Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественный и политический строй



В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабейского. В конце II — начале I тысячелетия до н. э. в результате развития производительных сил стали меняться производственные отношения. На территории древнего Йемена возникли классовые раннерабовладель-ческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть.

Образовались такие социальные группы, как жречество и купечество.

Главное средство производства — земля находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли передел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (или большесемейная община). Она могла владеть не только общинным участком земли, но приобретать другую землю, получать ее по наследству, осваивать новые участки, устраивая на них оросительные сооружения: орошенная земля переходила в собственность того, кто «оживил» ее. Постепенно знатные семьи добивались изъятия своих владений из системы общинного передела, заводили на них доходное хозяйство. Семьи различались по имущественному положению, и даже внутри семьи было заметно неравенство ее членов.

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства, и этот фонд пополнялся за счет завоеваний, конфискаций, принудительной скупки земли. Весьма значительным был личный фонд земель правителя и его рода. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. Эти земли часто отдавались в условное владение обедневшим семьям свободных колонистов вместе с рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.

Рабы в основном рекрутировались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из других областей древневосточного мира (из Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли иногда возвыситься, занять привилегированное положение среди себе подобных, выполнять административные функции. Но какое бы положение ни занимал раб, при упоминании его имени никогда не называлось имя его отца и рода, ибо это было признаком свободного человека. Древнейеменское общество было ранне-рабовладельческим, сохранившим, однако, родоплеменной уклад и традиции, с постепенно развивавшейся тенденцией к социальному расслоению, увеличению роли рабства.

Процесс формирования раннеклассового общества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии медленный ход этого процесса способствовал не радикальному разрушению политических институтов родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового общества, их трансформации из племенных в государственные органы. Систему политического устройства южноаравийских государств можно показать на примере Сабейского царства.

Оно состояло из 6 «племен», из которых три принадлежали к числу привилегированных, а три других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние — на более мелкие, а они, в свою очередь,— на отдельные роды. Племена управлялись вождями — кабирами, происходившими из знатных родов и образовывавшими коллегиальный орган. Возможно, в племенах были и советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок (в Сабе — на 7 лет, в Ка-табане — на 2 года и т. д.) эпонимов — важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществлявших также астрономические, аетрологические, календарные наблюдения и некоторые хозяйственные функции по организации земле- и водопользования. По эпонимам датировались государственные и частноправовые документы, велось летосчисление. Эпонимы вступали в должность в возрасте 30 лет и по истечении срока полномочий входили в совет старейшин.

Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление Сабейским государством, были до III—II вв. до н. э. мукаррибы. В их функции входили хозяйственная, главным образом строительная, деятельность, сакральные обязанности (совершение жертвоприношений, устройство ритуальных трапез и др.), государственная деятельность (периодическое возобновление племенных союзов, издание государственных документов, юридических актов, установление границ городских территорий, частных владений и т. д.). Должность мукаррибов была наследственной.

Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул «малик»— царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н. э. их должность фактически превратилась в царскую.

Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.

Постепенно в южноаравийских государствах наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.

Североаравийские: поищите…

15. Мохаммад. Его жизнь и значение.

Основателем ислама является пророк Мухаммед. Он родился в 570 г. от Р.Х. В арабском летосчислении этот год называется Годом Слона. Свое название год получил потому, что в это время правитель Йемена Абраха предпринял наступление па Мекку с целью ее захвата и подчинения своему влиянию всех арабских земель. Его войско передвигалось на слонах, что вызываю ужас у местных жителей, до этого времени не видевших этих животных. Однако на полпути к Мекке войско Абраха повернуло назад, а сам Абрах умер по дороге домой. Исследователи считают, что это произошло из-за эпидемии чумы, которая уничтожила значительную часть войска.

Мухаммед происходил из обедневшего клана влиятельного рода курейш. Члены этого рода должны были следить за сохранностью духовных святилищ. Мухаммед рано осиротел. Его отец умер еще до его рождения. Мать отдача его, по обычаю того времени, кормилице-бедуинке, у которой он рос до пяти лет. Его мать умерла, когда ему было шесть лет. Мухаммеда воспитывал сначала дед Абдалмутталиб, служивший смотрителем при храме Кааба, затем после его смерти — дядя Абу Талиб. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Когда ему исполнилось 25 лет, он нанялся на работу к Хадидже, богатой вдове. Работа заключалась в организации и сопровождении торговых караванов в Сирию. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет. У них родилось шестеро детей — два сына и четыре дочери. Сыновья умерли в младенчестве.

Только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. Хадиджа была не только люби мой женой пророка, но и другом, во всех сложных обстоятельствах жизни она поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После женитьбы Мухаммед продолжал заниматься торговлей, однако без больших успехов. Сказывалось изменение исторической ситуации.

Мухаммед много времени проводил в молитвах и медитации. Когда Мухаммед медитировал в одной из пещер в окрестностях Мекки, ему было видение, во время которого он получил первое послание от Бога, переданное через архангела Джебраила (библ. — Гавриил). Первыми людьми, поверившими проповеди Мухаммеда и принявшими ислам, стали его жена Хадиджа, его племянник Али, его вольноотпущенник Зайд и его друг Абу-Бекр. Первое время призыв к новой пере осуществлялся тайно. Начало открытой проповеди относят к 610 г. Меккаицы встретили се с насмешкой. В проповеди содержались элементы иудаизма и христианства. Мухаммед, по историческим сведениям, был неграмотным. Он воспринимал устные рассказы из Священного Писания от иудеев и христиан и приспосабливал их к арабской национальной традиции. Библейские сюжеты органично вошли в состав священной книги новой религии, связав воедино истории многих народов. Популярности проповеди Мухаммеда способствовало то, что он читал их речитативом, в виде рифмованной прозы. Постепенно вокруг Мухаммеда сложилась группа сподвижников из разных слоев мекканского общества. Однако весь первоначальный этап проповеди, вплоть до переселения в Медину, мусульмане подвергались гонениям и преследованиям со стороны мекканского большинства. В результате этих притеснений большая группа мусульман эмигрировала в Эфиопию, где их встретили с пониманием.

Число сторонников Мухаммеда в Мекке постоянно росло, однако росло и сопротивление новой религии со стороны влиятельных жителей города. После смерти Хадиджи и дяди Абуталиба Мухаммед лишился внутренней опоры в Мекке и в 622 г. вынужден был уехать в город своей матери Ятриб, который после этого стал называться Мединой - городом пророка. В Медине проживала большая группа евреев, и мединцы оказались более подготовленными к принятию новой религии. Вскоре после переселения Мухаммеда большинство населения этого города вступило в число мусульман. Это был огромный успех, поэтому год переселения стал считаться первым годом мусульманской эры — хиджры (переселение).

В мединский период Мухаммед развивал и углублял свое учение в направлении обособления от родственных религий —христианства и иудаизма. Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась вся южная и западная Аравия, и в 630 г. Мухаммед торжественно вступил в Мекку. Теперь мекканцы склонились перед ним. Мекка была объявлена священной столицей ислама. Однако Мухаммед вернулся в Медину, откуда в 632 г. совершил паломничество (хадж) в Мекку. В этом же году он умер и был похоронен в Медине.

16. Зимма и зимми.

ЗИММА

[арабск. - «покровительство») - в исламе (ИСЛАМ): иноверцы, признавшие власть мусульман, платящие подушную дань и получившие за это покровительство мусульман - защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами.

Зимми: ЗИ́ММИ (на арабском буквально `покровительствуемый`), термин мусульманского права, фиксирующий юридический статус «людей Писания», то есть евреев и христиан, живущих под «покровительством» (зимма) мусульманского государства.

Статус зимми является дискриминационным. Мусульманский закон, признавая за зимми право на жизнь, собственность и свободу вероисповедания (ограниченную запрещением строить новые культовые здания), а также на общинную автономию, обязывает их платить особый подушный налог, запрещает вступать в брак с мусульманками и владеть рабами-мусульманами и предписывает им ношение особой одежды или отличительных знаков. Закон специально оговаривает, что зимми запрещено вступать в заговоры против мусульманских властей и обращать мусульман в свою веру. Мусульманский суд не признавал за свидетельскими показаниями зимми законной силы: убийство зимми каралось меньшим наказанием, чем убийство мусульманина. Они не несли воинской повинности, однако были обязаны оказывать всевозможное содействие армии в случае необходимости (см.Омаровы законы).

При прямых наследниках Мухаммада и Омейядах отношение властей к зимми, составлявшим в этот период большинство населения завоеванных мусульманами областей, отличалось терпимостью. Однако начиная с 10 в. и в особенности в конце 12 в. положение зимми ухудшилось, что явилось следствием все возраставшей враждебности между мусульманским и христианским миром, последовавшей за крестовыми походами и Реконкистой. В отдельные периоды в разных областях мусульманского мира законодательство о зимми применялось с различной степенью жестокости. Иногда имели место случаи прямого нарушения гарантируемых законом прав зимми. Так, известны факты насильственного обращения евреев в мусульманство Альмохадами в 12 в., в Йемене в конце 12 в., в Персии в 1653–66 гг. (в Мешхеде в 1839 г.), в Средней Азии в 18–19 вв., в Дагестане в 19 в. и другие.

Наиболее ярким выражением дискриминационного характера статуса зимми являлись указы о специфических знаках на их одежде. Впервые указ, предписывавший носить желтый головной убор, был издан аббасидским халифом ал-Мутаваккилом в 850 г.; позднее он распорядился прикреплять на одежду зимми желтые знаки. Они должны были, кроме того, носить особый пояс (зуннар). В 1004 г. фатимидский халиф ал-Хаким приказал, чтобы головные уборы, а позднее также плащи зимми в Египте были черного цвета. Альмохады заставили даже евреев, насильственно обращенных в ислам, носить синие одежды и уродливые накидки, позднее (по некоторым сведениям с 11 в.) замененные желтыми халатами и тюрбанами. В 1301 г.мамлюки в Египте приказали евреям носить желтые тюрбаны, христианам — синие, а самаритянам — красные. Таким образом, желтый цвет, который раньше отмечал всех зимми, превратился в отличительный цвет зимми -евреев. Мурад II (правил 1421–51) распорядился, чтобы евреи Турции носили желтые тюрбаны, но Мурад III (правил 1574–95) заменил их остроконечными шапками. Когда турки в начале 16 в. завоевали Йемен, они распорядились, чтобы евреи носили черную одежду, а в начале 19 в. им было запрещено носить хорошую или новую одежду. В Персии в 1622 г. евреям было приказано носить войлочные тюрбаны. Евреи Марокко должны были носить, по крайней мере, с 17 в., черную одежду и черную обувь (или ходить босиком).

Другим проявлением дискриминации зимми было запрещение ездить верхом. В то время как указы халифов запрещали зимми ездить на лошадях и обязывали их употреблять вьючные седла, Салах ад-Дин запретил им ездить также на мулах. Мамлюки не разрешали зимми ездить в черте города даже на ослах. В Йемене евреи вообще не имели права ездить верхом и должны были передвигаться только пешком. Запрещение строительства культовых зданий ограничивало свободу богослужения зимми, поскольку каждый ремонт мог рассматриваться как расширение помещения, то есть как новое строительство. Хроники мамлюкского времени в Египте и Сирии содержат рассказы о закрытии синагог или превращении их в мечети.

Узаконенная дискриминация евреев в мусульманских странах продолжала существовать до 19 в. и даже позже. В Турции евреи получили равноправие в 1840 г., в Марокко — в 1864 г., в Йемене ограничения сохранялись до 1948 г., когда практически все евреи Йемена переселились в Израиль. Несмотря на дискриминационное законодательство, положение евреев мусульманских стран в средние века было все же лучше, нежели в странах христианского мира: экономических ограничений было меньше, запрещения жить на каких-либо территориях были редки, и евреи редко подвергались изгнаниям: мусульманские правители принимали энергичные меры против кровавых наветов. С другой стороны, вполне возможно, что именно у мусульман христиане переняли некоторые дискриминационные меры, направленные против евреев, как, например, ношение на одежде отличительного желтого знака.

17. Возникновение и распространение ислама.

Ислам является второй (после христианства) по количеству последователей мировой монотеистической религией, на которой основывается культура многих народов Востока Его исповедуют до 1 млрд человек более чем в 120 странах мира В 28 странах ислам признан государственной религией - таких как Египет, Иран, Ирак к, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан и т.д. Значительное количество мусульман живет в отдельных странах Европропи.

Ислам - молодая из мировых религий зеленый флаг является символом молодости и вечности этой религии Ислам возник в начале VII в не на Аравийском полуострове, который населяли арабские племена Он формировался на почве родоплеменных ого культа влиятельного племени Западной Аравии -ії - курайшитов религиозный и административный центр которого находился в Мекке, племенным богом которых был Аллах (араб аль-Иллах) Окончательно же ислам как религия с развитой мифологией, каноническими текстами, ритуалами сформировал вся уже за пределами Аравии: в Иране, Сирии, Египте, т.е. в странах, имевших до времен Средневековья богатое культурное наследиену.

В целом социокультурная и политическая ситуация того времени создавала все условия для формирования монотеизма: в Аравии с раздробленных племенных союзов, преимущественно кочевников-скотоводов, начала формироваться определенная этническая общность, распространялась единая арабский язык Арабские племена постоянно вынуждены проц отстаивать свои экономические, торговые интересы, и монотеистический ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованной государства

На формирование ислама большое влияние имели христианство и иудаизма Собственно Аллаха мусульмане считают тем же богом, которому молятся иудеи и христиане, но считают, что те ошибочно трактуют как сам образ бога, так и его установки

Процесс формирования ислама связан с деятельностью реального исторического лица - пророка Мухаммеда бен Абд Аллаха (570-632), из рода хашим племени курайш В 616 году Мухаммед, будучи уверенным, что он есть А ожий избранник, выступил с проповедью новой монотеистической религии среди жителей Мекки, которую назвал исламом (в переводе с арабского - покорность, то есть покорность воле Аллаха)

Мухаммед провозглашал величие единоличного и единого бога Аллаха, отвергал многобожие, что было тогда распространенное, предупреждал о будущем воскресении из мертвых, о Дне Суда и наказание в аду всех х, кто не будет веровать в Аллаха В его проповедях звучали также требования социальной справедливости, призывы к братству верующих, добровольной помощи бедным; осуждалось ростовщичество, подчеркивалась необ хиднисть соблюдать простые нормы нравственностиі.

В 622 г Мухаммед и группа его сторонников была вынуждена покинуть Мекку и переселиться в Ясриб, которое позже переименовали в Медина (город пророка) С этого события (араб Хиджра -переселение), которая произошла 622 г, начинается мусульманское летоисчисление по лунному календарю В Медине Мухаммед становится духовным и политическим лидером общины (уммы), которая органично сочетала черты религ гийнои и политического сообщества Здесь строится первая мечеть, устанавливаются основы религиозного учения и мусульманского ритуала, правила жизни общины Именно отсюда начинается распространение ислама на ар абськи племена полуострова (а также и гонения на тех, кто не принимал ислам, в частности иудеев), именно здесь формируется первое мусульманское войско, около 630 г приобретает Мекку, начинается формирование мусульманской феодально-теократического государства -ви - Арабского халифата первым религиозным и политическим руководителем которой был Мухаммед В 632 г пророк умер и был похоронен в Медине

После смерти Мухаммада территория влияния мусульманской общины, превратилась в государство - халифат - очень быстро расширяется Уже в VII-VIII веках воспользовавшись слабостью Византии и Персии, араб бы покорили страны Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии Уже за 30 лет существования халифат охватил территорию современного Ирана, Ирака, Сирии, Египта и Ливии, а позже он распространился я на Восток до Аму-Дарьи и Инда, и на Запад - к Атлантическому океану и Пиренеев В большинстве стран Средиземноморья исламам вытеснил христианство (Северная Африка, Египет, Сирия, Малая Азия), то же самое частично произошло на Кавказе, на Балканах

После распада Халифата роль распространителя ислама взяли на себя монгольские кочевники (ХIII-ХП вв), затем образовавшуюся Османская империя (XV-XVI века), которая в конце Средневековья и в начале Нового времени (до XVIII в) была серьезным соперником европейских государств Колониальная экспансия Запада в XVIII-XIX вв еще больше усилила ро оль ислама в духовно-политической жизни народов Схододу.

Ислам не является единственным Большинство современных мусульман относятся к суннитам (почти 90% исламского мира) и шиитов Сунниты опираясь на Коран и Сунну, исходили из концепции исламской государственности, согласно которой будущий халиф может получить государственную власть на основании договора между признанными представителями религиозной общин ди и претендентами на власть Халиф должен быть муджтахиды т.е. иметь репутацию и звание богослова и правоведа высшего ранга; мудрым физически здоровым; заботиться о благе подчиненных и походить из племени курайшитов Шииты (от араб \"аш-шиа\" - сторонники партия) считают, что власть имеет божественную природу, а значит, может наслидуватися только потомками Мухаммеда Шииты считают, что главой мусульман может стать только кровный родственник Мухаммеда, поскольку только на него может перейти божественная благодать, которой был наделен основатель исламновник ісламу.

Оригинальной и вольнодумной течению в исламе - суфизм, возникшее в IX веке и представляет собой синтез учения Мухаммеда с элементами греческой, индийской и христианской философии Носителями его выступают во дервишей, которые ведут монашеский образ жизни и считают необходимым отказ от богатства, чтобы спасти душу Недаром название этого направления происходит от арабскогоо суф - в переводе - шерсть, так как из грубой шерсти изготовлялся аскетический одежда суфиев Кроме того, дервиш культивируют состояние транса и экстаза, позволяющий слиться с божеством, считая, что только полная а самоотдача Аллаху дает покой и счастьея.

18) Мохаммад о христианах и иудеях.

Исламские источники — Коран, а также хадисы — высказывания и истории жизни пророка Мухаммеда рассматривает более ранние монотеистические религии лишь как учения, гласящие о приходе истиной веры — ислама.

Христиане и иудеи довольно много упоминаются в исламе, однако нельзя сказать что их рассматривают в качестве друзей, просто они лучше чем язычники, ведь последние вообще не веруют в единобожие.

Предваряя подборку, отметим, что Иса (Йса) в Коране — это Иисус, а Муса — пророк Моисей; Узайр (Ездра) — пророк, который жил между временем царя Соломона и временем Захарии, отца Иоанна Крестителя; «сыны Исраила» — так Коран иногда называет евреев, т.к. Израиль — одно из имен пророка Иакова (в исламе известного как Якуб), бывшего сыном родоначальника евреев Исаака;

Некоторые суры Корана о христианах и иудеях:

«О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!» (Из суры 5. «Трапеза», стих 56 (51);

«И пусть судят обладатели Инджила (Евангелия) по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те — нечестивцы». Из суры 5. «Трапеза», стих 51 (47);

«Скажи: «О люди Писания! Неужели вы упрекаете нас только в том (или питаете к нам злобу только из-за того), что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?» Из суры 5. «Трапеза», стих 64 (59);

«О люди Писания! После периода, когда не было посланников, к вам явился Наш Посланник, давая вам разъяснения, дабы вы не говорили: «К нам не приходил добрый вестник и предостерегающий увещеватель». Добрый вестник и предостерегающий увещеватель уже явился к вам. Поистине, Аллах всякой вещью мощен». Из суры 5. «Трапеза», стих 22 (19);

«О вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха, как сказал Йса, сын Марйам, «Кто мои помощники у Аллаха?» И сказали апостолы: «Мы помощники Аллаха!» И уверовала одна часть из сынов Исраила, и не уверовала другая часть. И Мы подкрепили тех, которые уверовали, против их врагов, и они оказались победителями». Из суры 61. «Ряды», стих 14 (14);

«которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, — вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это — те, которые имеют успех!». Из суры 7. «Преграды», стих 156 (157);

«Мы дали Мусе писание и вслед за ним Мы отправили посланников; и Мы даровали Йсе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник с тем, чего ваши души не желают, вы превозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете». Из суры 2. «Корова», стих 81 (87);

«и за их слова: «Мы ведь убили Мессию, Йсу, сына Марйам, посланника Аллаха» (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом,- в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, — наверное, (158). нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!» Из суры 4. «Женщины», стих 156 (157);

«И сказали иудеи: «Узайр (Ездра) — сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия — сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» Из суры 9. «Покаяние», стих 30 (30);

«Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было поведено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!» Из суры 9. «Покаяние», стих 31 (31);

«О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из обладателей Писания, которые не веруют в Аллаха должным образом: не признают воскрешения в Судный день и воздаяния, не считают запрещенным то, что не дозволено Аллахом и Его посланником, и не веруют в истинную религию — ислам. Сражайтесь с ними до тех пор, пока они не уверуют или не дадут джизийу своей собственной рукой, обессиленные и смиренные, чтобы пополнить бюджет мусульманской общины». Из суры 9. «Покаяние», стих 29 (29);

В последнем приведенном стихе упоминается джизийя (джизья). Налог джизья был впервые введен при пророке Мухаммеде на подвластной исламу территории для немусульман — представителей монотеистических религий (евреев, христиан и зороастрийцев). Позднее налог был распространен в исламских государствах на всех немусульман. В обмен за выплату налога немусульманам дозволялось исповедовать их религию и предоставлялась защита их жизни и имущества. Рабы, женщины, дети, старики, больные, отшельники и нищие освобождались от этого налога. Правоверные считают, что этот налог был справедлив, т.к. немусульмане не платили закят и некоторые др. сборы, взимаемые иламским государством и обществом с мусульман. Джизья была отменена в мусульманских странах под давлением Запада, который не считал налог справедливым, во второй половине-конце XIX века (В Марокко в 20-х годах XX века).

В заключении об одном известном хадисе.

«Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Я не имею отношения к любому мусульманину, который живет среди многобожников. Огни их очагов не должны быть видны друг другу». (из сборника хадисов Абу Дауд).

Иногда в Европе окончание этого хадиса «огни их очагов (т.е. огни очагов мусульман и немусульман) не должны быть видны друг другу» упоминают как запрет Мухаммеда на взаимопроникновение между культурами — исламской и неисламской. Но надо отметить, что в данном хадисе Мухаммед говорит, видимо, о язычниках. Хотя, например, в цитировавшейся выше суре «Покаяние», стих 30 (30) в зависимости от перевода, более, или менее, ясно видно, что Мухаммед уподобляет иудеев и христиан многобожникам (христиан, например, за то что они считают Христа не простым пророком, а божественной фигурой), поэтому неизвестно, насколько широко можно трактовать фразу «об огнях».

19) Новый духовный центр в Вавилонии.

Вавилония была богатой, плодородной страной, расположенной между реками Тигр и Евфрат. Евреи жили в ней уже многие века — с 597 года до н.э., когда лет за десять до разрушения Первого храма плененный царь Иудеи Иехояхин основал здесь, согласно преданию, будущий город Нехардею. Местная община стала центром еврейской жизни в Вавилонии.

Во времена Второю храма в Вавилонии жило больше евреев, чем в Иудее. Еврейская община Вавилонии была богатой и процветающей. Она внесла щедрый вклад в восстановление Иудеи. Веками евреи со всех концов Вавилонии добровольно платили в пользу Храма взносы, их собирали в Нехардее и посылали в Иудею под вооруженной охраной.

Некоторые из вавилонских евреев жили на обширных плодородных равнинах и занимались земледелием и скотоводством, другие жили в городах и были ремесленниками, торговцами, банкирами и купцами. У вавилонских евреев были свои синагоги, школы и суды, где дела разбирались в соответствии с еврейскими законами. Хотя эти учреждения не достигали уровня палестинских, они никогда не прекращали своего существования. Еврейские суды, синагоги и школы в Вавилонии обращались за руководством к Великому Собору, а позднее - к Великому Синедриону, находившимся в Иерусалиме.

Евреи Вавилонии, как и повсюду в мире, рассматривали Эрец-Исраэль как духовный центр иудаизма Ученики из Вавилонии — из их числа был и знаменитый Хиллел - стекались в Иерусалим, чтобы послушать учителей Великого Синедриона. Даже после разрушения Второго храма вавилонские евреи продолжали учиться у таннаев Явне, Тверии и Циппори.

В римский период Вавилонией владели парфяне, отличные воины, веками сопротивлявшиеся завоевателям-римлянам. Парфяне терпимо относились к евреям, проживавшим в их владениях. Беженцы из Иудеи нередко искали прибежища в вавилонских провинциях Парфянской империи. Так разрасталась и крепла еврейская община Вавилонии.

ЭКСИЛАРХ

Еврейскую общину Вавилонии возглавлял гак называемый реш-галута, то есть "глава изгнания" (по-гречески эксиларх). Эта должность была наследственной. Эксилархи были потомками Давида через Иехояхина - плененною Навуходоносором царя Иудеи. Эксиларх руководил еврейскими общинами всей Вавилонии. Он собирал и налоги, установленные властями, и те, что евреи платили в пользу общины. В эпоху Второго храма эксиларх собирал также взносы на Храм, а позднее на академии-иешивы.

Для еврейской общины Вавилонии эксиларх являлся высшим авторитетом в судебных делах и во всех вопросах светской жизни. В период возрождения еврейской государственности в Эрец-Исраэль он считался в Вавилонии лицом, четвертым по значению после царя. Эксиларх превратился в могущественного вельможу. Он жил в великолепном дворце в Нехардее и одевался с царской роскошью. Когда он появлялся на улицах, о его приближении оповещали гонцы, бежавшие впереди его свиты. Вавилонские евреи гордились своим эксилархом, и он пользовался большим почетом.

Из-за нехватки руководителей и учителей соответствующего уровня еврейские школы и суды в Вавилонии пришли со временем в упадок. Всегда, однако, находились талантливые молодые люди, отправлявшиеся учиться в академии Эрец-Исраэль. Среди наиболее одаренных учеников Иехуды ха-Наси двое были из Вавилонии Абба Ариха (то есть Абба Долговязый) и Шмуэль. Шмуэль был выдающимся юношей, обладавшим глубокими и многосторонними познаниями. Некоторые называли его Ярхинаа (от слов яреах - "луна" и иерах - "месяц"), то есть "Астроном", поскольку именно в этой области он особенно отличался. Был он также врачом и лечил Иехуду ха-Наси от тяжелой глазной болезни.

Абба Ариха славился как выдающийся ученый в области Закона. Позднее он стал известен просто как Рав ("господин", "учитель"). Впоследствии равами (раввинами) стали называть всех ученых, прошедших рукоположение. Когда эти двое, еще молодыми, вернулись домой в Вавилонию, они привезли с собой только что записанную Мишну великий труд своего учителя Иехуды ха-Наси.

РАВ ШМУЭЛЬ

Раву было поручено наблюдать за правильным соблюдением мер и весов на рынках еврейских общин Вавилонии. Объезжая страну, он видел, как сильно оскудела духовная жизнь этих общин. Молодой ученый стал мечтать о возрождении еврейской культуры и поднятии образовательного уровня своего народа. Он взялся за перестройку всей системы школ и синагог. Позднее Раву было предложено возглавить академию Нехардеи, но он отклонил предложение, считая, что этот пост должен занимать Шмуэль. Хотя Шмуэль был моложе его. Рав считал, что его друг является великим ученым. Кроме того, Шмуэль родился в Нехардее, знал ее жизнь и обычаи и как никто другой подходил для должности председателя академии.

Сам же Рав оставил Нехардею и основал новую академию в Суре. Он был прекрасным учителем и администратором, и его новая иешива привлекла многих ученых и учеников. Небольшие залы академии не могли вместить всех желающих слушать его и учиться у него. Вскоре Рав стал популярнейшим и любимым руководителем вавилонских евреев.

Рав ввел новую можно сказать революционную систему обучения открытую для каждого, кто желал ею воспользоваться. Ежегодно в течение месяцев адар (приблизительно март) и элул (приблизительно сентябрь), когда земледельцы могли отдохнуть от полевых работ, а ремесленники и торговцы сделать перерыв благодаря смене сезонов. Рав проводил специальные занятия по еврейскому Закону. Эти два месяца назывались Ярхей Калла, что означает по всей вероятности месяцы общего сбора.

Во время Ярхей-Калла и в предпраздничные недели народ стекался в Суру послушать эти популярные курсы в академии. Сам эксиларх приезжал в Суру, чтобы почтить своим присутствием 'месяцы общего сбора". Народ радовался, встречая на улицах своего вождя облаченного в великолепные одежды. Жажда учения охватила вавилонских евреев, деятельность школ и синагог по всей стране заметно улучшилась, и множество людей встречалось здесь ради занятий наукой и участия в дискуссиях. Опираясь на Мишну, еврейские ученые Вавилонии могли применять законы Торы к жизни в изгнании. Преподавая Мишну своим ученикам, Рав и Шмуэль преуспели в важнейшей задаче - превращении Торы в руководство и жизненную силу, помогающую вавилонским евреям решать многочисленные повседневные проблемы.

20) Караимы.

Караимы — буквально `читающие`, бней микра, ба‘алей микра — `люди Писания возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Караимы не признают Талмуд и Мишну, считая, что добавления и толкования искажают истинный смысл ТОРЫ.
Основателем секты караимов считается Анан бен Давид, по имени которого секта первоначально называлась «ананиты».
Обращение к ТаНаХу как к единственному источнику Закона выражено в установленном Ананом принципе: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».
В подтверждение правильности своих суждений караимы приводят слова из Теилима:
«Закон господа совершенен».
Традиции и жизненный уклад
караимская синагога – кенасса
раввин – хахам
кантор – хазан
В кенассе снимают обувь. Женщины и мужчины отделены перегородкой. Караимы не используют тфилин, цицит(кисти по нижним краям талита) - белые и голубые.

Очень жесткие законы ниды. На дверях караимских домов было две ручки: общая и отдельно для женщины в состоянии ритуальной нечистоты.

Караимский календарь, как и календарь раббанитов, является лунным; нисан считается первым месяцем года. Празднование Нового года может выпадать на любой день недели, вследствие чего караимский Иом-Киппур не всегда совпадает с раббанитским. Песах и Суккот празднуются лишь семь дней. Шаву‘от выпадает на 50-й день после пасхальной субботы и, следовательно, всегда приходится на воскресенье. Признавая Пурим, караимы не соблюдают пост. Ханукка не считается у караимов праздником. Субботние запреты на работу у караимов более всеобъемлющи, нежели 39 ограничений, предусматриваемых в раввинистическом иудаизме: фактически, караимы допускают в субботу лишь действия, связанные с Б-гослужением и с удовлетворением физиологических потребностей человека. Запрещены интимные отношения в Шаббат. Пища не подогревается.

Существуют различия также в правилах убоя ритуального, поэтому мясо животных, забитых раббанитами, не является кашерным для караимов. В пищу дозволено лишь мясо животных, перечисленных в Библии. Некоторые караимские авторитеты считают, что после разрушения Храма всякое употребление в пищу мяса запрещено.

Караимская литургия, первоначально состоявшая исключительно из пения библейских псалмов, имеет мало общего с литургией раббанитов. Б-гослужение отправляется дважды в день (утром и вечером); по субботам и праздничным дням добавляется молитва Мусаф и ряд других молитв. Молитвы состоят в основном из фрагментов библейского текста; особое внимание уделяется чтению псалмов, а также караимской литургической поэзии. Молитва Шма включена в караимский ритуал, молитва Шмоне-‘эсре неизвестна караимам.

Особой строгостью законы в отношении допускаемой степени родства вступающих в брак. В ранний период караимства даже отдаленнейшее родство служило препятствием к браку, однако в 11 в. ввиду угрожавшего общине вымирания ограничения подверглись некоторому смягчению.
В 15 веке были сформулированы десять принципов вероучения караимов
1) Б-г сотворил весь физический и духовный мир во времени и из ничего; 2) Он — Творец, который Сам не был сотворен; 3) Он не имеет формы, ни с чем не сравним, бестелесен и абсолютно един; 4) Он послал нашего учителя Моисея (это предполагает веру в пророков); 5) Он послал нам через Моисея Тору, которая содержит совершенную истину и не может быть дополнена или изменена каким-то другим законом; 6) каждый верующий должен изучать Тору в подлиннике и постигать ее подлинный смысл (микра и перуш);
7) Б-г раскрылся и другим пророкам (хотя их пророческий дар меньше, чем дар Моисея); 8) Б-г воскресит мертвых в Судный день; 9) Б-г воздает каждому человеку по его делам (личное провидение, свобода воли, бессмертие души и справедливое воздаяние в загробном мире); 10) Б-г не презирает живущих в изгнании, но хочет очистить их с помощью страданий; они могут надеяться на Его постоянную помощь и на избавление, орудием которого будет Мессия — потомок Давида.

История
Как уже было сказано выше караимы, как религиозная общность людей возникла в Вавилоне в 8 веке. Из Вавилона они расселились в Византию, Испанию, далее в Крым и восточную Европу и Литву.
Лишь крымские и литовско-польские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка. Наличие отдельных караимов в Крыму прослеживается уже в 12 в. Путешественник Птахия из Регенсбурга нашел живших среди тюрков-кочевников южнорусских областей сектантов-ананитов, которые проводили субботний вечер в темноте и запрещали даже резать хлеб в субботу. В 13 в. значительное число караимов, главным образом из Византийской империи, поселилось в Крыму. В столице Крымских ханов Солхат (ныне Старый Крым) караимская община, согласно сохранившимся документам, существовала в 14 в. С происхождением караимской общины города Чуфут-Кале, именовавшегося караимами Села ха-Иехудим (Еврейская Скала), связано много легенд и позднейших фальсификаций. Чуфут-Кале стал главным центром караимов Крыма; еще в 19 в. его население состояло почти исключительно из караимов.
Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт, разбив крымских татар в 1392 г., угнал многочисленных пленников, среди которых было несколько караимских семей. Пленники были поселены в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче и в местечке Красный Остров близ Львова (караимы назвали его Кукизов). Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии.
До конца 18 в. власти в разных странах не проводили различия между общиной караимов и общиной евреев-раббанитов: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был одинаковым. При изгнании раббанитов из какой-либо страны, как правило, изгонялись и караимы (например, в 1495 г. из Литвы). Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. В 1795 г. Екатерина II освободила караимов, число которых к этому времени достигало 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности. Караимы Галича добились облегчения налогового бремени и фактического равноправия с христианами вскоре после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).
Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждения между общинами, которые всегда видели друг в друге братьев по вере, а во взаимной полемике — внутреннее еврейское дело. Различие правового статуса еще более увеличилось, когда в 1827 г. караимы Крыма, как и Крымские татары, были освобождены от воинской повинности; в 1828 г. такое же освобождение было даровано караимам Литвы и Волыни. Стремясь еще более улучшить правовое положение, руководители караимской общины России начинают настаивать на принципиальном отличии караимов от других евреев, подчеркивая, в первую очередь, непризнание караимами Талмуда.
Самым выдающимся караимским ученым 19 в. и наиболее активным борцом за уравнение караимов в правах был Аврахам бен Шмуэль Фиркович, составивший во время своих поездок по Крыму, Кавказу, Эрец-Исраэль, Сирии и Египту уникальную коллекцию старинных еврейских рукописей, перешедшую впоследствии в собственность Императорской библиотеки в Санкт-Петербурге. Тенденциозный характер писаний Фирковича, его склонность к фальсификации истории и построению необоснованных гипотез уменьшают научную ценность его исследований, которые, тем не менее, внесли важный вклад в изучение истории караимов и в научную иудаистику. Утверждая, что караимы являются потомками израильтян, поселившихся в Крыму за несколько столетий до н. э. и построивших там три города — Солхат, Онхат и Села ха-Иехудим (см. выше), Фиркович стремился доказать, что караимы не разделяют вины евреев в распятии Христа и заслуживают иного отношения к себе христиан, чем евреи-раббаниты. К Фирковичу же восходит идея о караимском вероисповедании хазар.
После революции 1917 г. некоторое число крымских караимов эмигрировало из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул). Новообразовавшиеся караимские общины Центральной и Западной Европы поддерживали тесные связи с различными русскими эмигрантскими организациями. Число крымских и польско-литовских караимов непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции. В 1926 г. в Советском Союзе проживало девять тысяч караимов, за его пределами — пять тысяч; в 1932 г. соответственно — около десяти тысяч (преимущественно в Крыму) и две тысячи – в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке (Хит-на-Евфрате). Центром караимской культурной жизни после 1-й мировой войны стал Вильнюс.
Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили германскую караимскую общину, представленную восемнадцатью бывшими офицерами армии генерала Врангеля, обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел рейха, которое 5 января 1939 г. специально отметило, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине и их «расовая психология» не является еврейской. В соответствии с этим во время 2-й мировой войны караимы, как правило, не подвергались преследованиям со стороны германских оккупационных властей и даже пользовались их расположением. Лишь в некоторых местах (например, в Киеве) караимы разделили судьбу евреев (см. Бабий Яр). В ходе войны вопрос о караимах вновь подвергся обсуждению в соответствующих германских ведомствах, обратившихся к трем еврейским ученым — Зелигу Калмановичу (1881–1944), М. Балабану и И. Шиперу — с запросом о происхождении караимов. Чтобы спасти караимов, все трое высказали мнение, что крымско-литовские караимы нееврейского происхождения.
После 2-й мировой войны продолжался начавшийся ранее процесс ассимиляции караимов в Советском Союзе. Их общая численность там непрерывно сокращалась. Если в 1897 г. общая численность караимов в России составляла 12 900 человек, то по переписи населения СССР в 1959 г. — 5700, в 1970 г. — 4600 и в 1979 г. — 3300 человек. В наше время в России проживает около 1000 караимов.
После образования Государства Израиль преследования евреев в арабских странах побудили живших там караимов переселиться в Израиль, где им была предоставлена возможность поселиться компактными группами и оказана правительственная помощь в устройстве на новом месте. Две главные волны алии караимов относятся к 1949–50 гг. и к 1955–56 гг.; большинство караимов прибыло из Египта, меньше — из Ирака и Турции. Общая численность караимов в Израиле в 1970 составляла около семи тысяч человек; наиболее крупными были общины в Рамле (главным образом в близлежащем мошаве Мацлиах, основанном караимами из Египта в 1950 г.) — около трех тысяч, Ашдоде — около тысячи, Офакиме — около шестисот человек. К середине 1980-х годов в Израиле сосредоточилось большинство караимов (около двадцати тысяч). Они проживают главным образом в Рамле (Мацлиах), а также в городах Ашдод, Офаким, Акко, Беер-Шева, Иерусалим, Бат-Ям и в мошаве Раннен. Хотя караимы не имеют статуса особой общины, у них есть свой независимый бет-дин (религиозный суд), в компетенцию которого входит заключение и расторжение браков (раббанитской Галахой и караимским законом браки между караимами и раббанитами не допускаются). Юридический статус караимского бет-дина до сих пор не определен. Попытки придать его решениям законную силу столкнулись с сопротивлением влиятельных религиозных кругов Израиля (Верховный раввинат, Министерство религий). Законопроект о караимском религиозном суде был отвергнут Кнесетом (июнь 1980 г.), несмотря на определенную рекомендацию Высшего суда справедливости придать караимскому бет-дину статус признанного законом религиозного суда. Как и все еврейское население Израиля, караимы подлежат воинской повинности.

22) Каирская гениза.

Каирская гениза — крупнейший архив средневекового еврейства, сохранившийся в генизе синагоги города Фустат(ныне в пределах Каира). Документы, охватывающие более тысячелетия (с конца IX по конец XIX в.), составленыеврейским письмом на арабском, древнееврейском, арамейском, идише и некоторых других языках.

Среди сокровищ «Каирской генизы» — Еврейско-хазарская переписка, Кембриджский документ, Киевское письмо, древние фрагменты Корана и священных текстов иудаизма, а также Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Большую же часть документов составляют повседневные деловые бумаги купцов и ростовщиков. Общее количество листов оценивается в 250 тысяч; в них упоминается до 35 тысяч лиц из Египта, Палестины, Ливана, Сирии, Туниса, Сицилии, Франции, Испании, Марокко, Хорезма, Индии и многих других стран.

Рукописи «Каирской генизы», в отличие от гениз в прочих центрах диаспоры, уцелели благодаря полупустынному климату Фустата. Первым этими документами заинтересовался странствующий раввин Яков Сапир (1822-88), однако внимание широкой научной общественности к каирскому архиву привлёк Соломон Шехтер (англ.)русск. (1847—1915), который вывез из Египта в Кембриджский университет до 140 тысяч документов. Ещё 40 тысяч каирских рукописей осели вЕврейской теологической семинарии (англ.)русск. в Нью-Йорке. Изучение «Каирской генизы» стало делом жизни востоковедаШломо Гойтейна[1].

Библиотека Манчестерского университета, в распоряжении которого находятся 11 тысяч документов «Каирской генизы», в настоящее время реализует проект их перевода в электронную форму и создания интернет-библиотеки каирской генизы. Группа израильских учёных использует компьютерную технологию для сопоставления фрагментов, многие из которых представляют собой обрывки не более дюйма диаметром.[2]





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...