другие, достижениями которых она успешно воспользовалась и довольно скоро (уже в XI-X вв.) выступила как имеющая свое собственное содержание и немалые успехи в разработке проблематики и обогащения философского видения мира.

Основные направления религиозной философии:

Суфизм – мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 веках, окончательно сформировалось в 10-12 веке. Для суфизма характерно сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога и слиянию с ним. Оказал огромное влияние на арабскую и персидскую поэзию.

Калам – мусульманское спекулятивное богословие. Возникло в 8-9 веках в неортодоксальной форме среди мутазилитов, в 9-10 веках адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами. В отличие от мусульман они разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально – логические доводы (соотношение божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека).

Исмаилизм. Исмаилиты приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в халифате в 8 веке и назв. По имени Исмаила, который считался законным 7 имамом.

Мутазилизм. Мутазилиты придерживались идеи свободы воли человека на основе принципа божественной справедливости и приоритете разума над верой. Аллах дал человеку лишь способности к совершению поступков, а человек сам выбирает, каким образом эти способности приложить к реальности. В отличие от кадаритов, мутазилиты не отвергали наличие определенной связи между волей бога и волей человека.

Согласно мутазилитам, любое убеждение должно быть предварительно подвергнуто сомнению в его истинности, а затем доказало путем логических выводов.

Философия мутазилитов базировалась на традициях Аристотеля и неоплатонизма. Догматика мутазилитов формировалась в философских спорах, результатом которых стало создание ряда школ и философских кружков.

В начале IX в. мутазилиты выработали пять основных положений своего учения, названных ими "корнями": признание божественной справедливости, предполагающее свободу человеческой воли, единобожие, "обещание и угроза" (рай для покорных Аллаху и ад для непокорных), "промежуточное состояние" (выход мусульманина, совершившего тяжкое преступление, из числа верующих и нахождение его в промежуточном состоянии между верой и неверием) и "повеление одобряемого и запрещение порицаемого" (обязанность правоверного мусульманина способствовать любыми силами торжеству добра и попранию зла).

Разработанная мутазилитами концепция разума стала основой двух иудаистских течений - ортодоксальных раббанитов и караимов, отрицавших авторитет Талмуда и традицию раввинистических толкований, допускавших возможность самостоятельной интерпретации священных писаний.

Мутазилиты занимались широкой пропагандой своего учения, для чего рассылали эмиссаров в Армению, Йемен, Магриб, Хорасан. Мутазилиты занимали активную анти-омейядскую позицию и активно способствовали падению Омейядского халифата.

Начиная с 847 г., с возвращением идей суннизма в официальный ислам, мутазилиты были подвергнуты гонениям, однако не исчезли, а продолжали развиваться. Основные школы мутазилизма сложились в Багдаде и Басре.

Вопрос №17 Средневековая арабоязычная философия. Философское мировоззрение Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда, Аль-Кинди.

Термин "арабо-исламская" философия достаточно условен. Под ним подразумевается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя философия эта далеко не всегда была религиозной, развивалась она все же в культуре, где доминировал ислам.

Характер и содержание ее определило то обстоятельство, что она возникла сразу же как средневековая, со всеми ее особенностями. Что это значит?

Победа ислама в борьбе с родо-племенной идеологией, языческой религией в Аравии и установление в результате завоеваний господства на огромной территории (от границ Индии и Китая до Испании) принесли новую форму организации общественной жизни, знаменовавшую приход на место родовых связей отношений феодальных. Монотеистическая религия ислама стала идеологией этого объединения. Исламская культура впитала в себя многое из того, чем уже обладали жившие здесь народы и что придало своеобразные черты ее облику. Это довольно скоро выразилось в появлении многочисленных сект внутри ислама. Разные формы протеста против навязанной силой религии выливались в идейные течения. В них сказалось влияние древне-иранской религии зороастризма, гностицизма, религиозно-философского учения манихейства, вобравшего в себя в свою очередь идеи зороастризма, христианства и буддизма. Наконец, огромное вли 0 яние на развитие исламской теологии оказала античная мысль. И все же, арабо-мусульманская философия как часть исламской культуры по сути дела оказалась без этапа древности - за нее эту стадию прошли другие, достижениями которых она успешно воспользовалась и довольно скоро (уже в XI-X вв.) выступила как имеющая свое собственное содержание и немалые успехи в разработке проблематики и обогащения философского видения мира.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...