Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение Аристотеля о сущности



Аристотель говорит, что существует три вида сущностей:
1. которые воспринимаются чувствами и являются преходящими (растения и животные)
2. чувственные, но вечные (небесные тела)
3. ни чувственные, ни преходящие (разумная душа в человеке, а так же Бог).

Рассматривая соотношение материи и формы, А. выявляет динамизм сущего в его развитии. При этом, А. усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. Он говорил о смысловом начале всего сущего, а так же об иерархии его уровней - от материи, как возможности образования единичных форм бытия и дальше от неорганических образований к миру растений, живых существ, разных видов животных и, наконец, к человеку и обществу. Значит, у Аристотеля огромную роль играл принцип развития сущего, что связано с категориями пространства и времени, которые выступают у него как место и число движения, т.е. как последовательность реальных и мысленных событий и состояний.
А. разработал иерархическую систему категорий в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Стремясь упростить эту систему А. признал основными только три категории:
1.Сущность
2.Состояние
3. Отношение.

Учение Платона о бытии и познании, концепц. идеальн.гос-ва

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. Политика - иск-во спасения души, кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во - рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципы с реальн. дейст-стью. Право на упр. - с 50-60 л. Для 2й группы - общее имущ-во, жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в воспит. чувства умеренности и самоогранич. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.

Гераклит Рассвет его деятельности пришелся примерно не 500 год до н.э. О его жизни известно очень мало: принадлежал к аристократии города Эфесса. Обладал огромной известностью благодаря своему учению, что все находится в состоянии постоянного изменения. Был мистиком. Рассматривал огонь, как основную субстанцию. Все подобно пламени в костре рождается благодаря чей либо смерти. В мире существует единство. Оно образуется сочетанием противоположностей. Г. был склонен к сарказму и не был по сути своей демократом. Презрение к человечеству заставляет его думать, что только сила может принудить людей действовать в соответствии с их собственным благом.
Он верит в войну.

"Всякое животное направляется к корму бичем".

"Ослы золоту предпочли бы солому".

"Война - отец всего и всего царь: одним она определила быть Богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными".

Этика Г. представляет собой аскетизм, сильно напоминающий Ницшеанский. Он рассматривает душу как смесь воды и огня: огонь - благородное начало, вода - низменное. Презирает страсти, которые отвлекают людей от их главной цели. Отношение к религиям враждебное, но он имел свою: склонность к мистериям.

У Г. была и другая доктрина: о слиянии противоположностей. Его вера в борьбу связана с этой теорией: в борьбе противоположности сливаются, чтобы породить движение, которое и есть гармония. В мире существует единство, но достигается оно в результате различия. Его время во всеобщее изменение была выражена во фразе:"Все течет".
Гераклит при всей своей вере в изменения допускает нечто вечное - огонь, который никогда не умирает. Мир всегда был, есть, и будет, вечен живым огнем. Но огонь меняется и его постоянство является постоянством процесса.

Вывод: Гераклит создал доктрину вечного потока и наука не может ее опровергнуть.

Фалес: Фалес Милетский (ок. 624 - ок. 546 до н.э.) - греческий философ и математик из Милета. Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы. Считался одним из семи мудрецов Греции. В Египте занимался изучением причин наводнений, нашел способ измерения высоты пирамид. По словам Геродота, Фалес предсказал солнечное затмение, наблюдавшееся 28 мая 585 до н.э. Считал материю одушевленной. Пытаясь определить основу материального мира, пришел к выводу о том, что ею является вода. Фалес (между 640 и 545 до Р.Х.) - древнегреческий философ, основатель Милетской школы философии, одной из первых зафиксированных философских школ. Хотя принято считать, что западная философия начинается с греков однако первые философские системы возникли не в самой Греции а на западном побережье Малой Азии - в ионийских городах, которые были основаны греками и в которых раньше, чем в самой Греции получили развитие промышленность, торговля и духовная культура Этот район еще называют Ионией, поэтому философские системы разработанные философами - выходцами из этого района, носят название ионийской философии.Впервые философские воззрения возникли в Милете в VI-V веках до Р.Х. Милет в то время был крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов. Фалес происходил из знатного рода. В своей жизни и творчестве соединял вопросы практики с теоретическими проблемами, касающимися вопросов мироздания. Он много путешествовал по разным странам используя эти путешествия для расширения и приобретения знания Был всесторонним ученым и мыслителем, изобрел несколько астрономических приборов. Стал известен в Греции тем, что удачно предсказал солнечное затмение в 585 г. до Р.Х. Все свои натурфилософские познания Фалес использовал для создания стройного философского учения.Так, он считал, что все существующее порождено водой, понимая под ней влажное первовещество Вода - это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены В качестве примера своей мысли Фалес приводил такие вещества как магнит и янтарь: так как магнит и янтарь порождают движение значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир одушевленным, пронизанным жизнью. Он заложил теоретические основы учения, имеющее название гилозоизм. Хотя гилозоизм имеет свои корни в мифологии, у Фалеса он получает философское обоснование. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог. В области науки Фалесу принадлежит заслуга в определении времени солнцестояний и равноденствий, в установлении продолжительности года в 365 дней, открытие факта движения Солнца по отношению к звездам. Он также имеет заслуги в области создания научной математики. Так, считают, что он первым сумел вписать треугольник в круг. Все это принесло Фалесу славу первого мудреца из знаменитых "семи мудрецов" древности. Плутарх приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса: "Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее всего? - Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? - Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она непреодолима. Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют" [Плутарх. Пир семи мудрецов.9. 153].

Вопрос №13. Проблема человека и общества в античной философии. Софисты, Сократ.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный момент её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.

Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист. (ранее натуралистич.) период греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит. говорить - учили за плату. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий, Продик)/младш. (Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. - Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел. познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Все существующее в космосе прих. в противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом. Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы познать, т.к. между быт. и мышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл. способностью мышл-я создавать несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся от средства его выр-я - слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ. дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то, что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).

Сократ Сократ был Афинским гражданином, обладавшим небольшими средствами, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты.

Достоверно известно, что в 399 году до н.э., когда С. было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен (обвиняли в том, что "он исследует то, что под землею и то, что в небесах, делая более слабый довод более сильным и научая тому же самому других"). На него падало подозрение в сопричастности к аристократической партии, откуда была молодежь. Его заставили выпить яд.

Сократ был хорошо известной личностью а Афинах. Но за пределами этих фактов сведения о С. приобретают спорный характер. Его ученики Ксенофонт и Платон рассказывали о нем разные вещи. Сократ был благочестив и его влияние на юношество было благотворным. Он был занят вопросом о том, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. В представлениях С. человек должен быть определенного типа: уверенный в себе, великодушный, равнодушный к земному успеху, верящий, что им руководит божественный голос, ясно мыслящий.

Сократ верил в бессмертие, его не тревожит страх перед вечными муками. Он был поглощен этическими вопросами, а не научными. В своих диалогах он занимался поиском определенных этических терминов. Приобретение знаний имеет самое важное значение. Он утверждал, что ни один человек не грешит сознательно и поэтому необходимо лишь знание, чтобы сделать всех людей добродетельными.

Диалектика, т.е. метод получения знания путем вопросов и ответов не была изобретена Сократом. Ее впервые применил на практике применил ученик Парменида - Зенон.
Начиная с С. эллинская философия начинает постепенно обращаться к изучению темы человека, смыслу его жизни, свободы и счастья. Человек рассматривался как микрокосмос, существо общественное (полисное), и нравственное. Подчеркивалось, что для того, чтобы верно ориентироваться в окружающем мире и жить в соответствии с его законами, человек должен познавать этот мир и самого себя. Быть счастливым - значит познать самого себя и придерживаться умеренного образа жизни, творить добро и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природой.

Вопрос №14 Средневековая философия. Идея Бога как сущность христианской философии.

Бог - есть источник бытия, чистая форма. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.
А. считал достойным познания такие объекты как бог и душа: бытие бога возможно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - из обобщения опыта. Он анализировал идею бога в соотношении с человеком, а человека - в отношении к богу. Душа - не материальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна.
Мировоззрение А. теоцентрично: в центре духовных устремлений - бог, как конечный пункт размышлений. Проблема бога и его отношения к миру выступает у А. как центральная.
А. рассматривает бога как вне материальный абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Бог - сверхприроден. Мир природы и человек, будучи результатом его творения, зависит от творца.
Утверждал принципы: бестелесности бога, бесконечности божественного начала.

Вопрос №15 Учения: Августина, Аквинского. Номинализм и реализм.

Августин 354 - 430 гг. Гениальный мыслитель, заложил прочный фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики, истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порок и повреждение формы.

Ф. Аквинский родился около 1225 года умер в 1274. Величайший представитель схоластической философии. В католических учебных заведениях систему святого Фомы преподают как истинную философию. В большинстве вопросов Аквинский следует Аристотелю. Благодаря Аквинскому, философия Аристотеля заняла господствующие позиции вплоть до эпохи Возрождения. Св. Фома был сыном графа Аквинского из неополитанского королевства. Учился в университете в Неаполе, затем вступил в доминиканский орден и отправился в Кельн для продолжения образования, но вся остальная жизнь прошла в Италии. Наиболее значительные произведения Фомы - "Сумма против язычников". Его цель - утвердить истинность христианской религии доводами, обращенными к читателю.

Индивидуальность человека - это личностное единство души и тела.. Душа обладает животворящей силой человеческого организма. Она нематериальна и самосуща: она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа может образовывать то, что есть человек. Фома придерживался идеи бессмертия.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 844 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...