Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Италия и Византия. 2 страница



Марраны в других странах. Марраны начали покидать Пиренейский полуостров сразу же после насильственных крещений. Их эмиграция возрастала после каждого нового бедствия: введения инквизиции в Испании (1480/81) и Португалии (1536–40), вспышки особо жестоких преследований марранов в Португалии после 1630 г. и других. Власти обеих стран запрещали эмиграцию новых христиан, порой перехватывая и возвращая беглецов. И все же тайно или открыто (например, под предлогом паломничества в Рим, откуда они не возвращались) многие тысячи новых христиан покинули полуостров за три с половиной века господства инквизиции. Число марранов, тайно преданных иудаизму, было особенно велико среди беженцев из Португалии. Не случайно во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки в 16 в. слово «португалец» стало обозначать еврея.

В 1603 г. группа португальских марранов (часть из них переселилась в Испанию после объединения обоих государств в 1580 г.) за выкуп в 200 тыс. дукатов в казну объединенного королевства добилась права покинуть его пределы и переселилась в Амстердам (см. ниже).

Ближайшая к Пиренейскому полуострову мусульманская страна Мароккоприняла немало беженцев уже в 14 в. Еще большее их число поселилось в конце 15 в. – 16 в. в пределах Османской империи, включая Эрец-Исраэль. В 16 в. вернувшиеся к иудаизму бывшие марраны и их потомки проживали в основном в Каире, Иерусалиме, Цфате, Дамаске и Стамбуле (около 50 тыс. евреев в этих городах), а в Салониках они составляли большинство населения.

Протестантские страны, жители которых и сами были когда-то жертвами католической инквизиции, также охотно принимали марранов. ВЛондоне, где община была основана выходцами с Канарских островов, Бристоле, а также в Гамбурге и других германских городах марраны появились, формально как католики, еще до Реформации, да и после нее долгое время продолжали вести двойную жизнь, так как протестанты предпочитали игнорировать существование евреев в своей среде, и последних это вполне устраивало. Так, Англия при Кромвеле молчаливо признавала присутствие марранов и не мешала их организации в общину (см. также Менашше бен Исраэль). Марраны и их потомки оставались основным элементом английского еврейства вплоть до 19 в.

В Амстердаме марраны появились лишь в конце 16 в., почти сразу открыто вернувшись к иудаизму, хотя официальное разрешение на проживание евреев здесь было получено только в 1615 г. Именно марраны превратили Амстердам в один из крупнейших центров еврейства 17 в. с рядом известныхиешив, давших миру немало видных мыслителей-евреев. Марраны были в числе первых поселенцев голландских колоний — Суринама и Кюрасао(крупная сефардская /см. Сефарды/ община со второй половины 17 в.). Марраны селились и на других островах Вест-Индии (Барбадос, Мартиника, Подветренные острова).

В католических странах, даже неподвластных Испании и Португалии, положение общин марранов было менее прочным, хотя и здесь они порой процветали. Среди итальянских государств в папских владениях существовала и собственная инквизиция. Правда, во второй четверти 16 в. под властью пап Клемента VII, Павла III и Юлия III в Риме и особенно вАнконе марраны жили мирной и благоустроенной жизнью; но Павел IV (1555–59), провозгласивший контрреформацию, начал активную кампанию против них. Многие марраны Анконы были арестованы, 25 из них сожжены заживо (1555). В ответ Иосеф Наси пригрозил городу экономическим бойкотом, а его тетка, Грация Наси (см. Иосеф Наси), добилась освобождения тех итальянских марранов, которые были подданными турецкого султана. Документ от 1550 г. свидетельствует о наличии марранов среди испанских и португальских купцов во Флоренции. Одна из наиболее процветающих и крупнейших в Европе общин марранов существовала в Ферраре в середине 16 в.; однако в 1581 г. многие из марранов были арестованы, а трое отправлены в Рим и там сожжены (1583). В Венеции марраны начали селиться в 15 в. – начале 16 в.; несмотря на указы об изгнании в 1497 г. и 1550 г., их положение здесь постепенно укрепилось; они вели оживленную торговлю с Турцией. Неплохим было и положение марранов в Тоскане. Император Священной Римской империи Фердинанд II дал марранам охранную грамоту (1593), стремясь привлечь их в Пизу и Ливорно; в последнем городе община марранов действительно достигла процветания и к концу 18 в. насчитывала около пяти тысяч человек. В 1572 г. герцог Савойи и Пьемонта Эммануил Филиберт III разрешил группе марранов поселиться в своих владениях, обещав им защиту от инквизиции, но под давлением папы римского и своего дяди Филиппа II, короля Испании, прекратил поддержку, а в 1581 г. изгнал из своих владений португальских евреев. Однако вскоре марраны вернулись туда и получили обещанную защиту от суда инквизиции.

Во Франции (где поселение купцов из Португалии было разрешено Генрихом IV в конце 16 в.) марраны формально считались католиками до 1730 г., когда их официально признали евреями; но и ранее власти не вмешивались в их религиозную жизнь. Наиболее значительные общины марранов были в Бордо и Байонне, меньшие — в Ла-Рошеле, Нанте, Руане, Сен-Жан-де-Люзе, Биаррице, Ла-Бастиде и других городах.

Шатким было положение марранов во владениях Испании и Португалии вне Пиренейского полуострова: в принадлежавших Арагону Сицилии, Сардинии и Неаполе, в таких землях, как Фландрия (до ее отложения от империи Габсбургов), а также в колониях на Дальнем Востоке и в Америке. Здесь их нередко настигала инквизиция, как центральная, так и местная, введенная португальцами в Гоа, а испанцами — на Филиппинах и в американских колониях: в Лиме (1570), Мехико (1571) и Картахене (1610). Несмотря на это, Латинская Америка привлекала значительное число новых христиан. ВБразилии марраны открыто вернулись к иудаизму в период голландской власти (1624–54).

На севере и северо-востоке Европы марраны проникли в Данию, страны восточной Балтики и Польшу (Замосць).

Наряду с религиозной свободой, возможность экономической, социальной, а иногда и политической деятельности играли для марранов важную и порой решающую роль в выборе страны проживания. С другой стороны, принимавшие марранов государства были заинтересованы в них в указанных аспектах. Почти повсюду на новой родине марраны вскоре завоевывали видное положение во внешней и внутренней торговле и в области финансов. Они способствовали организации крупных банков и играли важную роль на бирже. Марраны занимали заметное место в крупнейших торговых компаниях (таких как Нидерландская Ост-Индская и Вест-Индская), а также в страховых обществах. Марраны создали предприятия по производству мыла, лекарств и другой продукции, внесли заметный вклад в развитие ремесел, монетного и оружейного дела и судостроения, заняли фактически господствующее положение в международной торговле, контролируя, а нередко и монополизируя торговлю кораллами, сахаром, табаком и драгоценными камнями. Этому способствовали их деятельность в ведущих торговых центрах, общая культура, а часто и родственные связи. Так, известны семья Тейшейра д’Андради в Амстердаме и Гамбурге, представители которой служили также финансовыми советниками шведской королевы Кристины (середина 17 в.), и семья Тейшейра Сампайю. Крупные семейные банки и торговые конторы (например, основанные Франсиско Мендесом в Лиссабоне) имели филиалы по всей Европе. Марраны способствовали выходу многих стран из их былой изоляции, их процветанию и переходу от средневековой к современной экономике. Марраны преуспевали и во многих других областях. Из их среды вышли выдающиеся дипломаты, такие как Грация Наси (Мендес) и герцог Наксосский Иосеф Наси (см. выше), ученые, врачи и большое число деятелей литературы, театра и музыки (см. Испанская и португальская литература, Итальянская литература, а также другие статьи по теме).

Со своей стороны, многие страны и народы дали марранам возможность развивать еврейские учреждения и культуру. Центр этой культуры перемещался вместе с центром еврейского книгопечатания (Феррара в середине 16 в., Венеция в конце 16 в., Амстердам в 17 в.). Значительные издательства, помогавшие распространению еврейской культуры, существовали также в Ливорно, Гамбурге, Лондоне и других городах.

На протяжении всей истории марранства бывали случаи, когда вернувшиеся к иудаизму марраны посещали Испанию и Португалию по делам и попадали в руки инквизиции.

Многие марраны и их потомки достигали успеха и славы вне еврейских общин, вливаясь в христианскую аристократию различных стран, иногда занимая высшие дипломатические, военные и административные должности, как, например, премьер-министр Англии Б. Дизраэли.

Толчком к изучению истории марранов послужило открытие доступа к архивам инквизиции (в конце 19 в.). С 1920-х гг. начался разбор и частичная публикация судебных дел марранов, число которых лишь в португальских архивах, видимо, превышает сорок тысяч. Стали публиковаться и списки приговоренных к аутодафе.

29. Упадок еврейского центра в Испании.

Глава восьмая: УПАДОК ЕВРЕЙСКОГО ЦЕНТРА В ИСПАНИИ И ИЗГНАНИЕ ИЗ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

В начале XIV в. испанское еврейство пользовалось материальным благополучием и широкой автономией во внутренних делах. В сфере культурного творчества образовались два лагеря: сторонников Рамбама и его противников. Приверженцы Рамбама продолжали идти по пути интеллектуальных исканий своего учителя и выдвинули из своей среды целый ряд философов, писателей и поэтов. В противоположном лагере развивалось мистическое учение и было положено начало новой литературе, получившей название каббалистической.

Одним из самых знаменитых произведений этой литературы, появившихся в Испании в XIII и XIV вв., был "Сефер га-Зогар" ("Книга Сияния"). Авторство этой книги приписывалось древнему мудрецу, жившему в Палестине во II в. н. э., - рабби Шим'ону бар-Иохаю. Другие каббалистические книги тоже приписывались "таннаям", т. е. {335} составителям Мишны, однако и них отчетливо запечатлены характерные особенности испанской действительности того периода, которые находят свое отражение как в общефилософских концепциях, так и в заключенных в них общественных и этических идеях.

В течение XIV в. еврейству, находившемуся в сфере испанского культурного влияния, было нанесено несколько тяжелых ударов. Преследования и изгнания разрушили важнейший еврейский центр в Провансе уже в начале столетия. Реконкиста в Испании приближалась к своему завершению. Религиозный фанатизм и экономическая борьба христианских горожан все более и более отягчали жизнь еврейского населения.

Церковь насильно навязывала евреям религиозные диспуты, которые проводились в тяжелых условиях и в неблагоприятной для них атмосфере. Один из важнейших диспутов такого рода состоялся в 1263 г. в Барселоне. От имени евреев выступал Рамбан (рабби Моше бен-Нахман) из Героны, выдающийся ученый, мыслитель и каббалист, а христиан представлял доминиканский монах, крещеный еврей Пабло Кристиани.

На этом из ряда вон выходящем и совершенно необычном для средневековья диспуте еврейскому ученому была предоставлена возможность встать на защиту иудаизма и даже - косвенно - оспаривать догматы христианства. Несмотря на трудность поставленной перед ним задачи, Рамбан отважно выступил и подверг критике религиозный догмат христианства, утверждавший, что с появлением Христа уже исполнилось предсказание пророков о пришествии Мессии.

Ведь о Мессии сказано - утверждал Рамбан - что в дни его "не поднимет меча народ на народ и не будут более учиться воевать" - а христианская рыцарская культура зиждется на войне, на упражнении в ней и на ее восхвалении. Он указал, с одной стороны, на победоносное шествие ислама, а с другой, на гибель Римской империи именно после того, как в ней воцарилось христианство. В написанном по-еврейски сочинении, резюмирующем в общих чертах этот диспут, Рамбан иронизировал над догматом Троицы.

{336} Несмотря на покровительство короля, церковь не могла допустить, чтобы такое публичное выступление прошло безнаказанным. Однако наказание, наложенное на Рамбана, было сравнительно умеренным: он был изгнан из Испании и сумел, таким образом, осуществить свою заветную мечту - переселиться в страну Израиля.

Относительная терпимость периода реконкисты сменяется в XIV веке фанатизмом, сопровождавшимся травлей евреев. На созванном в 1354 г. съезде еврейских общин Кастилии было решено обратиться к королю - и через его посредство к римскому папе - с просьбой защитить евреев от обвинения в том, будто они являются виновниками стихийных бедствий, эпидемий и голода. Съезд просил также не использовать небесные и другие знамения таким образом, чтобы наносить вред евреям, и не подвергать их круговой поруке за проступки единичных лиц. Затем было высказано пожелание, чтобы инквизиция не затрагивала евреев. Съезд постановил усилить борьбу с доносчиками и возложил на еврейские общины обязательные взносы, предназначенные для того, чтобы служить фондом для ходатайств и самозащиты,

В 1391 г. в большинстве испанских общин разразились жестокие погромы, приведшие к их полному упадку. Многие приняли мученическую смерть во имя веры. Значительная часть евреев - главным образом, зажиточные и образованные - перешла в христианство. Нередко семьи распадались: отец крестился, а мать оставалась еврейкой; один сын становился христианином, а другой продолжал быть евреем.

В эти тяжелые годы вождем испанского еврейства был философ дон Хасдай Крескас. С самого начала погромов этот ученый прилагал все свои усилия к тому, чтобы королевский двор вмешался в пользу преследуемых евреев. Он собирал средства для помощи жертвам погромов в непострадавших еврейских общинах Арагона и старался склонить короля к борьбе против громил и к их покаранию. Сохранилось письмо дона Хасдая к общине Авиньона - города, в котором тогда находилась резиденция одного из пап. В этом послании он описывает {337} трагические события своего времени, по-видимому, для того, чтобы его единоверцы знали, какие шаги им следует предпринять при папском дворе. Впоследствии его усилия были направлены на восстановление разгромленных общин.

Дон Хасдай Крескас старался всеми силами поднять дух своих современников евреев, предохранить их от отчаяния и вселить в их сердца надежду на лучшее будущее. В 1393 году он добился у арагонского короля эдикта о восстановлении разрушенных общин в Барселоне и в Валенсии.

Однако все эти меры не могли даже замедлить процесс упадка еще недавно процветавшего еврейского центра в Испании, начавшийся разгромом общин в 1391 году и завершившийся изгнанием евреев из Пиренейского полуострова в 1492 г. Эти сто лет были самым тяжелым периодом истории испанского еврейства.

Фанатические священники и монахи - среди них ряд выкрестов - не переставали принуждать евреев принять крещение и натравливали христиан на "жестоковыйных иудеев". В 1413-1414 гг. они организовали в Тортосе длительный и утомительный диспут между одним выкрестом и несколькими представителями евреев. Этот диспут послужил предлогом к усилению преследований.

Власти издали ряд декретов, ограничивавших экономическую деятельность евреев и их право выбирать себе местожительство. Многие не выдержали гнета и крестились. Число евреев, насильно обращенных в христианство, беспрестанно росло. Евреи считали их "анусим" (жертвами насилия), а испанцы презрительно называли их "марранами" (свиньями) или "конвереос" (выкрестами).

Значительная часть крестившихся в 1391 г. и в последующие года намеревалась лишь переждать грозу и покинуть в первый подходящий момент христианское королевство. И действительно, в XV в. началась эмиграция евреев из Испании в Северную Африку и в другие мусульманские страны, а также в Палестину, Италию и в Западную Европу - в Нидерланды. Католическое духовенство знало о верности анусим {338} своей исконной религии.

Его гнев обрушился на многочисленных анусим, придерживавшихся втайне обычаев своих предков, заветов и законов иудаизма, даже выдавая себя за христиан. Церковь усматривала в этом ересь, караемую смертью. Крещение евреев не изменило отношение к ним со стороны христианских горожан, принимавших активное участие в преследованиях, приведших евреев к перемене веры. Экономический антагонизм между ними и марранами даже усилился. На месте отгороженного от остальной части города еврейского квартала образовались кварталы анусим, ставшие интегральной частью города, а жители их получили доступ к государственным и муниципальным должностям.

Усилившееся экономическое соперничество подлило масла в огонь религиозного фанатизма. Ненависть к евреям была перенесена на марранов. Все они без исключения стали подозрительными. Начались толки о "новых христианах", которых надлежит изолировать и от которых следует избавиться, как от самих евреев. "Новые христиане", в свою очередь, убедились, что крещение не помогло им сблизиться со "старыми". Многие евреи, перешедшие в христианство и стремившиеся полностью ассимилироваться в испанской среде, стали тайно возвращаться в лоно еврейства.

Такое положение многочисленных марранов было чреватым опасностями не только для церкви, но и для них самих и даже для правоверных евреев. Христианский террор создал нечто вроде еврейского "подполья", и обостренные отношения между старыми и новыми христианами вылились в открытые столкновения. В 1473 г. на юге страны, в Андалусии, вспыхнула даже своего рода гражданская война между анусим и "старыми христианами".

Служители церкви старались выслеживать анусим, уличать их в "ереси", подвергать их жестоким пыткам и, вынудив признание, налагали на их тяжелые наказания, вплоть до смертной казни. Во второй половине XV века в Испании была введена "священная инквизиция" - особый трибунал, занимавшийся исключительно делами о "еретиках".

{339} Осенью 1483 года доминиканский монах Томас (Фома) Торквемада был назначен главой этого трибунала и облечен званием Великого Инквизитора. Под его руководством деятельность инквизиции приняла угрожающие размеры. Допросы обвиняемых сопровождались все более и более жестокими пытками, и множество жертв, приговоренных к смертной казни, сжигалось на кострах во время публичных церемоний аутодафе (буквально - акт веры).

Судебные процессы инквизиции выявляют существование хорошо организованных тайных общин анусим, с их руководителями, уставами и заботой о соблюдении религиозных предписаний в частной и общественной жизни, Анусим поддерживали постоянную связь с еврейскими общинами Испании.

Еще до Торквемады католическая церковь предприняла ряд попыток ограничить права испанских евреев, верных своей религии, под тем предлогом, что они оказывают дурное влияние на анусим и укрепляют их в строптивости. Кострами аутодафе, непрестанными преследованиями не удалось искоренить "еврейский дух" из сознания анусим; более того, случаи совершения тайных обрядов обрезания и бегства за пределы государства учащались.

На процессах инквизиции постоянно обнаруживалась тесная связь общин анусим с евреями. В результате этого в церковных кругах возникла мысль о поголовном изгнании евреев из Испании. Эта идея была осуществлена королем Фердинандом Арагонским и королевой Изабеллой Кастильской. Путем заключения династического брака между ними Арагон и Кастилия были объединены в одно Испанское католическое государство. В 1492 г. им удалось завоевать Гранаду, последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове.

31 марта 1492 года король и королева издали эдикт об изгнании всех евреев из всех областей Испанского государства. Евреи были вынуждены покинуть страну в течение трех месяцев со дня опубликования эдикта. Некоторые еврейские и христианские источники описывают закулисные старания руководителей еврейства отвратить-или хотя бы отсрочить - {340} нависшую угрозу. Эти старания, однако, не привели ни к каким результатам. 31 июля 1492 года последний еврей покинул Испанию. Около ста двадцати тысяч человек покинуло страну, служившую им на протяжении многих столетий второй родиной, бросив на произвол судьбы свои дома и почти все свое имущество. Значительная часть их направилась в Португалию, где в 1497, г. их постигла такая же, если не более трагическая, участь: насильственное крещение детей, оторванных от родителей, и изгнание взрослых.

Еврейские изгнанники (анусим), продолжавшие бежать из Испании и после 1492 г., устремились в мусульманские страны, в Оттоманскую империю и в Италию. Многие анусим направились также в испанские колонии в Америке и в находившиеся под испанским владычеством Нидерланды. Когда Нидерланды восстали против испанского гнета, в Амстердаме и в других частях страны возникли общины бывших анусим, открыто вернувшихся к еврейству.

Фердинанд и Изабелла, прозванные "католическими королями", мотивировали изгнание евреев соображениями религиозного характера. Нет сомнения в том, что они надеялись сломить дух анусим после того, как будет прервано их общение евреями. Они, по-видимому, возлагали надежды и на то, что многие евреи примут крещение и не покинут Испанию. Некоторые придворные и горожане руководились, вероятно, также перспективой нажиться на еврейском имуществе и захватить оставленные евреями экономические позиции.

С изгнанием евреев из Испании фактически завершился процесс их вытеснения из Западной Европы. Кроме небольшого числа анусим во Франции, а затем и в Нидерландах, в XVI в. не было евреев на всей территории, простиравшейся от Англии до Гибралтара.

{341}

30. Инквизиция в Испании и Португалии.

ИНКВИЗИ́ЦИЯ (на латинском inquisitio; полное название Inquisitio haereticae pravitatis — `расследование извращающей ереси`), особый следственный и судебный орган при католической церкви для преследования еретиков. Название «инквизиция» этот орган получил на IV Латеранском соборе, созванном папой Иннокентием III в 1215 г.

В 1231–35 гг. папа Григорий IX рядом постановлений изъял выявление еретиков и расследование их дел из ведения епископских судов и передал эти функции специальным уполномоченным-инквизиторам, назначавшимся из доминиканских и францисканских монахов, и к 1232 г. ввел постоянные суды инквизиции в ряде стран. В 1252 г. папа Иннокентий IV санкционировал применение пытки при следствии. Смертные приговоры приводились в исполнение светскими властями, которым передавалась и часть конфискованного имущества осужденных. К 1255 г. инквизиция действовала во многих странах Западной и Центральной Европы.

В исследовании истории возникновения и деятельности инквизиции следует различать между папской и государственной инквизицией в Испании иПортугалии. Папская инквизиция возникла как инструмент борьбы с вероотступничеством и не распространялась на евреев как таковых. Однако, когда крестившиеся евреи возвращались в иудаизм (как, например, в Арагоне, куда бежали евреи после изгнания из Франции в 15 в.), они рассматривались как вероотступники и преследовались папской инквизицией наравне с еретиками-христианами.

Папская инквизиция выискивала антихристианские выпады и пренебрежительные отзывы о христианстве в раввинистической литературе; отсюда — сожжение папской инквизицией философских и некоторых галахических трудов Маймонида (1232) и Талмуда (1242) в Париже. Вскоре после своего возникновения папская инквизиция появилась в Провансе, Арагоне, Италии и в Священной Римской империи.

Судебная процедура папской инквизиции была строго регламентирована. С момента ареста обвиняемый содержался в строжайшей изоляции. В центре процесса стояли свидетельские показания; в отсутствие свидетелей процесс не мог состояться. Свидетельские показания слушались на закрытом заседании, и обвиняемый никогда не знал, кто свидетельствует против него.

Испанская государственная инквизиция возникла как попытка разрешить проблему анусим, стремившихся втайне вернуться к иудаизму (см. Марраны). Установлению инквизиции в Испании предшествовали такие события, как антиеврейские гонения 1391 г. и диспут в Тортосе (см. Диспуты). Инициатором основания испанской инквизиции был Алонсо д’Эспина, францисканский монах, по-видимому, еврейского происхождения, сочинение которого «Крепость веры против евреев» (1458/9) призывало к изгнанию из Испании евреев и мавров.

Во время посещения Фердинандом и Изабеллой Севильи в 1477 г. монах Альфонсо де Охеда изложил перед ними проблему севильских анусим и просил принять соответствующие меры. Королевская пара обратилась к папе Сиксту IV с просьбой разрешить установление в Испании института инквизиции. Разрешение было дано в 1478 г., и в 1480 г. были назначены два главных инквизитора — Мигель де Морилло и Хуан де Сан-Мартин, приступившие к активным действиям 1 января 1481 г. в Севилье. В 1483 г. главой испанской инквизиции был назначен Томас де Торквемада, деятельность которого определила лицо и цели испанской инквизиции на многих годы.

Правовой основой деятельности испанской государственной инквизиции являлась власть папы. Католическая вера рассматривалась как критерий гражданской лояльности. Процедура следствия была гражданской и соответствовала законодательству своего времени — церковь лишь предоставляла свой следственный аппарат в распоряжение светских властей. Всякий новоучрежденный трибунал инквизиции издавал «эдикт милости», дававший еретикам возможность явиться с добровольным покаянием — обычно в течение 30–40 дней; тех, кто не принес такого раскаяния, арестовывали.

Каждому подсудимому назначался адвокат, и если ему удавалось показать, что свидетели обвинения лично заинтересованы в осуждении обвиняемого, последний подлежал оправданию. Обвиняемый имел также право вызывать свидетелей защиты, которые могли бы показать, что он верен католической церкви. Если обвиняемый отказывался признаться в своих грехах, его подвергали пытке. В случае раскаяния подсудимого следовало «примирение», и он возвращался в лоно церкви. «Примирение» неизбежно влекло за собой тяжелое наказание.

Учреждение и первые шаги испанской инквизиции вызвали сопротивление в определенных придворных и церковных кругах, считавших, что методы инквизиции не только не приведут к решению проблемы марранов в Испании, но, напротив, жестокость, не различающая между малым и большим преступлением, не учитывающая условий, приведших к прегрешению (как, например, закрытое домашнее воспитание девушек, которые, естественно, впадают в те же грехи, что и родители, или отвержение марранов христианской средой, что неизбежно толкает их назад к еврейским общинам), лишь усугубит проблему, вызвав бегство марранов в места, где они не будут под опекой и руководством церкви. С точки зрения противников инквизиции, наказания должны быть избирательными, и основным методом интеграции марранов должно быть их терпеливое воспитание в духе католичества.

Противники инквизиции оказались в меньшинстве, и институт инквизиции интенсивно развивался. В течение нескольких лет вся Испания покрылась сетью инквизиционных трибуналов (Севилья — 1481 г.; Кордова — 1482 г.; Сьюдад-Реаль — 1483 г.; Сарагоса — 1484 г.; Толедо — 1485 г.; Куэнка и Вальядолид — 1488 г.; Валенсия — 1507 г., и другие).

Наряду с постоянными судами действовали выездные судебные комиссии (1485 г. — Гуадалупе; 1486 г. — Медина-дель-Кампо; 1490 г. — Сеговия, Лерида и Авила; 1495 г. — Херес-де-ла-Фронтера; 1501 г. — Леон; 1512 г. — Памплона; 1515 г. — Тудела и т. д.). Расследования, которые провела испанская инквизиция в течение первого десятилетия своей деятельности, показали, что многие крещеные евреи остались верны иудаизму и сохранили прочные связи с еврейскими общинами (согласно различным источникам, в 1480–92 гг. было выявлено около 13 тысяч марранов, сохранивших верность иудаизму).

В 1481–88 гг. было предано сожжению более 700 марранов и более 5 тысяч возвращено в лоно церкви. Раскаявшийся, приняв установленное судом инквизиции наказание, приносил клятву в верности церкви; уличенные в нарушении клятвы приговаривались к сожжению. Среди наказаний, практиковавшихся инквизицией, были каторжные работы, ссылка на галеры, пожизненное заключение или домашний арест; выходя на улицу, приговоренный был обязан надевать особое облачение (санбенито).

Результаты расследований инквизиции были одной из основных причин, побудивших католических монархов Испании, которые стремились интегрировать население королевства на основе религиозного единства, изгнать из страны в 1492 г. всех евреев. Причина изгнания — твердая уверенность монархов Испании в том, что до тех пор, пока на испанской земле остаются евреи, нет надежды, что марраны будут окончательно интегрированы в христианской среде, — прямо указана в эдикте об изгнании.

После изгнания евреев из Испании инквизиция фактически превратилась в полицию нравов: помимо борьбы с вероотступничеством, ересью и черной магией в компетенцию инквизиции были включены также случаи соблазнения женщин на исповеди, гомосексуализм и т. п. С течением времени преследование марранов перестает быть центральной проблемой инквизиции: в 1525 г. инквизиция начинает преследовать оставшихся верными исламу мавров, а к середине 16 в. вступает в борьбу с протестантским движением в христианстве.

Инквизиция в Португалии была учреждена под давлением испанцев, понимавших, что отсутствие там инквизиции делает эту страну идеальным убежищем для испанских марранов. Вопрос об учреждении инквизиции в Португалии получил особую остроту в 1497 г., когда эдикт об изгнании евреев (среди которых было множество бежавших из Испании марранов, в том числе из знатных семей) был заменен указом об их крещении насильственном. Король Мануэл I, стремясь искоренить в стране иудаизм, не нанося при этом ущерба экономике Португалии, даровал новообращенным двадцатилетний период (позднее продленный до 1534 г.) иммунитета против преследований за «упущения» в соблюдении новой веры, причем сами «упущения» подлежали юрисдикции светского, а не инквизиционного трибунала.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 164 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...