Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема России в поэзии Н.Рубцова



Судьба России воспринимается Н.М.Рубцовым как личная судьба. Он чувствует себя прямым наследником ее истории, культуры и её субъектом - лицом, чья жизнь и судьба неотделимы от судьбы Отечества. Наиболее близким, ёмким предметом и объектом выражения личностного отношения к Родине, гражданского чувства выступает в его поэзии Природа. Её Поэт рассматривает с позиции эстетической категории возвышенного: как явление близкое, которое таит в себе огромные потенциальные силы и не может быть полностью освоено. Это недостижимое, но очень желанное, искомое, необходимое. Природа в творчестве Н. М.Рубцова одухотворена. Истоки, корни такого видения - в классической поэзии, в национальном сознании, в христианской вере, восходящей к языческим представлениям, мироощущению и обрядам. «Древнейшее язычество состояло в обожании природы, - писал А.Н.Афанасьев, - и первые познания об ней человека были вместе и его религией». Народ творил язык и мифы, был, подчёркивает историк и фольклорист, «действительным поэтом».

Русский народ пронёс через тысячу лет, во многом адаптированные, но свои древние обряды и традиции языческих предков, сохранив свою генетическую память, свой духовный стержень. «Русскому люду какую хочешь веру дай, хоть в воду его макай, хоть плоть обрежь - всё одно он своему Богу будет молиться, тому, что в сердце его. Тем и не похожи мы на другие народы, а потому и вера чужая в сердце не отзовётся».

Единство с природой лежит в основе жизни и творчества Н.М.Рубцова. Живой дух народной поэзии слышится в идейном содержании, стиле, жанре, образах его стихотворений «Осенние этюды», «Выпал снег...», «В лесу», «Видения на холме», «Шумит Катунь» и других произведениях, где реальный мир полон фантастики. Вспоминаем:

Знаешь, ведьмы в такой глуши

Плачут жалобно.

И чаруют они, кружа,

Детским пением,

Чтоб такой красотой в тиши

Всё дышало бы,

Будто видит твоя душа

сновидение.

(«Сапоги мои - скрип да скрип...»)

... Мимо башен, идолов, гробниц

Катунь неслась широкою лавиной,

И кто-то древней клинописью птиц

Записывал напев её былинный.

Катунь, Катунь - свирепая река!

Поёт она таинственные мифы

О том, как шли воинственные скифы, -

Они топтали эти берега! (...)

(«Шумит Катунь»)

Дыхание вечности чувствует Н.Рубцов всюду: «Катунь... поёт таинственные мифы», а «по холмам, как три богатыря, еще порой проскачут верховые», о русской старине напомнит то «полусгнивший овин», то «хуторок с позеленевшей крышей». Представляемые картины обретают реальность в облаках над дорогой: они «В пыли веков мгновенны и незримы». В прошлом находит поэт разгадку вечной тайны - величия и красоты родной земли. Он не устремляется в прошлое, но «постигает сегодняшний день в его исторической объемности». В «Старой дороге» открывает автор истоки национальной жизни России, величие и вечность «русского духа»:

Здесь каждый славен -

мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь,

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой,

Перекликаясь с теми, кто прошел,

Перекликаясь с теми, кто проходит.

Здесь русский дух в веках произошел,

И ничего на ней не происходит.

Но этот дух пойдет через века!

Эта перекличка душ становится реальностью жизни, если вспомнить слова поэта, которые имеют самое непосредственное отношение к старой дороге от пристани Устье-Толшменское до села Никольское: «Жаль старой дороги. Новую прямую прокладывают. Разрежут всё на мелкие части. Пешеходам ничего не остаётся.» Старая дорога, вспоминает современник поэта А.Мартюков, «звала ускорить шаг, прибавляла силы. А возле. бежали тропинки, делали всё, чтобы можно было спрямить путь, а где надо, выйти на берег настоящей реки. И так, пока идёшь до села Никольского, несколько раз облегчала она мысли человека». Поэт часто ходил пешком по бескрайним российским просторам, преодолевая многие километры. Так на Алтае, на Чуйском тракте, летом 1966 года, самой жизнью рождён поэтический образ «старой дороги».

Глубину таланта Н.М.Рубцова оценил А.В.Ларионов устами главного героя романа «Рок»: «Страх бьёт, как он мог провидчески точно изъяснять чувства, - поражался Легостаев. - Какой же в нём жил тонко чувствующий божественный дар, сколько в нём тихой печали, истый северянин, говорящие уста природы». Своеобразие бытового уклада и культуры Севера, сохранившись дольше, чем в других областях страны, не могло не отразиться на развитии поэзии, как наиболее подвижном и восприимчивом роде художественного творчества. Поэты всегда обогащались «притоком своих родных сил», исходили из народной системы образов и символов, в которых воплощена основа русского духа. Вологодчина, северное русское откровение породили и вырастили Поэта. Стремление следовать народной культуре, по словам С.Орлова, «выгодно подчёркивает самобытность поэтов Севера в нашей... поэзии».

Поэт как бы соединяет время, связывает в единое целое разные исторические эпохи, оттого сегодняшние картины у Н.Рубцова глубоко историчны:

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Это признание в сострадающей сыновней любви к Родине выражено очень простыми словами, и в этом союзе «звуков, чувств и дум» предстает образ тысячелетней России. Оно как бы отодвигает в небытие «тупой башмак скуластого Батыя». Признание в любви к Родине здесь — реально выраженная сила добра, противостоящая также вполне конкретной силе зла. Лирическое «я» поэта здесь вырастает до значительного обобщения, сливается с множеством других «я» - людьми былых веков, которые отодвинули когда-то от лика земли своей «тупой башмак» не одного завоевателя и с которыми поэт ощущает здесь «самую смертную связь» в любви к Родине.

История Родины, память о величайших событиях, таких, как Великая Отечественная война, для поэта - святыня, которая вызывает поклонение, бездонность печали и тревоги. Поэт - не историк. Он не стремится к последовательному изложению тех или иных исторических событий. «Для него главное: «схватить» и художественно выразить дух времени, т. е. главные, наиболее характерные черты эпохи, которые дают нам, читателям, наиболее яркое и целостное представление об этой эпохе, делают нас как бы соучастниками тех или иных исторических событий». Черты времени передает нам Н.М.Рубцов: тема войны была личной для «поколения безотцовщины» 60-х. В стихотворении «Русский огонек» она вырастает до большого, весьма актуального обобщения, выходит к общемировым проблемам войны, мира, надежды и веры. Лирика сливается с высокой эпичностью: лирическое «я» поэта, образ хозяйки и тема прошлого Родины соединяются в интонации, в поэтическом смысле контекста стихотворения.

Слово «Земля» у поэта - не территориальное понятие, но «идейное, духовное, нравственное, объединяющее людей в единство народа не только по признакам происхождения от единого корня, но и по их идейно-нравственному устремлению». Чувство Родины, родной земли, нужд и судеб Отечества, его людей - стержневое содержание «золотого века» литературы, а затем и народно-крестьянской поэзии С.Есенина, Н.Клюева. Так сложилась их психология, так предписывали православная вера и традиционный уклад народной жизни. Ощущением неотделимости от матери-земли проникнута и лирика Н. Рубцова. Выражение этого чувства -сквозная тема его творчества, которую лучше всего определить словами Н.Гоголя, сказанными о «Капитанской дочке» А.С.Пушкина: «...простое величие простых сердец».

Судьба России, «её прошлое, настоящее и будущее - вот что прежде всего глубоко волнует и Пушкина, и Есенина, определяет неустанный художественный поиск, гражданскую позицию каждого из поэтов, -подчёркивает духовную близость мастеров слова Ю.Л.Прокушев, - вот что является главной темой всего их творчества, вот их извечная радость и боль, их немеркнущая мечта и надежда». Именно такое, трепетное и вдохновенное чувство Родины воспринято и воплощено в творчестве поэтом другой эпохи - Николаем Михайловичем Рубцовым:

Привет, Россия - родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим овинам у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

К некоторым страницам истории поэт относится с болью и недоумением, призывает критически осмыслить прошлое, предупреждает от повторения ошибок:

Сталин что-то по пьянке сказал -

И раздался винтовочный залп!

Сталин что-то с похмелья сказал -

Гимны пел митингующий зал

Хотя в миропонимании поэта нет канонической веры, его герои помнят, как «колокольня вдали деревни еще оглашала набатом», он видел «на чем поднималась великая Русь» («Жар-птица»). Вера у Н.М.Рубцова не просто присутствует, но живёт на уровне сознания и на уровне чувства, ощущения. Поэту близка не религиозная эстетика, а реальные жизненные ценности, в них он видит корни и прекрасного, и возвышенного. Его путь к православию, как уже отмечалось, пролегал через русскую классику, где истинная свобода и независимость обретается героями произведений на пути к духовно-нравственной цельности, причастности к христианской основе бытия, синтезирующей доброе, красивое, вечное - созидательное и возвышенное. Эстетическое усиливает и проявляет жизнетворный смысл Добра, его вечную силу, непобедимость.

«Утверждение духовного мира национальной самобытности», - основная идея его поэтического творчества. Эта органичная для жизненной и эстетической позиции Поэта идея продолжает мысль и пафос классической русской литературы, герои которой несут в себе и сознание греха, и органическое стремление к покаянию, и жажду делать добро, и взлеты к идеалу святости и безграничной жертвенности «за други своя». Так раскрывается перед нами «русское национальное православное самосознание», которое есть «весь уклад жизни и глубокий внутренний настрой».

Произведения Н.Рубцова не претендуют на собственно духовные стихи с их каноническими формами и четкостью образной системы -состояние его души приближено к восприятию мира, которое названо в православии Благодатью. Ему, как и Ф.Тютчеву, и С.Есенину, была близка идея христианской соборности, т.е. духовного единения.

Николай Рубцов чувствовал, что социальное обустройство России крепилось и оживлялось духовным строем, истекавшим из веры, хотя церковные таинства, как отмечено, оказались поэту недоступны и, вероятно, поэтому не нашли отражения и оценки в творчестве. Философская платформа его взглядов сопряжена с православием, но и черты языческого миропонимания поэту тоже не чужды. Такое сочетание всегда было свойственно нашему народу и не являлось противоречием верующего сознания, ведь многое в христианстве возникло на основе язычества. Справедливо писал А. Михайлов, что «эмоциональный акцент» поставлен в поэзии Н. М.Рубцова «на извечном, на том, что менее всего подвержено влиянию времени. Истоки силы, народного характера уходят в глубину веков...», именно там находится «корень, прочная сила которого испытана мечом и огнем. Ее и призывает он хранить вместе с волей и государственностью...».

В слиянности своей судьбы с единством человека и мира проявляется гражданственность Н. М. Рубцова. Его стихи не только напоминают нам о национальной гордости и о том, что каждый из нас ответственен за судьбу Родины, за её будущее, но и внушают чувство гражданской ответственности. С.Есенин писал: «Радуясь, свирепствуя и мучась, // Хорошо живётся на Руси». И в душе Н.Рубцова, несмотря на очевидный жизненный разлад с окружающей действительностью, живёт уверенность в вечной устойчивости и гармонии:

Но в наши годы плакать невозможно,

И каждый раз, себя превозмогая,

Мы говорим: «Всё будет хорошо».

(«Осенние этюды»)

Нельзя не подчеркнуть, что в русской классической литературе судьба одного человека переплетена с судьбами Родины и мира. Так и творчество Н. М.Рубцова, продолжая традиции отечественной классики, запечатлело положение человека в реальной действительности, судьба которого тесно связана с Россией и всем миром.

Свой эстетический и социально-нравственный идеал, т.е. представление о жизни, какой она должна быть, поэт раскрывает в большом числе произведений. Приведём здесь «Осенние этюды»:

... Одного сильней всего желаю -

Чтоб в этот день осеннего распада

И в близкий день ревущей снежной бури

Всегда светила нам, не унывая,

Звезда труда, поэзии, покоя,

Чтоб и тогда она торжествовала,

Когда не будет памяти о нас...

Творческая, деятельная, духовно насыщенная жизнь в мире труда и любви. К этому стремился поэт, хотя так и не обрёл желанного за свою недолгую жизнь.

Н. М. Рубцов в лучшем смысле слова национальный поэт. Его творчество несёт в себе черты русского характера, национальную психологию. Его стихи - произведения самородка, а личная трагедия органично вливается в трагическую историю Родины. Скитания по разным уголкам страны лирично обрисовывают и просторы нашей огромной державы, и контуры души русского народа, плоть от плоти которого был он - Поэт.

Правда человеческого характера (или отдельного типического переживания в лирике) составляет специфическую, собственно художественную сторону содержания произведения искусства. Настоящий лирический поэт, убеждает А.И.Буров, «постигает, улавливает общезначимое, типическое переживание, и нас при этом меньше всего интересует, есть ли это его личное переживание в данных обстоятельствах его жизни, или это переживание других лиц, или это вообще возможное в определённых предлагаемых обстоятельствах и наиболее типичное для них переживание, которое поэт воспроизвёл сначала в своём сердце и потом прямо из него - в стихотворении, уже как собственное переживание, ибо он и действительно сжился с ним».

Поэт, чьё «народное» творчество - неотъемлемая часть отечественной художественной культуры, обладал удивительным чувством Родины, личной ответственностью за судьбу свою и народа, Любовью к жизни, к природе, к Прекрасному. Всё это воплотилось в поэзии Н.М.Рубцова как созидательное Чувство, как эстетико-нравственный критерий жизни и творчества.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2449 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...