Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Италия и Византия. 3 страница



Предполагалось, что за эти годы новообращенные успеют привыкнуть к новой религии. По истечении дарованного королевским эдиктом периода иммунитета в Португалии была учреждена инквизиция (в 1536 г. трибуналы инквизиции были учреждены в Лиссабоне, Коимбре и Эворе), приступившая к активной деятельности в 1539 г. и в сентябре 1540 г. проведшая в Лиссабоне первое в Португалии аутодафе. В архивах Португалии сохранилось более 40 тысяч протоколов судебных разбирательств местной инквизиции, период высшей активности которой приходится на середину следующего столетия.

Число жертв аутодафе стало столь велико, а злоупотребления столь очевидны, что папа Иннокентий XI наложил запрет на деятельность инквизиции в Португалии (декабрь 1678 г. – август 1681 г.). Но уже в январе 1682 г., почти через полгода после возобновления деятельности инквизиции, последовало аутодафе в Коимбре, а в мае того же года — числом и общественным положением сожженных самое известное в истории Португалии аутодафе в Лиссабоне. Особые эмиссары португальской инквизиции следили за религиозным поведением португальских марранов за границей; уличенных в соблюдении иудаизма арестовывали и доставляли в страну, чтобы предать суду инквизиции.

С восшествием на престол Испании династии Бурбонов (начало 18 в.) положение «тайных евреев» несколько улучшилось, однако, когда в 1720 г. в Мадриде была обнаружена подпольная синагога, деятельность инквизиции возобновилась. Во второй половине 18 в. активность инквизиции на Пиренейском полуострове значительно сократилась — частично благодаря либерализации общественного сознания, частично — из-за почти полного отсутствия объекта преследования.

В Португалии последнее аутодафе вообще и последнее, в котором фигурировали «тайные евреи» в частности, имело место в октябре 1765 г.; формально инквизиция в Португалии была упразднена в марте 1821 г. В Испании упразднение инквизиции относится к 1808 г. — времени правления Жозефа Бонапарта; в июле 1814 г., однако, инквизиция была вновь восстановлена Фердинандом VII. Во время конституционной революции 1820 г. инквизиция была упразднена королевским декретом, но вновь восстановлена во время контрреволюции 1823 г. Окончательно испанская инквизиция была упразднена в 1834 г.

Деятельность испанской и португальской инквизиции распространялась и на их заморские владения. С 1502 г. по 1802 г. испанская корона и папа издали ряд указов, воспрещающих евреям и маврам въезд в Новый Свет. Каждый прибывающий в испанские колонии на континенте Америки должен был доказать, что он — правоверный христианин в пятом поколении. Тем не менее многим марранам удалось поселиться в Новом Свете, и уже в 1528 г. в Мехико состоялось аутодафе, на котором были сожжены три «тайных еврея» — в том числе сподвижник Э. Кортеса Эрнандо Алонсо (1460–1528).

Деятельность инквизиции в Мексике была спорадической до 1571 г., когда Филипп II распорядился об учреждении суда инквизиции в колонии. С этих пор деятельность инквизиции в Мексике значительно активизировалась; так, в 1596 г. был сожжен вместе с матерью и пятью сестрами племянник вице-короля Мексики, губернатора провинции Нуэво-Леон, вернувшийся к иудаизмуновый христианин Луис де Карвахаль (1566–96). До ее отмены в 1820 г. мексиканская инквизиция осуществила 60 аутодафе. Трибуналу в Мехико была соподчинена инквизиция на завоеванных Испанией в 1560-х гг. Филиппинских островах.

В Перу инквизиция была учреждена в 1570 г., хотя епископский суд активно действовал уже с 1539 г. С 1570 г. по 1805 г. в Лиме было осуществлено 34 аутодафе, и «тайные евреи» всегда составляли значительную часть обвиненных. Особой интенсивностью отличалась деятельность инквизиции в 1635 г., когда было случайно обнаружено крупное сообщество тайно исповедующих иудаизм среди португальских купцов в Лиме. Был арестован 81 человек, а конфискация имущества была столь значительна, что привела к коммерческому кризису в колонии. Семеро арестованных были сожжены, остальные получили различные наказания.

Как и в Мексике, к середине 17 в. из-за жестокости инквизиции число «тайных евреев» сократилось, вследствие чего деятельность инквизиции значительно уменьшилась. Последнее аутодафе состоялось в 1736 г., однако спорадическая активность продолжалась до 1806 г. Юрисдикции суда инквизиции в Лиме подлежала также огромная провинция Новая Гранада, куда лимский трибунал направлял специальных эмиссаров. Неэффективность такой системы повлекла за собой учреждение отдельного суда инквизиции в Картахене (на Карибском побережье современной Колумбии) в 1610 г.

Юрисдикция нового трибунала распространялась не только на материковую часть Новой Гранады, но и на принадлежавшие Испании Карибские острова. Первое аутодафе произошло в 1614 г., последнее — в 1762 г. Инквизиция была отменена Боливаром в 1819 г. За два столетия своего существования суд в Картахене провел 54 аутодафе, осудил 767 человек, из которых пятеро были приговорены к сожжению; среди осужденных было значительное число «тайных евреев».

В португальском Гоа (на западном побережье Индии) суд инквизиции был учрежден в 1561 г., однако уже до этого там действовали инквизиторы. Первое аутодафе было произведено в 1563 г.; из четырех приговоренных к сожжению двое были «тайными евреями». В аутодафе 1575 г. и 1578 г. были сожжены 17 «тайных евреев». К 1773 г. инквизиция в Гоа совершила 82 аутодафе, однако число «тайных евреев» среди осужденных с годами непрерывно уменьшалось, — по всей очевидности, из-за устрашающего эффекта энергичной деятельности местной инквизиции.

Бразилия долгое время служила убежищем для португальских марранов. В 1579 г. епископ Сальвадора (современная Баия) получил прерогативы инквизитора, хотя все арестованные должны были транспортироваться в метрополию. Между 1591 г. и 1618 г. Бразилию посетили несколько инквизиционных комиссий, и десятки людей предстали перед ними с покаяниями или доносами. Особой активности инквизиция в Бразилии достигла в середине 17 в. после отвоевания страны у голландцев, под властью которых многие «тайные евреи» смогли открыто исповедовать свою веру. Многие из них фигурировали в великом аутодафе в Лиссабоне в 1647 г.

В 1713 г. 38 новых христиан были отправлены из Рио-де-Жанейро в Португалию, где получили различные наказания, некоторые были сожжены. К концу 18 в. бразильская инквизиция переключилась в основном на преследование франкмасонов и последователей Просвещения. С провозглашением независимости (1822) преследования инквизиции в Бразилии прекратились. Условия в португальских колониях в Африке не отличались от существовавших в Бразилии.

В Испании и ее владениях с начала деятельности инквизиции и до ее упразднения к различным наказаниям было приговорено около 350 тысяч человек, из которых около 32 тысяч были приговорены к сожжению на костре (многие — заочно). В Португалии и ее владениях около 40 тысяч человек были привлечены к суду инквизиции, около 30 тысяч были приговорены к различным наказаниям, из них свыше 1,3 тысяч — к сожжению (многие — заочно). В различные периоды «тайные евреи» составляли различную часть обвиненных, однако в целом именно они были основной жертвой государственной инквизиции Испании и Португалии.

31. Реконкиста и альмохады.

Альмоха́ды (араб. الموحدون‎‎ — al-Muwahhidūn, аль-муваххидун, букв. — единобожники; исп. almohades) — династия и государство в Северной Африке и Мусульманской Испании (1121—1269). Государство Альмохадов образовано в результате борьбы с Альморавидами. Наибольшее расширение территории государства при Абд аль-Мумине (1161). Распад начался в период Реконкисты.

· Абд аль-Мумин 1130—1163

· Абу Якуб Юсуф 1163—1184

· Якуб аль-Мансур 1184—1199

· Мухаммед ан-Насир 1199—1213

· Абу Якуб Юсуф II 1213—1224

· Абдул-Вахид I 1224

· Абдалла аль-Адил 1224—1227

· Абу Закария аль-Мутасим 1227—1235

· Абу Ала аль-Мамун 1227—1232

· Абд аль-Вахид ар-Рашид 1232—1242

· Али Абуль-Хасан ас-Саид 1242—1248

· Умар аль-Мустафик 1248—1266

· Абу Дабис 1266—1269

Возникновение движения Альмохадов[править | править исходный текст]

Движение Альмохадов зародилось как религиозное братство, основателем и идеологом которого былМухаммад ибн Тумарт. Успеху его учения способствовала религиозная политика поздних правителейАльморавидов, нарушавшая многие нормы ислама. Поэтому проповедь Ибн Тумарта, призывавшая к возвращению чистоты нравов раннего ислама, строгому единобожию и запрету роскоши, нашла поддержку у многих правоверных. Этническую основу Альмохадов составили горные берберские племена масмуда, соперничавшие с кочевыми племенами санхаджа и зената, составлявшими основу и главную опору династии Альморавидов, господствовавших в это время в Магрибе. В 1121 году Ибн Тумарт был признан имамомнесколькими племенами масмуда, объявил себя махди и начало священной войны против отступников Альморавидов. Центром движения Альмохадов в1125 году стало селение Тинмель в горах Атласа, где число сторонников Ибн Тумарта постоянно увеличивалось. Структура власти при первых Альмохадах сохраняла черты берберской племенной организации. При махди существовали правительственный «совет десяти» и собрание представителей главных племён, которые участвовали в обсуждении государственных дел. Основные силы Альмохадов состояли из племён харга, хинтата и некоторых других, которые впоследствии составили привилегированную группу. В 1128 году Альмохады предприняли решительное наступление и осадили Марракеш, но не смогли овладеть им. Ближайший сподвижник Ибн Тумарта — Абд аль-Мумин после его смерти в 1130 году принял титулы халифи амир аль-муминин (повелитель верующих). В 1130-е годы Альмохады расширяли своё влияние в горных областях Марокко, в восточных и южных районах страны.

Образование государства[править | править исходный текст]

Со смертью Али ибн Юсуфа (1144) вокруг альморавидского наследства разгорелась обычная междоусобная борьба, и почти в это же время их христианский наемник генерал «Отступник» пал в сражении. Заната начали восставать, новый альморавидский правитель Ташфин ибн Али погиб в результате несчастного случая. После длительной осады был взят Фес, и с завоеванием в апреле 1147 года Марракеша альморавидскому правлению пришёл конец.

Держава Альмохадов в период наибольшего расширения

К 1151 году Абд аль-Мумин разгромил мелких князей, которые обосновались в Восточном Алжире на развалинах альморавидского государства, и взял к себе на службу арабов-кочевников, которых разбил у Сетифа. Через девять лет он овладел всем Тунисом и Триполитанией. Незадолго до этого он уничтожил тех членов племени бергвата, кто пережил истребительную войну, которую столетием раньше вели против них Альморавиды. Вероятно, после его вступления в Марракеш, который обязан ему поистине королевской мечетью Кутубия, его убедили принять титулАмир аль-муминин, что официально поставило его вровень с аббасидским халифом и освободило от духовногосюзеренитета последнего. Чтобы осуществлять контроль над администрацией и особенно над налогообложением на огромной территории альмохадского государства, самой большой территорией, когда-либо управлявшейся из Марокко, он создал кадастр (таксир), содержавший опись земель от Суса до Барки (Киренаика). Достаточно взглянуть на всемирный атлас, составленный его современником, великим арабским географом ал-Идриси, уроженцем Сицилии, и мы поймем, как смутны и путаны были представления людей той эпохи относительно географии земель, принадлежавших Альмохадам.

С падением могущества Альморавидов мусульманская Испания, не проявлявшая симпатии к племенному объединению лемтуна, вернулась к состояниюраздробленности. Кучка мелких князей, невежественных и неспособных к учению, таких, как правители Бадахоса и Малаги, Валенсии и Ронды, не говоря уже о правителях Руэды и Касереса, требовала независимости, удержать которую она была не в состоянии, ибо не имела для этого ни военных, ни финансовых возможностей. Между тем в 1147 году Лиссабон навсегда перешёл к христианам, войска кастильцев подступили к самой Кордове, графыБарселоны захватили Тортосу и Лериду. К 1145 году Альмохады уже начали приобретать опору на Пиренейском полуострове. В следующем году им сдался Кадис, но прошло более десяти лет, прежде чем они получили контроль над Южной Испанией, включая Гранаду, и снова отняли у христианАльмерию. Испанской столицей Альмохадов стала Севилья, и сегодня Хиральда является свидетельством их могущества и великолепной строгости их стиля. Пробыв пять лет в Испании, Абд аль-Мумин в 1162 году въехал в только что выстроенную крепость Рибат аль-Фатх, «Крепость победы» (нынешний Рабат, столица Марокко), где в следующем году умер.

Расцвет[править | править исходный текст]

Карта, показывающая область, контролируемую Альмохадами, и пути атак из Кастилии и Арагона

Абд аль-Мумин был достаточно мудр и, чтобы удовлетворить своих берберов, предоставил им достойное место в правительстве; однако для управления страной ему были нужны образованные андалусийцы. Двойственность альмохадской государственной структуры, требовавшей сохранения равновесия между исполнительной властью халифа и теократической традицией, представляемой «Десяткой», не помешала Абд аль-Мумину установить наследственную власть своей семьи; он сделал это ещё в 1154 году Вскоре после этого он назначил сыновей на самые важные правительственные посты, но характерно, что он приставил к ним советников из высших слоев альмохадской аристократии. Его сынЮсуф I (Абу Якуб Юсуф I) пришёл к власти без всяких происшествий. В 1184 году, во время войны, он пал у Сантарема. Следующие три правителя, из которых наиболее значительной фигурой был внук Абд аль-Мумина, Якуб аль-Мансур (Абу Юсуф Якуб аль-Мансур), «Победоносный» (1184—1199), также всходили на престол, не подавляя никаких мятежей; подобная династическая стабильность почти не имела параллелей в дар уль-исламе.

Эта стабильность позволила двум великим монархам, Юсуфу и Якубу, оказывать поддержку интеллектуальным устремлениям, хотя нельзя отделаться от мысли, что эти устремления содержали подтекст, несовместимый с теократическими основами власти Альмохадов. Вследствие изоляции двора от народа, столь обычной в мусульманских государствах, Якуб вполне мог полагать, что поддержка им Аверроэса (Ибн Рушда) неопасна в политическом отношении. Аверроэс был самым выдающимся арабским последователем Аристотеля и последним арабским мыслителем, который, несмотря на свой язык и религию, оказал влияние на христианский мир. Он продолжил диалог с греческой философией и религией, который начал аль-Газали своей классической критикой Авиценны, создал такую же классическую критику взглядов аль-Газали и в известном смысле завершил этот диалог, поскольку дискуссия не продолжалась из богословских соображений. Аверроэс демонстрирует двуликость религиозного ученого и нерелигиозного философа, нелегко понимаемую сегодня человеком Запада. В конце он, правда, ощущает необходимость продемонстрировать гармонию между рационалистическим умозаключением и сутью откровения, призвав к тому же себе на помощь учение стоиков о множественности обличий истины, но от нашего стиля мышления его взгляды остаются так же далеки, как воззрения Фараби и даже аль-Кинди, хотя последние куда более наивны.

Ибн Туфейль (ум. 1185), врач Юсуфа, пытался добиться гармонии между разумом и религией откровения иначе, чем это сделал Аверроэс. Он снова использовал тему, введенную в литературу Авиценной, и описал историю сироты, который вырос на необитаемом острове и с помощью собственного разума проник в сущность бога и мира. Когда герой его повествования через вазира, состоящего на службе у короля соседнего острова, знакомится с принципами религии откровения, он понимает, что в своей основе она тождественна истинам, которые он приобрел с помощью разума. Эта похожая на роман история Хай ибн Якзана («Живой, сын Бодрствующего») проникла через еврейскую, а позднее латинскую в английскую литературу (к 1708 году) и оказала заметное влияние на роман Дефо о Робинзоне Крузо (1719).

Идеи этих ученых своей интеллектуальной базой, направлением и даже содержанием были почти тождественны политическим взглядам жившего значительно раньше их Ибн Баджжи (Авемпас, ум. 1138), универсального мыслителя, который, как рассказывают, был отравлен фесскими фукаха. Против Аверроэса выступили также фукаха (на этот раз испанские), не принимавшие его аристотелианских теорий вечности мира и его утверждения, что божественное знание не занимается частностями. Так как Якуб, ведя войну против христиан, нуждался в поддержке фукаха, они заставили его наказать Аверроэса; однако халиф проявил максимально возможную мягкость и выслал его в Африку; его философские труды были сожжены. После победы при Аларкосе над кастильскими войсками короля Альфонса VIII, северо-восточнее Кордовы (19 июля 1195 года), явившейся последним триумфом мусульманских армий на испанской земле, Якуб снова получил свободу действий; он призвал Аверроэса ко двору в Марракеше; однако и халиф и философ вскоре скончались один за другим.

Юсуф тоже был двулик. С самого начала движения рисорджименто («возрождение»), возглавленного Альморавидами, положение христиан и евреев ухудшилось. Христианские общины в Северной Африке вообще уже ослабели; вскоре они окончательно исчезли; евреев, противившихся полной ассимиляции, безжалостно притесняли. Тем не менее дело нашлось и Альмохадам: в своем рвении они нарушали предписания шариата и прибегали к насилию. После завоевания Туниса ахль-китаб буквально оказались перед альтернативой: принять ислам или умереть; но так было лишь в теории, во всяком случае осуществлялась эта угроза только в отношении язычников. Серия казней была убедительной иллюстрацией нового толкования ислама. Халиф Якуб подчинил евреев чрезвычайно стеснительным правилам, касающимся одежды, ибо испытывал недоверие к подлинным чувствам тех, кто был обращен в ислам насильственно. Его преемники смягчили свою политику по отношению к евреям, но не отказались от требования носить желтые одежды и тюрбаны — чтобы облегчить надзор и унизить их. Как и следовало ожидать, после падения Альмохадов эти еврейские общины открыто вернулись к своей традиционной вере. Местные христиане при Альмохадах окончательно сошли со сцены. Только чужеземным наемникам и торговцам дозволялось исповедовать христианскую религию.

В Испании подобное было абсолютно невозможно. Но даже там евреи были ослаблены экономически высокими налогами, а «арабизованных» христиан так замучили всяческими притеснениями, что многие из них были вынуждены эмигрировать на отвоеванные у мусульман территории. Вскоре режим заключил мир с маликитскими фукаха, и в Испании не возникло ни одного самостоятельного мазхаба, соответствовавшего принципам махди. Фанатизм Альмохадов носил здесь явно политический характер, так как цель его состояла в том, чтобы противопоставить Реконкисте объединенный мусульманский юг. Практически же они добились лишь ожесточения борьбы религиозных фронтов и растущего стремления все более широких слоев народа превратиться в подданных Кастилии.

Ослабление Альмохадов. Христиане берут реванш[править | править исходный текст]

Волнения в Африке не позволили Юсуфу воспользоваться плодами победы, добытой в сражении при Аларкосе. Для сложившейся тогда ситуации было характерно, что тот же самый Альфонсо VIII Кастильский, который был разбит у Аларкоса, нанёс сокрушительное поражение преемнику Юсуфа почти день в день семнадцать лет спустя в битве у Лас Навас де Толоса, немного южнее Аларкоса. Было бы преувеличением считать, что с этим сражением связано начало крушения империи Альмохадов; но с того времени испанские дела явно стали отходить для них на второй план, ибо куда важнее было сохранить власть в сердце империи — в Африке. Вскоре упадок могущества стал проявляться в династических распрях. Преемник ан-Насира, разбитого при Лас Навас, аль-Мустансир, пал жертвой альмохадских шейхов. Его смерть в 1224 году послужила причиной первой в истории династии гражданской войны или войны за наследство. Следующие два правителя потерпели неудачу в попытках установить равновесие сил и умерли насильственной смертью: один — в 1224 году, другой — в 1227 году. При них властью завладели альмохадские шейхи; они подвергли опасности военную и административную устойчивость государства. Попытку спасти империю путём радикальных преобразований предпринял аль-Мамун, рождённый и воспитанный в Испании.

Последние десятилетия века принесли с собой лишь опасные восстания, в первую очередь мятеж боковой ветви Альморавидов — Бану Гания, которые высадились в Северной Африке, покинув свои крепости на Балеарских островах; Бану Гания не были покорены до 1205 года. Идеология муваххидун все больше теряла свою убедительную силу. Политическая пресыщенность сочеталась с соблазнами испанской городской культуры, ослаблявшей сплоченность тех, кто нес на своих плечах бремя власти; племена и подчиненные области громогласно выдвигали партикуляристские требования; положение Альмохадов становилось опасным. Поэтому аль-Мамун торжественно отрёкся в Большой мечети Марракеша от доктрины Ибн Тумарта и отказал ему в титуле махди, который, по его словам, мог быть признан только за Иисусом. Казнь множества мятежных альмохадских шейхов подчеркнула отказ халифа от учения, которое одно только и было в состоянии упрочить его позицию. Но Марракеш был захвачен христианскими наёмниками, подобно тому, как то произошло при последних Альморавидах; это были единственные войска, на которые халиф мог опереться. Само собой разумеется, что акт отчаяния, на который пошёл аль-Мамун, не привел к желанному успеху. Прочные узы, скреплявшие империю воедино, порвались. Хафсидский наместникИфрикийи фактически вышел из имперской федерации; один альмохадский князь восстал в Сеуте, другой — в Марракеше и Сиджильмасе; в Северо-Восточной Испании Сарагоса перешла в руки мусульманской династии. Ловкость сына аль-Мамуна — Абд аль-Вахид Ар-Рашида, который снова провозгласил истинность учения Ибн Тумарта, не смогла надолго оттянуть гибель. В 1230 году Альмохады отказались от четырёхугольных монет и прекратили чеканку монеты с надписью, помещённой в четырёхугольнике; на традиционных круглых монетах, снова введенных в обращение, отныне отсутствовал символ махай; это был ещё один признак того, что династия отреклась от «закона, с помощью которого она пришла к власти», и что она искала пути к нормализации, чтобы сделаться приемлемой для ортодоксов.

Падение[править | править исходный текст]

Вскоре Мусульманская Испания снова распалась на мелкие и мельчайшие княжества, после чего они были с поразительной быстротой поглощены христианами. В 1236 году Фердинанд IIIКастильский овладел Кордовой. В 1248 году после долгой осады пала Севилья. Арагон уже завершил завоевание Балеарских островов (1233). У испанского ислама осталось только одно убежище: Насриды (бану алm-ахмар) из Архоны укрепились в 1238 году в Гранаде и, нечувствительные к унижениям, сумели проводить политику, достаточно искусную, чтобы сохранить в своих руках этот мусульманский анклав до 1492 года. Они даже передали в распоряжение Фердинанда военный отряд для помощи в завоевании Севильи. В то время как Испания освобождалась от державшей её хватки, племя бану марин из группы зената разрушали африканскую базу империи. В 1235 году племя абд аль-вад (именовавшееся также бану заййан) захватило Западный Алжир с Тлемсеном. Лишь политическая недисциплинированность берберов, которых нельзя было обуздать никакой объединяющей религиозной традицией, позволила Альмохадам удержаться в Марракеше — до 1269 года, когда их власть была окончательно уничтожена Маринидами.

32. Евреи Северной и Центральной Европы в XI – XV вв.

Глава шестая: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРЕЕВ СЕВЕРНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В XI-XV ВВ.

Правительственные документы, так же как и еврейские источники, свидетельствуют об относительном благополучии евреев в странах Северной и Центральной Европы XI-XIII вв., несмотря на то, что со стороны церкви усиливается антиеврейская агитация и влияние ее растет в народных массах.

В примитивных условиях общественного уклада Северной и Центральной Европы того времени с ее почти натуральным замкнутым хозяйством и редкими городами евреи были важным экономическим фактором. В основном они занимались торговлей, зачастую в широком масштабе. Евреи считались незаменимым элементом в процессе заселения земель и развития городов. Так, например, всего за двенадцать лет до начала первого крестового похода, в 1084 г., несколько еврейских семейств решили покинуть город Майнц в Прирейнской области в поисках новых мест. Епископ города Шпейер пригласил их осесть в одном из пригородов, который он собирался заселить. В выданной им привилегии было сказано: "Я тысячекратно увеличу славу города, если приведу и евреев в его пределы".

Он обещал евреям, намеревавшимся поселиться в Шпейере, самые широкие права, отвел им особый укрепленный квартал и поручил им самим защищать его. Епископ гарантировал им полную свободу торговли, в особенности право заниматься разменом денег, имевшим в тот период важное экономическое значение из-за недостатка монет, с одной стороны, и их разнообразия, с другой.

Шпейерский правитель постановил, что "еврейский епископ" - под этим термином подразумевался глава общины или ее раввин - будет иметь право чинить суд в спорных делах, "между ними или против них", т. е. даже {314} тогда, когда христианин жалуется на еврея. Однако важные дела были подсудны самому правителю.

В шпейерской привилегии имеются параграфы, явно противоречившие церковным постановлениям, как, например, разрешение нанимать христианских кормилиц и рабочих, несмотря на запрет целого ряда церковных соборов.

Шесть лет спустя, в 1090 г., германский император Генрих IV дал евреям городов Шпейер и Вормс охранные грамоты. Эти грамоты являлись по существу императорским утверждением привилегии, выданной шпейерским епископом. Все три сохранившиеся грамоты служат доказательством того, что вплоть до первого крестового похода евреи были в глазах властителей городов и в глазах самого германского императора желательным элементом для заселения городов и что им предоставлялись права, которые включали свободу торговли и передвижения, защиту и укрепление их кварталов, а также обширное самоуправление с независимым судопроизводством.

В конце XI в., вскоре после нормандского завоевания (1066 г.), евреи Северной Франции начали селиться в Англии (на "морских островах", как называлась Англия в еврейских средневековых источниках). Однако в основном еврейская иммиграция шла не из юго-западной Европы на северо-запад, а из Центральной Европы, с берегов Рейна, на восток и на юг Германии, а впоследствии и в славянские страны: в Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Евреи этого района назывались "ашкеназскими" (Ашкеназ на иврите - Германия), в отличие от "сефардских" евреев, проживавших в Испании и в Средиземноморье (Сефарад на иврите - Испания). Ашкеназские общины не были многочисленными. Община в 100-200 семей считалась большой.

Первыми в новые страны прибывали еврейские купцы, которые покупали у рыцарей военную добычу, а иногда ссужали их деньгами под проценты. По мере того как евреи стали принимать активное участие не только в международной, но и в местной торговле, укреплялась их связь с этими странами. До конца XI в. экономическая деятельность еврейских купцов была, очевидно, весьма {315} успешной, а их правовое положение было вполне удовлетворительным. Притеснения евреев со стороны городской и королевской властей были исключительным явлением. Так, например, в начале XI в. (1007г.) евреи подверглись некоторым преследованиям во Франции, а в 1012 г. император Генрих II приказал изгнать евреев из города Майнца.

Однако, судя по привилегиям конца XI века, преследования эти вскоре прекратились, но монахи и низшее духовенство продолжали натравливать массы на народ, исповедующий чуждую религию. В простонародье росла и усиливалась ненависть к евреям. Эта затаенная вражда прорвалась в 1096 г., когда толпы рыцарей, горожан и крестьян направились в первый крестовый поход. По Европе прокатилась волна погромов. Их зачинщики заявляли: "Мы выступаем в дальний поход, чтобы освободить гроб Господен от бусурманской власти, а среди нас самих проживают евреи-христоубийцы. Пусть они либо крестятся, либо погибнут" - таков был лозунг крестоносцев.

Еврейские общины не были подготовлены к такому ходу событий. Погромы начались, по-видимому, на юге Франции, но там они не приняли широкие размеры.

Весной 1096 г., в апреле, мае и июне, разразились погромы в Прирейнской области. Несмотря на то, что рейнские евреи были заранее предупреждены о надвигающейся опасности, они лишь в самый последний момент обратились к императору с просьбой дать им защиту, обещанную в привилегиях. Они платили огромные суммы епископам и начальникам городских гарнизонов за то, чтобы им были предоставлены форты и вспомогательные отряды для обороны. Но посланные на помощь солдаты отказывались защищать "нехристей" от христианских воинов, отправляющихся в крестовый поход, и покидали евреев на произвол судьбы.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 196 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...