Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Преимущества и недостатки анализа продуктов деятельности



Достоинствами данного метода является сбор информации об испытуемом с помощью косвенных источников, которые могут нести в себе дополнительные данные, не выявленные с помощью других методов исследования.

Недостатками метода является сложность процедуры проведения, а также опасность субъективных оценок исследователя при изучении и анализа документов.

Библиографический метод

Библиографический метод – это анализ информации о жизненном пути человека, позволяет проследить динамику развития. Как правило он проводится либо с помощью анализа документов (заключений специалистов, истории болезни, дневников, автобиографий), либо с помощью анализа результатов опроса (библиографического анкетирования или интервью). Также называется методом анамнеза, если мы имеем дело с отклонением от нормы. Преимущества: получаем информацию о развитии испытуемого; недостатки: требует высокой квалификации специалиста, затраты времени.

24. Психолого-педагогическая антропология.

Поскольку спецификой человека является сознание, как высшая форма психики, то вполне закономерно науку о педагогическом человековедении называть психолого-педагогической антропологией. Её предметом является человек развивающийся. Основная задача п.п.а. заключена в разыскании закономерных явлений между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами воздействия на него.

П.П.А. необходима для разработки методических вариантов обучения и воспитания, т.е. позволяет применять научные знания на практике. Расширение диапазона средств воспитания, основанных на познании законов развития человека, также является задачей П.П.А.

Источники антропологии- все виды и типы знаний о человеке, служат ценным источником для антропологии. Особое место занимает физиология и психология как источники антропологии. Антропология опирается на законы развития личности, установленные различными науками, в свою очередь, создаёт знания о законах развития человека, его воспитании, выступает сама как один из источников целостного человекаведения.

Методы антропологии:

- интерпретация данных и выводов науки с позиции педагогики;

- сравнительно-исторический метод, незаменим при изучении взаимодействия человека и общества;

- сравнительно-эволюционный, необходим для выявления родовой специфики у человека;

- сравнительно-этнографический, применяется при исследовании нарушения моделей поведения;

- метод наблюдения;

- эксперименты - создание моделей воспитания и обучающей среды, системы профилактики, коррекция отклонений поведения.

П.П.А. представляет собой основание педагогики. Она изучает природу ребёнка, групп детей, а также среды, в которой взрослеют дети. П.П.А. решает вопросы о сущности человека как воспитуемого, так и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания, обучения, образования, взятых в их взаимодействие с окружающим миром.

25. Психологическая структура личности педагога.

Основа: направленность, уровень притязание, самооценка, образ «Я». Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является и основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования. Для педагогической деятельности проблема профессионального самосознания приобретает особую актуальность потому, что результаты деятельности учителя выражаются, прежде всего, в результате учебной деятельности учащихся, и способность учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои профессионально значимые качества непосредственно связана с эффективностью педагогического воздействия. Кроме того, профессиональное самосознание является личностным регулятором профессионального саморазвития и самовоспитания учителя.

Структура профессионального самосознания учителя: "актуальное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель в настоящее время; "ретроспективное Я" - то, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы; "идеальное Я" - то, каким хотел бы быть или стать учитель; "рефлексивное Я" - то, как, с точки зрения учителя, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере. Позитивная Я-концепция влияет не только на деятельность учителя, но и на общий климат его общения с участниками.

Свойства учителя: специальные (объективные – научная подготовка, субъективные – талант), личностные (нравственно-волевые качества),

Также в структуру личности педагога входят: педагогическая направленность и компетентность, профессиональные, психологические, педагогические знания, и умения, профессиональные, психологические позиции, установки, личностные особенности- темперамент, коммуникативность, креативность, лабильность, рефлексия, эмоциональная стабильность, здоровье.

Важное – противостояние синдрому внутреннего сгорания.

Профессионально-педагогические качества личности.

Профессиональная эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение, педагогическая рефлексия.

Также см.?100 про Бернса и?57 про то, каким должен быть каждый человек, а уж тем более учитель.

Личность воспитывает только личность.

26. Психологическая характеристика педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность учителя - воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования

Климовым Е.А. (Климов Е.А., 1996) была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек)

· В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:

o организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);

o коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

o перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспрестрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);

o экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

o профессиональная работоспособность;

o физическое и психическое здоровье.

В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем (рис. 3). Среди важнейших из них можно выделить следующие:

1.Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

2.Проблема профессионализма учителя.

3.Проблема психологической подготовки учителя.

4.Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

5.Проблема повышения квалификации учителей и др.

· В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

o 1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

§ ориентационная;

§ развивающая;

§ мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

§ информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

o 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

o конструктивная

o Организаторская

o Коммуникативная.

o Гностическая

27. Характеристика методов психолого-педагогических исследований.

Метод – это способ организации познавательной деятельности.

Психолого-педагогическое исследование – это психологическое исследование, направленное на участников педагогического процесса (педагог, ребенок, родители, учебная группа и т.д.) или сам этот процесс (взаимоотношения в семье и в классе, особенности общения педагога с учениками и т.п.).

В психолого-педагогическом исследования применяются исследовательские методы психологии.

Исследовательские методы психологии принято разделять на теоретические, эмпирические, моделирование и методы обработки данных.

Теоретические методы представляют собой методы анализа научной литературы по изусаемой проблеме и используются на первых этапах психолого-педагогического исследования. Как правило, результатом анализа является реферат и рецензия (выражение своего отношения).

Эмпирические методы – это методы, в которых информация получена опытным путем. Л.Ф.Бурлачук их разделяет на методы экспериментальные, неэкспериментальные и психодиагностические. В психодиагностических методах выделяется три подхода: объективный, субъективный и проективный.

К экспериментальным методам относят эксперимент[2].

К неэкспериментальным – наблюдение, опрос (без личностных опросников и опросников-анкет), метод анализа продуктов деятельности и документов и библиографический метод.

К психодиагностическим методам относят:

В объективном подходе (диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности): тесты.

К субъективному подходу (диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе) относят опросники-анкеты и личностные опросники.

Проективный подход основывается на основе анализа взаимодействия испытуемого с внешне нейтральным стимульным материалом.

Моделирование применяется, когда интересующее явление невозможно или трудно изучить эмпирически. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. на этой модели исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающее переменные и отношения между ними (например, закон Вебера-Фехнера).

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающее то, что подлежит изучению (например, перцептроны – машины, способные воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию)

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики (программы ЭВМ разрабатывают на основе человеческой логике и здесь есть обширное поле для изучения человеческого мышления).

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике (логика мышления человека изучается при сравнении его с логикой ЭВМ).

Методы обработки данных делятся на методы качественного анализа и количественного анализа. К методам количественного анализа относят математические методы анализа (например, корреляционный и факторный анализ).

Дополнительно могут быть использованы методы смежных наук: медицины (неврологическое обследование, клинические беседы, логопедическое обследование), психогенетики (близнецовый метод, Генетическое дерево), психофизиологии (ЭЭГ и др.).

Кроме того, выделяют организационные методы исследования: сравнительный метод (поперечного среза испытуемых разных возрастов), лонгитюдный метод (продольного среза), комплексный метод (разные специалисты: ПМПК).

28. Антропологический подход в педагогике и психологии.

Антропология – это раздел биологии, изучающий физическую природу человека и его рас во всех проявлениях ее изменчивости. В отечественной литературе в антропологии выделяют:

1.Морфологию человека, включающую в себя антропологию анатомическую, физиологическую, биохимическую, возрастную. Отдельным разделом возрастной антропологии является педагогическая антропология.

2.Антропогенез рассматривает происхождение человека как биологического вида.

3.Расоведение изучает биологию человека в зависимости от его принадлежности к определенной расе или народности.

В зарубежной литературе понятие антропологии практикуется более широко. Помимо физической антропологии к ней относят этнографию, посвященную материальной, общественной и духовной культуре народа, а также народное творчество и некоторые разделы археологии, психологии, лингвистики и социологии.

Антропологию можно разделить на зоологическую, общую и специальную. Отдельные вопросы антропологии привлекали внимание философов и естествоиспытателей еще в античном мире (Аристотель, Гиппократ, Гален).

Развитию антропологии способствовали труды Везалия, Линея. Последний в своей книге «Система природы» (1735г.) впервые указал на положение человека в животном мире, поместив его в класс млекопитающих, отряд приматов, в составе рода и вида хомосапиенс. Биофон в своей книге «Естественная история животных» (1749-1788г.) изучал особенности роста человеческого организма, влияние среды на организм и некоторые аномалии развития человека. Поворотным моментом в развитии антропологии является выход в свет книг Ч. Дарвина «Происхождение вида путем естественного отбора» (1859г.) и «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.).

В 1859 г. было организовано парижское антропологическое общество. Становление антропологии как науки в России следует отнести к 1864 г., когда в Москве был открыт антропологический отдел общества любителей естествознания. В 1919г. становление антропологии связано с именами Богданова, Анучина, Эрисмана, Лесгафта.

Педагогическая антропология – направление в философии образования и теоретической педагогике, которое возникло в конце 60 – начале 70-х годов. Это направление представлено прежде всего в европейских странах, в философской культуре которых существовали и существуют достаточно мощные антропологические традиции – традиции философской антропологии, антропологического подхода к межличностным коммуникациям, к психологическим и социально-психологическим аспектам человеческого бытия.

Педагогические закономерности, теории, модели, рекомендации могут строиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке. Необходимы знания «обо всей широте человеческой жизни» (Ушинский), добываемой наукой антропологией. Вполне закономерно, что на определенном этапе развития педагогики появляется наука педагогическая антропология. По своей природе она есть средоточение «золотого фонда знаний человека о самом себе». Эти знания выверялись и накапливались тысячелетиями. Успех психолога-практика, консультанта, социального работника, любого преподавателя зависит от степени учета исторически накопленных успехов педагогического человековедения.

Педагогическая антропология не просто изучает человека как воспитателя и воспитуемого, но и воспитывает того, кто серьезно и систематически изучает ее. Конструируемые наукой модели педагогического процесса должны основываться на достоверных знаниях о природе человека. Педагогическая антропология есть человековедение служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять как очеловечивается человек, как люди разного возраста влияют друг на друга, насколько воспитуем ребенок на разных этапах его жизни.

Педагогическая антропология выделяется в педагогике как фундаментальная и вместе с тем как вспомогательная наука.

Поскольку спецификой человека является сознание как высшая форма психики, то вполне закономерно науку о педагогическом человековедение называть психолого-педагогической антропологией. Предметом ее является объект педагогики – человек развивающийся.

Основная задача педагогической антропологии заключена в разыскании закономерных явлений между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами воздействия на него.

Педагогическая антропология снабжает теорию и практику воспитателей ориентиром для учета закономерного разнообразия личностных свойств. Психолого-педагогическая антропология необходима для разработки методических вариантов и обучения и воспитания, т.е. позволяет применять научные знания на практике. Т.о., расширение диапозона средств воспитания, основанных на познании законов развития человека – основная задача антропологии.

Педагогическая антропология представляет собой фундамент – основание педагогики. Она изучает природу ребенка, групп детей, а также среды, в которой взрослеют дети. Антропология решает вопросы о сущности человека, как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуются сущность воспитания, обучения, образования взятых всех взаимодействий в окружающем мире.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д. Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" - это положение К.Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики. И науки об образовании, и новые формы образовательной практики общества остро нуждаются в своем человековедческом основании.

Актуальность антропологического подхода заключена в необходимости преодолеть "бездетность" педагогики, не позволяющую ей обнаружить научные законы и проектировать на их основе новые образцы образовательной практики. Мало зная о природе своего объекта и своего предмета, педагогика не может выполнять конструктивную функцию в управлении изучаемыми процессами. Возвращение ею антропологического подхода является условием интеграции педагогики с психологией, социологией, культурной и философской антропологией, биологией человека и другими науками.

П. Ф. Каптерев (1849-1922гг.) пропагандировал личностно-ориентированную педагогику, считал, что педагогика без физиологии не мыслима. «Школа своим учением окажет глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположением учащихся, их вкусам, склонностям и способностям, и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами».

Основоположники педагогической антропологии подчеркивают ее гуманность. Педагог всегда должен помнить, что личность уникальна.

Во второй половине 20-х гг. многочисленные функции педагогической антропологии взяла на себя педагогическая и возрастная психология: Ананьев, Выготский, Эльконин, Блонский и т.д.

Современная педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет человеческую сущность, поэтому оно являет собой ценность для настоящего, будущего, социума и каждого человека.

Педагогическую антропологию в целом можно охарактеризовать как способ антропологического обоснования образования. Это достаточно общая характеристика задач и цели педагогической антропологии конкретизируется представителями этого течения внутри философии образования в различных направлениях. Одни из них подчеркивают, что педагогическая антропология является эмпирической теорией и философским анализом понятий педагогики. Другие усматривают основную задачу педагогической антропологии в развертывании теории личности и ее генезиса. Третьи видят в педагогической антропологии частную область наук об образовании. Четвертые оценивают педагогическую антропологию как науку о междисциплинарном поле коммуникаций, в которые вступает человек и которые являются предметом различных наук, объединяемых ею. Эти «разноречья» в трактовке предмета и целей педагогической антропологии определяются прежде всего теми традициями, с которыми связаны те или иные представители педагогической антропологии.

29. Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайше­го развития.

Проблема соотношения обучения и развития породила два направления. Первое из них носит название Женевского направления, его представителем является Ж.Пиаже. Считается, что «обучение подчинено законам развития, а не наоборот», что оно идет в хвосте развития, надстраивается над ним. Этим заранее ограничивается роль обучения в психологическом развитии индивида.

Диаметрально противоположна концепция психологов второго направ-ления (советские психологи, психологи социальных и ряда капиталистичес-ких стран). Основные взгляды советских психологов на проблему соотноше-ния обучения и развития были сформулированы в начале 30-х гг. XX в. Л.С. Выготским. Он критически отнесся к точке зрения, рассматривающей обучение и развитие как два независимых друг от друга процесса. Развитие не предшествует обучению, а совершается в неразрывной связи с ним в ходе его поступательного движения. Состояние развития никогда не опредля6ется только его созревшей частью, для оценки развития необходимо учитывать и созревающие функции. Эти созревающие функции Выготский назвал зоной ближайшего развития в отличие от созревших функций, т.е. зоны актуального развития.

Он предложил определять состояние этих функций (созревших и созревающих) следующим образом: уровень актуального развития определяется по характеру задач, решаемых ребенком самостоятельно с использованием уже сложившихся и созревших функций.

Зона ближайшего развития определяется следующим образом: сначала исследуется уровень актуального развития, а затем ребенку предлагается решить более сложные задачи в сотрудничестве со взрослыми. Так он может решить более сложные задачи, чем самостоятельно, - это общеизвестный факт. Разница между уровнем задач, решаемых при помощи взрослого, и задачами, решаемыми самостоятельно, составляет зону ближайшего развития.

Данные Выготского позволили ему утверждать, что расхождение в зонах ближайшего развития оказывает существенное влияние на обучение детей в школе, тогда как уровень актуального развития при этом имеет гораздо меньшее значение. Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время. Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обучения.

Основное в обучении – появление активности ребенка нового, зона ближайшего развития и определяет область доступных для ребенка переходов от актуального к новому, обучить ребенка моно только тому, чему он уже способен обучиться, т.е. у него уже есть способности к подражанию. Это очень важно для педагогики в целом, которая, по мнению Выготского, должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Это главное условие – только тогда педагогика может вызвать к жизни процессы развития, лежащие в зоне ближайшего развития.

30. Социализация как социальное психолого-педагогическое явление.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Изложенное понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В рамках субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик. О них и пойдет речь дальше.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Этапы социализации

Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет). Далее будет рассмотрена социализация человека до этапа молодости, т.е. социализация подрастающих поколений.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны:

Факторы социализации

об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья- мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микоосоциум.

Агенты социализации. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Средства социализации

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А. В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Механизмы социализации

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих (табл. I): - стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются

Составляющие процесса социализации

социально-экономическими и социокультурными реалиями; - относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.); - относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека; - более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Таблица 1

Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда оно приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни в социуме.

Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Кроме того, социализация в целом - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т. е. ограничено местом и временем.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т. е. утверждая приоритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздействий общества.

Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социализации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляющие). В концентрированном виде этот подход представлен в типичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р.Маршалл, 1987): «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

Человек как субъект социализации

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч. X. Кули, У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т. е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным понятием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаимодействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно - формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой - социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч. X. Кули, У. И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж. Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций социализации в русле субъект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

В определенной мере условно мной были выделены три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Все это имеет некоторые объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах и т. д.).

Социально-культурные задачи - познавательные, моральнонравственные, ценностно-смысловые - специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенного уровня сформированности ценностей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственноэкономической деятельности и т. д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства. С другой - задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искаженно.

Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей - тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т. п.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации - ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.

Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.

Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения, наконец, самоизменяться.

Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определенный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступкам и решениям, к дефектам социализации.

В целом надо заметить, что поскольку человек активен в решении объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, постольку он может рассматриваться как субъект социализации. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Из социальной психологии:

Социализация – это развитие личности в социальной среде; освоение личностью правил и норм общества и тех изменений, которые вносит личность в социум.

Существует 3 основных подхода к рассмотрению личности социализацией:

1. Инкультурация – культурный аспект социализации является ведущим. Культурно обусловлен и сам процесс появления ребенка (отношение к беременной женщине, ее отношение к себе), сам процесс родов. В процессе инкультурации основным методом является передача культуры одним поколением другому – трансмиссия. Ведущую роль играет межпоколенная трансмиссия.

2. Интернализация – присвоение индивидом социальных норм (усваиваются модели поведения и социальное значение).

3. Адаптация – формирует такое понятие как социализированность плюс показатель, характеризующий усвоение индивидом тех образцов поведения, которые характеризуют определенный возрастной период; характеризует уровень адаптированности к социальной среде.

31. Сравнительные особенности групповых и индивидуальных форм психоло­гического консультирования.

(Возможно этот вопрос я доработаю)

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. (одно из определений в Интернете)

Как отмечается в научной литературе, психологическое консультирование, как молодое направление психологической практики, пока не имеет строго очерченных границ. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США предлагает следующее определение: «Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

Это определение достаточно близко тем, которые дают и отечественные специалисты. Так, Г.С. Абрамова отмечает: «Суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными, подчеркиваю, специальными знаниями, профессиональными, научными, создал условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач». Во многих определениях подчеркивается, что сердцевиной консультирования является взаимодействие между клиентом и консультантом (психологом).

Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения.

В литературе обычно описывают 5-6-шаговую модель процесса индивидуального консультирования.

Первая стадия — исследование проблем. На этой стадии психолог-консультант устанавливает контакт (рапорт) с клиентом и достигает взаимного доверия. Неслучайно эту стадию иногда маркируют «Привет». Для установления психологического контакта большое значение имеет внимание к клиенту (симпатия), выбор лексики, ее доступность для восприятия. Например, клиентов нередко пугает слово «проблема», поэтому рекомендуется использовать термин «трудность». Как показывает практика, многое решает первое впечатление о человеке (правило «15 секунд»). Это обязывает психолога-консультанта заботиться о своем внешнем виде. Взаимный психологический контакт обычно удается установить за 4-6 минут.

На первой беседе следует поощрять рассказ клиента о том, что его при вело к психологу, какие он испытывает трудности, фиксировать его чувства, невербальное поведение. Особо обращается внимание на необходимость уменьшения чрезмерной тревоги, страха клиента, обозначить наиболее важные проблемы (трудности), которые предстоит обсуждать при последующих встречах. Каждая консультация обычно длится около 50 минут.

Вторая стадия — двумерное определение проблем. Эта стадия обычно начинается со сбора информации о контексте темы, происходит выделение проблемы (хотя в последующих встречах она может уточняться); диагностируются потенциальные возможности клиента. Эту стадию обычно обозначают, «В чем проблема».

Пытаясь найти ответ на поставленный вопрос, психолог задает уточняющие вопросы, стремится разобраться во внутреннем мире клиента, выявить истоки проблемы, акцентировать внимание клиента на его индивидуальных особенностях, показать логику его поведения. На этой стадии главное — достичь одинакового понимания проблем психологом и клиентом.

Третья стадия — осознание идеальной модели будущего (желаемого) результата. Клиент должен ответить на вопрос: «Чего он хочет добиться?». Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет бьтъ; что в его жизни произойдет, если проблема будет решена. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны незамедлительно.

Четвертая стадия — обсуждение альтернативных вариантов решения. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не высказывает своих решений.

Пятая стадия - планирование. Она предполагает критическую оценку имеющихся альтернатив с точки зрения реальности их реализация для достижения желаемого результата. Составление плана реалистического решения проблем должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Одни требуют слишком много времени, другие не зависят от клиента и требуют пересмотра взглядов на проблему. В окончательном плане решения проблем следует наметить средства, способы, а также временной интервал реализации плана. Особо обращается внимание на ответственность самого клиента за принятое решение и его реализацию.

Шестая стадия — деятельность по выполнению намеченного плана. Это может быть решение как реальных жизненных задач, так и выполнение специальных психологических упражнений, тренингов. У клиента должна быть сформирована готовность к преодолению возможных трудностей и неудач.

Седьмая стадия — обратная связь с клиентом и оценка результатов психокоррекционной деятельности. На этой стадии клиент вместе с консультантом обсуждают достигнутые результаты, а при необходимости вносят коррективы в намеченную программу.

Признанные авторитеты в сфере практической психологии отмечают, что предложенная модель процесса консультирования помогает глубже понять механизм психологической коррекции, но реальный процесс консультирования значительно сложнее и не всегда подчиняется данному алгоритму. При всей важности ориентировки на предложенную модель эффективность психологического консультирования определяется прежде всего профессиональной компетентностью и личностными качествами консультанта.

Групповая психокоррекционная работа вначале проводилась по экономическим соображениям (стремление охватить как можно большее число людей, нуждающихся в психотерапии), но в последующем было обнаружено, что взаимодействие в группе часто дает гораздо больший психологический эффект, чем общение клиента наедине с психотерапевтом. Известный специалист по проблемам социальной психологии Курт Левин авторитетно заявлял, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

Карл Роджерс также со временем стал сторонником групповой психокоррекционной работы и писал, что в психотерапевтической группе «человек познает себя и других глубже, чем в обычных жизненных обстоятельствах. Он постигает сущность окружающего и свое внутреннее «я», которое, как правило, скрыто за внешней оболочкой. Наконец, он лучше контактирует с людьми как в группе, так и затем и в повседневной жизни».

В научной литературе выделяют следующие преимущества групповой формы психокоррекционной работы по сравнению с индивидуальной:

1) психокоррекционная группа способна воссоздавать, моделировать многие социально-психологические явления (давление группы, взаимодействие людей, лидерство, конфликт и др.), которые возникают в реальных группах, и тем самым предоставлять возможность ее участникам наблюдать эти явления и учиться разрешать межличностные проблемы;

2) группа дает возможность получать обратную связь и поддержку от других членов группы, увидеть их реакцию на особенности своего поведения; экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;

3) группа дает возможность облегчить процесс самоисследования, внести коррективы в представления о себе (своей «Я-концепции»);

4) группа дает возможность сравнивать свои проблемы с проблемами других людей, поделиться своим опытом их разрешения и перенять опыт других;

5) работа в группе позволяет развивать коммуникативные и другие социальные качества, которые вне социальной общности не способны формироваться.

Психокоррекционные группы отличаются по различным параметрам.

По направленности психокоррекционных целей выделяют: психотерапевтические группы (цель — изменение психических состояний и личностных качеств, имеющих отклонение от психической нормы), группы личностного роста (цель — развитие самоактуализации и социально важных качеств), группы организационного развития (цель — формирование прогрессивного организационного климата в конкретном подразделении).

По характеру (содержанию) решаемых задач могут быть группы сенситивности (развития психологической чувствительности), развития уверенности в себе, развития организаторских способностей, группы анонимных алкоголиков и т.п.

В зависимости от теоретической концепции, в русле которой проводится групповая психокоррекционная работа, чаще всего встречаются следующие группы: трансакгуального анализа, аутотренинга, тренинга умений, гештальт-группы, группы встреч, нейролингвистического программирования.

Замечание: я столкнулась с таким фактом, что консультирование как таковое рассматривается автоматически как индивидуальная форма (то есть консультировать в группе, наверное, можно только семью). А вот групповая форма рассматривается как форма либо психокоррекции, либо психотерапии. А индивидуальное консультирование тоже относится к форме психокоррекции.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 8267 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.042 с)...